СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии. 8 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии. 8 класс. расчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 8 класс.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение - Лашманская основная общеобразовательная школа

имени академика В.А. Канайкина

Касимовского района Рязанской области



Согласовано Утверждена

Зам.директора по УВР / Т.Л. Алькина приказом директора школы Н.И. Седовой

№ от







Рабочая программа учебного предмета

«География».


8 класс, базовый уровень.





Разработана учителем

географии и обществознания

I квалификационной категории

Куликовой Мариной Юрьевной






2017 год

Пояснительная записка.


Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5 - 9 класса (авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www.drofa.ru).

Рабочая программа конкретизирует содержание тем Государственного образователь-ного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.


Содержание учебного материала:

Название раздела, темы

Кол-во часов

Введение. Наша Родина на карте мира.

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Раздел 2. Природные комплексы России.

Тема 1. Природное районирование.

Тема 2. Природа регионов России.

Раздел 3. Человек и природа.

Обобщающее повторение

7

18

4

4

3

3

4

36

6

30

5

2

Итого:

68


Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Используемый учебно-методический комплект:

1. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2014.

2. Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику Бариновой И.И. Волгоград: Учитель, 2005.

3. Баринова И.И. География: География России. Природа. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой «География: География России. Природа. 8 класс». М.: Дрофа, 2014.

4. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.

5. Атлас с комплектом контурных карт. География России. 8 – 9 класс. М.: Федеральная служба геодезии и картографии России, Роскартография, Издательство «Просвещение», 2011.


Оценочные практические работы.

  1. Характеристика географического положения России.

  2. Определение поясного времени для различных пунктов России.

  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры.

  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

  5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

  6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.

  7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса.

  8. Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы России.

  9. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

  10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

  11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности.

  12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных комплексов.

Календарно-тематическое планирование.


№ урока

Дата

Тема раздела, урока

Практические работы.

Домашнее

задание

Информационное сопровождение, оборудование

п/п

в

теме

по

плану

по

факту






1



2




3



4



5



6




7













8


9



10





11








12










13



14



15








16



17



18






19




20







21










22





23





24




25











26



27



28



29


30




31







32





33



34



35




36




37




38



39



40



41




42





43



44


45


46






47




48



49



50



51




52



53



54



55


56



57




58



59



60




61







62



63


64



65



66



67





68

7


7



1



2




3



4



5



6




7





18




4




1


2



3





4





4



1










2



3



4





3



1



2



3



3



1




2







3





4




1





2





3




4





36



6




1



2



3



4


5




6




30



1





2



3



4




5




6




7



8



9



10




11





12



13


14


15






16




17



18



19



20




21



22



23



24


25



26




27



28



29




30




5



1



2


3



4



5



1





2








.09



.09




.09



.09



.09



.09




.09













.09


.09



.10





.10








.10










.10



.10



.10








.10



.11



.11






.11




.11







.11










.11





.11





.11




.12













.12



.12



.12



.12


.12




.12






.12





.01



.01



.01




.01




.01




.01



.02



.02



.02




.02





.02


.02


.02


.03






.03




.03



.03



.03



.03




.04



.04



.04



.04


.04



.04




.04



.04



.04




.05







.05



.05


.05



.05



.05



.05





.05



Введение.


Наша Родина на карте мира.


Что изучает физическая геогра-фия России.


Географическое положение Рос- сии. Практическая работа № 1.



Моря, омывающие берега России.


Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа № 2.


Как осваивали и изучали терри- торию России.


Как осваивали и изучали терри- торию России (продолжение).



Контрольно-обобщающий урок по теме: «Наша Родина на карте мира».



Раздел 1. Особеннос-ти природы и природ-ные ресурсы России.


Тема 1. Рельеф, геоло- гическое строение и минеральные ресурсы.


Особенности рельефа России.


Геологическое строение терри- тории России.


Минеральные ресурсы России.

Практическая работа № 3.




Развитие форм рельефа.





Тема 2. Климат и кли- матические ресурсы.


От чего зависит климат нашей страны. Практическая работа

№ 4.








Распределение тепла и влаги на территории России.


Разнообразие климата России.



Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Практическая работа № 5.



Тема 3. Внутренние во- ды и водные ресурсы.


Разнообразие внутренних вод России. Реки.


Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.


Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.


Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы.


Образование почв и их разнооб- разие.



Закономерности распространения почв. Практическая работа № 6.






Почвенные ресурсы России.





Тема 5. Растительный и животный мир. Био- логические ресурсы.


Растительный и животный мир России. Практическая работа № 7.




Биологические ресурсы. Особо ох-раняемые природные территории (ООПТ). Практическая работа

№ 8.


Природно-ресурсный потенциал России.



Контрольно-обобщающий урок по теме: «Особенности природы и природные ресурсы России».



Раздел 2.Природные комплексы России.


Тема 1. Природное районирование.



Разнообразие природных комп- лексов России.


Моря как крупные природные комплексы.


Природные зоны России.



Разнообразие лесов России.


Безлесные зоны на юге России.

Практическая работа № 9.



Высотная поясность.

Практическая работа № 10.



Тема 2. Природа реги- онов России.


Восточно-Европейская (Русская) равнина. Особенности географи-ческого положения. История освоения.


Особенности природы Русской равнины.


Природные комплексы Восточно-Европейской равнины.


Памятники природы Восточно-Европейской равнины.


Природные ресурсы Восточно-Ев-ропейской равнины и проблемы их рационального использования.


Кавказ – самые высокие горы России. Особенности географи-ческого положения.


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа.


Особенности природы Северного Кавказа.


Природные комплексы Северно- го Кавказа.


Природные ресурсы. Уникаль-ность природы и населения Северного Кавказа.


Урал – «каменный пояс Русской земли». Особенности географи-ческого положения, история освоения.


Особенности рельефа. Природ-ные ресурсы.


Своеобразие природы Урала.


Природные уникумы.


Экологические проблемы Урала.

Практическая работа № 11.





Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения.


Особенности природы Западно-Сибирской равнины


Природные зоны Западно-Сибирской равнины.


Природные ресурсы равнины. Экологические проблемы.


Восточная Сибирь: Величие и су-ровость природы. Особенности географического положения.


История освоения Восточной Сибири.


Особенности природы Восточной Сибири.


Природные районы Восточной Сибири.


Жемчужина Сибири – Байкал.


Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.


Дальний Восток – край контрас- тов. Особенности географическо-го положения. История освоения.


Особенности природы Дальнего Востока.



Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.


Природные ресурсы. Освоение их человеком. Практическая работа № 12.


Контрольно-обобщающий урок

по теме: «Природные комплексы России».


Раздел 3. Человек и природа.


Влияние природных условий на жизнь человека.


Воздействие человека на природу.


Рациональное природопользова- ние.


Экологическая ситуация в России.


Контрольно-обобщающий урок по теме: «Человек и природа».


Обобщающее повторение по темам: «Наша Родина на карте мира», «Особенности природы и природные ресурсы России».


Обобщающее повторение по темам: «Природное районирова- ние», «Природа регионов России».









Характеристика географическо-го положения России.






Определение поясного времени для различных пунктов России.



























Объяснение зависимости располо-жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископа-емых от строения земной коры.










Определение по картам закономер-ностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распре-деления средних температур янва-ря и июля, годового количества осадков на территории страны.










Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.






















Выявление условий почвообразо-вания основных типов почв (коли-чество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.












Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонен-тов природного комплекса.


Определение роли особо охраняе-мых природных территорий в сохранении природы России.






























Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).


Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.





















































Оценка природных условий и ре-сурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений при-роды в результате хозяйственной деятельности.











































Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных комплексов.

































Стр. 3-4



§ 1




§ 2



§ 3



§ 4



§ 5




Вопр.стр.

33












§ 6


§ 7



§ 8





§ 9, вопр. стр. 57







§ 10










§ 11



§ 12



§ 13, вопр. стр. 77







§ 14



§ 15



§ 16, вопр. стр. 93





§ 17




§ 18







§ 19, вопр. стр. 99








§ 20





§ 21





§ 22, вопр. стр. 120



Вопр. стр.

121













§ 23



§ 24



§ 25



§ 26


§ 27




§ 28







§ 29, стр. 151-153




§ 29, стр. 153-156


§ 30



§ 31




§ 32




§ 33, стр.

171-172



§ 33, стр.

172-175


§ 34



§ 35



Конспект




§ 36





§ 37



§ 38


§ 39, стр.

193

§ 39, стр.

193-197





§ 40




§ 40



§ 41



§ 42



§ 43, стр. 208-210



§ 43, стр. 210-211


§ 43, стр. 211-213,

§ 44

§ 45



§ 46


§ 47, вопр. 1, стр. 235


§ 48, стр. 236


§ 48, стр. 236-239



§ 49-50



§ 51



Вопр.стр.

254 – 255







§ 52



§ 53


§ 54



§ 55-57



Вопр.стр.

292 – 293




Фильм «Физическая география России».



Таблица «Географическое положение, территория и границы». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.



Карточки с задачами на определение поясного времени по карте часовых поясов.


Фильм «История географических открытий». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.




Тесты и карточки с заданиями по теме: «Наша Родина на карте мира».










Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас. Таблица «Тектоническое строение территории России».


Физическая карта России. Атлас.





Таблицы «Рельеф», «Формирование современного рельефа». Тесты и карточки с заданиями по теме: «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы».




Таблица «Климат». Схематичный рисунок «Циклон и антициклон». Климатическая карта России, физическая карта России. Атлас.








Таблица «Климат». Физическая карта России. Атлас.


Таблица «Климат». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Карта «Агроклима-тические ресурсы России». Атлас. Тесты и карточки с заданиями по теме: «Климат и климатические ресурсы».




Таблица «Внутренние воды». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас. Тесты и карточки с заданиями по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».



Таблицы «Механический состав и структура почв», «Основные этапы почвообразования». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.







Таблица «Почвы и мелиорация». Карта «Агро-климатические ресурсы России». Тесты и карточки с заданиями по теме: «Почвы и почвенные ресурсы».










Таблица «Природные ресурсы и проблемы рационального природопользования».




Тесты и карточки с заданиями по теме: «Растительный и животный мир, биологичес-кие ресурсы».


Тесты и карточки с заданиями по теме: «Особен-ности природы и природные ресурсы России».











Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Карта «Природные зоны России», физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.




Физическая карта России. Атлас. Тесты и карточки с заданиями по теме: «Природное районирование».




Таблица «Восточно-Европейская равнина».

Физическая карта России. Атлас.




Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.




Физическая карта России. Атлас.




Таблица «Кавказ». Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.




Таблица «Уральские горы». Физическая карта России. Атлас.




Таблица «Уральские горы». Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.






Таблица «Западно-Сибирская равнина». Западная Сибирь (физическая карта). Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Таблица «Среднесибирское плоскогорье». Восточная Сибирь (физическая карта).



Физическая карта России. Атлас.



Таблицы «Северо-Восток Сибири», «Горы Южной Сибири».


Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.



Таблица «Дальний Восток». Дальний Восток (физическая карта). Атлас.



Дальний Восток (физическая карта). Атлас.



Дальний Восток (физическая карта). Атлас.



Дальний Восток (физическая карта). Атлас.




Тесты и карточки с заданиями по теме: «Природные комплексы России».






Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.


Физическая карта России. Атлас.



Физическая карта России. Атлас.



Тесты и карточки с заданиями по теме: «Человек и природа».


Тесты и карточки с заданиями по темам: «Наша Родина на карте мира», «Особенности природы и природные ресурсы России».



Тесты и карточки с заданиями по теме: «Природное районирование», «Природа регионов России».

4