РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол от ________№ __ Руководитель МО: ____________ Шеина Н.В. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ГБОУ Стерлитамакская КШИ __________ Дудник Т.Н. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Стерлитамакская КШИ _________ Бацулин А.О. Приказ № ____ от _________ |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Произношение»
для обучающихся 1 Б класса
(вариант 5.2 (1 отделение))
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель: Юсупова А. Р.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
Конституция Российской Федерации
Конвенция о правах ребенка.
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 01 сентября 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ, (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2014 года № 1598).
Приказы Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением от 22 декабря 2015 г. Протокол 4/15).
Примерные рабочие программы для 1класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12.2010г. № 189 (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровью» (с изменениями и дополнениями).
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи «О направлении методических рекомендаций» №09- 1762 от 18.08.2017г.
Концепция поддержки детского и юношеского чтения в РФ (Распоряжение Правительства РФ от 03.06.2017 года № 1155-р).
Инструктивно-методическое письмо «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Устав ГБОУ СКШИ для глухих и слабослышащих обучающихся.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи ГБОУ СКШИ. Вариант 5.2 (I отделение)
Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) — обучающиеся с выраженными речевыми/языковыми (коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.
Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих обучающихся аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.
Нарушения в формировании речевой деятельности обучающихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у обучающихся снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, обучающиеся отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Обучающимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).
Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих обучающихся протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности. Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.
Наиболее типичные и стойкие проявления общего недоразвития речи наблюдаются при алалии, афазии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.
В настоящее время в ГБОУ СКШИ для глухих и слабослышащих обучающихся обучаются дети, находящиеся на II -III уровне речевого развития (по Р.Е. Левиной), с дизартрией и сенсо-моторной алалией, согласно заключениям ГКУ РПМПК г. Стерлитамака и ГБУ РБ РЦППМСП г. Уфы.
Данный контингент обучающихся характеризуются возросшей речевой активностью, наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов, замены слов по различным признакам (как по смысловому, так и по звуковому признакам; смешения по признакам внешнего сходства, по функциональному назначению, видо-родовые смешения).
Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм: ошибки в употреблении падежных окончаний, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Отличительной особенностью обучающихся является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности: часто словообразование заменяется словоизменением, отмечаются трудности подбора однокоренных слов, возникают нарушения в выборе производящей основы, пропуски и замены словообразующих аффиксов, стремление к механическому соединению в рамках слова корня и аффикса. Типичными являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Произношение обучающихся характеризуется недифференцированным произнесением звуков (особенно сложных по артикуляции, позднего онтогенеза), нечеткостью дифференциации их на слух. Наблюдаются множественные ошибки при передаче звуконаполняемости слов; неточное употребление многих лексических значений слов, значений даже простых предлогов; грамматических форм слова, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях; неумение пользоваться способами словообразования. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные синтаксические конструкции. Во фразовой речи обнаруживаются аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения. Недостаточная сформированность связной речи проявляется в нарушениях смыслового программирования и языкового оформления развернутых высказываний, что выражается в пропусках существенных смысловых элементов сюжетной линии, фрагментарности изложения, невозможности четкого построения целостной композиции текста, в бедности и однообразии используемых языковых средств. У большинства обучающихся отмечаются недостатки звукопроизношения и нарушения воспроизведения звукослоговой структуры слов (в основном незнакомых и сложных по звукослоговой структуре), что проявляется: в наличии персевераций и неверных антиципаций; в добавлении лишних звуков; в сокращении, перестановке, добавлении слогов или слогообразующей гласной. Это создает значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
Нарушения устной речи обучающихся с ТНР приводят к возникновению нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии), т.к. письмо и чтение осуществляются только на основе достаточно высокого развития устной речи, и нарушения устной и письменной речи являются результатом воздействия единого этиопатогенетического фактора, являющегося их причиной и составляющего патологический механизм.
Симптоматика нарушений письма и чтения проявляется в стойких, специфических, повторяющихся ошибках как на уровне текста, предложения, так и слова. Нарушения письма (дисграфия) и чтения (дислексия) могут сопровождаться разнообразными неречевыми расстройствами и в сочетании с ними входят в структуру нервно-психических и речевых расстройств.
Цель: воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.
Задачи коррекционного курса «Произношение»:
— способствовать развитию психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формировать оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
— обучать нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
— корректировать нарушения звукослоговой структуры слова;
-способствовать формированию просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
2. Общая характеристика учебного предмета «Произношение»
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
— произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
— языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
— сложной слоговой структуры слова;
-фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:
— формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
— освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
— формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.
Начиная с 1 дополнительного класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
— развитие артикуляторной моторики;
— развитие дыхания и голосообразования;
— формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
— дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
— формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
— коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
— формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
3.Описание места учебного предмета «Произношение» в учебном плане
В 1 классе — 31 ч (1 час в неделю, 32 учебные недели);
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
На специальных занятиях по внеурочной деятельности курса «Произношение» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу длоя овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получат практическую речевую подготовку.. Они приучаются наблюдать , анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работы по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном мире.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Произношение»
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Целостное восприятие окружающего мира.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5.Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Произношение».
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
Предметные результаты:
Обучающийся должен знать:
алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся должен уметь:
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
выделять звуки из состава слова;
удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
6.Содержание коррекционного курса.
Содержание курса направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу говорения и чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации.
Подготовительный период «Развитие функции языкового анализа и синтеза, лексико-грамматических форм языка, сенсорных и моторных функций» предусматривает введение детей в мир языка и включает основные упражнения:
Упражнения на развитие речевого дыхания, плавного, длительного речевого выдоха
Артикуляционная гимнастика, упражнения для мимических мышц лица. Формирование движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба
Упражнения на развитие силы голоса, высоты, тембра с использованием игровых упражнений, игр-драматизаций
Коррекция нарушений тонкой ручной моторики, воспроизведение серии движений пальцами правой и левой руки
Упражнения на развитие силы голоса, артикуляционной и мимической моторики
Основной период «Звуковой состав и анализ слов. Дифференциация звуков» предусматривает введение детей в мир звука. Работа начинается со знакомства со звуком, дифференциацией звуков, словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Содержание курса охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов. Постепенно осуществляется переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. Основной период включает основные упражнения:
Упражнения на развитие слухового внимания
Упражнения на развитие фонематического восприятия
Развитие внимания, памяти
Развитие зрительно-пространственных функций (зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, уточнение схемы тела, развитие пространственной ориентировки и пространственных представлений)
Развитие синхронности речевого дыхания и голоса
Развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков, различение звуков музыкальных инструментов, шумов
Развитие звукослогового синтеза. Определение количества, последовательности звуков, места звуков
Формирование активного словаря (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твердые — мягкие согласные, звонкие — глухие согласные, предложение).
Направления работы по произношению обеспечивают формирование представлений о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Работа над словом, словосочетанием и предложением направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. Школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий.
Тематическое планирование в 1 классе.
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Гласные звуки. | 4 |
2 | Согласные звуки. | 6 |
3 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками [и], [ы] | 3 |
4 | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными буквами и мягким знаком. | 7 |
5 | Дифференциация шипящих, свистящих, фрикативных звуков . | 3 |
6 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. | 2 |
7 | Звук и буква Й. | 2 |
8 | Дифференциация шипящих, свистящих звуков и аффрикат. | 4 |
| Итого: | 31час |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Справочники
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экземпляров |
1 | Логопедия в школе | Под ред. В.С. Кукушина | Москва ИКЦ «МарТ» | 2004 | 1 |
2 | Организация логопедической работы в школе | Елецкая О.В. Горбачевская О.В. | Москва ТЦ Сфера | 2005 | 1 |
3 | Школьный логопункт | Мазанова Е.В. | М. «Гном» | 2011 | 1 |
Тетради для логопедических занятий
1 | Говори правильно. Звуки, слова, фразы, речью Л – Л | РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. | Москва «Владос» | 2000 | 1 |
2 | Говори правильно. Звуки, слова, фразы, речью С, С; З, З; Ц | РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. | Москва «Владос» | 2000 | 1 |
3 | Говори правильно. Звуки, слова, фразы, речью Ш – Ж; Ч – Щ | РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. | Москва «Владос» | 2000 | 1 |
4 | Логопедическая тетрадь «На звуки С и С ,» | «Солнечные ступеньки» | Киров ООО «ВК»Дакота» | 2017 | 1 |
5 | Логопедическая тетрадь «На звуки Ц, З и З ,» | «Солнечные ступеньки» | Киров ООО «ВК»Дакота» | 2017 | 1 |
6 | Логопедическая тетрадь «На звуки Ч и Щ | «Солнечные ступеньки» | Киров ООО «ВК»Дакота» | 2017 | 1 |
7 | Логопедическая тетрадь «На звуки Ж и Ш» | «Солнечные ступеньки» | Киров ООО «ВК»Дакота» | 2017 | 1 |
8 | Логопедическая тетрадь «На звуки Р и Рь | «Солнечные ступеньки» | Киров ООО «ВК»Дакота» | 2004 | 1 |
9 | Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль | Лебедева И.Л. | Москва «Вентана-Граф» | 2004 | 1 |
Дидактический и демонстрационный материал
№ п,п | Класс | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во |
1 | 1-4 | Альбом для логопеда | Иншакова О.Б. | Москва «Владос» | 2020 | 1 |
2 | 1-4 | Времена года | | Москва Школьная Пресса | 2007 | 1 |
3 | 1-4 | Демонстрационное пособие «Касса «Лента букв» | Петкевич Н.В. | Минск | 2007 | 1 |
4 | | Чудо –обучайка. Времена года. Осень. | Куцина Е., Созонова | Екатеринбург , ООО «Эзапринт» | 2013 | 1 |
5 | 1-4 | Касса букв. Русский алфавит | | Москва «Вентана-Граф» | 2008 | 1 |
6 | | Сюжетные картинки для составления описательных рассказов | Шестернина Н.Л. | Москва «Школьная книга» | 2017 | 1 |
7 | | Чудо –обучайка. Времена года. Зима. | Куцина Е., Созонова | Екатеринбург , ООО «Эзапринт» | 2013 | 1 |
Серия «Тематический словарь в картинках» |
Мир животных |
1 | | Дикие звери и птицы жарких и холодных стран. | | Москва Школьная Пресса | | 1 |
2 | | Домашние и дикие животные средней полосы | | | | 1 |
3 | | Домашние и дикие птицы средней полосы. | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
4 | | Земноводные | Васильева С.А. | | | 1 |
5 | | Насекомые | Васильева С.А. | | | 1 |
6 | | Пресмыкающиеся | Васильева С.А. | | | 1 |
7 | | Рыбы | Васильева С.А. | | | 1 |
Мир растений и грибов |
8 | | Грибы | Васильева С.А. | | | 1 |
9 | | Деревья | Васильева С.А. | | | 1 |
10 | | Овощи | Васильева С.А. | | | 1 |
11 | | Фрукты | Васильева С.А | | | 1 |
12 | | Цветы. | Васильева С.А. | | | 1 |
13 | | Ягоды | Васильева С.А. | | | 1 |
Мир человека |
14 | | Головные уборы | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
15 | | Дом, улица, город | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
16 | | Квартира, мебель | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
17 | | Обувь | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
18 | | Одежда | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
19 | | Посуда | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
20 | | Продукты питания | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
21 | | Профессии | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
22 | | Транспорт | Васильева С.А. Мирясова В.И. | | | 1 |
23 | | Электробытовая техника. | Нефёдова К.П. | | | 1 |
24 | | Я и моё тело: Тело человека | Козлова С.А. | Москва Школьная Пресса | | 1 |
Дидактические игры Серия «Забавы в картинках» |
1 | | Внимание | | | | |
2 | | Детская литература | | | | |
3 | | Логопедическое лото. | | | | |
4 | | Делим слова на слоги. | | | | |
5 | | Мышление | | | | |
6 | | Обучение грамоте | | | | |
7 | | Окружающий мир (Предметы) | | | | |
8 | | Окружающий мир (Природа) | | | | |
9 | | Память | | | | |
10 | | По дорожке слов. | | | | |
11 | | Развиваем речь. | | | | |
12 | | Чтение | | | | |
|