СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по курсу географии 5-9 класс. Содержит: планируемые результаты обучения, содержание учебного курса, тематическое планирование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ «ВОРОНЕЖСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС им. А.П. КИСЕЛЕВА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора поУВР Директор МБОУЛ
«ВУВК им. А.П. Киселёва» «ВУВК им. А.П. Киселёва»
______________________ ___________ Г.В. Путинцева
«____» _____________2021г. «____» _____________2021г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
естественнонаучного цикла
протокол от _______ № ____
Руководитель МО
_________________________
«____» ____________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет «География»
5-9 классы
Учитель: Пономарева Е.В., Акопян М.В.
2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа по географии (5-9 классы) составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 (в действующей редакции);
2. Основной образовательной программе основного общего образования МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»;
3. Примерных рабочих программ по учебникам А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А. Таможняя, М.; Вентана-Граф, курса «География» 5-9 классы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
5 класс
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
6 класс
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи
компьютерных программ.
7 класс
Выпускник научится:
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях
природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
остоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.
8 класс
Выпускник научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности
природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
9 класс
Выпускник научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов;
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации, гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем, развития хозяйства России;
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России;
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
Содержание учебного предмета
5 класс
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей
РАЗДЕЛ I. Земля как планета Солнечной системы (4 часа)
Тема 1. Планета Земля (4 часа)
Земля — одна из планет Солнечной системы. Первые представления о форме и размерах Земли. Основные этапы познания поверхности планеты.
РАЗДЕЛ II. ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ. (29 часов)
Тема 1. Внутреннее строение Земли (9 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Тема 2. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Тема 3. Водная оболочка Земли (8 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Тема 4. Биосфера (6 часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении.
Резервное время – 1 час
6 класс
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ (5 часов)
Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Развитие географии в средние века. Великие географические открытия. Современные географические исследования.
РАЗДЕЛ II. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (13 часов)
Тема 1. План местности (6 часов)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Тема 2.Глобус и географическая карт - модели земной поверхности» (7 часов)
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.
Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
РАЗДЕЛ III. ГЕОСФЕРЫ ЗЕМЛИ. (17 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов)
Литосфера – каменная оболочка Земли. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека. Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Тема 2. Атмосфера (7 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха.
Тема 3. Гидросфера (3 часа)
Гидросфера, ее состав. Мировой океан и его части. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные).
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств.
Тема 4. Биосфера и почвенный покров (1 час)
Биосфера, ее границы. Почва и её образование. Плодородие почв. Почвенный покров — особая оболочка Земли. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
Тема 5. Географическая оболочка Земли (1 час)
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природные и природно-хозяйственные комплексы.
7 класс
Введение (1 час)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Страноведческие описания. Географическая культура человека.
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире.
Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Заполнение «белых пятен» на карте.
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы на картах, способы их изображения. Решение задач по карте.
РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ЗЕМЛИ (3 часа)
Тема 1. Геологическая история Земли (1 час)
Геологическая история Земли. Развитие земной коры. Понятие « географическое положение».
Тема 2. Географическая среда и человек (2 часа)
Географическая оболочка (ГО). Понятие «географическая среда». Географическая среда и человек. Пространственная неоднородность географической оболочки и её причины. Природные комплексы. Зональные и незональные природные комплексы (ПК) суши и океана. Понятие «природная зона», «широтная зональность» и «высотная поясность».
РАЗДЕЛ II. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (5 часов)
Освоение Земли человеком. Территории наиболее древнего освоения человеком. Изменения численности населения во времени. Перепись населения. Причины влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Миграции. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, удалённости от океанов. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях.
Человеческие расы и этносы. Существенные признаки понятия «народ». Карта народов мира. Миграции этносов. География народов и языков. Языковые семьи. Страны мира и их население.
Мировые и национальные религии, их география. Материальная и духовная культура народа. Памятники культурного наследия.
РАЗДЕЛ III. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (15 часов)
Тема 1. Рельеф Земли (3 часа)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения. Внутренние и внешние оболочки Земли. Литосфера и рельеф Земли, гипотезы и теории происхождения и эволюции литосферы (А. Вегенер, глобальная тектоника литосферных плит и другие современные теории). Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Различие форм рельефа по величине и происхождению. Внутренние и внешние рельефообразующие процессы. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Тема 2. Климаты Земли (3 часа)
Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Тема 3. Вода на Земле (3 часа)
Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в Океане. Льды. Взаимодействие Океана с атмосферой и сушей. Перераспределение тепла и влаги между сушей и океанами.
Тема 4. Природные зоны (2 часа)
Природная зона. Географическое положение каждой из зон. Особенности природы трёх зон: климат, зональные типы почв, типичные растения и животные. Приспособление организмов к среде обитания. Возможности для развития хозяйства. Необходимость охраны природных зон. Географическое положение зон. Причины наличия в субтропических поясах нескольких природных зон. Своеобразие природы средиземноморских вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников, переменно влажных (муссонных) лесов и субтропических полупустынь и пустынь.
Тема 5. Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны
(2 часа)
Самые крупные природные комплексы Земли — материки и океаны. Понятие «материк», два ряда материков. Общие черты природы южных материков. Человек на южных материках. Степень антропогенного изменения природы южных материков. Общие черты географического положения и природы северных материков. Особенности состава населения. Антропогенные комплексы на материках.
Тема 6.Океаны (2 часа)
Географическое положение и особенности природы каждого из океанов. Природные богатства океанов. Основные виды хозяйственной деятельности в океанах. Охрана океанов от загрязнения.
РАЗДЕЛ IV. КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ (42 часа)
Тема 1. Африка (7 часов)
История исследования материка. Географическое положение размеры, очертания и омывающие континент океаны. Природа. Особенности природы, преобладание равнин; гор, нагорья.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климатов материка. Климатические пояс и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость с рельефа и климата. Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материк Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (страны: Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Конго), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Путешествие по крупным регионам материка. Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона; их географическое положение, планировка, внешний облик.
Тема 2. Австралия и Океания (3 часа)
История открытия и исследования Австралии. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, своеобразие растительного и животного мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии, его состав, размещение. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралийский Союз — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной и Западной, в Восточной Австралии). Столица и крупные города, их географическое положение, планировка и внешний облик.
Океания. Из истории открытия и исследования Океании. Географическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 3. Южная Америка (7 часов)
История открытия и исследования материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Природа. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы: Восточная часть и Андийская область. Страны Латинской Америки.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран, их географическое положение, окружающий ландшафт, внешний облик.
Тема 4. Антарктида (2 часа)
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Современные исследования материка.
Тема 5. Северная Америка (6 часов)
Открытие и исследование материка. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Природа. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Крупные регионы континента: северная и средняя часть материка; Средняя Америка и острова Карибского моря.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского моря). Разнообразие природы стран континента, население и его хозяйственная деятельность, особенности материальной и духовной культуры народов изучаемых стран. Крупные города, столицы, их географическое положение, планировка, внешний облик.
Тема 6. Евразия (17 часов)
Отечественные имена на карте Евразии. Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы зон континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии, малые народы. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города (в том числе столицы), их географическое положение, планировка, внешний облик.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Беларусь, Молдова.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.).
Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия: Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия: Китай, Япония.
Южная Азия: Индия.
Юго-Восточная Азия: Индонезия.
РАЗДЕЛ V. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (2 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. А. А. Григорьев - создатель учения о географической оболочке. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Закономерности развития географической оболочки. А. Л. Чижевский о зависимости развития природы от циклов активности Солнца.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география: превращение описательной науки в преобразовательную. Роль географии в рациональном использовании природы.
Новейшие методы (в том числе космические) исследования природы на Земле и за ее пределами.
Резервное время – 2 часа
8 класс
РАЗДЕЛ 1. Особенности географического положения и формирование государственной территории России (15 часов)
Тема 1: Географическое положение России (10 часов)
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы и административно-территориальное устройство России. Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Тема 2. История освоения и изучения территории России (5 часов)
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Географические открытия XVIII в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в XX веке. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.
Раздел 2. Природа России (39 часов)
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы
(8 часов)
Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта.
Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Минеральные ресурсы страны и проблема их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 часов)
Факторы формирования климата на территории страны. Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Опасные и неблагоприятные климатические явления.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
Состав внутренних вод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России.
Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Зависимость рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек.
Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Стихийные явления, связанные с водами.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)
Почва как особое природное образование. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв, мелиорация.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)
Растительный покров России, карта растительности.
Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Тема 6. Природные различия на территории России (11 часов)
Природно-территориальные комплексы на территории России как результат длительного развития географической оболочки Земли. Физико-географическое районирование территории России. Наиболее крупные природные районы.Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность её компонентов.Характеристика природных зон: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь субтропиков. Хозяйственная деятельность человека и экологические проблемы в каждой из природных зон.
Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного наследия на территории России.
Раздел 3. Население России (10 часов)
Человеческий потенциал – главное богатство страны.
Численность населения России, её динамика. Естественный прирост и факторы, влияющие на его изменения. Половой и возрастной состав населения. Демографические проблемы России. Народы России. Основные языковые семьи и группы, их размещение. Культурно-исторические особенности народов России. Разнообразие религиозного состава населения и география основных религий на территории страны. Межнациональные проблемы и их география. Особенности урбанизации России. Крупнейшие города и городские агломерации, их типы, роль в жизни страны. Социально-экономические и экологические проблемы в крупнейших городах. Географические особенности расселения сельского населения. Влияние природных условий на типы сельских поселений. Современные социальные проблемы малых городов и сёл.
Трудовые ресурсы. Роль экономически активного населения в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Проблема занятости населения и пути её решения.
Раздел 4. Природный фактор в развитии России (2 часа)
Влияние природной среды на развитие общества. Природные ресурсы
(2 часа)
Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде. Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Экологическая ситуация в России.
Резервное время – 4 часа.
9 класс
Раздел I «Хозяйство России» (3 часов)
Тема «Общая характеристика хозяйства России» (3 часа)
Современное хозяйство России, его задачи. Понятия «хозяйство страны», «отрасль», «отраслевая структура хозяйства». Особенности отраслевой структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Функциональная структура хозяйства, понятие «межотраслевой комплекс» (МОК). Условия и факторы размещения предприятий.
Понятие «территориальная структура хозяйства». Особенности территориальной структуры хозяйства России. Исторические особенности формирования хозяйства России. Проявление цикличности развития хозяйства, изменения в отраслевой и территориальной структуре хозяйства
Раздел II «География отраслей и межотраслевых комплексов»(24 часа)
Тема «Топливно-энергетический комплекс» (4 часа)
Состав, место и значение ТЭК в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Топливно-энергетические ресурсы. Понятие «топливно-энергетический баланс». Диспропорции в размещении основных топливных баз и районов потребления энергии. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов. Общая характеристика электроэнергетики. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.
Тема «Металлургический комплекс» (3 часа)
Конструкционные материалы.
Состав, место и значение металлургического комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Основные факторы размещения предприятий и главные металлургические базы страны. Чёрная металлургия. Обеспеченность сырьём.
Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. Традиционная и новая технологии получения проката. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия: отраслевой состав и значение отрасли. Факторы размещения предприятий.
Основные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды
Тема «Химико-лесной комплекс» (3 часа)
Состав, место и значение комплекса в экономике страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Роль химической промышленности в составе комплекса.
Отраслевой состав химической промышленности и факторы размещения предприятий.
География химической промышленности. Лесные ресурсы России и их размещение по территории страны.
Отраслевой состав лесной промышленности.
Факторы размещения предприятий. Лесопромышленные комплексы. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химико-лесной комплекс и окружающая среда.
Тема «Машиностроительный комплекс» (3 часа )
Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий машиностроительного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Значение и место ОПК в хозяйстве страны. Отраслевой состав ОПК и особенности размещения предприятий основных отраслей. Основные районы и центры размещения машиностроения на территории России. Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России.
Тема «Агропромышленный комплекс» (3 часа)
Состав, место и значение АПК в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Факторы размещения и типы предприятий АПК. Отраслевой состав сельского хозяйства.
Виды земельных угодий. Отраслевой состав растениеводства. Зональная и пригородная специализация сельского хозяйства.
Отраслевой состав животноводства. Главные районы размещения растениеводства и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.
Тема «Инфраструктурный комплекс» (6 часов)
Состав, место и значение инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами.
Виды транспорта.
Основные показатели работы транспорта.
Влияние транспорта на размещение хозяйства и населения России. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки, основные показатели работы, размещение железных и автомобильных дорог на территории страны. Проблемы и перспективы развития сухопутного транспорта. Морской, речной, авиационный, трубопроводный, электронный транспорт. Значение в хозяйстве и жизни населения, достоинства и недостатки, основные показатели работы, размещение на территории страны. Проблемы и перспективы развития. Виды связи, их значение в современном хозяйстве страны. Размещение разных видов связи на территории страны. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значение, диспропорции в размещении.
Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство и туризм. Наука. Проблемы и перспективы развития отраслей социальной инфраструктуры.
Тема «Экологический потенциал России» (2 часа)
Окружающая среда. Антропогенные ландшафты, их виды по степени изменения. Источники загрязнения окружающей среды и экологические проблемы на территории России. Рациональное природопользование. Мониторинг состояния окружающей среды
Раздел III «Природно-хозяйственные регионы России» (39 часов)
Тема «Районирование территории России» (2 часа)
Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Природно-хозяйственные регионы.
Тема «Европейская часть России» (Западный макрорегион)(1 час)
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европейской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Центральная Россия» (4 ч)
Состав региона. Географическое положение региона. Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Основные черты природы и природные факторы развития территории. Основные природные ресурсы. Дефицит большинства видов природных ресурсов. Рекреационные ресурсы. Особенности населения: высокая численность и плотность населения, преобладание городского населения.
Крупные города и городские агломерации. Социально-экономические проблемы сельской местности и древних русских городов. Культурно-исторические и архитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов. Отрасли специализации хозяйства. Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на наукоёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Внутрирегиональные различия. Московский столичный регион.
Социальные, экономические и экологические проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Европейский Север» (3 ч)
Состав региона. Географическое положение региона. Влияние геополитического и соседского положения на особенности развития региона на разных исторических этапах. Основные черты природы и природные факторы развития территории. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Особенности заселения и хозяйственного освоения территории.
Особенности современного населения: невысокая численность и плотность населения, преобладание городского населения. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Объекты Всемирного культурного наследия на территории региона. Отрасли специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, металлургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транспорта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурсионного хозяйства.
Тема «Северо-Западный регион» (3 ч)
Состав региона. Особенности географического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообществом. Особенности географического положения Калининградской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада. Местное значение природных ресурсов. Особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Новгородская Русь — район древнего заселения. Старинные русские города — культурно-исторические и туристические центры. Особенности современного населения: высокая плотность и преобладание городского населения. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства.
Отрасли специализации региона: судостроение, станкостроение, приборостроение, отрасли ОПК, туристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и проблемы портового хозяйства.
Экономические, социальные и экологические проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Поволжский регион» (3 ч)
Состав региона. Особенности географического положения в восточной и юго-восточной частях Русской равнины.
Основные черты природы и природные факторы развития территории. Волга — природная ось региона. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Исторические особенности заселения территории. Особенности современного населения. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территориальной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
Современная специализация хозяйства региона: развитие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопроводный транспорт, их влияние на природу региона. Основные экономические, социальные и экологические проблемы. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Европейский Юг» (3 ч)
Состав региона. Особенности географического положения региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы региона. Благоприятные природные условия для жизни, развития сельского и рекреационного хозяйства. Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Особенности современного населения: высокая плотность и неравномерность размещения населения, пестрота национального и религиозного состава населения, преобладание сельского населения, крупные сельские поселения и города. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Современные отрасли специализации европейского юга. Ведущая роль АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Уральский регион» (3 ч)
Особенности географического положения региона. Состав региона.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Проявления широтной зональности и высотной поясности на территории региона. Природные ресурсы. Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Особенности современного населения: многонациональность и многоконфессиональность, высокий уровень урбанизации, высокая плотность и неравномерность размещения населения. Крупные города и их проблемы.
Культурно-исторические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов.
Влияние географического положения, природных условий и географии месторождений полезных ископаемых на расселение населения и размещение промышленности. Урал — старейший горнодобывающий район России. Основные отрасли специализации. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Азиатская часть России» (Восточный макрорегион) (1 час)
Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства азиатской части России. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.
Тема «Сибирь» (2 ч)
Географическое положение региона.
Общие черты природы. Отличие природных зон Сибири от европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Этапы заселения Сибири. Русская колонизация Сибири. Коренное население Сибири: традиции, религии, проблемы малочисленных народов. Адаптация коренного и русского населения к суровым природным условиям региона. Слабая степень изученности и освоенности Сибири.
Современное расселение населения, влияние природных и экономических условий на особенности размещения населения. Современная стратегия освоения сибирских территорий. Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения территории. Региональные различия на территории Сибири.
Тема «Западная Сибирь» (3 ч)
Состав территории. Своеобразие географического положения.
Особенности природы и природные факторы развития территории. Богатство и разнообразие природных ресурсов. Заселение Западной Сибири.
Особенности современного населения. Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Отрасли специализации хозяйства региона. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.
Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Восточно-Сибирский регион» (3 ч)
Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы региона. Рекреационные ресурсы региона и охрана природы. Заселение Восточно-Сибирского региона.
Особенности современного населения. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей. Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона. Внутрирайонные различия на территории Восточно-Сибирского региона.
Тема «Южно-Сибирский регион» (3 ч)
Состав региона. Особенности географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории. Своеобразие растительного и животного мира региона. Природные ресурсы. Рекреационные ресурсы и охрана природы. Особенности заселения и хозяйственного освоения региона.
Особенности современного населения. Неравномерность и мозаичность размещения населения. Уровень развития транспорта и его влияние на размещение населения. Соотношение городского и сельского населения. Основные этносы региона. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
Отрасли специализации Южно-Сибирского региона.
Природные предпосылки для развития АПК, особенности его структуры и развития в экстремальных условиях. Основные земледельческие районы.
Внутрирайонные различия.
Основные экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона.
Тема «Дальневосточный регион» (5 ч)
Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории. Природные ресурсы Дальнего Востока. Рекреационные ресурсы и охрана природы. Особенности заселения и хозяйственного освоения региона. Особенности современного населения. Несоответствие площади территории и численности населения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномерность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства территории.
Отрасли специализации Дальневосточного региона. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Внутрирегиональные различия.
Основные экономические, экологические и социальные проблемы региона. Перспективы социально-экономического развития региона. Экономические, экологические и социальные проблемы регионов.
Тема «Россия в современном мире» (1 ч)
Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике. Показатели, характеризующие уровень развития хозяйства страны.
Виды внешнеэкономической деятельности России, место России в международном географическом разделении труда. Международные политические, финансовые, научные, культурные связи России со странами мира. Направления социально-экономического развития страны.
Тематическое планирование
5 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел I. Земля как планета Солнечной системы. Планета Земля | 4 |
3 | Раздел II. Геосферы Земли -Тема «Внутреннее строение Земли» - Тема «Атмосфера» -Тема «Водная оболочка Земли» - Тема «Биосфера» | 29 9 6 8 6 |
4 | Резерв | 1 |
| Всего | 35 |
6 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 | Раздел I.История географических открытий | 5 |
2 | Раздел 1. Изображение земной поверхности - Тема «План местности» - Тема «Глобус и географическая карт - модели земной поверхности»
| 13 6 7
|
3 | Раздел 2. Геосферы Земли -Тема «Литосфера» - Тема «Атмосфера» -Тема «Гидросфера» - Тема «Биосфера и почвенный покров» - Тема «Географическая оболочка Земли» | 17 5 7 3 1 1 |
| Всего | 35 |
Тематическое планирование
7 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раздел I. Современный облик планеты Земля -Тема «Геологическая история Земли» -Тема «Географическая среда и человек» | 3 1 2 |
3 | Раздел II. Население Земли | 5 |
4 | Раздел III . Главные особенности природы Земли -Тема «Рельеф Земли» -Тема «Климаты Земли» -Тема «Вода на Земле» -Тема «Природные зоны» -Тема «Самые крупные природные комплексы Земли – материки и океаны» -Тема «Океаны» | 15 3 3 3 2 2
2 |
5 | Раздел IV. Континенты и страны Тема «Африка» Тема «Австралия и Океания» Тема «Южная Америка» Тема «Антарктида» Тема «Северная Америка» Тема «Евразия» | 42 7 3 7 2 6 17 |
6 | Раздел V. Природа Земли и человек | 2 |
7 | Резерв | 2 |
| Всего | 70 |
8 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Особенности географического положения и формирование государственной территории России - Тема «Географическое положение России» - Тема «История освоения и изучения территории России» | 15
10 5 |
2 | Раздел 2. Природа России - Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы - Тема «Климат и климатические ресурсы» - Тема «Внутренние воды и водные ресурсы» - Тема «Почва и почвенные ресурсы» - Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» - Тема «Природные различия на территории России» | 39 8
7 6 4 3
11 |
3 | Раздел 3. Население России | 10 |
4 | Раздел 4. «Природный фактор в развитии России» | 2 |
5 | Резерв | 4 |
| Всего | 70 |
9 класс
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
1 | Раздел I. Введение. Хозяйство России - Тема «Общая характеристика хозяйства России» | 3 3 |
2 | Раздел II. География отраслей и межотраслевых комплексов - Тема «Топливно-энергетический комплекс» - Тема «Металлургический комплекс» - Тема «Химико-лесной комплекс» -Тема «Машиностроительный комплекс» -Тема «Агропромышленный комплекс» - Тема «Инфраструктурный комплекс» - Тема «Экологический потенциал России» | 24
4 3 3 3 3 6 2 |
3 | Раздел III. Природно-хозяйственные регионы России - Тема «Районирование территории России» - Тема «Европейская часть России» (Западный макрорегион) - Тема «Центральная Россия» - Тема «Европейский Север» - Тема «Северо-Западный регион» - Тема «Поволжский регион» - Тема «Европейский Юг» - Тема «Уральский регион» -Тема «Азиатская часть России» (Восточный макрорегион) - Тема «Сибирь» - Тема «Западная Сибирь» - Тема «Восточно-Сибирский регион» - Тема «Южно-Сибирский регион» - Тема «Дальневосточный регион» - Тема «Россия в современном мире» | 40
2 1
4 3 3 3 3 3 1
2 3 3 3 5 1 |
4 | Резерв | 1 |
| Всего | 68 |