Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Комсомольская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол заседания Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
методического совета _______________Е.Г.Горбикова Комсомольская СОШ
МБОУ
Комсомольская СОШ __________2019 г. ________ Л.А.Лымарева
от ____ № Приказ от_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ФИЗИКЕ
Уровень основного общего образования: 7 класс
Количество часов
По плану: 70
Фактических: 69
Учитель: Плетнёв Александр Андреевич
Первая категория
Учебный год: 2019 -2020 г.
с. Тюльпаны
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Перышкина «Физика» 7-9 классы.- Москва: Дрофа, 2017г.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе 70 часов из расчета 2 ч в неделю (35 недель).
Согласно годового календарного графика МБОУ Комсомольской СОШ на 2019-2020 учебный год программа 7 класса рассчитана на 35 недель-69 часов (праздничный день: 05.05.2020) . Выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем из раздела «Повторение».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В программе по физике для 7- 9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
1. Введение (5 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
3. Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
5. Работа и мощность. Энергия (16 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия.
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | 1 | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. | 03.09.2019 | |
2 | 2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. | 05.09.2019 | |
3 | 3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | 10.09.2019 | |
4 | 4 | Физика и техника. | 12.09.2019 | |
5 | 5 | Строение вещества. Молекулы. | 17.09.2019 | |
6 | 6 | Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | 19.09.2019 | |
7 | 7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | 24.09.2019 | |
8 | 8 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 26.09.2019 | |
9 | 9 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | 01.10.2019 | |
10 | 10 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | 03.10.2019 | |
11 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | 08.10.2019 | |
12 | 2 | Скорость. Единицы скорости. | 10.10.2019 | |
13 | 3 | Расчет пути и времени движения. Решение задач. | 15.10.2019 | |
14 | 4 | Явление инерции. Решение задач. | 17.10.2019 | |
15 | 5 | Контрольная работа | 22.10.2019 | |
16 | 6 | Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на рычажных весах. | 24.10.2019 | |
17 | 7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 05.11.2019 | |
18 | 8 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | 07.11.2019 | |
19 | 9 | Плотность вещества. | 12.11.2019 | |
20 | 10 | Лабораторная работа № 5 «Определение плотности вещества твердого тела». | 14.11.2019 | |
21 | 11 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 19.11.2019 | |
22 | 12 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 21.11.2019 | |
23 | 13 | Контрольная работа № 1 | 26.11.2019 | |
24 | 14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 28.11.2019 | |
25 | 15 | Сила упругости. Закон Гука. | 03.12.2019 | |
26 | 16 | Вес тела. Решение задач. | 05.12.2019 | |
27 | 17 | Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | 10.12.2019 | |
28 | 18 | Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 12.12.2019 | |
29 | 19 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | 17.12.2019 | |
30 | 20 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | 19.12.2019 | |
31 | 21 | Решение задач. Трение в природе и технике. | 24.12.2019 | |
32 | 22 | Трение в природе и технике. | 26.12.2019 | |
33 | 1 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | 14.01.2020 | |
34 | 2 | Давление газа. | 16.01.2020 | |
35 | 3 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 21.01.2020 | |
36 | 4 | Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | 23.01.2020 | |
37 | 5 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 28.01.2020 | |
38 | 6 | Решение задач. | 30.01.2020 | |
39 | 7 | Решение задач. | 04.02.2020 | |
40 | 8 | Сообщающиеся сосуды. | 06.02.2020 | |
41 | 9 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | 11.02.2020 | |
42 | 10 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 13.02.2020 | |
43 | 11 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | 18.02.2020 | |
44 | 12 | Решение задач | 20.02.2020 | |
45 | 13 | Манометры. | 25.02.2020 | |
46 | 14 | Поршневой жидкостный насос. | 27.02.2020 | |
47 | 15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 03.03.2020 | |
48 | 16 | Архимедова сила | 05.03.2020 | |
49 | 17 | Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 10.03.2020 | |
50 | 18 | Плавание тел | 12.03.2020 | |
51 | 19 | Решение задач | 17.03.2020 | |
52 | 20 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | 19.03.2020 | |
53 | 21 | Плавание судов | 31.03.2020 | |
54 | 22 | Воздухоплавание | 02.04.2020 | |
55 | 23 | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 07.04.2020 | |
56 | 24 | Контрольная работа № 5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 09.04.2020 | |
57 | 1 | Механическая работа | 14.04.2020 | |
58 | 2 | Мощность | 16.04.2020 | |
59 | 3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | 21.04.2020 | |
60 | 4 | Момент силы | 23.04.2020 | |
61 | 5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» | 28.04.2020 | |
62 | 6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | 30.04.2020 | |
63 | 7 | Решение задач | 07.05.2020 | |
64 | 8 | Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа № 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 12.05.2020 | |
65 | 9 | Решение задач | 14.05.2020 | |
66 | 10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Кратковременная контрольная работа № 6 «Работа и мощность» | 19.05.2020 | |
67 | 11 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | 21.05.2020 | |
68 | 12 | Повторение | 26.05.2020 | |
69 | 13 | Повторение | 28.05.2020 | |