СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит поурочное планирование для 7-х классов (2 часа в неделю), для 9 классов (3 и 4 часа в неделю) базовый  профильный уровень 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс»

39


Приложение № 1

к основной образовательной программе

основного общего образования




РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

к утверждению на заседании

педагогического совета

от «__30___»_августа_____2022г

протокол № _9____


УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ с УИОП № 3»

_____________ О.М.Горохова

Приказ № 332 от 01.09.2022











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по физике

для учащихся 7-9 классов





Составитель:

учитель физики первой

квалификационной категории

Кулагина Мария Владимировна












г. Березники

2022 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по физике для 7 – 9 классов составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012

  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 144-ФЗ от 26.05.2021

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1644 «О внесении изменений в приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 Г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

  6. Изменения в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577)

  7. Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»

  8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345;

  9. ООП ООО МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники Пермского края

  10. Учебный план МАОУ «СОШ с УИОП №3» г. Березники Пермского края

  11. Программа курса физики для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник;

  12. УМК по предмету.

УМК «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

  3. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  4. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

  5. Физика. 7 класс. Тетрадь для лабораторных работ.

  6. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 8 класс»

  1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Физика. Тесты. 8 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

  3. Физика. Дидактические материалы. 8 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  4. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

  5. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 9 класс»

  1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин, Е. М. Гутник).

  2. Физика. Тесты. 9 класс (авторы Н. К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова).

  3. Физика. Дидактические материалы. 9 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  4. Электронное приложение к учебнику.


Реализация данной программы возможна как при очной форме обучения, так и при занятиях с применением электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции педагогических работников и обучающихся в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока осуществляется через:

  • установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

  • применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит обучающихся взаимодействию с другими детьми;

  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

  • организацию помощи мотивированных и эрудированных обучающихся их неуспевающим одноклассникам, что дает обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

  • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.






















Планируемые результаты изучения курса физики


Личностными результатами обучения физике являются:

  1. Гражданское и патриотическое воспитание:

  • Российская гражданская идентичность. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  1. Духовно-нравственное развитие

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

  • Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

  1. Приобщение детей к культурному наследию

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

  1. Физическое развитие и культура здоровья

  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

  1. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

  1. Социально-правовое самоопределение

  • Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

  1. Экологическое воспитание

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметными результатами обучения физике являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение УУД на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа, отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию. и убеждения

Общими предметными результатами обучения физике являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частными предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • понимание и способность объяснять физические явления, как свободное падение, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;

  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоёмкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объёма вытесненной волы, периода колебаний маятника от его длины, объёма газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения , электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца;

  • понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • овладение разнообразными способами выполнения расчётов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности)


Предметные результаты обучения физике по разделам:


Механические явления


Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;

  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;

  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.


Тепловые явления


Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;

  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;

  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Электрические и магнитные явления


Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;

  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;

  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля - Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);

  • приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.





Квантовые явления


Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;

  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;

  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;

  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.


Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;

  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;

  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.


Элементы астрономии


Выпускник научится:

  • различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;

  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.



Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;

  • различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;

  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.







































Содержание курса


7 класс


Физика и физические методы изучения природы.

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

  2. Определение цены деления измерительного прибора

  3. Измерение длины.

  4. Измерение температуры.


Первоначальные сведения о строении вещества.

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа.

  1. Измерение размеров малых тел.


Взаимодействие тел.

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении.

  2. Измерение скорости.

  3. Измерение массы тела на рычажных весах.

  4. Измерение объема твердого тела.

  5. Измерение плотности твердого тела.

  6. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.

  7. Измерение жесткости пружины.

  8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

  9. Определение центра тяжести плоской пластины.


Давление твердых тел, газов, жидкостей.

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Измерение давления твердого тела на опору.

  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


Работа и мощность. Энергия.

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы и опыты.

18. Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


Итоговое повторение


8 класс


Тепловые явления

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

  3. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.


Изменение агрегатных состояний вещества

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Лабораторная работа.

  1. Измерение относительной влажности воздуха.


Электрические явления

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.


Лабораторные работы и опыты.

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  2. Регулирование силы тока реостатом.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Измерение сопротивления.

  5. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.


Электромагнитные явления

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

  1. Сборка электромагнита и испытание его действия.

  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).


Световые явления

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  3. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  4. Получение изображений.


Итоговое повторение


9 класс


Законы взаимодействия и движения тел

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


Механические колебания и волны. Звук.  

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


Электромагнитное поле

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.


Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром. (виртуальная)


Строение и эволюция Вселенной.

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


Итоговое повторение


Формы учебной деятельности обучающихся: парная, групповая, коллективная, индивидуальная.

На уроках используются следующие методы обучения: словесные, демонстрационные, лабораторные, работа с книгой, решение задач, иллюстративные, методы контроля и учета знаний и умений учеников.

Формы контроля: предварительный (диагностический), текущий, тематический, итоговый.



















Критерии и нормы отметок


Оценка ответов обучающихся

Отметка «5» ставиться в том случае, если обучающийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставиться, если ответ обучающегося удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если обучающийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставиться, если обучающийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Отметка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».


Оценка контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и  трех   недочётов,  при   наличии 4   –  5 недочётов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Оценка лабораторных работ

Отметка «5» ставится, если обучающийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два – три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Отметка  «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Отметка «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда.







Критерии оценивания расчетной задачи.

Решение каждой задачи оценивается  (см. таблицу), причем за определенные погрешности оценка снижается.

Качество решения

Оценка

Правильное решение задачи:

получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях;

5

отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины;

задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины.

4

Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями)

Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи.

3

Грубые ошибки в исходных уравнениях.

2


Перечень ошибок:

  1. Грубые ошибки.

  • Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  • Неумение выделять в ответе главное.

  • Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  • Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  • Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  • Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  • Неумение определить показания измерительного прибора.        

Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

  1. Негрубые ошибки.

  • Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  • Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  • Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  • Нерациональный выбор хода решения.


  1. Недочеты.

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  • Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  • Орфографические и пунктуационные ошибки




































Перечень учебно-методического обеспечения

Программа курса физики для 7—9 классов образовательных организаций (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 7 класс»

  1. Физика. 7 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Сборник  задач по физике  7—9 классы (автор А. В. Перышкин).

  3. Тесты по физике. 7-9  класс (авторА.В. Волков).

  4. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы

А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  1. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 8 класс»

  1. Физика. 8 класс. Учебник (автор А. В. Перышкин).

  2. Сборник  задач по физике  7—9 классы (автор А. В. Перышкин).

  3. Тесты по физике. 7-9  класс (авторА.В. Волков).

  4. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы

А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  1. Электронное приложение к учебнику.

УМК «Физика. 9 класс»

  1. Физика. 9 класс. Учебник (авторы А. В. Перышкин,

Е. М. Гутник).

  1. Сборник  задач по физике  7—9 классы (автор А. В. Перышкин).

  2. Тесты по физике. 7-9  класс (авторА.В. Волков).

  3. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы

А. Е. Марон, Е. А. Марон).

  1. Электронное приложение к учебнику.


Электронные учебные издания

  1. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7—11 классы (под редакцией Н. К. Ханнанова).

  2. Лабораторные работы по физике. 7 класс (виртуальная физическая лаборатория).

  3. Лабораторные работы по физике. 8 класс (виртуальная физическая лаборатория).

  4. Лабораторные работы по физике. 9 класс (виртуальная физическая лаборатория).










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Физика

7б, 7в, 7г классы

2 часа в неделю, 34 учебные недели (68 часов)


урока

Тема урока

План

Факт



Введение. 4 ч.


04.09

1

Что изучает физика. Физические термины.


 



2

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.


 



3

Точность и погрешность измерений. Физика и техника.





4

Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора». Решение задач на определение цены деления измерительных приборов.


 



Первоначальные сведения о строении вещества. 6 ч.


18.09

5

Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение.


 



6

Лабораторная работа № 2: «Измерение размеров малых тел».


 



7

Движение молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.


 



8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.


 



9

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел. жидкостей и газов.


 



10

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Контрольная работа.№ 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».


 



Взаимодействие тел. 21 ч.


09.10

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.


 



12

Скорость. Единицы скорости.


 



13

Расчет пути и времени движения.


 



14

Решение задач на расчет пути и времени движения.


 



15

Инерции. Взаимодействие тел.


 



16

Масса тела. Единицы массы.


 



17

Лабораторная работа № 3: «Измерение массы тела на рычажных весах».


 



18

Лабораторная работа № 4: «Измерение объема тела».


 



19

Плотность вещества.


 



20

Лабораторная работа № 5: «Определение плотности вещества твердого тела».


 



21

Расчет массы и объема тела по его плотности.


 



22

Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности.


 



23

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.


 



24

Сила упругости. Закон Гука.


 



25

Вес тела. Решение задач на расчет силы тяжести, силы упругости и веса тела.


 



26

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр.


 



27

Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».


 



28

Лабораторная работа № 7: «Измерение силы трения с помощью динамометра»


 



29

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Повторение и обобщение по теме «Взаимодействие тел». Подготовка к контрольной работе № 2.


 



30

Контрольная работа № 2 по теме «Взаимодействие тел».





31

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.


 



Давление твердых тел, жидкостей и газов. 24 ч.


28.12

32

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.


 



33

Решение задач на расчет давления.


 



34

Давление газа.


 



35

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.


 



36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.


 



37

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.


 



38

Сообщающиеся сосуды.


 



39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.


 



40

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.


 



41

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.


 



42

Манометры. Решение задач на знание правила сообщающихся сосудов, на измерение атмосферного давления.


 



43

Поршневой жидкостный нанос. Гидравлический пресс.


 



44

Повторение и обобщение темы «Давление твердых тел. жидкостей и газов». Решение задач. Подготовка к контрольной работе № 3.


 



45

Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».


 



46

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.


 



47

Архимедова сила.


 



48

Решение задач на расчет архимедовой силы.


 



49

Лабораторная работа №8: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».


 



50

Плавание тел.


 



51

Лабораторная работа № 9: «Выяснение условия плавания тела в жидкости».


 



52

Решение задач на определение условий плавания тел. Проверочная работа.


 



53

Плавание судов. Решение задач.


 



54

Воздухоплавание. Решение задач.


 



55

Решение задач по темам «Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание».


 



Работа и мощность. 10 ч.


12.04

56

Механическая работа.


 



57

Мощность. Единицы измерения мощности.


 



58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.


 



59

Лабораторная работа №10: «Выяснение условия равновесия рычага». Рычаги в технике, быту и природе.


 



60

Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.


 



61

Решение задач на «золотое правило» механики.


 



62

Коэффициент полезного действия. Решение задач на расчет КПД.


 



63

Лабораторная работа № 11: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».


 



64

Повторение и обобщение материала 7 класса


 



65

Итоговая контрольная работа


 



66

-

68

Резерв (повторение) 3 ч.


 

 
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Физика

9а, 9б классы

4 часа в неделю, 34 учебные недели (136 часов)

урока

Тема урока

План

Факт

Кинематика. 16 ч.

1

Материальная точка. Система отсчета



2

Перемещение



3

Определение координаты движущегося тела



4

Перемещение при прямолинейном и равномерном движении



5

Решение задач на прямолинейное равномерное движение



6

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение



7

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости



8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении



9

Решение задач на равноускоренное движение (аналитическое и графическое представление движения).



10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости



11

Решение задач на перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости



12

Лабораторная работа № 1 «Исследование

равноускоренного движения без начальной скорости»



13

Решение задач по теме «Кинематики»



14

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»



15

Анализ результатов контрольной работы № 1 по теме «Кинематика»



16

Решение задач ОГЭ по теме «Основы кинематики». Открытый банк заданий.



Динамика. 29 ч.

17

Относительность движения



18

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона



19

Второй закон Ньютона



20

Решение задач на второй закон Ньютона



21

Практикум по решению задач на второй закон Ньютона



22

Третий закон Ньютона



23

Решение задач на законы Ньютона



24

Свободное падение тел



25

Решение задач на свободное падение тел



26

Практикум по решению задач на свободное падение тел.



27

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость



28

Лабораторная работа № 2 «Исследование свободного падения»



29

Решение задач на свободное падение тел и движение тел, брошенных вертикально вверх.



30

Закон всемирного тяготения



31

Решение задач на закон всемирного тяготения



32

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах



33

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью



34

Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью



35

Импульс тела. Закон сохранения импульса



36

Решение задач на закон сохранения импульса



37

Самостоятельная работа по теме «Закон сохранения импульса»



38

Реактивное движение. Ракеты.



39

Вывод закона сохранения механической энергии



40

Решение задач на закон сохранения энергии



41

Решение задач на законы сохранения в механике



42

Повторение темы «Динамика»



43

Контрольная работа №2 по теме «Динамика»



44

Анализ результатов контрольной работы № 2 по теме «Законы движения и взаимодействия тел»



45

Решение задач ОГЭ по теме «Основы динамики». Открытый банк заданий.



Механические колебания и волны. Звук. 18 ч.

46

Колебательное движение. Свободные колебания



47

Величины, характеризующие колебательное движение



48

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости период колебаний пружинного маятника от его массы груза и жёсткости пружины»



49

Решение задач на расчёт величин, характеризующих колебательное движение



50

Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити»



51

Затухающие колебания. Вынужденные колебания



52

Резонанс



53

Распространение колебаний в среде. Волны.



54

Длина волны. Скорость распространения волн.



55

Решение задач на расчёт длины и скорости волны



56

Источники звука. Звуковые колебания .



57

Высота, тембр и громкость звука.



58

Распространение звука. Звуковые волны .



59

Повторение темы «Механические колебания и волны. Звук».



60

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»



61

Анализ результатов контрольной работы



62

Решение задач ОГЭ по теме «Механические колебания. Звук». Открытый банк заданий.



63

Отражение звука. Звуковой резонанс.



Электромагнитное поле 21 ч.

64

Магнитное поле.



65

Направление тока и направление линий его магнитного поля.



66

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.



67

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.



68

Решение задач на формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l



69

Явление электромагнитной индукции.



70

Лабораторная работа № 5 «Изучение явления электромагнитной индукции»



71

Направление индукционного тока. Правило Ленца.



72

Явление самоиндукции.



73

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.



74

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны



75

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний



76

Решение задач на формулу Томсона.



77

Принципы радиосвязи и телевидения.



78

Электромагнитная природа света.



79

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.



80

Типы оптических спектров.

Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»



81

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров



82

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»



83

Анализ результатов контрольной работы



84

Решение задач ОГЭ по теме «Электромагнитное поле». Открытый банк заданий.




Строение атома и атомного ядра. 23 ч.

85

Радиоактивность. Модели атомов



86

Радиоактивные превращения атомных ядер



87

Экспериментальные методы исследования частиц.

Лабораторная работа № 7«Измерение естественного радиационного фона дозиметром»



88

Открытие протона и нейтрона



89

Решение задач на законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций



90

Состав атомного ядра. Ядерные силы



91

Энергия связи. Дефект масс



92

Деление ядер урана. Цепная реакция .



93

Лабораторная работа № 8 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»



94

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика



95

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада



96

Термоядерная реакция



97

Решение задач по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»



98

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»



99

Анализ результатов контрольной работы



100

Решение задач.



101

Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона».



102

Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»



103

Решение задач ОГЭ по теме «»Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». Открытый банк заданий.



104

Обобщающий урок за курс физики 9 класса



105

Итоговая контрольная работа за курс основной школы



106

Анализ контрольной работы



107

Работа над групповыми проектами по физике



Строение и эволюция Вселенной. 6 ч.

108

Состав, строение и происхождение Солнечной системы



109

Большие тела Солнечной системы



110

Малые тела Солнечной системы



111

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд



112

Строение и эволюция Вселенной



113

Самостоятельная работа по теме «Строение и эволюция Вселенной»



Повторение. 23 ч.

114-117

Повторение. Механические явления



118-121

Повторение. Гидродинамика



122-125

Повторение. Молекулярная физика и термодинамика



126-129

Повторение. Электрические явления



130-133

Повторение. Квантовые явления



134-136

Резерв (обобщение материала)
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Физика

9в, 9г классы

3 часа в неделю, 34 учебные недели (102 часа)





урока

Тема урока

План

Факт

Кинематика. 15 ч.

1

Материальная точка. Система отсчета



2

Перемещение



3

Определение координаты движущегося тела



4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении



5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение



6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости



7

Решение задач



8

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении



9

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости



10

Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»



11

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение



12

Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении



13

Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение



14

Повторение и обобщение материала по теме "Равномерное и равноускоренное движение"



15

Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика»



Динамика. Законы сохранения в механике. 19 ч.

16

Анализ контрольной работы. Относительность движения



17

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона



18

Второй закон Ньютона



19

Третий закон Ньютона



20

Свободное падение тел



21

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость



22

Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения»



23

Закон всемирного тяготения



24

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах



25

Прямолинейное и криволинейное движение.



26

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью



27

Решение задач по кинематике на равномерное движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью



28

Искусственные спутники Земли



29

Импульс тела



30

Закон сохранения импульса



31

Реактивное движение. Ракеты



32

Решение задач на реактивное движение, на закон сохранения импульса



33

Вывод закона сохранения механической энергии



34

Контрольная работа № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике»



Механические колебания и волны. Звук. 15 ч.

35

Анализ контрольной работы. Колебательное движение



36

Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник



37

Величины, характеризующие колебательное движение



38

Гармонические колебания



39

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины»



40

Затухающие колебания. Вынужденные колебания



41

Резонанс



42

Распространение колебаний в среде. Волны



43

Длина волны. Скорость распространения волн



44

Источники звука. Звуковые колебания



45

Высота, тембр и громкость звука



46

Распространение звука. Звуковые волны



47

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс



48

Решение задач на механические колебания и волны



49

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»



Электромагнитное поле. 25 ч.

50

Анализ контрольной работы. Магнитное поле и его графическое изображение



51

Однородное и неоднородное магнитные поля



52

Направление тока и направление линий его магнитного поля



53

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки



54

Индукция магнитного поля



55

Магнитный поток



56

Явление электромагнитной индукции



57

Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»



58

Направление индукционного тока. Правило Ленца



59

Явление самоиндукции



60

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор



61

Электромагнитное поле



62

Электромагнитные волны



63

Конденсатор



64

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний



65

Принципы радиосвязи и телевидения



66

Электромагнитная природа света



67

Преломление света. Физический смысл показателя преломления



68

Дисперсия света. Цвета тел



69

Спектроскоп и спектрограф



70

Типы оптических спектров



71

Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»



72

Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров



73

Решение задач на электромагнитные колебания и волны



74

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле»



Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. 20 ч.

75

Анализ контрольной работы. Радиоактивность



76

Модели атомов



77

Радиоактивные превращения атомных ядер



78

Экспериментальные методы исследования частиц



79

Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»



80

Открытие протона и нейтрона



81

Состав атомного ядра. Ядерные силы



82

Энергия связи. Дефект масс



83

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер



84

Деление ядер урана. Цепная реакция



85

Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»



86

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию



87

Атомная энергетика



88

Биологическое действие радиации



89

Закон радиоактивного распада



90

Термоядерная реакция. Лабораторная работа № 8 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»



91

Элементарные частицы. Античастицы



92

Промежуточная аттестация: Итоговая контрольная работа



93

Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада



94

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»



Строение и эволюция Вселенной. 5 ч.

95

Анализ контрольной работы. Состав, строение и происхождение Солнечной системы



96

Большие планеты Солнечной системы



97

Малые тела Солнечной системы



98

Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд



99

Строение и эволюция Вселенной



100

-

102

Резерв (повторение) 3 ч.