Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Целью программы является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Основные задачи:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений;
- расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета и цели курса
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ИН имеются нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса.
Задачи и направления.
Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:
1) создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
2) обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
3) организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с умственной отсталостью:
- развитие познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
- формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
- формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
4) обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников;
5) осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.
Основные задачи характерные для коррекционного курса «Двигательное развитие»: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.
Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных способностей тесно связано с работой по профилактике развития у них паталогических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность паталогических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).
Применяются следующие методы обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их осложнений, на предупреждение обострений у школьников с нарушениями в развитии. Суть предложенной программы по двигательному развитию заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации, коррекции отклонений в физическом развитии школьника с ограниченными возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные, нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения соответствующих возрасту житейских задач. У детей с интеллектуальной недостаточностью не развита познавательная деятельность, все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнения, обобщения), имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Они затрудняются самостоятельно использовать имеющиеся у них знания. Перенос полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях, самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач - все это составляет трудность для детей данной категории. Поэтому важно не только дать этим детям определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевойнаправленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс обучения неразрывно связан с решением специфической задачи— коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Двигательное развитие» относится к коррекционно-развивающей области (коррекционные занятия) учебного плана КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ», является частью, формируемой участниками образовательных отношений.
Кол-во часов на изучение предмета в неделю- 2 часа (2 занятия по 40 мин.)
Кол-во учебных недель – 10 класс-34 недели
Кол-во часов на изучение предмета на 1 год обучения – 68 часов.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
формирование знаний о правилах личной гигиены.
коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.);
коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
выполнение комплексов лечебной гимнастики по демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью)
Базовые учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
Группа БУД | Учебные действия и умения. |
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. | - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. |
2. Формирование учебного поведения: | - направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - умение выполнять инструкции педагога: - использование по назначению учебных материалов: - умение выполнять действия по образцу и по подражанию: |
3. Формирование умения выполнять задание: | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания |
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется балловая система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Содержание учебного курса
Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Выполнение движений головой: наклоны (вправо, влево, вперед в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), повороты (вправо, влево в положении лежа на спине/животе, стоя или сидя), «круговые» движения (по часовой стрелке и против часовой стрелки).
Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые».
Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. Выполнение движений плечами.
Опора на предплечья, на кисти рук. Бросание мяча двумя руками (от груди, от уровня колен, из-за головы), одной рукой (от груди, от уровня колен, из-за головы). Отбивание мяча от пола двумя руками (одной рукой).
Ловля мяча на уровне груди (на уровне колен, над головой). Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину.
Изменение позы в положении сидя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Изменение позы в положении стоя: поворот (вправо, влево), наклон (вперед, назад, вправо, влево). Вставание на четвереньки.
Ползание на животе (на четвереньках). Сидение на полу (с опорой, без опоры), на стуле, садиться из положения «лежа на спине».
Вставание на колени из положения «сидя на пятках». Стояние на коленях. Ходьба на коленях. Вставание из положения «стоя на коленях».
Стояние с опорой (вертикализатор, костыли, трость и др.), без опоры. Выполнение движений ногами: подъем ноги вверх, отведение ноги в сторону, отведение ноги назад. Ходьба по ровной горизонтальной поверхности (с опорой, без опоры), по наклонной поверхности (вверх, вниз; с опорой, без опоры), по лестнице (вверх, вниз; с опорой, без опоры).Ходьба на носках (на пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприсядь, в приседе). Бег с высоким подниманием бедра (захлестывая голень назад, приставным шагом). Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением (вперед, назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге. Удары по мячу ногой с места (с нескольких шагов, с разбега).
Критерии и нормы оценивания достижения планируемых результатов освоения программного курса
Вид текущего контроля | Вид контрольно-оценочной деятельности |
Устный | |
Общеобразовательная область «Двигательное развитие» |
Поурочный контроль | Устный опрос. | Практическая работа. |
Периодический (тематический) контроль | | Сдача нормативов. |
Формы промежуточной аттестации
Периодичность проведения | Формы промежуточной аттестации |
Общеобразовательные области: «Двигательное развитие». |
В конце четверти | |
В конце учебного года | Сдача нормативов. |
Промежуточная аттестация по данному курсу не проводится. |
Учебно-тематическое планирование 10 Б кл, 10 В кл, 10 Г кл
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Коррекция и закрепления навыка правильной осанки | 16 |
2 | Формирование и укрепление мышечного корсета | 4 |
3 | Коррекция и развитие сенсорной системы | 12 |
3 | Формирование и укрепление мышечного корсета. Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. | 28 |
4 | Развитие точности движений пространственной ориентировки | 8 |
| Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
по адаптивной физической культуре для учащихся 10 «Б»,10 «В»,10 «Г» класса
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
I четверть (16 ч) |
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки-8 ч. |
1-2 | Формирование знаний о положении тела при правильной осанке. Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы. | 05.09 06.09 | | 2 | Узнают какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполняют правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполняют правильно имитационные упражнения; Выполняют простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
3-4 | Формирование правильной осанки у гимнастической стенки (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок), под контролем учителя. | 12.09 13.09 | | 2 |
5-6 | Упражнения у гимнастической стенки (движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке), смешанные висы. | 19.09 20.09 | | 2 |
7-8 | Знакомство с движениями, имитирующими ходьбу и бег животных. | 26.09 27.09 | | 2 |
Формирование и укрепление мышечного корсета -4 часа |
9-10 | Упражнения для укрепления мышц живота и спины из различных и.п. | 03.10 04.10 | | 2 | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц глаз. |
11-12 | Упражнения для укрепления тазового пояса, бёдер, ног и рук. | 10.10 11.10 | | 2 |
Коррекция и развитие сенсорной системы 4ч. |
13-14 | Игра: «Дунем раз…» | 17.10 18.10 | | 2 | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. |
15-16 | Упражнение для правильного дыхания с использованием звуковой гимнастики. | 24.10 25.10 | | 2 |
II четверть (16 ч) |
| Коррекция и закрепления навыка правильной осанки 4 ч. |
1-2 | Знакомство с ходьбой по гимнастической скамейке с различными положениями рук (в стороны, за голову, на пояс, вверх, вперёд, к плечам). | 07.11 08.11 | | 2 | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
3-4 | Обучение специальным упражнениям в вытяжении и самовытяжении. | 14.11 15.11 | | 2 |
Формирование и укрепление мышечного корсета. Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. 8 ч. |
5-6 | Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола) | 21.11 22.11 | | 2 | Развивать координацию движений, выносливость, быстроту ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры; Формировать простейшие действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, блокирование, разучить индивидуальную тактику. Умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом; Развивать психофизические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость. |
7-8 | Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола) | 28.11 29.11 | | 2 |
9-10 | Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой | 05.12 06.12 | | 2 |
11-12 | Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия) | 12.12 13.12 | | 2 |
Развитие точности движений пространственной ориентировки 4 ч. |
13-14 | Ходьба по различным предметам, передвижение боком. Впереди, сзади, рядом. | 19.12 20.12 | | 2 | Выполнять ходьбу боком по гимнастической палке, по обручу, по канату, по гимнастической стенке; Уметь свободно ориентироваться в частях тела. Выполнять повороты на месте (направо, налево). |
15-16 | Игры: «Летающие носочки», «Зоопарк», «Собери шишки». Право, лево. Направо, налево. | 26.12 27.12 | | 2 |
III четверть (20 ч) |
Формирование и укрепление мышечного корсета. Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. 12 часов |
1-2 | Узнавание волейбольного мяча | 09.01.2025 10.01 | | 2 | Научить правильно регулировать свою физическую нагрузку; обучить учащихся технике и тактике волейбола; выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги; выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу; выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи. |
3-4 | Подача волейбольного мяча сверху (снизу) | 16.01 17.01 | | 2 |
5-6 | Прием волейбольного мяча сверху (снизу) | 23.01 24.01 | | 2 |
7-8 | Игра в паре без сетки (через сетку) | 30.01 31.01 | | 2 |
9-10 | Ползание на животе, на четвереньках. | 06.02 07.02 | | 2 |
11-12 | Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз) | 13.02 14.02 | | 2 |
Коррекция и закрепления навыка правильной осанки – 4 часов |
13-14 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за преподавателем) | 20.02 21.02 | | 2 | Знать какие части тела соприкасаются со стеной при правильной осанке; Выполнять правильное положение осанки у гимнастической стенки; Выполнять правильно имитационные упражнения; Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие упражнения в вытяжении; Знать названия и правила изучаемых игр, уметь играть, соблюдая правила. |
15-16 | Ходьба с мешочками на голове, руки на поясе (за направляющим) | 27.02 28.02 | | 2 |
Развитие точности движений пространственной ориентировки - 4 часов |
17-18 | Ходьбой по залу и линиям. Ходьба по кругу с чередованием на пятках и носках. | 06.03 07.03 | | 2 | Принимать правильно положение головы, туловища, ног в различных и.п. стоя, сидя, лёжа на спине, на животе. Следить за правильным дыханием, вдох – через нос, выдох – через рот. Уметь выполнять упражнения для укрепления мышц. |
19-20 | Ходьбой по залу по «следам» с обходом кеглей и т.д. Ходьба приставным шагом. | 13.03 14.03 20.03 21.03 | | 2 |
IV четверть (16 ч) |
Формирование и укрепление мышечного корсета. Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. 8 часа |
1-2 | Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем. | 03.04 04.04 | | 2 | Учить технике выполнения удара с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3-4 м с постепенным увеличением силы удара. Развивать координацию движений, быстроту, ловкость. Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к спортивной игре. Совершенствовать навыки основных видов движений, двигательную реакцию детей, точность воспроизведения движений во времени и пространстве. |
3-4 | Прием мяча стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками) | 10.04 11.04 | | 2 |
5-6 | Ведение мяча | 17.04 18.04 | | 2 |
7-8 | Выполнение передачи мяча партнеру | 24.04 25.04 | | 2 |
Коррекция и развитие сенсорной системы8 часов |
9-10 | Упражнения с различными предметами. | 08.05 15.05 | | 2 | Выполнять простейшие упражнения для развития кисти рук и пальцев; Выполнять простейшие дыхательные упражнения без сочетания с физическими упражнениями. Совершать мелкие точные координационные движения кистью, пальцами. |
11-12 | Упражнения с различными малыми мячами | 16.05 22.05 | | 2 |
13-14 | Упражнения с различными гимнастической палкой. | 23.05 28.05 | | 2 |
15-16 | Упражнение с кольцами. | 29.05 30.05 | | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Флажки.
Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),
Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).
Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.
Игрушки со съемными деталями.
Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.
Игрушки музыкальные.
Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.Колокольчики.
Контейнер для хранения мячей передвижной, кубики, кегли и шары пластмассовые, кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.
Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см).
Материалы и приспособления для постановки правильного дыхания.
Маты: детские напольные.
Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
Набор для бадминтона.
Обручи разных цветов и размеров.
Многофункциональные тренажеры.
Батут детский.
Шведская стенка.
Лавочки.
Детские стулья.
Мягкие крупные модули.