СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана для 10 класса.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Луговская средняя общеобразовательная школа
Зонального района Алтайского края
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей естественно гуманитарных наук Руководитель МО. Беккель Н.Г.______
Протокол № __ от __. ____. 2017г.
| «Согласовано»
Зам. Директора по УВР Соболева П.В. _________
___._____. 2017г. | «Утверждаю»
директор МКОУ Луговской СОШ
Приказ № _______ от __. ______. 2017г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе 10 класс
Ступень: основное общее образование
Срок реализации: 1 год
Беккель Ольга Александровна, учитель русского языка, литературы
С. Луговское
2017 - 2018учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена для 10 класса МКОУ Луговской средней общеобразовательной школы на основе основной образовательной программы основного среднего (полного) образования МКОУ Луговской СОШ с учетом УМК и
программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2010 г.)
На изучение предмета в 10 классах выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Цели обучения: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.
Задачи:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Виды и формы уроков по литературе
Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер».
Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.
Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».
Интегрированные уроки.
Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.
Используемый УМК
1. Учебник литературы. 10 класс» (ч.1,2) (авторы – В.И.Коровин и др., М. «Просвещение», 2011г.).
2. Литература. Поурочные разработки . (1 полугодие)Н.В. Егорова, И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова, Москва, Вако, 2014г
3. Литература. Поурочные разработки . (2 полугодие) И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова, Москва, Вако, 2014г
4. Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. 10-11 кл. Москва «Просвещение», 2010г
2.Учебно-тематический план
Тема раздела | Всего часов | Развитие речи | Внеклассное чтение |
Темы и проблемы литературы 19 века | 2 | - | - |
Русская литература первой половины 19 века А. С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь | 29 11 10 8 | 5 | 2 |
Русская литература второй половины 19 века Классическая литература 19 века И.Гончаров А.Н.Островский И.С.Тургенев Ф.Тютчев А.Фет Н.А.Некрасов М.Е.Салтыков-Щедрин Л.Н.Толстой Ф.М.Достоевский Н.С.Лесков А.П.Чехов | 69 1 4 6 8 4 3 8 3 13 10 3 6 | 7 | 5 |
Зарубежная литература | 2 |
| 2 |
ИТОГО | 102 | 12 | 9 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
ВведениеРоссия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчесгво. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано преду гадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
4. Тематическое планирование по литературе в 10 классе
№
| Темы уроков
| Дата | Планируемый результат
| |||||||||
1
2 | Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы литературы. | | знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века: тема свободы, духовно- нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.
| |||||||||
Русская литература первой половины 19 в. ( 29 часов) | ||||||||||||
А.С. Пушкин 11 часов | ||||||||||||
3
| А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. . | | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; У м е т ь: владеть различными видами пересказа, раскрывать «вечные темы» в творчестве А.С.Пушкина; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. | |||||||||
4
| Романтическая лирика А. С. Пушкина («Погасло дневное светило», «Элегия») | | У м е т ь: владеть различными видами пересказа, раскрывать «вечные темы» в творчестве А.С.Пушкина; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия. | |||||||||
5
| Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина («Поэту», «Поэт», «Осень») | | У м е т ь: делать сообщение У м е т ь: владеть различными видами пересказа, раскрывать «вечные темы» в творчестве А.С.Пушкина; природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия.
| |||||||||
6
| Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина («Вольность», «свободы сеятель», «Разговор..») | | ||||||||||
7
8
| Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти. («Брожу ли я …», «Демон», «Подражания…») Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике Пушкина | | ||||||||||
9
| Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник».Место человека в мире через приобщение к истории. | | Знать основные образы, своеобразие жанра и композиции произведения поэмы.Уметь раскрывать конфликт личности и государства ,изображенный в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра. | |||||||||
10
11
| Образ Петра1 как царя преобразователя в поэме «Медный всадник» Социально- философские проблемы поэмы «Медный всадник» |
| З н а т ь исторические источники; содержание изучаемого произведения.У м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию | |||||||||
12
13
| Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина Р/Р Написание классного сочинения по творчествуА.С. Пушкина | | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | |||||||||
М.Ю.Лермонтов (10 часов) | ||||||||||||
14
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Лермонтова | | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смысло-вого анализа текста | |||||||||
15
| Мятежный порыв к светлой жизни ( «Молитва» ) | | З н а т ь: основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.У м е т ь: определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного | |||||||||
16
17
| Чувства трагического одиночества в лирике Лермонтова.(«Выхожу один я ..», «Как часто пестрою толпою..») Поэтические особенности стихотворений Лермонтова «Валерик», «Сон», «Завещание» | | У м е т ь: раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста | |||||||||
18
19
| Философские мотивы. «Как часто пестрою толпою окружен…». Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…». | . | У м е т ь: раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста | |||||||||
20
21 | В/Ч Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. Романтизм и реализм в творчестве поэта. | | У м е т ь: раскрывать основные темы и мотивы в творчестве М.Ю.Лермонтова, выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки; соблюдать нормы литературного. Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста | |||||||||
22
23
| Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. Р/Р Классное сочинение по творчеству Лермонтова | | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | |||||||||
Н.В.Гоголь (8 часов) | ||||||||||||
24
25 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое начало в сборнике «Миргород» | . | З н а т ь: особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия” (П) У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения.. | |||||||||
26
| Сочетание трагедийности и комизма в «Петербургских повестях» Н.Гоголя. | | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению;У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы | |||||||||
27
28
| «Невский проспект». Петербург как мифический образ. Реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | | З н а т ь: содержание поэмы; нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению; У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | |||||||||
29
| В/Ч Н. В. Гоголь. Героическое начало в повести «Тарас Бульба» | | У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | |||||||||
30
31
| Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству Н.Гоголя. Написание классного сочинения по творчеству Н. В. Гоголя | | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | |||||||||
Русская литература второй половины 19 в (68 часов) | ||||||||||||
32 | Классическая русская литература 19 века и её мировое признание. | | Знать основные произведения и писателей русской литературы второй половины 19 в. Уметь: определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям 19 в.. | |||||||||
Творчество И.А.Гончарова (4часа) | ||||||||||||
33
| И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Особенности композиции романа «Обломов» Его социальная и нравственная проблематика. | | З н а т ь: особенности романтического произведения; литературного жанра; определение понятия “роман” У м е т ь: составлять тезисы к лекции; определять роль и жанр литературного произведения.. | |||||||||
34
| Обломов- «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова.. | | Уметь дать характеристику Обломову, видеть сложность и противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, идейное содержание романа. | |||||||||
35
| «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. | | Уметь выделять из общего контекста русской литературы второй половины 19 в. Произведения, связанные с национальным самоопределением русской литературы. | |||||||||
36
| Р/Р «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Подготовка к домашнему сочинению по роману И.А.. Гончарова «Обломов» | | З н а т ь: содержание прочитанного произведения. У м е т ь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | |||||||||
А.Н.Островский (6 часов) | ||||||||||||
37
| А.Н.Островский- создатель русского театра.. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | | З н а т ь: основные факты жизни и творческого пути А.Н.Островского; У м е т ь: воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения (П). Продуктивный уровень: К., СП. | |||||||||
38
39
| Драма «Гроза». История создания, система образов Своеобразие конфликта в драме «Гроза». Смысл названия. | | Знать о самодурстве как социально-ихологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения. Умение развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |||||||||
40
41
| Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблема пьесы. | | Уметь, работая с текстом, составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа. Свободная работа с текстом художественного стиля, понимание его специфики. | |||||||||
42
| Р/Р Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза» | | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. | |||||||||
И.С.Тургенев (8 часов) | ||||||||||||
43
| И. С. Туpreнев. Жизнь и творчество «Записки охотника» и их место в русской литературе | | Знать о личности и судьбе Тургенева, его творчестве, глубоком психологизме его произведений. Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использование мультимедийных ресурсов. | |||||||||
44
| И.С.Тургенев- создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | . | Знать, как отражены в романе политическая борьба 60-х гг., положение пореформенной России; смысл названия романа, нравственную и философскую проблематику романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа | |||||||||
45
| Базаров- герой своего времени. Духовный конфликт героя. | | Уметь, анализируя текст, видеть авторский замысел о Базарове как натуре могучей, незаурядной, но ограниченной естественнонаучными рамками, отрицающей любовь, философию, религию | |||||||||
46
| Отцы и дети в романе «Отцы и дети» | | Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного | |||||||||
47
| Любовь в романе «Отцы и дети»
| | Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного | |||||||||
48
49
50 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Р/Р Подготовка к классному сочинению по роману И.Тургенева «Отцы и дети». Р/Р Написание классного сочинения по роману И.Тургенева «Отцы и дети». | | Уметь анализировать эпизод, выявлять нравственную и философскую проблематику романа в работе с текстом. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного | |||||||||
2-ое полугодие | ||||||||||||
Ф.И.Тютчев (4 часа) | ||||||||||||
51
52
| Ф.И. Тютчев. Страницы жизни. Основные мотивы творчества
Единство мира и философии природы в лирике Тютчева | | Знать биографию Ф.И. Тютчева, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения | |||||||||
53
54
| Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева.
Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | | Знать основные мотивы лирики Тютчева, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. | |||||||||
А.А. Фет (3 часа) | ||||||||||||
55
| А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | | Знать биографию А.А. Фета, особенности его творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения. | |||||||||
56
| Любовная лирика А. А. Фета. | | Знать основные мотивы лирики Фета, размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. | |||||||||
57
| В/Ч А.К. Толстой . Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы его поэзии. | . | А. К. Толстого», «Влияние фольклорной и романтической традиции на творчество А. К. Толстого» | |||||||||
Н.А. Некрасов (8 часов) | ||||||||||||
58
59
60
| Н.А. Некрасов. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта
Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро…», «Блажен незлобливый поэт»».
Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. |
| Уметь делать сравнительный анализ стихотворений поэтов «чистого искусства» и поэтов демократического направления, составлять литературно-музыкальные композиции по творчеству Некрасова. Творческий и компьютерных технологий для систематизации информации Свободная работа с тестом художественного творчестве Некрасова
Знать основные мотивы лирики, новаторство Н. А. Некрасова, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. | |||||||||
61
| Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.. | | Знать основные мотивы лирики, новаторство Н. А. Некрасова, трехсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения Н. А. Некрасова с точки зрения их идейного содержания и художественной формы. Уметь делать сравнительный анализ | |||||||||
62
| «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы | | Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.Использование мультимедийных ресурсов. | |||||||||
63
64
65
| Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству Н. А. Некрасова |
| Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Знать о истории создания поэмы. Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Знать о истории создания поэмы.Уметь делать индивидуальные сообщения. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
| |||||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин (3 часа) | ||||||||||||
66
67
68 | М. Е. Салтыков-Щедрин.. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
В/Ч Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиции романа.
В/Ч Образы градоначальников |
| Знать о жизненном и творческом подвиге Салтыкова-Щедрина, особенностях сатиры автора. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве великого сатирика. Уметь делать сообщение о сатирических приемах Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Уметь в процессе анализа определять особенности жанра, композиции, проблематику произведения, роль художественных средств (гротеск, фантастика, иносказание) в раскрытии его идейного содержания. | |||||||||
Л. Н. Толстой. (13 часов) | ||||||||||||
69
| Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. |
| Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему. | |||||||||
70
| В/Ч Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого |
| Знать историю создания и смысл названия произведения. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие, особенности сюжета романа-эпопеи. | |||||||||
71
| История создания романа «Война и мир Особенности жанра. |
| Уметь анализировать эпизод., видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя, делать сравнительную характеристику семей Ростовых, Болконских, Курагиных. (К) (ЛС | |||||||||
72
73 | Духовные искания Андрея Болконского
Духовные искания Пьера Безухова |
| Уметь характеризовать путь нравственных исканий А. Болконского, выявлять средства характеристики персонажа. | |||||||||
74
| Женские образы в романе «Война и мир» |
| Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героини. | |||||||||
75
| Семья Ростовых и семья Болконских |
| Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть прием «диалектики души» в изображении героини. | |||||||||
76
77 | Тема народа в романе «Война и мир»
Изображение народной войны в романе |
| Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война», в чем видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Т. Щербатого и П. Каратаева -воплощение | |||||||||
78
| Кутузов и Наполеон |
| Уметь видеть роль антитезы в изображении Толстым истинного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, делать сравнительную характеристику героев. | |||||||||
79
80 | Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа. |
| Уметь видеть роль приема антитезы в изображении Л. Н. Толстым истинного и ложного патриотизма, анализировать эпизод романа.
| |||||||||
81
| Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману Толстого «Война и мир» |
| Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить текст сочинения (речь, орфография, пунктуация). Творческий | |||||||||
Ф.М. Достоевский (8 часов) | ||||||||||||
82
| Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба.. Идейные и эстетические взгляды |
| Уметь выступать с сообщениями о жизни и творчестве великого гуманиста. | |||||||||
83
| Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского |
| Уметь видеть традиции и новаторство в раскрытии темы «маленького человека», философскую и духовную проблематику, протест против превращения человека в «ветошку», в средство для достижения каких бы то ни было целей, психологизм романов, художественные приемы раскрытия образов. | |||||||||
84
85
| История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание» |
| Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа. Уметь видеть в тексте романа художественные приемы создания образов. | |||||||||
86
| Теория Раскольникова. Истоки его бунта |
| Уметь выявлять в процессе анализасоциальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова ее развенчание. Уметь провести исследование «Проблема наполеонизма в произведениях Пушкина и Достоевского» с помощью компьютерных технологий | |||||||||
87
| «Двойники» Раскольникова | Уметь выявлять в процессе анализа место Раскольникова в системе образов, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение своей теории | ||||||||||
88
89 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание» | Поиск нужной инфориации, критическое оценивание, умение оборазвернуто обосновать суждение, привести доказтельства | ||||||||||
Н.С. Лесков (3 часа) | ||||||||||||
90
| Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. |
| Знать: творческий путь Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев. Уметь: делать индивидуальные сообщения, определять элементы, композиции, жанр, раскрывать тему. | |||||||||
91 | «Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа |
| Знать: творческий путь Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев. Уметь: делать индивидуальные сообщения, определять элементы, композиции, жанр, раскрывать тему. | |||||||||
92 | В/Ч Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») |
| Знать: творческий путь Лескова, особенности его творческой манеры, героев: праведников и злодеев. Уметь: делать индивидуальные сообщения, определять элементы, композиции, жанр, раскрывать тему. | |||||||||
А.П. Чехов (6 часов) | ||||||||||||
93 | А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80—90-х годов. «Человек в футляре» |
| Знать жизненный и Творческий путь А. П. Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя. | |||||||||
94 | Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. |
| Уметь выявить основную идею рассказов: «футлярность» существования и духовная свобода, уход от настоящей жизни в «футляр» («Человек в футляре» -футляр страха и власти, «Крыжовник» - футляр собственности, «О любви» - футляр семьи). Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности в рассказах «Дом с мезонином», «Палата № 6 | |||||||||
95 | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» |
| ||||||||||
96 | Особенности драматургии А. П. Чехова |
| Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего -развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. | |||||||||
97 | «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда | Знать особенности чеховской драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова -«театра жизни». Продуктивный . Уметь делать сравнительный анализ эстетических принципов театра Гоголя, Островского и театра Чехова | ||||||||||
98 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | Уметь разыграть эпизод из пьесы и прокомментировать актерский и режиссерский замысел | ||||||||||
99
100 | Р/Р Подготовка к классному сочинению по теме «Темы и проблемы литературы 19 века»
Р/Р Написание классного сочинения по теме «Темы и проблемы литературы 19 века» | Уметь определять основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наши дни. | ||||||||||
Зарубежная литература ( 2 часа) | ||||||||||||
101
| В/Ч Обзор зарубежной литера-туры второй половины XIX в. К. Хетагуров.. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. |
| Уметь сравнивать основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XIX в. с основными тенденциями в развитии русской литературы второй половины XIX в. Уметь раскрывать особенности изображения тяжелой жизни простого народа, тему женской судьбы, образ горянки в произведениях поэта. | |||||||||
102
| В/Ч «Вечные» вопросы в зарубежной литературе.. Ги де Мопассан «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо «Пьяный корабль» |
| Знать сюжет новеллы «Ожерелье». Уметь раскрывать особенности композиции новеллы, систему ее образов | |||||||||
103-105 | Резерв |
|
|
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
• основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспроизводить содержание литературного произведения;
• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
• определять род и жанр произведения;
• сопоставлять литературные произведения;
• выявлять авторскую позицию;
• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
6. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка | Основные критерии отметки. | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
7. Список литературы
1. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.И.Коровин и др., М. «Просвещение», 2008г.).
2. Литература. Поурочные разработки . Беляева Н. В, Иллюминарская А.Е., Москва, Просвещение, 2011
3. Н.В.Егорова, И.В.Золотарева. Поурочные разработки по литературе, 10 класс. Москва «Вако», 2007
4. Н.А.Сенина. Литература. Справочные материалы и тесты. Подготовка к ЕГЭ. ЛЕГИОН, 2010
Раздел VII. Лист внесения изменений и дополнений.
Дата | Содержание изменений | Нормативный акт, закрепляющий изменения | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|