муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самовецкая средняя общеобразовательная школа»
Эртильского муниципального района Воронежской области
Принята на педсовете Протокол от « » 2017г № | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Е. А. Попова | «Утверждаю» Директор школы Е. И. Жукова Приказ№ от « » 2017 г. |
Рабочая программа
учебного предмета физики в 9 классе
учителя Агарковой Н. А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы(авторы Е.М. Гутник , А.В. Перышкин-Физика 7-9 классы) Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся основной школы достаточно щирокое представление о физической картине мира.
Целями изучения физики в 9 классе являются:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание смысла основных научных понятий и законов физики и взаимосвязи между ними;
- формирование представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирический установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В курсе 9 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел ,механической колебание и волны,звук, электромагнитное поле,строение атома и атомного ядра,использование энергии атомных ядер.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки щкольной программы по элементарной физике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Учебно-методический комплект:
1.Учебник А.В. Перышкин , Е.М. Гутник «Физика.9 класс», Москва, Дрофа 2007 г.
2. Рабочая тетрадь по физике:9 класс. Р. Д. Минькова, В.В. Иванова. М.:Издательство «Экзамен».
3. Тетрадь для лабораторных работ по физике. Р. Д. Минькова, В.В. Иванова. М.:Издательство «Экзамен».
На изучение курса физики по предлагаемой программе отводится 70 часов за учебный год (2 часа в неделю). В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:
- знаний основ современных физических теорий (понятий,теоретических моделей,законов,эксперементальных результатов) ;
- систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
- выдвижение гипотез,планирование эксперимента или его моделирования:
- оценки достоверности естественно-научной информации,возможности ее практического использования.
Учебный процесс предусматривается формирование у школников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений,универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию современных педагогических технологий, самостоятельной и групповой работы учащихся,применению ИКТ и т.д.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществлять при выполнении контрольных работ,состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчета задач.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения физики ученик 9 класса должен
знать/понимать:
-смысл понятий:физическое явление,физический закон ,взаимодействие,электрическое поле,магнитное поле, волна,атом,атомное ядро.
- смысл величин: путь,скорость, ускорение,импульс,кинетическая энергия, потенциальная энергия.
-смысл физических законов: Ньютона,всемирного тяготения,сохранения импульса и механической энергии
Уметь: -описывать и объяснять физические явления:равномерное прямолинейное движение,равноускоренное пряиолинейное движение,механические колебания и волны,действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитную. Индукцию
- использовать физические приборы для измерения физических величин:расстояния,промежутка времени.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц,графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: путь от времени ,периода колебаний от длины нити маятника.
-выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
-приводить примеры практического использования физических знаний о мехенических,электромагнитных и квантовых представлений
-решать задачи на применение изученных законов,использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса:
ПК, учебная и учебно-методическая литература.
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
1.Сборник задач по физику. В.И. Лукашик .
2. Тетрадь для лабораторных работ по физике. Р. Д. Минькова, В.В. Иванова. М.:Издательство «Экзамен».
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике.
Учебник А.В. Перышкин , Е.М. Гутник «Физика.9 класс», Москва, Дрофа.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Приме- чание |
Лаборатор- ных и практических работ | Контрольных и диагностических материалов | Экс- кур- сий |
Конт. работ | Тес- тов | Диктан- тов | |
1 | Законы взаимодействия и движения тел. | 27 | 1 | 1 | | | | |
2 | Механические колебания и волны. | 11 | 2 | 1 | | | | |
3 | Электромагнитное поле. | 12 | 1 | 1 | | | | |
4 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 17 | 2 | 1 | | | | |
5 | Резерв. | 3 | | | | | | |
| Всего | 70 | 6 | 4 | | | | |
Поурочное планирование.
№ | Тема урока | Планируемая дата | Фактическая дата | Примечание |
1 | Законы взаимодействия и движения тел.(27 ч). Материальная точка.Система отсчета.Перемещение. | | | |
2 | Определение координат движущегося тела. | | | |
3 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. | | | |
4 | Прямолинейное равноускоренное движение.Ускорение. | | | |
5 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения.График скорости. | | | |
6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | | | |
7 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | | | |
8 | Решение задач. | | | |
9 | Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | | | |
10 | Относительность движения. | | | |
11 | Инерциальные системы отсчета.Первый закон Ньютона. | | | |
12 | Второй закон Ньютона. | | | |
13 | Третий закон Ньютона. | | | |
14 | Решение задач. | | | |
15 | Свободное падение тел. | | | |
16 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | | | |
17 | Закон всемирного тяготения. | | | |
18 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | | | |
19 | Решение задач. | | | |
20 | Прямолинейное и криволинейное движение.(Открытие планет Нептун и Плутон). | | | |
21 | Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | | | |
22 | Искусственные спутники Земли. | | | |
23 | Импульс тела. | | | |
24 | Закон сохранения импульса. | | | |
25 | Реактивное движение.Ракеты. | | | |
26 | Решение задач. | | | |
27 | Контрольная работа по теме: «Законы взаимодействия и движения тел». | | | |
28 | Механические колебания и волны.Звук.(11 ч). Колебательное движение.Свободные колебания.Маятник. | | | |
29 | Величины, характеризующие колебательное движение. Лабораторная работа №2. «Измерение ускорения свободного падения». | | | |
30 | Гармонические колебания. | | | |
31 | Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости периода и частоты свободного колебания маятника от его длины». | | | |
32 | Превращение энергии при колебательном движении.Вынужденные и затухающие колебания. | | | |
33 | Резонанс.Распространение колебаний в среде.волны.Продольные и поперечные волны. | | | |
34 | Длина волны.Скорость распространения.источник звука.Тембр. | | | |
35 | Громкость, скорость, отражение звука.Эхо. | | | |
36 | Звуковой резонанс.Интерференция звука. | | | |
37 | Решение задач. | | | |
38 | Контрольная работа по теме: «Механические колебания». | | | |
39 | Электромагнитные явления.(12 ч). Магнитное поле.Неоднородное и однородное магнитное поле. | | | |
40 | Направление тока и направление его магнитного поля. | | | |
41 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.Правило левой руки. | | | |
42 | Индукция магнитного поля. | | | |
43 | Решение задач. | | | |
44 | Магнитный поток.Явление ЭМИ.Самоиндукция. | | | |
45 | Лабораторная работа №4. «Изучение явления ЭМИ». | | | |
46 | Получение и передача переменного электрического тока.Трансформатор. | | | |
47 | Электромагнитное поле и волны. Конденсатор. | | | |
48 | Интерференция света.Электромагнитная природа света. | | | |
49 | Решение задач. | | | |
50 | Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления». | | | |
51 | Строение атома и атомного ядра.(14 ч). Радиоактивность.Модели атомов.опыт Резерфорда. | | | |
52 | Радиоактивные превращения атомов ядер. | | | |
53 | Экспориментальные методы исследования частиц.Открытие протона и нейтрона. | | | |
54 | Состав атомного ядра.Массовое число.Зарядовое число. | | | |
55 | Изотопы.Альфа- и Бета- распад.Правило смещения. | | | |
56 | Ядерные силы.Энергия связи.Дефект масс. | | | |
57 | Деление ядер урана.цепная реакция. | | | |
58 | Лабораторная работа №5. «Изучение деления ядер урана». | | | |
59 | Ядерный реактор.Преобразование внутренней энергии в электроэнергию. | | | |
60 | Атомная энергетика. | | | |
61 | Биологическое действие радиации. | | | |
62 | Решение задач. | | | |
63 | Получение и применение радиоактивных изотопов. | | | |
64 | Термоядерная реация. | | | |
65 | Элементарные частицы.Античастицы. Лабораторная работа №6. «изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | | | |
66 | Решение задач.Повторительно-обобщающий урок. | | | |
67 | Контрольная работа по теме: «Строение атома и атомного ядра». | | | |
68 | Резерв. | | | |
69 | Резерв. | | | |
70 | Резерв. | | | |