СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» на 2022-2023 учебный год для обучающихся 4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе используется УМК «Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 классУчебник. В 2 ч.  Ч.1. – М.: «Просвещение», 2019 г.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс Учебник. В 2 ч.  Ч.2 – М.: «Просвещение», 2019 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» на 2022-2023 учебный год для обучающихся 4 классов»





Рабочая программа

по курсу «Литературное чтение»

на 2022-2023 учебный год

для обучающихся 4 классов










Количество часов: 102

Класс: 4















Улан-Удэ

2022-2023 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы НОО, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, Примерной программы по учебному предмету литературное чтение, разработанной Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.

В работе используется УМК «Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 классУчебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: «Просвещение», 2019 г.

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс Учебник. В 2 ч. Ч.2 – М.: «Просвещение», 2019 г.

Цель и задачи изучения курса учебного предмета

Цели:

• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;

• формирование навыка чтения про себя;

• приобретение умения работать с разными видами информации;

• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова;

• развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

• овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.


Задачи:

• развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

• учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

• развивать поэтический слух,

• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

• обогащать чувственный опыт ребёнка,

• формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

• обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

помочь детям узнать писателей родного края;

продолжить знакомство с произведениями писателей родного края;

введение детей через художественные произведения в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей.





Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Литературному чтению » в 4 классе составлена из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год (34 недели). В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала.



Национально-региональный компонент

Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента на уроках математики посредством решения задач, составленных на культурно-краеведческом материале Республики Бурятия. Использование краеведческого материала решает следующие задачи:
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, гуманизма, любовь к малой родине;
- развитие способностей обучающихся применять исторические знания при анализе событий прошлого и настоящего;
- повышение интереса к предмету, что способствует активизации учебной деятельности.

Раскрытие национально-регионального компонента на уроках математики в начальных классах через текстовые задачи, основанных на исторических датах и событиях, вызывает особый интерес у обучающихся, что способствует не только заинтересованности в предмете, но и помогает сохранить в памяти исторический факт. Использование в задачах географического материала углубляют знания о родном крае.

Решение краеведческих задач при обучении литературному чтению не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.






























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные результаты


1. Гражданское воспитание

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. Патриотическое воспитание

формирование ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной литературы ;

3. Духовно-нравственное воспитание

формирование представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;

готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Эстетическое воспитание

приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,

проживающих в Российской Федерации;

приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

8. Ценности научного познания

формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета литературное чтение в познании этих закономерностей;

формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету литературное чтение, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков

самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и

способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;



Метапредметные результаты


Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;

- предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план действий (совместно с учителем);

- уметь работать в соответствии с заявленным планом;

- уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

- вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.


Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

пользоваться справочником и энциклопедией.

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и интернет-ресуросв ;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

участвовать в коллективной работе; планировать работу группы в соответствии с поставленными задачами;

готовить самостоятельно проекты;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

адекватно использовать речевые средства для различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Обучающиеся получат возможность научиться:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёрами;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.


Предметные результаты


Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

обосновывать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения (читательский интерес, поиск возможной информации, приобретение читательского опыта, поиск аргументов);

осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику); определять самостоятельно тему и главную мысль произведения;

составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе;

сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам; определять отличительные особенности;

сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине.


Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

определять конкретный смысл понятий: притча, былина, мифы, литературная сказка;

различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого из них;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

сравнивать былину и сказочный текст;

сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

определять ритм стихотворения;

сравнивать, сопоставлять различные виды текста; называть 2-3 особенности текста;

создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности

Обучающиеся получат возможность научиться:

использовать в речи литературоведческие понятия

воспринимать литературу как искусство;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста


Круг детского чтения

Обучающиеся научатся:

ориентироваться в книге по названию, оглавлению; отличать сборник произведений от авторской книги; самостоятельно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;

составлять самостоятельно краткую аннотацию;

писать самостоятельно отзыв на выбранную книгу;

самостоятельно пользоваться алфавитным и систематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой

Обучающиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернет-каталога для поиска необходимой литературы.


Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;

создавать свой собственный текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно делать инсценировки по прочитанным произведениям.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Виды речевой и читательской деятельности


Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, замедляя его или ускоряя в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека как самого себя; умение применить их в повседневном общении; желание избегать проявлений эгоизма, зависти, недоброжелательности. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.



Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Общие для каждого класса темы: «Самостоятельное чтение» и «Читалочка-обучалочка», предназначенные для отработки навыков чтения; «Семейное чтение», «Наш театр», «Маленькие и большие секреты страны Литературии», «Мы идём в библиотеку», где проводится рекомендательный список литературы для свободного выбора чтения.



Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.


Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Сопоставление произведений словесно-художественного, музыкального, изобразительного творчества; составление высказываний на основе прослушивания музыки и стихов, выражение своего отношения и формулирование его в слове (с помощью учителя).


Содержание учебного предмета

«Литературное чтение» в 4 классе включает в себя 7 разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.


Каждый раздел имеет определённую структуру:

- введение в тему раздела; основные понятия; проблемная ситуация;

- художественные произведения для чтения в соответствии с темой урока;

- система вопросов и заданий, позволяющая сформировать аналитические и творческие умения на основе прочитанных произведений;

- рубрика «Мы идём в библиотеку» (материал для проведения библиографического урока, урока внеклассного чтения).

- рубрика «Самостоятельное чтение» (произведения, читаемые учащимися самостоятельно в урочное или внеурочное время и обсуждаемые на уроке литературного или внеклассного чтения).

- рубрика «Семейное чтение» (произведения, читаемые и обсуждаемые учащимися вместе с родителями; возможно обсуждение этих произведений на уроке литературного или внеклассного чтения).

- рубрика «Наш театр» (произведения, предлагаемые для инсценирования и драматизации).

- рубрика «Маленькие и большие секреты страны Литературии» ( материал для самостоятельной работы учащихся, для организации системы контроля по теме).



Раздел «Книга в мировой культуре»

 Продолжает содержание аналогичных разделов 1, 2, 3 классов «Любите книгу», «Книги – мои друзья». Изучаемый раздел включает высказывания известных русских и зарубежных писателей о книге, произведения древнерусской литературы («Из Повести временных лет»), материал по истории книги (книги на папирусе, книги из берѐсты, пергамента), материал о современных книгах, в том числе и электронных. Основные понятия раздела: библиотека, летопись, летописец, папирусная книга, берестяные грамоты, книги из пергамента, буквица. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с историей книги, определение еѐ роли в мировой культуре; умения находить нужную книгу в библиотеке по заданному параметру, составлять на книгу библиографическую карточку.

Раздел «Истоки литературного творчества»

Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка». Основные понятия раздела: виды народного творчества, Библия, Священное Писание, библейские сюжеты, притча, былина, миф, постоянный эпитет. Основной методической задачей уроков этого раздела является определение специфических особенностей жанров литературы: миф, притча, былина.

Раздел «О Родине, о подвигах, о славе»

 Включает научно - познавательные и художественные произведения о военных событиях, репродукции картин Н. Бута, А. Дейнеки, М. Авилова, А. Бубнова и фотографии военных лет. Основные понятия: духовно- нравственные ценности и понятия (благородство, ответственность, геройство, подвиг, настоящий герой, поступок) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных текстов чувства гордости за свой народ.любви к Родине, ответственности за совершаемые поступки.



Раздел «Жить по совести, любя друг друга»

Продолжает аналогичные разделы 1,2,3 классов. Изучаемый раздел включает произведения отечественных авторов о детях и для детей. Каждое произведение писателя – это опыт его жизни, его переживания. Читая эти произведения, учащиеся размышляют, похожи ли сверстники, жившие много лет назад, на них; как складывались их отношения с учителями, с родителями. Ребята учатся понимать, что словом можно поддержать или огорчить. Вместе со взрослыми они обсудят, что такое ответственность, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание. Основные понятия раздела: духовно-нравственные ценности и понятия (ответственность в семье, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание, послушание, благородство, сострадание) Основной методической задачей уроков этого раздела является формирование на основе художественных произведений ответственности, чувства справедливости, сострадания.


Раздел «Литературная сказка»

Продолжает раздел 1 класса «Здравствуй, сказка!», раздел 2 класса «Мир народной сказки» и раздел 3 класса «Волшебная сказка» Изучаемый раздел включает биографический материал о зарубежных писателях братьях Гримм, Ш.Перро, Г.Х. Андерсене и их произведения. Основные понятия раздела: сказка, литературная сказка, герои литературных сказок, переводная литература, аналогичные сюжеты сказок. Основными методическими задачами уроков этого раздела являются: знакомство с зарубежной литературной сказкой; выявление основных еѐ особенностей; сравнивание сказок с похожими сюжетами.


Раздел «Великие русские писатели»

Продолжает аналогичный раздел 3 класса. Он включает произведения известных русских писателей Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Основные понятия раздела: сказка, рассказ, лирическое стихотворение, средства художественной выразительности (олицетворение, метафора, эпитет). Основной методической задачей уроков этого раздела является знакомство учащихся с русской классической литературой. Кроме того, учащиеся на примере работы с классическими художественными произведениями учатся: - определять специфические особенности жанра литературной сказки («Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина); - сравнивать литературную сказку с народной сказкой; - определять особенности жанра рассказа на примере произведений Л.Т. Толстого; - определять особенности лирического стихотворения на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова, а также средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение).


Раздел «Литература как искусство слова»

Является новым в 4 классе. В нём представлен материал для самостоятельной работы учащихся и проведения проверочных работ в течение и в конце учебного года.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Класс 4

Раздел

Количество часов

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

Книга в мировой культуре


7 ч.

Введение. Знакомство с учебником. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»

1



Регулятивные УУД

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

Познавательные УУД

- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

-допускать возможность существования у людей различных


1,2,3,4,8

«Повесть временных лет». Летописец Нестор.

У с. 9

1


1,2,8

М. Горький «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.

У с. 10

1


1,2,8

Входная контрольная работа

1


1,2,8

История книги. Подготовка сообщения о книге.

У с. 11-14

1


1,2,8

«Удивительная находка». Пересказ текста. Составление синквейна о книге. Экскурсия в библиотеку. У с. 15-17

1

19.09

1,2,8

Сообщение о старинных и современных книгах. Тест.

У с. 18


1

21.09

1,2,8




Истоки литературного творчества

20 ч

Виды устного народного творчества. Пословицы разных народов. Сочинение на тему «Какие ценности переданы в народной мудрости»

У,-с.19-21

1

23.09

Регулятивные УУД

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;


Познавательные УУД

-самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

-участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.

3,4,8


Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В Васнецов. Гусляры

У-с.22-23

1

3,4,8

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

У-с.24-27

1

3,4,8

Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

У-с.24-27

1

3,4,8

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Синквейн об Илье Муромце

У-с.28-34

1

3,4,8

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Синквейн об Илье Муромце

У-с.28-34

1

3,4,8

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Синквейн об Илье Муромце

У-с.28-34

1

3,4,8

Славянский миф. Особенности мифа

У-с.35-36

1

3,4,8

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

У-с.37-43

1

3,4,8

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

У-с.37-43

1

3,4,8

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

У-с.37-43

1

3,4,8



Притчи

Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи

Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

У-с.44-45

Мы идем в библиотеку. Мифы, легенды, предания

У-с.46

1

3,4,8

Проверочная работа по теме «Былины и мифы»

Самостоятельное чтение. Сказки о животных

У-с.47

1

3,4,8

Контрольная работа за I четверть

1

3,4,8

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии

У-с.48

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю

У-с.49-50

1

3,4,8

Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце»

У-с.51-52

1
















1,2,3,4,8

Наш театр

У-с.53

1

1,2,3,4,8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

У-с.54

1

1,2,3,4,8

Резервный урок

1

1,2,3,4,8

Резервный урок

1

1,2,3,4,8

О Родине, о подвигах, о славе

22 ч

Вводный урок по содержанию раздела.

У с.55

Наше Отечество.А.Пушкин «Как часто в горестной разлуке»

В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине

У с.56-57

1

Регулятивные УУД

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

-принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

Познавательные УУД

- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

1,2,3,4,8



И.Ильин «О России»

У с.58

С.Романовский «Русь»

У-с.60

1

1,2,3,4,8



Н. Языков. Мой друг! .. А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи

У-с.59

1

1,2,3,4,8

Великие люди и события России.Александр Невский. В. Серов. Ледовое побоище.

У с.61-62

1

1,2,3,4,8

Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

У-с.63-67

1

1,2,3,4,8

Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом

У-с.63-67

1

1,2,3,4,8

Михаил Кутузов. Солдатская песнь Ф.Глинка.

У.-с.74-75

1

1,2,3,4,8

Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Р. Рождественс-

кий. «Реквием»

У с.76-77

1

1,2,3,4,8

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

У с.78-80

1

1,2,3,4,8

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведения живописи и литературы

У с.80-82

1

1,2,3,4,8

Семейное чтение.А.Дементьев «Весть о Победе разнеслась»

У-с.83

1

1,2,3,4,8

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография – источник получения информации

У-с.84-90

1

Регулятивные УУД

-понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

-принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

Познавательные УУД

-группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); - сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; - участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

3,4

Мы идем в библиотеку. Самостоятельное чтение.Энтин «Прекрасное далеко» Орлов «Разноцветная планета»

У-с.91-93

1

3,4



Контрольная работа за II четверть

1

3,4


«Нам не нужна война» творческий проект

У-с.94

1

3,4

Дементьев «Баллада о матери»

У-с.95

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме раздела

Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

У-с.96

1

3,4

Резервный урок

1

3,4

Резервный урок

1

3,4

Резервный урок

1

3,4

Жить по совести, любя друг друга

12 ч.

А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа

У-с.98-107

1

Регулятивные УУД

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

-принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

Познавательные УУД

-самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; - ---выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

-группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

-участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;












1,2,3,4



А.К. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа

У-с.98-107

1

1,2,3,4

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов

У-с.108-111

1

1,2,3,4

Быть человеком.А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Создание текста по аналогии

У-с.112-122

1

1,2,3,4

Быть человеком.А. Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа.

Создание текста по аналогии

У-с.112-122

1

1,2,3,4

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

У-с.123-127

1

1,2,3,4

Н.Носов. Дневник Коли Синицына

У-с.128-130

1

1,2,3,4



Н.Носов.Заброшенная дорога

У-с.131-134

1

1,2,3,4

Мы идем в библиотеку. Создание выставки «Писатели - детям»

Емельянов «Мамины руки». Самостоятельное чтение.И. Пивоварова. Смеялись мы – хи-хи… Соотнесение содержания текста с пословицей

У-с.134-144

1

1,2,3,4

Наш театр.Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование

У-с.145-153

1

1,2,3,4

Наш театр.Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование

У-с.145-153

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

У-с.154

1

3,4

Часть 2

Литературная сказка

20 ч.

Собиратели русских народных сказок:

А. Афанасьев, В. Даль, К.Ушинский, Л.Н. Толстой, А.К.Толстой

У-с.3-4

1


Регулятивные УУД

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;


Познавательные УУД

- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;

3,4


Якоб и Вильгельм Гримм – собиратели немецких народных сказок

У-с.5-7

1

3,4

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

У-с.8-17

1

3,4

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

У-с.8-17

1

3,4



Шарль Перро – собиратель народных сказок.

У-с.18-21

1

3,4

Шарль Перро. Мальчик с пальчик. Особенности зарубежной сказки

Герои сказки

У-с.22-30

1

3,4

Шарль Перро. Мальчик с пальчик. Особенности зарубежной сказки

Герои сказки

У-с.22-30

1

3,4

Шарль Перро. Спящая красавица.

У-с.30-31

1

3,4

Сказки Г.-Х. Андерсена.

У-с.32-35

1

3,4

Сказки Г.-Х. Андерсена. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой Герои сказки. Отзыв на книгу.

У-с.36-40

1

3,4

Г.-Х. Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки

Судьба героев сказки

У-с.41-44

1

3,4

Г.-Х. Андерсен. «Чайник»

У-с.45-46

1

3,4

Мы идем в библиотеку. «По дорогам сказки». И. Токмакова. Сказочка о счастье

У-с.47-51

1

3,4

Контрольная работа за III четверть

1

3,4

Семейное чтение.С. Аксаков Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.

У-с.52-62

1

3,4

Семейное чтение.С. Аксаков Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.

У-с.52-62

1

3,4

С. Аксаков Аленький цветочек. Ш. Перро. Красавица и чудовище. Сравнение сказок

У-с.62-63

1

3,4



Наш театр.Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

У-с.64-67

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

У-с.68-70

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации и каталога на тему.

У-с.70

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу

У-с.68-70

1

3,4

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Составление аннотации и каталога на тему.

У-с.70

1









3,4

Великие русские писатели

17 ч.

Великие русские писатели. А.С. Пушкин.



Регулятивные УУД

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

-принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

Познавательные УУД

- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

-группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

- участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;


К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина»

У-с.71-76

1

3,4

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

У-с.77-93

1

3,4

А.С.Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

У-с.77-93

1

3,4

О поэтическом слове.А.С.Пушкин.»Осень», «Гонимы вешними лучами».

Ф.И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна.

У-с.94-96

1

3,4



И. Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон.

Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон»

У-с.97-98

1

3,4

М.Ю. Лермонтов. Рождение стихов. Сообщение о поэте.

Горные вершины. Гёте. Перевод В.Брюсова.

Тифлис. Дары Терека. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы

У-с.99-104

1

3,4

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича… Особенности исторической песни

У-с.105-108

1

1,2,3,8

М.Ю. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

У-с.109-110

1

1,2,3,8

Л.Н. Толстой. Maman (из повести «Детство»). Герои рассказа

Л.Н. Толстой. Ивины. Герои рассказа

У-с.111-114

1

1,2,3,8

Л.Н. Толстой.Ивины.

У-с.115-119

1

1,2,3,8

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами. Гаснет вечер, даль синеет.. И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы. И. Бунин. Еще холодно и сыро.

У-с.120-123

1

1,2,3,8

Годовая контрольная работа

1

1,2,3,8

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос.

У-с.124

1

1,2,3,8

Мы идем в музей.Л.Н. Толстой. Был русский князь Олег

У-с.125-127

1

1,2,3,8

Семейное чтение.Л.Н. Толстой. Петя Ростов

У-с.128-138

1

1,2,3,8



Наш театр.И.А. Крылов. Ворона и лисица

У-с.139

1

1,2,3,8

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.Проект «Чистые родники русской классики»

У-с.140

1








3,4,8

Литература как искусство слова

4 ч.

Чему мы научились.Тургенев «Голуби»

У-с.141-147

1

Регулятивные УУД

- ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании;

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;


Познавательные УУД

- самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

-группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Коммуникативные УУД

- задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

-участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению;


3,4,8

А.С.Пушкин «Деревня», «Унылая пора»

Н.Языков «Конь».Есенин «Поет зима,аукает», «Пороша»

У-с.148-150

1

3,4,8

Самостоятельное чтение.Тургенев «Воробей»Рубцов «Воробей»,Саша Чёрный «Воробей»

У-с.151-155

1

3,4,8

Итоговый урок

1

3,4,8





Учебно-методическое обеспечение


  1. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 классУчебник. В 2 ч. Ч.1. – М.: «Просвещение», 2019 г.

  2. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Литературное чтение. 4 класс Учебник. В 2 ч. Ч.2 – М.: «Просвещение», 2019 г.

  3. http://www.gnpbu.ru   

  4. http://school-collection.edu.ru/ 
















25