Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа.
Бобровского муниципального района,
Воронежской области.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно- математического цикла Протокол№1 от « 29 «_08___»2018___г | Утверждена Педагогическим советом. Протокол №_1_________ от«31_ » «08»2018___г. | « Утверждаю»____________ Директор школы Самодуров Н.И. Приказ №45__________ от «_31 » «_ 09 _»2018___г. |
Рабочая программа
по географии 6 класса
на 2018- 2019учебный год
Количество недельных часов-1 Количество часов в год-35
Составитель: учитель географии
Забродина Нина Фёдоровна.
с. Чесменка
2018г.
Пояснительная записка 6 класс.
Нормативные правовые документы, на основе которых разработана программа:
Федеральный государственный стандарт общего образования утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1987 от 17.12 2010г. с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ № 1644 от 20.12.2014г. и № 1577 от 31.12.2015г.
Примерная основная общеобразовательная программа ООО одобренная решением федерального учебно- методического объединения и общему образованию (притокол№1\15 от04.2015г)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 31.03.2014 г. № 253
Источник программы, автор:
Программа по географии 6-10 классы под редакцией И.В. Душиной. – Москва. Дрофа.2008г. Стандарты второго поколения « Примерные программы по учебным предметам» Москва « Просвещение» 2011г.
Место и роль учебного курса в образовательном процессе:
Предмет входит в обязательную часть УП. На основании учебного плана МКОУ Чесменская СОШ на ведении географии в шестом классе выделено 35 часов в год, 1час в неделю
В структуре курса «География. Начальный курс. 6 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Учебник. География. Начальный курс.6кл. Герасимова Т,П,,Неклюкова Н.П..-М.:Дрофа.2016г.
АтласДрофа.2016г
Контурные карты Дрофа 2016г..
Рабочая тетрадь Карташова Т ,А, Кручина С,В. Дрофа".Вертикаль"
Предметные результаты обучения
-называть методы изучения Земли;
-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
-приводить примеры географических следствий движения Земли.
-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-читать план местности и карту;
-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
-производить простейшую съемку местности;
-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
-называть и показывать основные географические объекты;
-работать с контурной картой;
-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
-объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление
-определять направление ветра, облачность, амплитуды температур.
-уметь определять среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат. Показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
-называть меры по охране природы.
Планируемые результаты учебного предмета, курса.
Обучающийся научиться:
-приводить примеры географических объектов;
-описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
-называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками
-(астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
-объяснять, для чего изучают географию.
-называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
-показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
-приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
-объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
-находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
-работать с географическими картами;
-объяснять строение оболочек Земли;
Обучающийся получит возможность научиться:
-работать с компасом;
-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-планировать свою деятельность под руководством учителя;
-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать в соответствии с предложенным планом;
-выделять главное, существенные признаки понятий;
-участвовать в совместной деятельности;
-высказывать суждения, подтверждая их фактами;
-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
-составлять описания объектов;
-составлять простой план;
-работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
-оценивать работу одноклассников.
Содержание тем учебного курса
№П.\ п. | Название темы | Элементы содержания |
1. | Введение-2часа. | Солнце – источник жизни на Земле. Земля – одна из девяти планет Солнечной системы. Луна – спутник Земли. Форма и размеры Земли. Движение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Преставление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. П./р.№1Составление календаря природы. |
2 | План местности-4часов. | Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Способы построения планов местности. Масштаб. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане: горизонтали, бергштрихи, отметка высот. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута. Значение планов местности в практической деятельности человека. П./р.№2Глазомерная съёмка местности. |
3 | Географическая карта-4часа | Глобус – модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе. Географическая карта, различие карт по масштабу. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Форма и размеры Земли. Географическая широта и долгота. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты .Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса. П./р.№3Определение географических координат. |
4 | Литосфера-6часа. | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, литосфера. Методы его изучения. Земная кора, её строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказаний и защиты от опасных природных явлений. Правила обеспечения личной безопасности. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Образование и развитие оврагов. Вулканы и гейзеры Рельеф своей местности. П./р. №4Определение положения гор, равнин.. |
5 | Гидросфера-6часов. | Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Океан и его части .моря, заливы, проливы. Рельеф дна Мирового океана. Температура и солёность вод. Движение воды в океане : ветровые волны, цунами, течения (тёплые и холодные. Органический мир океана. Изучение Мирового океана. хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень ,ледостав. Озёра. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы. , П./р. № 5 «Определить положение и глубины моря. П./р.№6Обозначение на карте географических объектов. |
6 | Атмосфера-7часов. | Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, её структура. Температура воздуха. Атмосферное давление, ветер. Направление и сила ветра, роза ветров. Условия образования. Атмосферные осадки, их виды, влажность воздуха. Прогноз погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям. П./р.№7 Наблюдение за погодой и обработка данных. |
7 | Биосфера-2часов. | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Распространение и распределение организмов на Земле. Природные зоны Земли. Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на оболочки Земли. |
8 | Население Земли-2часа. | Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. П./р.№8Определения положения государства. |
9 | Компоненты природы своей - местности-1час. | Компоненты природы своей местности. Природные комплексы своей местности. П./р.№9-экскурсия. Составление описания природного комплекса. |
10. | Подведение итогов курса-1час. | Обобщить и систематизировать знания по курсу |
Итого | Тем-10 | |
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем. | Количество часов | Формы контроля, сроки |
Кол-во часов | в т.ч. на формы обучения и контроля |
Практические работы | Урок с применение. И К Т. | Обобщающие уроки. |
1 | Введение | 2 | 1 | | | Пр.№1урок№2 |
2 | План местности | 4 | 1 | 1 | 1 | Пр.№2урок№5,обобщение урок№6 |
3 | Географическая карта | 4 | 1 | 1 | | Пр.№3Урок№9 |
4 | Литосфера | 6 | 1 | 1 | 1 | Пр.№4Урок№15,обощение урок№16 |
5 | Гидросфера | 6 | 2 | 1 | 1 | Пр.№5Урок№18,Пр№6Урок№21.,Обобщение урок№22 |
6 | Атмосфера | 7 | 1 | 1 | 1 | Пр.№7 Урок№27,ОбобщениеУрок№29 |
7 | Биосфера | 2 | | | 1 | |
8 | Население Земли. | 2 | 1 | 1 | | П. р.№8Урок№33 |
9 | Компоненты природы своей местности | 1 | 1 | | | Пр.№9Урок№34 |
10 | Подведение итогов курса | 1 | | | | |
Итого | Тем-10 | 35 | 9 | 6 | 5 | |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела, темы. | Кол-во часов | Вид урока. | Оборудование | Дата план | Дата факт | Д/З. |
| Введение | 2 | | | | | |
1 | География как наука. Путешествия и открытия. | 1 | Вводный | Учебник, атлас | | | П1-2стр3-7 |
2 | Земля планета - Солнечной системы. П./р.№1 «Составление календаря природы». | 1 | Практикум | Тетрадь, линейка, карандаш. | | | П3стр7-9 |
| План местности. | 4 | | | | | |
3 | Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 | Формирование новых знаний. | План местности, топографические знаки. | | | П4-5стр10-14 |
4 | Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Обучение умениям. | План местности, карта. | | | П6-7стр12-20. |
5 | Составление планов местности. П./р.№2 «Глазомерная съёмка местности» | 1 | Изучение нового материала. | Планшет, линейка, карандаш. Резинка. | | | П8стр21-23. |
6 | Обобщение темы: План местности | 1 | Практикум | Планшет, линейка, карандаш, резинка. | | | Повторить основные понятия |
| Географическая карта | 4часа | | | | | |
7 | Форма и размеры Земли. | 1 | Изучение нового материала. | Глобус, кинофильм: Планета Земля | | | П9стр23-25 |
8 | Географическая карта. Градусная сетка. | 1 | Формирование новых знаний. | Карта, атласы. | | | П10-11стр25-29. |
9 | Пр№3 "Определение координат точек"Географическая широта, долгота. | 1 | Формирование новых знаний. | Карта, атласы, глобус. | | | П12-13стр30-32. |
10. | Изображение высот и глубин. Значение карт и планов. | 1 | Практикум. | Карта, атласы, глобус. | | | Повторить П12-13 |
. | Литосфера | 6 | | | | | |
11 | Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. | 1 | Изучение нового материала. | Таблица: Строение Земли | | | П16-17стр38-44. |
12 | Движение земной коры. | 1 | Комбинированный. | Карта, картины, фильм | | | П18-стр44-49 |
13 | Вулканы, гейзеры | | | | | | П19стр49-52 |
14 | Рельеф суши. | 1 | Практикум. | Карта. | | | П20-стр53-56 |
15 | П./р.№4 «Определение положения гор, равнин». | | | | | | П21стр57-63 |
16 | Обобщение темы: Литосфера | 1 | Игра: Узнай объект. | Карта, задания | | | П22стр63-68 |
| Гидросфера | 6 | | | | | |
17 | Гидросфера | 1 | Изучение новой темы. | Карта, фильм: Гидросфера | | | П23-24стр68-73 |
18 | Свойства вод Мирового океана П./р №5 «Определение положение и глубин моря» | 1 | Комбинированный | Карта, фильм | | | П25-27стр74-81 |
19 | Подземные воды | 1 | Изучение нового материала | Таблица. | | | П29стр83-86 |
20 | Реки. Озёра. | 1 | Практикум | Карта, таблица, фильм | | | П30-31стр87-98 |
21 | Ледники Искусственные водоёмы. Пр.№6 «Обозначение на карте географических объектов» | 1 | Изучение нового материала | Карта картины | | | П32-33стр98-102 |
22 | Обобщение по теме: Гидросфера | 1 | Урок контроля знаний | Задания. | | | Повторить основные понятия |
| Атмосфера | 7 | | | | | |
23 | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 1 | Формирование новых знаний | Таблица: Строение Атмосферы | | | П35стр105-108 |
24 | Температура воздуха. Годовой ход температуры | 1 | Комбинированный | Графики температур, термометр | | | П36-37стр108-113 |
25 | Атмосферное давление . | 1 | Комбинированный | Барометр. | | | П38-39стр114-120 |
26 | . Водяной пар в атмосфере. | 1 | Формирование новых знаний | Гигрометр, картины | | | П40-41стр120-124 |
27 | Атмосферные осадки Погода. П./р.№7 «Наблюдения за погодой и обработка данных». | 1 | Практикум | Осадкомер, календарь погоды. | | | П41-42стр124-129 |
28 | Распределение солнечного света и тепла на Земле. | 1 | Формирование новых знаний | Теллурий. Таблица | | | П44-45стр132-141 |
29 | Обобщение по теме: Атмосфера | 1 | Учёт и контроль знаний. | Задания. | | | Повторить основные понятия |
| Биосфера | 2 | | | | | |
30 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | Формирование новых знаний | Карта: Животный и растительный мир на Земле | | | П46-48стр142-151 |
31 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | Исследовательская беседа | Таблицы. | | | П49стр151-153. |
. | Население Земли. | 2 | | | | | |
32 | Человечество - единый биологический вид. | 1. | Изучение нового материала. | Карта. | | | П51-53стр156-159. |
33 | Государства мира. П./р.№8 «Определение положения государства». | 1 | Практикум. | Карта | | | П52стр160-161. |
. | Компоненты природы своей местности | 1 | . | | | | |
34. | П./р.№9 «Ознакомление с компонентами своей местности» | 1 | Экскурсия. | Полевые дневники. | | | О Оформить отчёт |
| Подведение итогов курса | 1 | | | | | |
35 | Подведение итогов курса. | 1 | Зачёт. | | | | Летние задания |
11