Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Переваленская основная общеобразовательная школа № 1
Подгоренского муниципального района Воронежской области
Принято на педагогическом совете протокол №___1__ от «_30_»___августа 2019 | «Утверждаю» Директор МКОУ Переваленской ООШ №1 _____________С.В.Величко Приказ № 93 от «_30_»__августа__2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу)
_________________география_____________________,
__6 класс
на 2019-2020учебный год
Рубанова Ольга Алексеевна
учитель географии
2019г.
1.Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса.
Требования к уровню достижений обучающихся 6 класса.
Учащиеся должны знать (понимать):
* форму и размеры Земли;
* полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт,
условные знаки карт;
* части внутреннего строения Земли;
* основные формы рельефа;
* части Мирового океана;
* виды вод суши;
* причины изменения погоды;
* типы климатов;
* виды ветров, причины их образования;
* виды движения воды в океане;
* пояса освещенности Земли;
* географические объекты, предусмотренные программой.
Учащиеся должны уметь:
* анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую
информацию;
* использовать источники географической информации для решения учебных и
практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;
* находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том
числе инструментальных);
* объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
* описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
* определять качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления;
* ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;
* оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы;
* приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния
друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и
явлений;
* проводить с помощью приборов измерения
температуры, влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты;
примеры показывающие роль географической науки;
* различать изученные географические объекты, процессы и явления;
* создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные
тексты и устные сообщения о географических явлениях;
* составлять описания географических объектов, процессов и явлений с
использованием разных источников географической информации;
* сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и
количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и
явления;
* строить простые планы местности;
* формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (втом числе инструментальных);
* читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты.
Результаты изучения предмета география
Личностным результатом обучения географии в основной школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать
этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного
региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их
крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её
месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды
обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки
других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу
жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования
законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в
различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде
всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной
деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные_УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и
информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на
основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты:
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
2.Содержание курса
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
(11 часов)
Тема 1. План местности (5 часа)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
Уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (6 часа)
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (20 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
Объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Тема 2. Гидросфера (7 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана.Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек.Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (2 часа)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельностичеловека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1час)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
3.Календарно-тематическое планирование учебного материала
по_______географии_________
Классы__6 _____
Учитель____Рубанова Ольга Алексеевна_____
Количество часов по учебному плану
Всего____35______; в неделю___1 час____
Планирование составлено на основе
Рабочая программа основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2015г;
География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС, 2015 г. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.
Громова Т.П. Методическое пособие к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс, дрова,2014г.
№ п/п | Дата проведения | Раздел, тема урока, | Кол-во часов |
план. | факт. |
1 | | | Введение. | 1 |
2 | | | Понятие о плане местности. Масштаб. Практическая работа № 1: Изображение здания школы в масштабе | 1 |
3 | | | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 2: Определение направлений и азимутов по плану местности. | 1 |
4 | | | Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 |
5 | | | Составление простейших планов местности. Практическая работа № 3: Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 1 |
6 | | | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 |
7 | | | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 |
8 | | | Географическая широта. Географическая широта. Географические координаты. Практическая работа № 4: Определение географических координат объектов и объектов по их координатам. | 1 |
9 | | | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 |
10 | | | Обобщение знаний по разделу 1 «Виды изображений поверхности Земли» | 1 |
11 | | | Земля и ее внутреннее строение. | 1 |
12 | | | Движения земной коры | 1 |
13 | | | Рельеф суши. Горы. | 1 |
14 | | | Равнины суши. Практическая работа № 5: Составление описания форм рельефа. | 1 |
15 | | | Рельеф дна мирового океана | 1 |
16 | | | Вода на Земле. Части Мирового океана. | 1 |
17 | | | Движение воды в океане. | 1 |
18 | | | Подземные воды | 1 |
19 | | | Реки | 1 |
20 | | | Озера. Практическая работа № 6: Составление описания внутренних вод. | 1 |
21 | | | Ледники | 1 |
22 | | | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 |
23 | | | Температура воздуха. Практическая работа № 7: Построение графика хода температуры и вычисление вредней температуры. | 1 |
24 | | | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа № 8: Построение розы ветров | 1 |
25 | | | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 9: Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 1 |
26 | | | Погода | 1 |
27 | | | Климат | 1 |
28 | | | Причины, влияющие на климат | 1 |
29 | | | Разнообразие и распространение организмов на Земле | 1 |
30 | | | Распространение организмов в Мировом океане | 1 |
31 | | | Природный комплекс. Практическая работа № 10: Составление характеристики природного комплекса (ПК) | 1 |
32 | | | Обобщение и контроль знаний по разделу 2 «Строение Земли и земные оболочки» | 1 |
33 | | | Население Земли | 1 |
34 | | | Человек и природа | 1 |
35 | | | Обобщение и контроль знаний по курсу «География. Начальный курс. 6 класс» | 1 |
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия,
Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля,
Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка,
Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская,
Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал,
Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская
Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское,
Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг,
Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские
озера.
14