№ п/п | Наименование раздела программы и количество часов на раздел | Тема урока | Кол. уроков | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Д/з | Дата проведения |
| план | факт |
1 | Глава 1. Российская империя накануне Первой мировой войны. 8часов | Россия на рубеже 19-20 веков | 1 | Урок изучения нового материала. | Особенности географического положения и климатических условий России. Демографические процессы. Социальная структура. Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие. | Характеризовать влияние особенностей территории и населения Российской .империи на развитие страны. Дискуссия о роли и месте Россиив мировой экономике начала 20века. | Составление эссе «Роль России в мировой экономике начала 20века» | П.1-2. Вопросы таблица | | |
2 | | Экономическая политика правительства. | 1 | Урок изучения нового материала. | Российская модель экономической модернизации. Буржуазия и рабочие | Характеризовать влияние особенностей территории и населения Российской .империи на развитие страны. Дискуссия о роли и месте Россиив мировой экономике начала 20века. | Словарь | П.1-2. С.15-21 | | |
3 | | Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907гг. | 1 | Комбинированный | Внутренняя политика правительства в начале 20в. Русско-японская война 1904-1905гг. Манифест 17 октября 1905г. Декабрьское восстание в Москве. | Определить внутреннюю политику правительства в н.20в. . | Работа с документом «Манифест 17 октября 1905г.. Сравнительная таблица. | П.3-4 Вопросы | | |
4. | | Кровавое воскресенье и начало революции. | 1 | Урок изучения нового материала. | Манифест 17 октября 1905г. Декабрьское восстание в Москве. | Определить внутреннюю политику правительства в н.20в. Сравнить взгляды C.Ю.Витте и В.К.Плеве на пути развития России. | Работа с документом «Манифест 17 октября 1905г | П.3-4 С.30-38 | | |
5 | | Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября | 1 | Комбинированный | Особенности формирования политических партий России. Реформа государственного строя. 1 и 2 Государственные думы. | Выяснить особенности формирования политических партий России 20века. | Заполнить таблицу «Политические партии России» | П.5 | | |
6. | | Реформа государственного строя. 1-2 государственные Думы. | 1 | Урок изучения нового материала. | | Анализировать деятельность партий в государственных думах с использованием таблицы «Состав депутатов 1, 2, 3 Государственной думы» | | П.5, с.49-52 | | |
7 | | Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина. | 1 | Комбинированный | П.А.Столыпин и его политика. Реформы П.А.Столыпина. | Раскрыть термин «третьеиюньская монархия». Дискутировать о значении реформ П.А.Столыпина | Составление эссе «Политические партии России о государственном строе и методах Столыпина. | П.6 вопросы | | |
8 | | Политический кризис 1912-1913гг. | 1 | Урок изучения нового материала. | Итоги правления П.А.Столыпина. Политический кризис 1912-1913гг | Дискутировать о значении реформ П.А.Столыпина | | П.6, с.61-63 | | |
9 | | Культура России в конце 19-начале 20в. | 1 | Урок изучения нового материала. | Достижения российской науки. | Определить особенности культуры начала 20в. | | П.7 Вопросы и задания к главе 1. | | |
10 | Глава2 Россия в годы революций и Гражданской войны. 9часов | Россия в первой мировой войне: конец империи. | 1 | Урок изучения нового материала. | Российская дипломатия накануне Первой мировой войны. | Готовить развернутый план на вопрос «Внешняя политика России накануне первой мировой войны». Дискутировать о характере войны. Анализировать планы противоборствующих сторон до готовности войны | Хронологическая таблица «Основные сражения Первой мировой войны» | П.8-9 | | |
11 | | Война и российское общество. Влияние Первой мировой войны на Дагестан. | 1 | Урок изучения нового материала. | Власть и Дума. Распутин Г.Е. | | Развернутый план «Внешняя политика России накануне 1 мировой войны. | П.8-9 лекция | | |
12 | | Февральская революция 1917г. | 1 | Комбинированный | Падение самодержавия. Создание Временного правительства. Апрельский кризис. | Определить предпосылки и причины Февральской революции 1917г. | Проблемное задание;» Реферат (презентация) «Жизнь и деятельность последнего Рос. императора | П.10, Вопросы и таблица | | |
13 | | Большевики и революция. Дагестан в 1917г. | 1 | Урок изучения нового материала. | Июньский и июльский кризисы власти. Выступление ген. Корнилова П.Г. | Давать сравнительную характеристику апрельского, июньского и июльского кризисов власти | | П.10, с.94-100 Вопросы и таблица | | |
| | Переход власти к партии большевиков. | 1 | Урок изучения нового материала.. | Углубление кризиса власти осенью 1917г. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление Советской власти. Революционно-демократические преобразования. | Определять характер первых преобразований большевиков. Давать оценку первой Конституции Советского государства и первым преобразованиям. Проводить синтез информации из различных источников. | Работа с дополнительной литературой и историческими документами Советского государства. | П.11, вопросы | | |
| Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР. | 1 | Урок изучения нового материала | Создание РСФСР. Бресткий мир и его последствия | Давать оценку первой Конституции Советского государства и первым преобразованиям. Проводить синтез информации из различных источников. | Работа с дополнительной литературой и историческими документами Советского государства | П.11, с.106-111 | | |
| Гражданская война и военная интервенция. 1918-1922г. | 1 | Урок изучения нового материала. | Начальный этап Гражданской войны и интервенции. Советская Республика в кольце фронтов: 1918-1920гг. Политика военного коммунизма | Выделить причины Гражданской войны и интервенции. Давать сравнительную характеристику белого и красного движений. | Подготовить реферат | П.12-13 | | |
17. | | Причины победы красных и поражения белого движения. Дагестан в годы Гражданской войны. | 1 | Урок изучения нового материала. | Политика военного коммунизма Причины победы красных. | Давать сравнительную характеристику белого и красного движений. Проводить синтез информации из различных источников. | | П.12-13 С.124-132 Вопросы и задания лекция | | |
18. | | Россия в годы революции и Гражданской войны. | 1 | Урок обощения и повторения. | Дискуссия о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны. | Определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию | | Пов. главу 2 | | |
19. | Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930гг. 11часов | Новая экономическая политика. | 1 | Урок изучения нового материала. | Советская Россия после Гражданской войны. Кронштадтский мятеж. Итоги НЭПа. | Определить причины принятия НЭПа.Сравнивать НЭП с политикой военного коммунизма. . | Исследование (презентация) «Новая экономическая политика в оценках историков и современников». | П.14 | | |
20 | | Противоречия нэпа. | 1 | Урок изучения нового материала. | НЭП и разногласия в руководстве партии большевиков. | Сравнивать НЭП с политикой военного коммунизма. Заполнять таблицу. | | П.14, вопросы и задания | | |
21. | | Образование СССР и его международное признание. Образование ДАССР. | 1 | Комбинированный урок (семинар) | Предпосылки создания СССР. Образование СССР. Международное признание СССР после Гражданской войны. | Уметь вести сравнения. Характеризовать цели советской внешней политики. Охарактеризовать 1-ую Конституцию Дагестана | Сравнительная таблица «Пути построения единого советского государства» | П.15 Лекция | | |
22 | | Международное положение СССР в 1920-е гг. | 1 | Урок изучения нового материала | Международное признание СССР после Гражданской войны. Европейская политика СССР в 20-х гг. Генуя и Рапалло. Дипломатическое признание. | Характеризовать цели советской внешней политики. | | П.15, вопросы | | |
23 | | Культура и искусство после октября 1917г. | 1 | Комбинированный (с применением ИКТ) | «Музыка революции»: искусство, общество, власть. Разнообразие литературно-художественных группировок в культурной жизни страны. Архитектура. | Выявлять особенности духовной жизни страны в 20-е гг.. Характеризовать достижения в различных областях искусства. | Работа с дополнительными источниками. Компьютерная презентация. | П.16, вопросы П.17-18 П.17-18 | | |
24. | | Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция. | 1 | Урок изучения нового материала | Цели модернизации.Индустриализация : основные результаты. Коллективизация и ее итоги. | Определять цели модернизации , ее источники и методы проведения . Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события . | Составление развернутого плана на вопрос «Достижения и издержки модернизации в России» | | |
25 | | Культурная революция и культурные достижения. | 1 | Урок изучения нового материала | Культурная революция . Модернизация армии . Противоречия социалистической модернизации . Задачи и итоги культурной революции. Ликвидация неграмотности и советская система образования | | | | |
26. | | Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления. | 1 | Урок изучения нового материала. | Партия большевиков в 20-е гг. Причины возвышения И.В. Сталина. Идея Сталина о возможности построения социализма в одной стране. Культ личности и политический террор. Репрессии. Чистка рядов Красной Армии. Конституция 1936г. | Выявлять причины прихода Сталина к власти. Сопоставлять различные точки зрения на происходившие события. | Подготовка тестов по теме урока | | |
27 | | Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие | 1 | Урок изучения нового материала. | Утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Пропагандистская направленность официальной советской культуры. | Характеризовать духовный климат советского общества во 2половине 1920-193-х гг., его положительные и негативные черты. | Подготовка и презентация рефератов. | П.20 | | |
28. | | Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг. | 1 | Урок изучения нового материала. | Возникновение очагов военной опасности в Азии и Европе. СССР и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Советско-германские отношения: пакт о ненападении. | Работа с источниками. | Тестирование. | П.21 | | |
29. | | СССР в 1939-1941-е гг. | 1 | Урок повторения, проверки знаний и умений | | Характеризовать политику, проводимую СССР накануне Великой Отечественной войны. | | П.22, вопросы | | |
30. | Глава 4. Великая Отечественная война. 1941-1945гг. 6часов | Начальный период войны: июнь 1941-ноябрь 1942гг. Дагестан в годы ВОВ. | 1 | Урок изучения нового материала. | Причины, этапы Великой Отечественной войны. Мобилизация страны. Смоленское сражение. Битва под Москвой. Зарождение антигитлеровской коалиции. . | Называть причины поражения Красной Армии на начальном этапе войны. | Составлять развернутый план ответа «Героизм народа на фронте и в тылу». | П.23-24 Лекция | | |
31 | | Боевые действия весной – летом 1942г. | 1 | Урок изучения нового материала. | Боевые действия весной-летом 1942г. Оборона Сталинграда. Партизанское движение | Знать и объяснять причины неудач на начальном этапе войны. | | П.23-24 | | |
32. | | Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942- зима 1943гг. | 1 | Комбинированный урок. | Разгром немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Блокада Ленинграда. Орловско- Курская дуга. Завершение коренного перелома в войне. | Сравнить соотношения сил СССР и Германии в сражениях под Москвой, Сталинградом и Курском. Работа с источниками. | Презентация «Сталинградская битва и ее значение». | П.25 Вопросы, таблица | | |
33. | | Идеология, культура и война. Культура Дагестана в годы ВОВ. | 1 | Урок изучения нового материала. | Идеология, культура и война. СССР в антигитлеровской коалиции. Героизм народа на фронте и в тылу. | Охарактеризовать, какую помощь оказывали дагестанцы фронту | | П.25, вопросы 4, 6 письменно.Лекция, сообщение | | |
34. | | Наступление Красной Армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны. | 1 | Комбинированный урок. | Освобождение советской земли. Государственная политика на освобожденной территории. Наступление Красной Армии в Восточной Европе. Открытие второго фронта. Ялтинская конференция. Арденская и Висло-Одерская операция. Падение Берлина. | Характеризовать и оценивать политику СССР на территориях, освобожденных от оккупантов. Оформление хронологической таблицы важнейших политических и военных событий конца 1944—весны 1945г. | Подготовить сообщение «Ленд-лиз и его значение». | П.26 Вопросы и таблица | | |
35. | | Причины, цена и значение Великой победы. Кизлярцы –Герои Советского Союза | 1 | Урок- конференция. | Потсдамская конференция и окончание Второй мировой войны. Итоги войны. Роль СССР во Второй мировой войне, решение вопросов послевоенного устройства. | Называть важнейшие решения Потсдамской конференции. Проводить комплексный поиск исторической информации в различных источниках. | Работа с различными источниками информации по теме. Подготовка реферата (презентация). | П.27 Вопросы. Сообщения | | |
36 | Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия. 1945- 1964гг. 7 часов | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны» | 1 | Урок изучения нового материала. | Причины «холодной войны». СССР и «план Маршалла». Создание 2-х систем союзов. Гонка вооружений и ее влияние на экономику и внешнюю политику СССР | Перечислить цели СССР на международной арене после завершения Второй мировой войны. Работать с источниками. | Хронологическая таблица «Внешняя политика СССР». | П.28, вопросы | | |
37 | | Советский Союз в последние годы жизни И.В.Сталина | 1 | Комбинированный | Переход страны на мирный путь развития. Проблемы с/х. Итоги 4-ой пятилетки. Послевоенные репрессии. Характер политического режима в СССР. | Характеризовать советскую политику, проводимую в Советском Союзе по отношению к крестьянству, рабочим и интеллигенции. | Проблемные задания по теме урока. Эссе «Власть и культура». | П.29 | | |
38. | | Первые попытки реформ и 20 съезд КПСС. | 1 | Комбинированный | Необходимость смены курса. Лидерство Н.С.Хрущева . 20 съезд КПСС. | Характеризовать наиболее значимые проблемы внешней политики, проводимой Н.С.Хрущевым. | Реферат «Внутрипартийная работа при И.В.Сталине и Н.С.Хрущеве. | П.30, вопросы | | |
39. | | Противоречия политики мирного сосуществования | 1 | Комбинированный | Мирные инициативы СССР. 20 съезд СССР о новых теоретических положениях относительного развития отношений со странами «капиталистического лагеря». Углубление военно- блокового противостояния СССР и стран Восточной Европы. | Сравнивать внешнеполитический путь И,В,Сталина и Н,С,Хрущева. Принцип причинно-следственного анализа. | Эссе «Н,С.Хрущева в оценках историков». | П.31 | | |
40. | | Советское общество конца 1950-х – начала 1960-х гг. Дагестан в послевоенное время | 1 | Комбинированный | Противоречивые тенденции во внутренней политике СССР после 20 съезда КПСС. Экономика и политика в конце 1950-х -1960-х гг. Административные реформы. | Раскрывать противоречивые тенденции в КПСС в период правления И,В,Сталина. | Составлять таблицу «Успехи и неудачи социально-экономического развития СССР в годы правления Н,С,Хрущева». | П.32 Лекция | | |
41. | | Духовная жизнь в СССР в 1940- 1960-е гг. | 1 | Комбинированный | Развитие культуры и науки в первые послевоенные годы. Духовная жизнь в период «оттепели» | Характеризовать черты развития советского искусства. | Тестирование | П.33 вопросы | | |
42. | | Итоговое обобщение. | 1 | Урок применения знаний. | | | Работа с тестами. | Пов. Главу 5 | | |
43. | Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства». 7часов | Политика и экономика: От реформ- «к застою». | 1 | Урок изучения нового материала. | Система «коллективного руководства». Экономические реформы 1960-х гг. и их итоги. | Характеризовать необходимость и сущность экономических и политических реформ. | Примеры иллюстрирующие перемены,произошедшие в КПСС в 1960-1970-х гг. | П.34 | | |
44 | | Проблемы застоя в экономике. | 1 | Урок изучения нового материала. | Проблема «застоя» в экономике. Теория «развитого социализма». | Характеризовать необходимость и сущность экономических и политических реформ. | | П.34, с.331-335 | | |
45. | | СССР на международной арене. 1960-1970-е гг. | 1 | Урок применения знаний. | Начало распада «социалистического лагеря». «Доктрина Брежнева». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления. | Анализировать влияние событий 1968г. Определять причины перехода к политике разрядки. | Реферат по выбору. «Техническое, военное, научное, хозяйственное сотрудничество СССР и государства на африканском континенте». | П.35 | | |
46 | | Духовная жизнь в СССР в середине 1960-х- середине 1980-х гг. | 1 | Комбинированный ( с применением ИКТ) | Партийный аппарат и общество. Идеология инакомыслия. Конституция 1977г. Социальная структура советского общества. | Раскрывать влияние условий разрядки на рост идеологических оппозиций в стране. Сравнивать методы борьбы с инакомыслием в 1970-1980-е гг. | Рефераты, презентации по теме «Борьба с инакомыслием. Нарастание социальной элитарности и массовых настроений». | П.36 | | |
47 | | Углубление кризисных явлений в СССР | 1 | Комбинированный | Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. | Выявлять причины провала политики разрядки. Сопоставлять различные точки зрения. | Рефераты по темам «Теневаая экономика в СССР». «Возникновение диссидентского и правозащитного движения» | п.37 вопросы и задания | | |
48. | | Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980-е гг. | 1 | Урок применения знаний. | Наука и техника. Развитие отечественной литературы. Театр и кино. Эстрада. Спорт в СССР. | Раскрывать новые явления в развитии культуры страны. Сопоставлять различные точки зрения. | Презентация. Сообщения. | П.38 Вопросы и задания. | | |
49. | | СССР в годы «коллективного руководства». | 1 | Урок обобщения и повторения. | | | Работа с историческими документами, понятийный диктант, тестирование. | Пов. главу 6 | | |
50. | Глава 7. Перестройка и распад советского общества. 8часов | Политика перестройки в сфере экономики. Дагестан в годы перестройки | 1 | Урок изучения нового материала | Продолжение курса Ю.В.Андропова. По пути экономических реформ. Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. . | Называть факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке. | Презентация сообщения. | П.39, вопросы Лекция | | |
51 | | По пути экономических реформ. | 1 | Урок изучения нового материала | Дискуссия о путях реформирования сложившейся экономической системы. Трения между союзными республиками и союзным центром власти. | Называть факторы, действовавшие в разных сферах общества, которые препятствовали перестройке. | | П.39, вопросы | | |
52 | | Развитие гласности и демократии в СССР. | 1 | Комбинированный урок | Расширение гласности. Переосмысление прошлого и будущего. | Сравнивать «оттепель» хрущёвского времени и политику гласности М,С,Горбачева. | Реферат «Какие изменения произошли в киноискусстве в период гласности» | П.40 Вопросы и задания | | |
53 | | Политический раскол советского общества. | 1 | Урок изучения нового материала | Политический раскол советского общества. Формирование многопартийности. | Характеризовать основные направления взглядов на прошлое и будущее страны. | | П.40, с.384-387 Вопросы и задания | | |
54 | | Новое политическое мышление: достижения и проблемы. | 1 | Урок изучения нового материала. | Необходимость поиска новых решений. Концепция нового политического мышления. Инициативы в военной области. СССР и перемены в Азии. | Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие. | Сообщение «Война в Афганистане». | П.41, Вопросы и задания | | |
55 | | Развал советского блока. Националистические движения в Дагестане. | 1 | Урок изучения нового материала. | Распад системы союзов. Поиск путей завершения «холодной войны». | Дискуссии об итогах политики, основанной на новом политическом мышлении. Сопоставлять различные точки зрения на то или иное событие | | П.41, с.394-397 Лекция | | |
56 | | Кризис и распад советского общества. | 1 | Урок применения знаний. | Причины кризиса в межнациональных отношениях. | Перечислять причины, приведшие к обострению межнациональных конфликтов. | Эссе «Можно ли считать распад СССР закономерным явлением». | П.42, вопросы и задания. | | |
57 | | Попытка переворота в СССР. | 1 | Урок изучения нового материала. | Попытка переворота в стране. Распад СССР. | | | П.42, вопросы | | |
58 | Глава 8. Россия на рубеже 20-21веков. 12часов | Курс реформ и политический кризис 1993г. | 1 | Урок изучения нового материала. | Опыт «шоковой терапии». Попытки коррекции курса реформ. Дефолт и его последствия. | Характеризовать состояние России после распада СССР. Заполнять таблицу «Переход России на рыночные рельсы». | Заполнить таблицу «Переход России на рыночные рельсы».. | П.43 | | |
59 | | Общественно-политические проблемы России во второй половине 1990-х гг. | 1 | Комбинированный | Обострение межнациональных отношений. Начало чеченского конфликта. | Определять причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг. | Тестирование. Проблемные задания. | П.44, вопросы и задания | | |
60. | | Выборы 1995 и 1996гг. и их последствия. | 1 | Урок изучения нового материала. | Выборы 1996г. Основные итоги периода 1994-1998-х гг. | Определять причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х гг. | | П.44 | | |
61 | | Россия на рубеже веков: по пути стабилизации. Теракты в Дагестане. | 1 | Урок применения знаний (семинар) | Контртеррористическая операция в Чечне. Парламентские и президентские выборы 1999-2000-х гг. | Анализ характера действий федеральных сил в Чечне во время Первой и Второй чеченских войн. Формулировать выводы об итогах парламентских и президентских выборов. | Анализ СМИ, характеризую щих данный период. | П.45 Лекция | | |
62 | | Россия на пути реформ и стабилизации. | 1 | Урок изучения нового материала. | Россия: по пути реформ и стабилизации. Власть и общество: новая модель отношений. | Формулировать выводы об итогах парламентских и президентских выборов | | П.45 | | |
63 | | Новый этап в развитии Российской Федерации. | 1 | Урок изучения нового материала | Стабильный рост экономики. Национальные проекты. | Значение национальных проектов | Задания в формате ЕГЭ | П.46 | | |
64 | | Внешняя политика демократической России. | 1 | Комбинированный | Международное положение России после распада СССР. Россия и Запад: поиск взаимопониманий. Смена приоритета российской дипломатии. Россия и страны СНГ. . | Сравнивать задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в начале 1980-1990-е гг. и в новой России. | Работа со СМИ. | П.47. | | |
65 | | Россия на международной арене в начале 21века. | 1 | Урок изучения нового материала | Участие России в формировании современной международной правовой системы. | Сравнивать задачи внешнеполитической деятельности, которые ставились в СССР в начале 1980-1990-е гг. и в новой России. | | П.47 | | |
66 | | Искусство и культура России к началу 21века. Дагестан в 21веке. | 1 | Комбинированный | Изменения в духовной жизни. Отечественная культура и постмодернизм. Современный литературный процесс. Театр, музыка, кино. Живопись, архитектура, скульптура. | Выявлять особенности духовной жизни российского общества. Характеризовать новые явления в современной отечественной культуре. | Презентация рефератов. | П.48-49. Лекция | | |
67. | | Россия на рубеже 20-21 вв. | 1 | Повторение и обобщение знаний. | | Подготовка к ЕГЭ | Понятийный диктант, тесты, эссе. | | | |
68. | | Итоговое повторение по всему курсу. | 1 | | | Подготовка к ЕГЭ | Итоговое тестирование. | | | |