Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М. Домогацких,
Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. — М.: ООО Русское слово— учебник, 2013.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география»(3 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических открытий» (13часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел «Путешествие по планете Земля» (9 часов) призван первично познакомит учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Пятый раздел учебника «Природа Земли» (2часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 28 часов. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «Земля и её изображение», «История географических исследований», «Путешествие по планете Земля», «Природа Земли»,с целью расширения знаний по темам. 3 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 классе выделяется 1час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
№п/п | Тема урока | Кол. часов | Вид контроля | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки УУД | Дата план. | Дата факт |
Личностные | метапредметные | предметные |
1. | Что такое география? | 1. | Вводная беседа. Работа с картой, фронтальный опрос | География как наука. Предмет географии. | овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи | формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды | | |
2. | Методы географических исследований. Народные приметы при наблюдении в РА. | 1 | Индивидуальный устный опрос. Анализ рисунков 3-5 с.10-11 | Методы географических исследований: описательный, картографический Космические методы. Источники географических знаний. | Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека | определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени; уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках и описывать методы географических исследований; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации | | |
3. | Урок обобщения по теме «Наука география» | 1 | Тестовая работа с.13-14 | Представления о географии как науки, методы географических исследований. | Понимание роли и значения географических знаний. | Умение работать самостоятельно с тестовыми материалами . | Давать определение понятию: география, наука, методы географических исследований,картография. | | |
4. | От плоской Земли к земному шару. | 1 | Фронтальный опрос. Анализ рисунков 8,9 с.17 | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. | Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли. | Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. | Определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. | | |
5. | Форма, размеры и движение Земли. Смена времён года в РА. | 1 | Фронтальный устный опрос. Работа с картами | Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. | Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение | Давать определения понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля, каковы географические следствия движения Земли. Знать, кто такой Исаак Ньютон, какой вклад в географическую науку он внес. Знать размеры Земли. | | |
6. | Глобус и карта. | 1 | Индивидуальный устный опрос. Фронтальный письменный опрос. Анализ рисунков 15,16 с.27 | Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки | Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. | Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли и объяснять, каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли. | | |
7. | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта в своём населенном пункте. | . 1 | Фронтальный опрос. Работа с картой | Компас. Ориентирование на местности. | Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека. | Умение работать с измерительными приборами. | Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним. | | |
8. | Урок обобщения по теме «Земля и её изображение». | 1 | Тестовая работа, с.33-34 | Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности. | Понимание роли и значения географических знаний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. | Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явлений по теме. Объяснять особенности формы и размеров Земли, свойства географической карты и плана местности, географические следствия вращений Земли. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта. | | |
9. | По следам путешественников каменного века | 1 | Фронтальный опрос. Работа с картами | Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. | | |
10. | Путешественники древности. Первые упоминания о территории Адыгеи | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Плавания финикийцев вокруг Африки. География. Древней Греции. Путешествие Пифея. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. | | |
11. | Путешествия морских народов. | .1 | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. | | |
12. | Первые европейцы на краю Азии. | 1 | Фронтальный опрос, работа с картой. Анализ рисунка 27 с.50 | Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий европейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. | | |
13. | Хождение за три моря. | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Анализ рисунка 30 с.55 | Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов моря на примере путешествия Афанасия Никитина; уметь организовывать наблюдение за погодой. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию. | | |
14. | Морской путь в Индию. | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Анализ рисунков 32-34 с.59-61 | Генрих Мореплаватель – великий организатор. Васко да Гама. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий. | | |
15. | Открытие Америки. | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный опрос. Составление опорного конспекта | Замысел Колумба. Плавание на запад. Имя материка. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
16. | Первое кругосветное плавание. | 1 | Работа с контурной картой, фронтальный опрос. Анализ рисунка 38 с.70 | Адмирал Магеллан. Капитан Элькано. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
17. | Открытие Южного материка. | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос. Анализ рисунка 42 с.76 | Поиски Южной земли. Первое плавание Джеймса Кука. Кенгуру. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
18. | Поиски Южной земли продолжаются. | 1 | Работа с контурной картой, фронтальный опрос. Работа по вопросам §16 с.83 | Вдоль ледяного барьера. Негостеприимные Гавайи. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
19. | Русские путешественники. | 1 | Работа с контурной картой, фронтальный опрос | Роль русских исследований. «Коломбы Росские». | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
20. | Вокруг света под русским флагом. | 1 | Работа с контурной картой, индивидуальный, фронтальный опрос | Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой. | Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. | Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | | |
21. | Урок обобщения по теме «История географических открытий» | 1 | Тестовая работа, с.94-96 | . Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды. | Понимание роли и значения географических знаний. | Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий. | | |
22. | Мировой океан и его части. Водные объекты Адыгеи | 1 | Работа с картой, фронтальный опрос. Анализ рисунков 53-56 с.100-101 | Мировой океан и его размеры. Сколько океанов и их отличия. | Понимание специфических свойств мирового океана и его составных частей. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. | | |
23. | Значение Мирового океана для природы и человека. | 1 | Индивидуальные сообщения. Фронтальный опрос. Анализ рисунков 57-60 с.104-106 | Жизнь в Мировом океане, отличие живых организмов, населяющих Мировой океан, значение Мирового океана. | Осознание роли Мирового океана для природы и человека. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны. | | |
24. | Путешествие по Евразии. Путешествие по Адыгеи. | 1 | Фронтальный опрос. Работа с картой. Анализ рисунков 61-63 с.108-109 | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка. | Понимание специфических черт природы и населения Евразии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | | |
25. | Путешествие по Африке. | .1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. Анализ рисунков 65-68 с.115-118 | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «рекордсмены» материка. | Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | | |
26. | Путешествие по Северной Америке. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. Индивидуальные сообщения | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные «уникумы» материка. | Понимание специфических черт природы и населения Северной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную. | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства | | |
27. | Путешествие по Южной Америке. | 1 | Работа с картой. Фронтальный опрос. Анализ рисунков 73-75 с. 127-130 | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. | Понимание специфических черт природы и населения Южной Америки. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства. | | |
28. | Путешествие по Австралии. | .1 | Работа с картой. Работа по вопросам § 25 с.137 | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. | Понимание специфических черт природы и населения Австралии. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | | |
29. | Путешествие по Антарктиде. | 1 | Работа с картой. Фронтальный, индивидуальный опрос. Анализ рисунка 80 с. 139 | Размеры и географическое положение материка, разнообразие природы материка, природные эндемики материка. | Понимание специфических черт природы и населения Антарктиды. Осознание причин уникальности природы и населения материка. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | | |
30. | Урок обобщения по теме «Путешествие по планете Земля» | 1 | Тестовая работа, с.143-144 | См. уроки 21-29 | Понимание специфических черт природы и населения материков. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности природы и населения материков. | | |
31. | Что такое природа Животный и растительный мир Адыгеи | 1 | Фронтальный опрос. Работа по вопросам § 27 с.148 | Понятие природа, «объект» природы, отличия объектов природы от объектов, созданных человеком. | Осознание роли природы в жизни человека. Понимание специфики природных объектов и объектов, созданных человеком. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенные черты объектов природы и объектов, созданных человеком. | | |
32. | Оболочки Земли. Охрана природы Адыгеи. | | Индивидуальный опрос. Фронтальный опрос. Работа с картой | Понятие оболочки Земли, какие бывают оболочки и в чем их отличие друг от друга. Взаимодействие оболочек Земли. | Осознание роли оболочек в жизни планеты Земля. | Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. | Объяснять особенности географических оболочек. | | |
33. | Урок обобщения по теме « Природа Земли». | 1 | Тестовый контроль, с.152-154 | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | См. разделы курса | | |
34. | Итоговый урок по всему курсу | 1 | Итоговая контрольная работа | См. разделы курса | См. разделы курса | См.разделы курса | См.разделы курса | | |
35. | Резерв | 1 | | | | | | | |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий
2. Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя.
3. Допущены две существенные ошибки.
2. Допущены существенные множественные ошибки.
www.geografia.ru/ Путешествия по всему миру, рассказы, фотоальбомы и др.
www/adventure/hut.ru/ Мир путешествий и приключений. Информация о планете Земля.
Географический энциклопедический словарь. М., 2013
Пармузин Ю, Карпов Г. Словарь по физической географии. М, 2015
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира.М.,2013
Раковская Э.М, Баринова И.И. Физическая география России. С-Пт.,2016
Юдасин Л.С. Путешествие в глубь Земли.М.,2009
Забелин И.М. Мудрость географии. М.,2003
Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.,2009
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география.М.,2009.
Михеев А.В, Пашканг К.В. Охрана природы. М.,2010
Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность.М.,2009.
Куприянова М. Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов. Екатеринбург, 2010.
Тайны гор.М., 2010.
Полярные тайны.М., 2011.
Тайны джунглей. М., 2010.
Казакова В, Казаков Ю. Увлекательная география. М.,2012.
Блон Ж.Великий час океанов.
Даррелл Дж. Перегруженный ковчег. Под пологом пьяного леса.
Жюль Верн. Пять недель на воздушном шаре. Дети капитана Гранта.
Майн Рид. поисках белого бизона. Охотники за растениями.
Конан Дойль. Затерянный мир.
Шклярский А. Томек ищет снежного человека, на тропе войны, у истоков Амазонки.