Педагогического совета Приказ от « » 201 _г. №
от « » 201___ г. № ____ Директор ГБОУ СОШ № 88
______________ Клименко М.В.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2012г.), «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2012
Место предмета в Базисном учебном плане ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 88 3 часа в неделю (102 часа за год)
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;
• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
1. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2016
№п.\п | Дата | Тема урока | Практика | Контроль | Планируемые результаты |
Русская литература 19 века Введение – 1 ч. |
-
| | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Лекция. | Тестирование | Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века. Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX |
А.С. Пушкин – 4 ч. |
-
| | А.С. Пушкин. Жизнь и основные этапы творческого пути. Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылки. Трагизм мировосприятия и его преодоление. | Лекция Беседа | Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации). Сюжетно-композиционный анализ текста, нахождение романтических черт в лирике | Сообщение о художественных открытиях А.С.Пушкина (презентации). Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину |
-
| | Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | Практикум | Идейно-тематический анализ текстов философской лирики. | Знать стихотворения на тему свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина. Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики. |
-
| | Онегин А.С.Пушкина и Печорин М.Ю.Лермонотва -два героя, два представителя своей эпохи | лекция | Идейно-тематический, проблемный анализ текста произведения Обобщение по произведению | Знать жанрово-композиционную основу произведения Уметь при анализе текста раскрыть проблему индивидуального бунта. Знать приемы создания образов в поэме. Уметь раскрыть конфликт личности и государства. |
-
| | Р.р. Сопоставительный анализ эпизодов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Практикум | Творческая работа | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
М.Ю. Лермонтов – 4 ч. |
-
| | М.Ю. Лермонтов. Лирический герой поэзии Лермонтова. Адресаты любовной лирики. | Схематизация материала, составление плана-конспекта | План-конспект Анализ стихотворений | Знать реалистическое и романтическое начало в лирике Лермонтова. Уметь анализировать романтические стих-я |
-
| | Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова. «Пророк» Пушкина и Лермонтова. | Беседа. Практикум | Анализ лирических стихотворений на тему поэта и поэзии. | Знать произведения по теме, соотношение темы поэта и поэзии в лирике Лермонтова и А.С.Пушкина. Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по оной тематике. |
-
| | Р. речи. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» Пушкина и Лермонтова. | практикум | Творческая работа | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
-
| | Драматургия Лермонтова. Видеоурок «Маскарад». | Лекция. Беседа | Анализ эпизодов | Знать драматические произведения поэта. Уметь производить идейный, тематический анализ, выявлять нравственно-философские проблемы |
Н.В. Гоголь – 2 ч. |
-
| | Н.В. Гоголь. «Петербургские повести» Гоголя. «Невский проспект». Образ Петербурга. | Беседа Урок комментированного чтения | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего; конспектирование материала | Знать текст произведения, особенности стиля и манеры писателя. Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы . |
-
| | «Портрет». Проблематика и поэтика повести. | Беседа | Анализ прозаического произведения на основе художественного концепта и проблематики. | Знать текст произведения. Уметь анализировать прозаическое произведение на основе художественного концепта и проблематики. |
И.А. Гончаров – 10 ч. |
-
| | И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. | Беседа | Конспектирование схематизация материала, аналитический пересказ текста | Знать факты биографии писателя, особенности композиции, социально-нравственную проблематику романа. Уметь готовить сообщение об основных этапах творчества писателя. |
-
| | Общая характеристика романа «Обломов» | Семинар | Сопоставительная характеристика героев, анализ эпизода | Знать содержание романа «Обломов», понятия «типичный герой», «диалектика»; Уметь давать характеристику герою, видеть сложность и противоречивость его характера |
-
| | Образ главного героя в романе | Беседа | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев. |
-
| | Анализ главы «Сон Обломова». Понятие «обломовщины» | Лекция. Беседа | Анализ эпизодов романа, аналитический пересказ, развернутое обоснованное суждение. | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
-
| | Характеристика второстепенных персонажей | Беседа. Практикум | Составление характеристик | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
-
| | Видеоурок «Несколько дней из жизни Обломова» | Беседа | Аналитический пересказ текста | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
-
| | Илья Обломов и Андрей Штольц | Практикум | Сопоставительная характеристика | Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
-
| | Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына | Практикум | Составление сравнительной характеристики | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять сравнительную характеристику героев |
-
| | Судьба Обломова на Выборгской стороне | Беседа | Письменный развернутый ответ на вопрос по роману | Знать содержание романа «Обломов». Уметь составлять характеристику героев |
-
| | «Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. | Практикум | Устное развернутое обоснованное суждение. | Знать понятие «обломовщина» Уметь находить признаки явления в жизни и в романе |
А.Н. Островский – 7ч. |
-
| | А.Н. Островский. «Колумб Замоскворечья». Островский – создатель русского национального театра. Драматургия Островского | Лекция | Конспектирование, словесное рисование, рассказ о писателе. | Знать основные моменты биографии писателя, его вкладе в развитие русского национального театра. Уметь готовить сообщение о писателе. |
-
| | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Смысл названия. | Беседа | Характеристика персонажей в системе образов | Знать историю создания пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, трагедия, конфликт. Уметь характеризовать персонажей, соотносить их характеристики с «говорящими» фамилиями. |
-
| | Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». | Беседа | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образов представителей «темного царства» | Знать законы «Домостроя» как законы жизни Замоскворечья; содержание драмы. Уметь характеризовать персонажей, выявлять средства характеристики персонажа (речь, ремарка) |
-
| | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | Беседа | Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе. | Знать содержание текста пьесы, законы жизни Замоскворечья, самодурство как национальное явление, роль религиозности в духовном мире человека. Уметь работать с текстом, составлять подробную характеристику Катерины. |
-
| | Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы. | Лекция. Практикум | Характеристика Катерины в системе образов | Уметь анализировать эпизоды пьесы, аналитический пересказ с привлечением морально-этических, религиозных основ, обращение к критической литературе. |
-
| | Образ Кулигина. Видеоурок «Гроза» | Видеоурок | | Уметь работать с текстом, составлять характеристику персонажей |
-
| | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Добролюбова, Писарева, Григорьева. | Работа с кртической статьей «Луч света в «темном царстве» | Домашнее сочинение | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
И.С.Тургенев 10 ч. |
-
| | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе. | Лекция. Беседа | Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего. Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации | Знать о личности и судьбе писателя, жанр записок, стиль писателя. Уметь делать сообщение о писателе и его творчестве Знать содержание текста рассказов. |
-
| | И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». | Практикум | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации | Знать содержание текста романа. Отражение в романе политической борьбы 60-х годов, положение пореформенной Росси. Уметь выявлять нравственную и философскую основу романа. |
-
| | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. | Беседа | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, сообщения учащихся | Знать понятие духовный конфликт, текст произведения. Уметь представлять психологические портреты героев, анализировать текст. |
-
| | Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. | | | |
-
| | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Споры Е. Базарова с П.П. Кирсановым и Н.П.Кирсановым | Лекция. Беседа | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. |
-
| | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Споры Е. Базарова с П.П. Кирсановым и Н.П.Кирсановым | Лекция. Беседа | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | Знать понятия конфликт, идеологический конфликт, содержание текста. Уметь анализировать текст, составлять сравнительную характеристику героев. |
-
| | Любовь в романе «Отцы и дети». | Беседа | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | Знать содержание текста, жизненную позицию Базарова. Уметь показать, как проходит герой путь испытания любовью. |
-
| | Базаров и его родители | | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | Знать особенности анализа эпизода в произведении. Уметь анализировать эпизод |
-
| | Базаров перед лицом смерти | | Свободная работа с текстом произведения, поиск нужной информации, презентации и устные сообщения. | Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева. Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение. |
-
| | Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева | Беседа | Сочинение | Знать содержание романа «Отцы и дети», споры вокруг романа Уметь писать сочинение на литературную тему, осмысливать и определять ее границы, полно раскрывать, правильно оформлять речь, уместно использовать цитаты из текста произведения и литературно-критических статей. |
Ф.И.Тютчев – 3 ч. |
-
| | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. | Практикум. Работа с текстами стихотворений | Анализ лирических стихотворений поэта Анализ философских стихотворений поэта. | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, об эстетической концепции «чистого искусства», средствах выразительности и философском характере лирики. Знать разнообразие тематики стихотворений поэта Уметь анализировать текст в единстве формы и содержания. |
-
| | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | Работа с текстами стихотворений. Беседа | Чтение наизусть (по выбору учащихся) | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, место человека в истории, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать фрагменты лирического стихотворения |
-
| | Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой». | Работа с текстами стихотворений. Беседа | Анализ любовных лирических стихотворений поэта. | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта, его истории любви, самовыражения в поэзии. Уметь анализировать любовные лирические стихотворения |
А.А. Фет – 3 ч. |
-
| | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. | Практикум. Работа с текстами стихотворений | Сообщение о поэте. Анализ стихотворений | Знать о романтической литературе второй половины 19 века, ее представителях, факты биографии поэта. Уметь анализировать стихотворения. Раскрывать их философский характер. |
-
| | Основные мотивы лирики Фета и ее утонченно-чувственный психологизм. Лирика любви. | Беседа. Работа с текстами стихотворений | Анализ стихотворений о любви. | Знать стихотворения о любви и понимать их. Уметь анализировать стихотворения о любви. |
-
| | Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | | | |
А.К. Толстой – 1 ч. |
-
| | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы. Мотивы и образы поэзии А.К. Толстого. Фольклорные, романтические и историческое черты лирики поэта. | Практикум. Работа с текстами стихотворений | Анализ стихотворений | Знать разнообразие тематики стихотворений поэта темы, мотивы и образы поэзии Уметь анализировать лирические стихотворения |
Н.А. Некрасов- 7ч. |
-
| | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. | | Сообщение о поэте. анализ стихотворений. Презентация о поэте, писателе и журналисте А.Н.Некрасове (инд.). | Знать биографию Н.А.Некрасова, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь строить сообщение о поэте, анализировать стихотворения поэта. |
-
| | Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | Лекция. Беседа | Анализ стихотворений поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. | Знать основные мотивы лирики, новаторство поэта. Уметь анализировать стихотворения поэта с точки зрения их идейного содержания и формы. |
-
| | Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. | Урок внеклассного чтения | Анализ стихотворений поэта, формулировка основных выводов | Знать суждения поэта о поэтическом труде в стихотворениях. Уметь анализировать стихотворения. |
-
| | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. | | Работа с текстом: характеристика образов бунтарей-правдоискателей. | Знать историю создания поэмы, ее содержание и композицию Уметь определять проблематику и композицию, особенности жанра, принцип фольклорного восприятия мира в ней. |
-
| | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Лекция. Беседа | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | Знать многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уметь характеризовать героев |
-
| | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов. | Урок внеклассного чтения | Аналитическая работа с текстом поэмы, свободная работа с текстом. | Знать содержание поэмы. Уметь характеризовать образы обиженных людей и народных заступников в поэме. |
-
| | Фольклорные традиции и народно-поэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | Лекция. Беседа | Аналитическая работа с текстом: выявление средств художественной выразительности. | Знать фольклорную народную основу языка поэмы. Уметь анализировать текст с точки зрения языковых особенностей. |
М.Е.Салтыков –Щедрин – 3 ч. |
-
| | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. | Беседа | Презентация о писателе | Знать факты биографии писателя, особенности жанра, проблематику и поэтику сказок. Уметь анализировать сказки, выявляя проблематику. |
-
| | «История одного города». Замысел. История создания. Жанр и композиция романа. | Практикум | Аналитическая работа с текстами с точки зрения проблематики и поэтики сказок. | Иметь представление о замысле, истории создания, жанре, композиции романа. |
-
| | «История одного города». Образы градоначальников. | Беседа | Характеристика образов градоначальников | Уметь характеризовать образы градоначальников. |
Л.Н.Толстой – 20 ч. |
-
| | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Этапы творческого пути. Духовные искания. | Беседа | Сообщения о писателе | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности его творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь строить сообщение о писателе |
-
| | Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого. | Практикум | Анализ эпизодов | Знать историческую основу рассказов, понимать их патриотический смысл. Уметь анализировать отдельные эпизоды |
-
| | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. | Семинар | План-конспект; сообщения об истории создания романа | Знать историю создания романа-эпопеи, смысл названия, жанровое своеобразие. Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
-
| | Вечер в салоне А.П. Шерер | Практикум | Работа с текстом | Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
-
| | Именины у Ростовых. Лысые горы | | Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
-
| | Изображение войны 1805-1807 годов | Лекция. Беседа | Анализ эпизодов, аналитический пересказ, характеристика образов | |
-
| | Духовные искания Андрея Болконского | Работа с текстом | Анализ эпизодов Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. |
-
| | Духовные искания Андрея Болконского | Семинар | Анализ эпизодов Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Андрея Болконского Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики. |
-
| | Духовные искания Пьера Безухова | Работа с текстом | | Знать внутренний монолог как приём психологической характеристики героя Уметь в ходе анализа характеризовать путь духовных исканий Пьера Безухова. Уметь делать сравнительную характеристику героев, выявляя средства характеристики |
-
| | «Ум ума» и «ум сердца» в романе | Беседа. Семинар | Сравнительная характеристика, составление таблицы | Уметь определять систему нравственных ценностей романа |
-
| | Война 1812 года. Философия войны в романе | Работа с текстом | Работа с текстом | Знать проблемы истинного и ложного героизма в романе. Уметь во время анализа романа сравнивать жизнь и поступки героев. |
-
| | Кутузов и Наполеон. Сопоставительный анализ образов. | Беседа | Сопоставительная характеристика , величие Кутузова и тщеславие и безнравственность Наполеона. | Знать антитезу как центральный композиционный приём. Уметь делать сопоставительную характеристику героев, определять роль личности в истории. |
-
| | Партизанская война. Последний период войны и ее воздействие на героев | Беседа | Анализ эпизодов | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». |
-
| | «Мысль народная» в романе | Лекция, работа с текстом | Сравнительная характеристика: Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сцены Бородинского сражении: анализ поведения героев | Уметь видеть в ходе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает автор в понятие «народная война». |
-
| | «Мысль семейная в романе» | Лекция. Практикум | Работа с текстом | Знать о семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. |
-
| | «Мысль семейная в романе» | Лекция. Практикум | Работа с текстом | Знать о семейной в романе». Уметь через анализ эпизодов сравнивать семьи Ростовых и Болконских, видеть, отношение родителей к воспитанию детей, нравственные ценности. |
-
| | Женские образы в романе | Беседа | Характеристика женских образов: сообщения, сравнения с иллюстрациями к роману. | Знать содержание текста, особенности изображения женских образов в романе, их внутреннего мира. Уметь характеризовать женские образы, путь нравственных исканий Наташи Ростовой. |
-
| | Творческая работа по роману | Сочинение | Сочинение | Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев. |
-
| | Творческая работа по роману | Сочинение | Сочинение |
Ф.М.Достоевский- 10 ч. |
-
| | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды. | Урок внеклассного чтения | Сообщения о писателе, об особенности его творческого метода. | Знать основные этапы жизни и творчества писателя, особенности творческого метода: полифонийность, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь выступать с сообщениями о писателе. |
-
| | Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. | | Развернутые рассуждения о Петербурге на основе комментария текста | Знать особенности изображения Петербурга в романе, о приеме контраста. Уметь характеризовать Петербург на основе комментария текста, строить развернутые рассуждения. |
-
| | История создания романа «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | Лекция. Беседа | Развернутые сообщения. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию романа. Уметь видеть в тексте художественные приемы создания образов. |
-
| | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | Практикум | Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. |
-
| | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. | Практикум | Развернутые ответы на основе работы с текстом, обобщением о социальных и философских источниках преступления Раскольникова. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять в процессе анализа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к его преступлению, развенчание теории. |
-
| | «Двойники» Раскольникова. | Практикум | Развернутые ответы на основе работы с текстом: характеристика «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию. Уметь сопоставлять «двойников» Раскольникова: Лужина и Свидригайлова |
-
| | Любовь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников и Соня Мармеладова. | Практикум | Развернутые ответы на основе работы с текстом. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. |
-
| | Значение образа Сони Мармеладовой в романе. | Практикум | Развернутые ответы на основе работы с текстом. | Знать историю создания романа, тематику, проблематику, идейное содержание и композицию Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, определять в романе и в жизни Раскольникова место Сони Мармеладовой как ангела-хранителя. |
-
| | Урок-мастерская «Сны Раскольникова» | Практикум | Развернутые ответы на вопросы. | Уметь выявлять в процессе анализа полифонизм, психологизм повествования, роль детали, символику имен, цифр, цвета, снов, евангельских мотивов. |
-
| | Творческая работа по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Сочинение-рассуждение | | |
Н.С.Лесков – 4 ч. |
-
| | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир. | Беседа. Практикум | | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. |
-
| | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник». Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир. | Беседа. Практикум | | Знать факты биографии писателя, его творческий путь, манеру, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать главы повести с точки зрения художественного своеобразия. |
-
| | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа. | Практикум | Работа с текстом | Знать содержание произведения, Уметь делать индивидуальные сообщения |
-
| | «Две Катерины» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). | | Сопоставительные характеристики | Знать содержание произведений, Уметь делать индивидуальные сообщения |
А.П.Чехов – 9 ч. |
-
| | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-90-х годов. «Человек в футляре». | Беседа | презентация | Знать жизненный и творческий путь А.П.Чехова, его идейную и эстетическую позицию, основную проблематику чеховского творчества. Уметь делать индивидуальные сообщения о творческом пути писателя, анализировать рассказы художественного своеобразия |
-
| | Проблемы рассказов Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Черный монах». | Беседа | Анализ рассказов. | Знать тексты рассказов. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей. |
-
| | Проблемы рассказов Чехова 90-х годов. Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Студент», «Черный монах». | Беседа | Анализ рассказов. | Знать тексты рассказов. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей. |
-
| | Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». | Беседа | Анализ рассказа с выявлением проблематики истинных и ложных ценностей | Знать текст рассказа. Уметь раскрывать проблематику истинных и ложных ценностей, выявлять принцип нисходящего развития личности. |
-
| | Особенности драматургии Чехова. А.П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. | Практикум | Работа по тексту | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
-
| | Гаев и Раневская. Разрушение дворянского гнезда. | Работа с текстом | Анализ эпизодов | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
-
| | Будущее в пьесе. Петя Трофимов и Аня Раневская. | Работа с текстом | Анализ эпизодов | Уметь определять средства характеристики персонажей. |
-
| | Символ сада в комедии «Вишневый сад». | практикум | Работа с текстом. Чтение пьесы по ролям, игра голосом: выявление проблематики и конфликта. | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
-
| | Творческая работа по комедии А.П.Чехова «Вишневый сад» | Сочинение - рецензия | | Знать особенности драматургии Чехова. Уметь определять жанровое своеобразие, конфликт (внутренний и внешний), средства характеристики персонажей. |
Зарубежная литература – 2 ч. |
-
| | Зарубежная литература XIX века. Темы, проблемы. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье» | Лекция | Индивидуальные сообщения | Знать основные темы и проблемы зарубежной й литературы. Знать факты биографии писателя, специфику художественной образности Уметь определять литературные направления |
-
| | Э.По «Падение дома Ашеров» | Беседа | | Знать факты биографии писателя, иметь представление о романе, героях произведения |
-
| | Обобщение и систематизация изученного | | Список литературы для чтения летом | |
-
| | Резервный урок | | | |
-
| | Резервный урок | | | |