СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Двигательное развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционного курса "Двигательное развитие" предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Программа рассчитана на 1 час в неделю .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Двигательное развитие"»


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

обучающегося 8 класса

(СИПР)

на 2023-2024 учебный год




















Курск 2023




Пояснительная записка

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечнососудистой системы и других внутренних органов). У детей с умеренной степенью умственной отсталости имеются нарушения произвольной двигательной активности, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому целью данного коррекционного курса является работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к произвольному движению и функциональному использованию двигательных навыков.

Основные задачи:

1. Мотивация произвольной двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.

2. Развитие двигательных способностей обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости, осложненных детским церебральным параличом, тесно связано с работой по профилактике развития у них патологических состояний.

В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Придание правильной позы и фиксация обеспечивается при помощи специального оборудования и вспомогательных приспособлений с соблюдением индивидуального режима. Такая работа организуется в физкультурном зале, в классе и дома в соответствии с рекомендациями врача-ортопеда и специалиста по лечебной физкультуре. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Содержание программы предусматривает как сенсорное развитие учащихся, так и развитие общей и мелкой моторики. Блок «Повышение функционального уровня систем организма» включает тренировку дыхания, что способствует развитию концентрации произвольного внимания. Массаж и самомассаж повышает потенциальный энергетический уровень, успокаивают психику, обогащают знания детей о собственном теле.

Занятия в блоке «Оптимизация мышечного тонуса» направлены на преодоление замедленной переключаемости нервных процессов, слабости волевых усилий, двигательного беспокойства, на развитие дифференцированных двигательных и психических реакций. Таким образом, работа включает коррекцию как гипо-, так и гипертонуса.

Занятия в блоке «Сенсорные эталоны» направлены на формирование у учащихся понятий об общепринятых образцах внешних свойств предметов. Дети получают четкие представления о свойствах предметов для анализа и выделения этих свойств в различных ситуациях. Такие знания служат базой для осуществления мыслительных операций и развития познавательной деятельности в целом. Поэтому в программе большое внимание уделяется обучению детей различным способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке, осмотру, описанию, выполнению с предметами определенных действий в заданной последовательности. Содержание работы в данном блоке предусматривает использование на занятиях упражнений на развитие восприятия формы, величины, цвета, пространства, движений, собственного тела. Целесообразно в качестве объектов исследования на занятиях использовать вначале реальные предметы, затем их наглядные плоскостные изображения, потом анализировать объект по представлению (без предъявления наглядного образца), то есть формировать персептивные действия с постепенным усложнением.

Занятия по развитию вкусовой, обонятельной, тактильной и слуховой чувствительности проводятся только с использованием реальных объектов (включая продукты питания).

В блоке «Формирование сенсомоторных координаций» предполагается работа на развитие способности к межмодальному синтезу. В этом процессе активно задействованы мнемические процессы и, таким образом, активно развиваются все виды памяти. Детям предъявляются объекты окружающего мира в различных модальностях (на ощупь, на слух, зрительно, на вкус). Учащиеся воспринимают предъявленные образцы, запоминают их, а затем переводят в другую модальность - озвучивают, зарисовывают, пытаются узнать на ощупь то, что увидели или то, что было названо.

Работа, предусмотренная в каждом блоке программы, должна проводиться комплексно, с включением различных психических процессов. Для реализации темы занятия необходимо подбирать упражнения многофункционального характера, работать над развитием внимания, произвольности, мышления, речи, памяти, воображения

Содержание программы курса

Коррекционные подвижные игры. Знакомство со спортивными играми. Игры с элементами общеразвивающих упражнений: «Мы солдаты». Игры с бегом: «Веселая эстафета». Игры с прыжками: «Мячик кверху». Игры с метанием, ловлей: «Метко в цель». Коррекционные подвижные игры: «По канату». Игры с элементами футбола, хоккея, баскетбола. Подвижная игра «Метко в цель». Подвижная игра «Кого назвали, тот и ловит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

 Физическая подготовка. Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. Знакомство учащихся с оборудованием для уроков физкультуры. Правила поведения в спортивном зале.

Построения и перестроения. Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение парами, по одному в ряд, в колонну друг за другом. Простейшее перестроение из колонны в шеренгу, из шеренги в колонну.

Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения.

Бег. Бег вслед за учителем. Бег по сигналу вслед за направляющим. Бег в направлении к учителю. Бег в заданном направлении. Бег по сигналу врассыпную. Бег в медленном и быстром темпе. Бег по периметру. Бег по прямой. Бег змейкой между предметами.

Прыжки. Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. Подскоки на мячах – фитболах. Подскоки на месте совместно с учителем, держась за одну руку. Подскоки на мячах-прыгунах. Подскоки на ногах попеременно. Прыжки, слегка продвигаясь вперед. Подскоки на двух ногах с продвижением вперед. Катание, бросание, ловля округлых предметов. Прокатывание мяча двумя руками. Прокатывание мяча под дугу.

 Ловля мяча, брошенного учителем. Прокатывание мяча двумя руками друг другу. Прокатывание обручей. Метание прямой рукой на дальность, в горизонтальную и вертикальную цель. Удары по мячу ногой. Прокатывание мяча ударом ноги под планкой. Перебрасывание мяча через сетку. Удары по мячу пластмассовой клюшкой. Метание мяча в баскетбольный щит (по образцу и по словесной инструкции)

 Ползание и лазание. Ползание на животе и на четвереньках по прямой. Ползание на четвереньках в заданном направлении. Пролезание на четвереньках под дугой, рейкой. Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей. Ползание на животе и на четвереньках по скамейке, по словесной инструкции.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения курса:

  • Включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.

  • Не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.

  • Проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.

  • Готовиться к занятиям, занимать исходное положение, находить свое место в строю (с помощью).

  • Проявлять любознательность и интерес к новому.

Предметные результаты освоения курса:

  • уметь слушать музыку и звучащие инструменты;

  • выполнять несложные движения руками и ногами;

  • активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем;

  • слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.

  • уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;

  • уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.

Результаты сформированности базовых учебных действий:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала,        учебного        помещения), пользоваться предметами, сопровождающими действие;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и включаться в деятельность (с помощью);

  • следовать предложенному плану;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

(1 час в неделю)

п/п

Тема занятия

Дата

I четверть

1

Вводное занятие.  Построение в шеренгу, колонну.

05.09.2023

2

Строевые упражнения (право, лево, направо, налево, впереди, сзади, рядом).

12.09.2023

3

Ходьба, бег  по залу в медленном темпе

19.09.2023

4

Движения головой,  руками в различных исходных  положениях

26.09.2023

5

Движения пальцами рук, выполнение движений плечами

03.10.2023

6

Основные движения рук, ног, туловища

10.10.2023

7

Ходьба с изменением направления и темпа

17.10.2023

8

Бег с остановками по сигналу

24.10.2023

II четверть

1

Ходьба на пятках

07.11.2023

2

Ходьба спиной вперед

14.11.2023

3

Прыжки на одной ноге на месте и с продвижением вперед

21.11.2023

4

Упражнения лёжа. Изменение поз в исходном  положении лёжа

28.11.2023

5

Упражнения стоя. Изменение поз в исходном положении стоя

05.12.2023

6

Упражнения сидя. Изменение поз в исходном положении сидя

12.12.2023

7

Ползание на четвереньках, на животе. Ползание по гимнастической скамейке на коленках, на животе

19.12.2023

8

Перешагивание через предметы, передвижение боком

26.12.2023

III четверть

1

Подвижные игры с элементами ОРУ. «Повтори, не ошибись».

09.01.2024

2

Подвижные игры с бегом. «Беги к флажку»

16.01.2024

3

Подвижные игры с бегом. «Возьми ленточки»

23.01.2024

4

Бег с приставным шагом, змейкой, передвижения по ориентирам

30.01.2024

5

Прыжки на двух ногах на месте

06.02.2024

6

Прыжки с продвижением в стороны

13.02.2024

7

Прыжки на одной ноге

20.02.2024

8

Подвижная игра «Воробышки и кот»

27.02.2024

9

Подвижная игра «Волшебный мешочек»

05.03.2024

10

Подвижные игры с мячом.

12.03.2024

11

Подвижные игры с прыжками. «Удочка».

19.03.2024

IV четверть

1

Прыжки через предметы

02.04.2024

2

Приседания с предметами и без

09.04.2024

3

Подвижная игра «Вот так позы»

16.04.2024

4

Упражнения с малыми мячами

23.04.2024

5

Подвижная игра «Аист ходит по болоту»

30.04.2024

6

Упражнения с гимнастическими палками

07.05.2024

7

Подвижная игра «Ловишки в кругу»

14.05.2024

8

Подвижная игра «Летучий мяч»

21.05.2024

Итого 35 уроков


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.

2. Баряева Л.Б. Программа образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Спб ЦДК. 2011.

3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002.

4. Креминская М.М. Сборник программ по физической культуре для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью). – СПб.:Владос Северо-Запад, 2013. – 294 с.

5. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб. - Союз художников, 2007.

6. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!