Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
города Таганрога Ростовской области
«Утверждаю» |
Директор МОБУ лицея № 33 |
Приказ от 30.08.2019 № 670 |
______________ /Еретенко Т.Г./ |
(подпись руководителя) |
МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
по неорганической химии
9а класс, основное общее образование
Количество часов: 68 часов
Учитель: Бочарова Оксана Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений авторов: О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков (М., Просвещение, 2019) и соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования по химии
Учебный год: 2019-2020
Лист согласования рабочей программы заместителем директора по УВР
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) | Результат рассмотрения | Дата, ФИО, подпись заместителя директора |
Рабочая программа (ФГОС) Химия 9а класс Основное общее образование Количество часов: 68 Учитель: Бочарова О.Н. «____»____________2019 | | «___»________________2019г. ___________________ Г. А. Ереско-Гелеверя |
| | |
| | |
Лист согласования рабочей программы научно-методическим советом
Рабочую программу вносит педагогический работник (ФИО, дата, подпись) | Результат рассмотрения | Дата, ФИО, подпись руководителя НМС |
Рабочая программа (ФГОС) Химия 9а класс Основное общее образование Количество часов: 68 Учитель: Бочарова О.Н. «____»____________2019 | | «___»________________2019г. _________________ И. Б. Фатун |
| | |
| | |
| | |
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии построена на основе:
ФГОС ООО (Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1887 от 17.12.2010);
Федерального базисного учебного плана (Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004),
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказа Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников» от 08.05.2019 № 33
Курс 9 класса начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса 8 класса и дается понятие о переходных элементах и амфотерности. Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов — металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении материала химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса. Курс 9 класса, построенный по концентрической концепции, завершается темой « Органические вещества».
Рабочая программа для 9 классов рассчитана на 68 учебных часов, предусматривает обучение химии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Контрольных работ – 4, практических работ - 5.
Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно – методического комплекта:
Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017 (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/2020 учебный год)
Методические пособия для учителя:
Габриелян О. С. Настольная книга учителя – М.: изд-во «Дрофа», 2003
Габриелян О. С. Химия 9 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9» - М.: Дрофа, 2004
методическое пособие для учителя (О. С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11-х классов общеобразовательных учреждений)
мультимедийное учебное пособие (Уроки Химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс. Неорганическая химия)
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
При преподавании курса химии используются следующие технологии обучения: разноуровневого обучения, деятельностного подхода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.
Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам
Оборудование: - компьютеры; мультимедийный проектор;
Для формирования экспериментальных умений и совершенствования уровня знаний обучающихся в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.
Текущий контроль по темам: «Классификация химических соединений и химических реакций», «Неметаллы», «Металлы», «Органические вещества».
Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов, установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий: мониторинг учебных достижений в рамках уровневой дифференциации; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования; разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.
Виды домашних заданий: Работа с текстом учебника, выполнение упражнений, решение задач, индивидуальные задания, подготовка докладов, сообщений, составление схем, разработка презентаций, тестовые задания.
Цели программы обучения.
Изучение химии на базовом уровне на ступени основного общего образования в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 9 классе являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Раздел I «Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения химии:
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире;
формирование умениий определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности;
усвоение и воспроизведение учебного материала, понимание смысла химических понятий и явлений, основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Метапредметные результаты обучения химии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками химической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения химии являются умения:
Ученик научиться:
определять роль различных веществ в природе и технике;объяснять роль веществ в их круговороте; рассмотрение химических процессов:приводить примеры химических процессов в природе; находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях;
объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека; объяснять мир с точки зрения химии; перечислять отличительные свойства химических веществ; различать основные химические процессы;определять основные классы неорганических веществ; понимать смысл химических терминов;
Ученик получит возможность научиться:
характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы; проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе; использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов; различать опасные и безопасные вещества.
Раздел II «Содержание учебного предмета»
Классификация химических соединений и химических реакций - 21ч
Сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиции окисления-восстановления; условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Многообразие веществ – 36
Неметаллы – 21ч
Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева.
Общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения.
Основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия.
Качественные реакции на важнейшие катионы.
Металлы – 15ч
Положение неметаллов в периодической системе Д. И. Менделеева.
Общие физические и химические свойства неметаллов.
Основные свойства и применение важнейших соединений неметаллов.
Качественные реакции на важнейшие анионы.
Органические вещества -11ч
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Раздел III «Тематическое планирование»
Название раздела | Количество часов, отводимое на освоение раздела | Название темы | Количество часов, отводимое на освоение темы | Примерные сроки освоения темы (с __ по __ ) | Формы текущего контроля успеваемости по теме, примерные сроки контроля |
Классификация химических соединений и химических реакций. | 21 | Классификация химических соединений и химических реакций. | 21 | 1-11неделя | Контрольная работа №1 (10 неделя) |
Многообразие веществ. | 36 | Неметаллы. | 21 | 11-22 неделя | Контрольная работа №2 (22 неделя) |
Металлы. | 15 | 23-30 неделя | Контрольная работа №3 (29 неделя) |
Органические вещества. | 11 | Органические вещества. | 11 | 30-34 неделя | Зачет (34 неделя) |
Итого | 68 | | 68 | | |
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач»
Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты»
Практическая работа №3 «Изучение свойств серной кислоты»
Практическая работа №4 «Получение аммиака. Изучение его свойств»
Практическая работа №5 «Получение оксида углерода и изучение его свойств»
Практическая работа №6 «Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств»
Практическая работа №7«Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
КР № 1 «Классификация химических соединений и химических реакций»
КР № 2 «Неметаллы»
КР № 3 «Металлы»
Зачет по теме «Органические вещества»