Рассмотрена на Утверждена Введена в действие
заседании МО на заседании Директор школы
учителей - педагогического _________/Бурцева В.Н.
предметников совета приказ №________
руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2021 г.
_________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2021г.
Протокол №___ от
« __» _______2021 г.
Управление образования
Администрации Тимского района
Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Введенская основная
общеобразовательная школа»
Рабочая программа
основного общего образования
по литературе
для 5 класса
Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна
Курская область, Тимский район,
село Введенка, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Примерной программы основной общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1\15);
- Авторской программы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. 2-е изд., перераб., авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва и др. – М.: «Просвещение», 2019 г.
Цели изучения предмета «Литература»:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы , их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова , опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интегрировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.); использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Место учебного предмета, курса.
На изучение литературы в 5 классе отводится 2 часа в неделю из обязательной части учебного плана, итого 68 часов за учебный год.
3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3 умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7) собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета на год обучения.
Ученик научится:
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• выявлять основную нравственную проблематику произведения;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
5. Содержание учебного предмета
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Древнерусская литература
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Русская литература 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Русская литература 19 века
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
А. Погорельский. Сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Герои повести «Черная курица…». Характеристика главного героя.
.Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права.духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе. Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима» выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Русская литература 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок.художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе. И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Писатели улыбаются. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Зарубежная литература
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование
Введение – 1 час
Устное народное творчество – 5 ч.
Из русской литературы XVIII и XIX веков – 33 ч.
Из русской литературы XIX – XX веков –17 ч.
Зарубежная литература – 12 ч.
Итого- 68 ч.
Контроль обученности
Контрольные работы– 2
Проектная направленность
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина – прямая наследница сказки народной
Баба Яга- ведьма или богиня?
Сказка как современный жанр «Хоббит, или туда и обратно»
Пословицы и поговорки в современном мире
6. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
№ п/п | Наименование и содержание темы | К-во часов | Дата проведения | Примеча ния |
план | факт |
1 | Введение. Книга в жизни человека | 1 | 07.09 | | |
| Устное народное творчество | 5 | | | |
2 | Фольклор-устное народное творчество | 1 | 08.09 | | |
3 | Русские народные сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка» | 1 | 14.09 | | |
4 | Народные идеалы в сюжетах и образах сказки «Царевна-лягушка» | 1 | 15.09 | | |
5 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | 1 | 21.09 | | |
6 | Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению | 1 | 22.09 | | |
| Из русской литературы XVIII и XIX веков | 33 | | | |
7 | Басня как литературный жанр. А.П. Сумароков «Кокушка» . И.И. Дмитриев «Муха» | 1 | 28.09 | | |
8 | И. А. Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» | | 29.09 | | |
9 | И. А. Крылов. «Ворона и лисица», «Зеркало и Обезьяна» | 1 | 05.10 | | |
10 | Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе | 1 | 06.10 | | |
11 | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна» | 1 | 12.10 | | |
12 | Сказка «Спящая царевна» | 1 | 13.10 | | |
13 | В. А. Жуковский. «Кубок» | 1 | 19.10 | | |
14 | А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». | 1 | 20.10 | | |
15 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 1 | 26.10 | | |
16 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Рифма. Способы рифмовки. Ритм. | 1 | 27.10 | | |
17 | Вн.чт. Мои любимые сказки А. С. Пушкина. | 1 | 09.11 | | |
18 | Обучение домашнему сочинению по «Сказке …». | 1 | 10.11 | | |
19 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» | 1 | 16.11 | | |
20 | А. Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» | 1 | 17.11 | | |
21 | М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» | 1 | 23.11 | | |
22 | М. Ю.Лермонтов. «Бородино» | 1 | 24.11 | | |
23 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место» | 1 | 30.11 | | |
24 | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место» | 1 | 01.12 | | |
25 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Мороз, Красный нос» | 1 | 07.12 | | |
26 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» | 1 | 08.12 | | |
27 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму» | 1 | 14.12 | | |
28 | Герасим в доме барыни | 1 | 15.12 | | |
29 | Герасим и Татьяна | 1 | 21.12 | | |
30 | Герасим и Муму | 1 | 22.12 | | |
31 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму» | 1 | 28.12 | | |
32 | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева | 1 | 29.12 | | |
33 | А. А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь» | 1 | 18.01 | | |
34 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» | 1 | 19.01 | | |
35 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | 25.01 | | |
36 | Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 1 | 26.01 | | |
37 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | 01.02 | | |
38 | Вн.чт. Рассказы Антоши Чехонте | 1 | 02.02 | | |
39 | Русские поэты 19 века о Родине и о родной природе. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста | 1 | 08.02 | | |
| Из русской литературы XIX – XX веков | 17 | | | |
40 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «В деревне» | 1 | 09.02 | | |
41 | Рассказ «Лапти» | 1 | 15.02 | | |
42 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | 16.02 | | |
43 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей | 1 | 22.02 | | |
44 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».Обучение домашнему сочинению | 1 | 01.03 | | |
45 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка» | 1 | 02.03 | | |
46 | П. П. Бажов. «Медной горы хозяйка» | 1 | 09.03 | | |
47 | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Теплый хлеб» | 1 | 15.03 | | |
48 | Рассказ «Заячьи лапы» | 1 | 16.03 | | |
49 | С.Я. Маршак. Слово о писателе. «Двенадцать Месяцев» | 1 | 30.03 | | |
50 | Волшебные события в сказке «Двенадцать Месяцев» | 1 | 05.04 | | |
51 | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита» | 1 | 06.04 | | |
52 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро» | 1 | 12.04 | | |
53 | Рассказ «Васюткино озеро». Обучение домашнему сочинению. | 1 | 13.04 | | |
54 | Поэты о Великой Отечественной войне | 1 | 19.04 | | |
55 | Поэты XX века о Родине, родной природе и о себе | 1 | 20.04 | | |
56 | Контрольная работа по теме «Русская литература XX века” | 1 | 26.04 | | |
| Из зарубежной литературы | 12 | | | |
57 | Даниель Дефо «Робинзон Крузо» (отрывок из романа) | 1 | 27.04 | | |
58 | Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» | 1 | 03.05 | | |
59 | Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» | 1 | 04.05 | | |
60 | Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» | 1 | 10.05 | | |
61 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | 11.05 | | |
62 | Герой романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | 17.05 | | |
63 | Игровой урок по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | 18.05 | | |
64 | Джек Лондон «Сказане о Кише» | 1 | 24.05 | | |
65 | Эрнест Сетон-Томпсон «Арно» | 1 | 25.05 | | |
66 | Ульф Старк «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» | 1 | 31.05 | | |
67 | Резервный урок. Ая Эн «Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом» | 1 | | | |
68 | Резервный урок. Юлий Черсанович Ким «Рыба-кит». | 1 | | | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Набор портретов писателей
2. Магнитная доска
3. Классная доска
4. Компьютер
5. 2 шкафа для хранения учебных пособий, дидактических материалов
6. Полка для книг
7. 3 ученических стола с комплектом стульев
8. Стол учительский
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя.
1. «Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.
2. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2010.
3. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы
4. Мультимедиа энциклопедия.
5.Литература.5-10 классы. Изучение творчества Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008
6.Уроки литературы №6/2003,№4/2003.
Для учащихся.
. «Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2009г.
Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.
8. Использование интернет –ресурсов :
http:/www.1september.ru
http:/www.internet-scool.ru