СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане школы на изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 34 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). Курсу географии предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии он курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЖЕРДЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
Рассмотрена и рекомендована к | Утверждена приказом |
утверждению методическим советом | МБОУ «Жердевская СОШ №2» |
МБОУ «Жердевская СОШ №2» | № ____от « » ___________ 2021года |
Протокол № ____ | Директор ___________/ Г.С. Чернышова/ |
от « » _________ 2021 г. | подпись |
| |
| печать |
Рабочая программа
по географии
для 5-9 классов
Составитель:
учитель географии
МБОУ «Жердевская СОШ №2»
Лаврентьева Лариса Анатольевна
с. Алексеевка, 2021г.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета.
В 5- 6 классах - Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, её роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем; - Умение работать с разными источниками географической информации; -Умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; - Картографическая грамотность; - Владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; -Умение вести наблюдения объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия; -Умение применять географических знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определённой территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; -Умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. - Знать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов; - Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений; -Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - Составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов; -Сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; -Понимания географической специфики крупных природных географических оболочек; -Описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы; -Понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области. Способны решать следующие жизненно-практические задачи: -Определять собственные позиции по отношению к изменениям, происходящим в мире; -Правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе. В 7 классе Ученик научится: -Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; -Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; -По результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; -Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; -В процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию; -Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; -Представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Ученик получит возможность научиться: -Ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; -Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; -Строить простые планы местности; -Создавать простейшие географические карты различного содержания; -Моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. -Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; -Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; -Проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков; -Оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития. -Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; -Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; В 8 классе: 1.Называть и (или) показывать: предмет изучения географии России; -Основные средства и методы получения географической информации: -Субъекты Российской Федерации; -Пограничные государств; -Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России; -Границы часовых поясов: -Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; -Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах; -Распределение рек страны по бассейнам океанов; -Основные области современного оледенения и крупные ледники: -Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах; -Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования; -Важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные: -Народы, наиболее распространенные языки, религии; -Примеры рационального и нерационального размещения производства; -Объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО); -Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.); -Экологически неблагополучные районы России: -Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России. 2. Определять (измерять): Географическое положение объектов; -Разницу в поясном времени территорий; -Погоду по синоптической карте; -Параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации. 3. Описывать: -Географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.); -Образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства; -Особенности быта и религии отдельных народов. 4. Объяснять: -Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны; -Влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России; -Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; -Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; -Влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; -Как составляют прогноз погоды; -Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; -Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; -Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны; -Разнообразие природных комплексов на территории страны; -Различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения; -Изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий; -Особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социальноэкономического развития; -Роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; -Уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры; -Причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов; -Особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях; -Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства. 5. Оценивать и прогнозировать: -Природно-ресурсный потенциал страны, региона; -Экологическую ситуацию в стране, регионе -Изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов; - Изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; -Развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности. В 9 классе В результате изучения географии ученик должен знать/понимать -Основные географические понятия и термины -Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов; -Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; уметь -Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; -Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; -Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; -Определять на карте расстояния, направления; географические координаты и местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1) чтения карт различного содержания; 2) решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 3) проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.Содержание учебного предмета «География. Землеведение. 5 класс»
Раздел I. Как устроен наш мир (10 ч)
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ (4 ч)
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить поглобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности (8 ч)
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ (6 ч)
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самыхизвестныхгеографов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета (16 ч)
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА (3 ч)
Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе
и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА (3 ч)
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборовизмеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА (2 ч)
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?
Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 ч)
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?
Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Практические работы
Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 6 класс»
РАЗДЕЛ IV. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 ч)
Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?
Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу. Как определить географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сети? Как определить географические координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?
РАЗДЕЛ V. ПУТЕШЕСТВИЯ И ИХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ (5 ч)
План местности.Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах обозначаются окружающие нас объекты?
Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.
Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?
Урок-практикум. Работа с картой. Практическая работа №3. Описание местоположения объекта на карте. Как, зная географические координаты, найти точку на карте? Как описать местоположение объекта на карте?
РАЗДЕЛ VI. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (17 ч)
ТЕМА 10. ПЛАНЕТА ВОДЫ (2 ч)
Свойства вод Мирового океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанской воды?
Движение вод в Мировом океане.Как в Мировом океане образуются волны? Чем отличаются течения от окружающих вод? Как узнали о существовании океанических течений? Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков?
ТЕМА 11. ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 ч)
Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещением материков?
Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения? Какой силы может быть землетрясение? Можно ли предсказать землетрясение?
Вулканы.Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?
ТЕМА 12. РЕЛЬЕФ СУШИ (3 ч)
Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое относительная и абсолютная высота? Как изображают рельеф на плане местности? Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности?
Горы. Как устроены горные области? Какие бывают горы? Как горы рождаются и развиваются? Как возникают пещеры? Какие стихийные процессы происходят в горах?
Равнины. Как различаются равнины по высоте? Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа создает на равнинах ветер?
ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (6 ч)
Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?
Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?
Облака и атмосферные осадки.Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?
Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще
причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.
Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой. Составление календаря погоды.Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?
ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ (4 ч)
Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?
Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?
Подземные воды. Болота. Ледники.Как добыть воду из под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?
РАЗДЕЛ VII. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА - СРЕДА ЖИЗНИ (8 ч)
ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА (2 ч)
Закономерности распространения живых организмов на Земле.От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?
Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?
ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (3 ч)
Понятие о географической оболочке.Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?
Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?
Природные зоны Земли.Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?
ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (3 ч)
Стихийные бедствия и человек.Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?
Резервное время – 4 часа.
Практические работы
Урок-практикум. Практическая работа №1. Определение географических координат точки по глобусу.
Урок-практикум. Практическая работа №2. Составление плана местности.
Урок-практикум. Практическая работа №3.Работа с картой.
Урок-практикум. Практическая работа №4. Работа с климатическими картами.
Урок-практикум. Практическая работа №5. Наблюдения за погодой.
Содержание учебного предметам
7 класс
Введение (3 часа)
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны». Как люди открывали мир. Методы географических исследований и источники географической информации.
ПР. Работать с различными источниками информации; систематизировать полученную информацию; выделять главное; сравнивать различные элементы; классифицировать объекты по разным признакам; осуществлять элементарные научные исследования.
РР. Самостоятельно определять цели и задачи урока; на определенном этапе урока работать по предложенному алгоритму; самостоятельно планировать свою деятельность; определять цель работы и ставить задачи самостоятельно или в группе; работать по предложенному плану (алгоритму).
КР. Слушать и слышать учителя и одноклассников; участвовать в дискуссии по поставленной проблеме; активно вступать в диалог; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Главные особенности природы Земли (9часов)
Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Литосфера. Рельеф.
ПР. Самостоятельно анализировать картографическую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать ее.
РР. Определять цель урока, ставить задачи; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; строить речевые высказывания в устной форме, аргументируя свою точку зрения.
Атмосфера и климаты Земли (2 часа)
Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы. Климатические пояса.
ПР. Сравнивать и делать выводы на основе сравнения; письменно формулировать сделанные выводы; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками; работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.
РР. Соотносить результат своей деятельности с целью урока и оценивать его; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Участвовать в коллективном обсуждении; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Гидросфера (2 часа)
Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
ПР. Работать с различными источниками информации; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; работать с текстами разного уровня сложности; воспроизводить информацию по памяти; письменно формулировать сделанные выводы.
РР. Определять цель урока, ставить задачи; самостоятельно корректировать задачи и деятельность по ходу урока; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; осуществлять рефлексию своей деятельности.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; слушать и активно вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Географическая оболочка (3 часа)
Свойства и особенности строения географической оболочки. Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.
ПР. Выделять объекты и процессы с точки зрения соотношения «часть – целое»; давать комплексные характеристики объектам разного уровня; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы о закономерностях; осуществлять учебное проектирование ПТК с заданными свойствами; работать с различными источниками информации; сравнивать различные элементы содержания; делать выводы; формировать целостное восприятие природной среды.
РР. Выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать выполнение задания, вносить коррективы; выполнять цель урока, ставить задачи.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; работать в группах; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении.
Население Земли (3 часа)
Численность населения и размещение людей на Земле. Народы и религии мира. Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское население.
ПР. Работать с различными источниками информации; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; осуществлять элементарное научное исследование; выделять главное; структурировать учебный материал; сравнивать и делать выводы на основе сравнения.
РР. Определять цель урока; ставить задачи; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; выполнять задания по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать результаты, вносить коррективы, исправлять ошибки; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно оценивать качество выполнение задания.
КР. Слушать и активно вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в рамках учебно-игровой деятельности.
Материки и океаны (48 часов)
Океаны (3 часа)
Северный Ледовитый океан. Тихий и Индийский океаны. Атлантический океан.
ПР. Искать и отбирать информацию, используя различные источники знаний; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
РР. Самостоятельно определять цели и задачи на каждом этапе урока; соотносить результаты своей деятельности с планируемыми результатами, при необходимости вносить коррективы в соответствии с меняющейся ситуацией; выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности; соотносить результаты своей деятельности с планируемыми результатами, при необходимости вносить коррективы в соответствии с меняющейся ситуацией.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; осознанно использовать вербальные средства для выражения своих мыслей; организовывать сотрудничество в процессе совместной деятельности; адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Африка (11 часов)
Географическое положение. История исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Население. Страны Северной Африки. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. Южно-Африканская республика.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Австралия и Океания (4 часа)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира. Австралийский Союз. Океания. Природа, население и страны.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Южная Америка (7 часов)
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население. Страны востока материка. Бразилия. Страны Анд. Перу.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Антарктида (1 час)
Географическое положение. Открытие и исследование. Природа.
ПР. Устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать соответствия между объектами и их характеристиками; строить логические рассуждения.
РР. Выполнять задания по предложенному плану; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Работать в группах; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Северная Америка (9 часов)
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население. Канада. Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Мексика.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Евразия (14 часов)
Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности рельефа и его развитие. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Народы и страны Евразии. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия. Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы. Италия. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Страны Южной Азии. Индия. Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия.
ПР. Работать с различными источниками информации; выделять главное; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; различать элементы содержания; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; делать выводы о закономерностях; давать комплексную характеристику объекта; преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить логические рассуждения; работать с тестами различного уровня сложности; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; устанавливать соответствия между географическими объектами и функциями, которые они выполняют; строить логические рассуждения.
РР. Планировать свою деятельность и прогнозировать ее результат; самостоятельно определять цель урока, ставить задачи; на определенном этапе работы действовать по предложенному алгоритму; самостоятельно оценивать качество своей деятельности; осуществлять осознанный отбор информации при подготовке творческих работ; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; владеть навыками самоконтроля; при принятии решения опираться на полученные ранее знания; самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
КР. Выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками в рамках учебно-игровой деятельности; работать в составе творческих групп, активно взаимодействовать со сверстниками; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.
Географическая оболочка – наш дом (4часа)
Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества.
ПР. Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, атласах; отличать главное от второстепенного; давать характеристику объектам, устанавливать их функции; работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; проводить сравнения объектов по заданным критериям.
РР. Выполнять задания по предложенному плану; оценивать получившийся результат; определять задачи, позволяющие достичь поставленных целей.
КР. Участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по интересующей проблеме, аргументируя их фактами; сравнивать разные точки зрения, аргументировать, выстраивать свою позицию; выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Содержание учебного предмета
8 класс
Введение (1 час)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. Географический взгляд на мир.
Раздел I Пространства России (7 часов)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии.
Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России.
Практические работы.
1. Географическое положение России.
2. Пограничные государства
3. Определение разницы во времени отдельных территорий.
Раздел II. Природа и человек (35 часов)
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация Земель.
Тема 2. Климат (6 часов)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность – главная особенность климата России. Россия – холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны и разнообразие условий жизни людей.
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4часа)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь рек. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек.
Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы - национальное достояние страны (4 часа)
Значение почвы для становления человеческого общества. Почвы - особое «природное тело». Гумус – вещество, присущее только почве. География почв России.
Рациональное использование и охрана почв. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. В природе все взаимосвязано (3 часа)
ПТК. Факторы формирования ПТК.
Зональность и азональность природных комплексов России. Практическое значение изучения свойств и размещение ПТК.
Свойства ПТК: целостность, устойчивость, значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Культурные ландшафты – ландшафты будущего.
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны. (10 часов)
Учение о природных зонах. В.В. Докучаев и Л.С. Берг – основоположники учения о ландшафтно-географических зонах.
Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность – важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в природно-хозяйственные .
«Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Таежная зона. Характерные особенности ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе.
Смешанные леса . – самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов – история приобретения и потерь. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего востока.
Тема 7. Природопользование и охрана природы. (3 часов)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
4. Обозначение на к/к главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
5. Установление взаимосвязей тектонических скульптур, рельефа и полезных ископаемых.
6. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годовое количество осадков по территории страны
7. Обозначение на к/к крупных рек и озер.
8. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования .
9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
10. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных зон и условий жизни, быта людей
Раздел III. Население России (17 часов )
Тема 8. Сколько нас – Россиян? (2 часа)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Тема 9. Кто мы? (2 часа)
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Тема 10. Куда и зачем едут люди? (3 часа)
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Тема 11. Человек и труд. (1 час)
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Тема 12. Народы и религии России. (3 часа)
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Тема 13. Где и как живут люди? (5 часов)
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
Практические работы.
11. Города России.
Раздел IV. Природа и населениеТамбовской области (7 часов).
Географическое положение региона. Особенности рельефа. Полезные ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды. Ландшафты и ООПТ. Население Тамбовской области
Практические работы.
12.Нанесение на контурную карту объектов природы региона.
Содержание учебного предмета
9 класс
Введение. Население России (5ч.)
Как изменялась численность населения России в 18-20 вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения населения как один из видов представления информации.
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышения смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни.
Половозрастная пирамида населения России. Факторы старении населения и факторы сохранения высокой доли молодежи.
Диаграммы как источник географической информации. Их виды.
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию из нее.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения.
Картограммы как вид географической информации.
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки.
Этнический состав населения России. Религии России. Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения.
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в разных регионах России и других странах. Влияние плотности населения на хозяйство , жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели.
РАЗДЕЛ 1. Хозяйство России. (17 часов.)
Тема 1.Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование . (2ч.)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России. Географическое районирование. Его виды. Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно – территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. (15ч.)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.
Лёгкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.
Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Территориальное географическое разделение труда.
РАЗДЕЛ 2 Районы России. (39ч.)
Тема 1. Европейская часть России. (24 ч.)
Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно хозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико – географического положения и этапы развития. Северный Кавказ. Особенности географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское моря , их природа и хозяйственное использование. Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.
Тема 2 Азиатская часть России. (15ч.)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический состав. Хозяйственное освоение Сибири. Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Тема. Россия в мире. (1ч.)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
Тема. Тамбовская область ( 5ч.)
Тематический план – 5 класс
(34 часа в год)
№ раздела, темы
| Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел I. Как устроен наш мир | 10 | 1 |
Тема 1. Земля во Вселенной | 6 |
| |
Тема 2. Облик Земли | 4 | 1 | |
2. | Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | 8 | 1 |
Тема 3. Изображение Земли. | 2 |
| |
Тема 4.История открытия и освоения Земли. | 6 | 1 | |
3. | Раздел III. Как устроена наша планета | 16 | 3 |
Тема 5. Литосфера. | 5 | 1 | |
Тема 6. Гидросфера. | 3 |
| |
Тема 7. Атмосфера. | 3 | 1 | |
Тема 8. Биосфера. | 2 | 1 | |
Тема 9. Природа и человек. | 3 |
| |
Всего часов34 |
Тематический план– 6 класс
(34 часа в год)
№ раздела, темы
| Наименование раздела и темы | Количество часов | В том числе на практические работы |
1. | Раздел IV. Земля во Вселенной | 3 | 1 |
2. | Раздел V. Путешествия и их географическое отражение | 5 | 2 |
3. | Раздел VI. Природа Земли | 18 | 2 |
Тема 10. Планета воды. | 2 |
| |
Тема 11. Внутреннее строение Земли. | 3 |
| |
Тема 12. Рельеф суши. | 3 |
| |
Тема 13. Атмосфера и климаты Земли. | 6 | 2 | |
Тема 14. Гидросфера – кровеносная система Земли. | 4 |
| |
4. | Раздел VII. Географическая оболочка – среда жизни | 8 |
|
Тема 15. Живая планета | 2 |
| |
Тема 16. Географическая оболочка и ее закономерности | 3 |
| |
Тема 17. Природа и человек | 3 |
| |
Всего часов 34 |
Тематический план– 7 класс
(68 часа в год)
№ | Название темы | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Введение | 3 | 2 |
2 | Раздел I. Главные особенности природы Земли | 12 | 3 |
3 | Раздел II.Материки и океаны | 48 | 17 |
4 | Раздел III. Географическая оболочка – наш дом | 5 | - |
| Итого: | 68 | 12 |
Тематический план– 8 класс
(68 часа в год)
№ | Название темы | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Введение | 1 | - |
2 | Раздел I. Пространства России. | 7 | 2 |
3 | Раздел II. Природа и человек | 35 | 7 |
4 | Раздел III. Население России | 16 | 2 |
5. | Раздел IV. Природа и население Тамбовской области | 9 | 1 |
| Итого: | 68 | 12 |
Тематический план–9 класс
(68 часа в год)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов по рабочей программе | Количество практических работ |
1 | Введение. | 1 | - |
2 | Население России | 4 | 1 |
3 | Раздел I. Хозяйство России.
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы России. |
2
15 | 5 |
4 | Раздел II. Районы России.
Тема 1. Европейская часть России. (24ч.)
Тема 2 Азиатская часть России. (15ч.)
|
24
15 | 3 |
5 | Россия в мире. | 1 |
|
6 | Региональный компонент. Особенности населения и хозяйства Тамбовской области | 6 | 1 |
| Итого: | 68 | 10 |
Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
География. Землеведение. 5 - 6 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020.
Дополнительная литература
5 класс
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2020
География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2020
География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
Атлас. География. 5 класс.
Контурные карты. География. 5 класс.
6 класс
География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2020.
География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь / А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О. А. Климанова - М.: Дрофа, 2020
Атлас. География. 6 класс.
Контурные карты. География. 6 класс.
Методическая литература для учителя
Долгорукова С.В., Елисеева Л.Е. Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий - М.: Глобус. 2010.
Евдокимов В.И. География полный курс в географических диктантах - М. Московский лицей. 2020.
Нагорная И.И. Поурочные планы, география 6 класс - Волгоград. Учитель. 2008.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Физическая география 6 класс - М. Вако. 2010.
Чернова В.Г. География в таблицах и схемах - СПб.: Виктория. 2018г.
Оборудование и приборы
1. Гербарий для физической географии.
2. Глобусы.
3. Компасы.
4. Коллекция горных пород и минералов.
5. Комплект настенных карт по курсу 6 класса.
6. Комплект портретов выдающихся географов и путешественников.
7. Комплект тематических таблиц по курсу 6 класса.
8.Электронные носители - 6-7 класс. Уроки географии Кирилла и Мефодия. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий, 2004.
Для 7 класса.
Учебно-методические материалы для учителя:
1 Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны,
народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа, 2017
2 Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Савельева Л.Е. Программа
основного общего образования по географии. 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2017
3 Душина И.В., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны.
7 класс. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2017
4 Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.
Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2017
5 Атлас «География. 7 класс». М.: Дрофа, 2020
6 Контурные карты «География. 7 класс», М.: Дрофа, 2020
7 Тестовые задания «География. 7 класс. ЕГЭ: шаг за шагом». М.: Дрофа,
Учебно-методические материалы для обучающихся:
1 Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны,
народы и страны. 7 класс. М.: Дрофа, 2018
2 Душина И.В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.
Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2020
3 Атлас «География. 7 класс». М.: Дрофа, 2020
4 Контурные карты «География. 7 класс», М.: Дрофа, 2020
Для 8 класса
1.География. География России. Природа и население. 8 класс. А.И.Алексеев, В.А.Низовцева, Э.В. Ким. – М.: Дрофа, 2019
2.Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Дрофа, 2019
3.Контрольно- измерительные материалы 8 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2016
4.Географический атлас, 8 класс
5. Контурные карты по географии, 8 класс
6. Интернет-ресурсы:
7.География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерацииhttp://georus.by.ru
8.Гео-Тур: география стран и континентов http://geo-tur.narod.Мир карт: интерактивные карты стран и городов http://www.mirkart.ru
9.Народная энциклопедия городов и регионов России "Мой Город"http://www.mojgorod.ru и др.
Для 9 класса
1.Учебник: А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким. 9 класс. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2019год.
2.Методическое пособие к учебникам А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Ким и др. «География. География России. Природа и население. 8 класс» и «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» под ред. А.И.Алексеева / Э.В.Ким, В.И.Сиротин, А.И. Крылов. – М.: Дрофа, 2019
3.Контрольно- измерительные материалы 9 класс/ Сост. Е.А. Жижина М: ВАКО 2016
4.Географический атлас, 9 класс– М.: Дрофа, 2019
5.Контурные карты по географии, 9 класс– М.: Дрофа, 2019
http://mir-map.ru - Карты мира
http://wikimapia.org - Интерактивная карта мира
http://www.geoman.ru - Библиотека по географии. Географическая энциклопедия
http://www.rgo.ru - Русское географическое общество
http://heritage.unesco.r - Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО