СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008 .
Общая характеристика учебного предмета.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008 .
Общая характеристика учебного предмета.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту)
Данная рабочая программа ориентирован, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Ц е л и.
Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования. (из расчета 3 учебных часа в неделю).
При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.Содержание, рекомендуемое к усвоению в 8 класс
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (3ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая г к. весть как жанр древнерусской литературы (начальны, представления).
Из литературы XVIII века (4ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленное п. комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (33ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к шорчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему 00 ществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтичс ски-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные предстаи ления), романтическая поэма (начальные представлс ния).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальны!! представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (20ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы пистеля.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженноси. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи-I .поле.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина —- сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (5ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз-питие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
(Базовый уровень)
8 класс 102 часа
Раздел | Тема урока. Основное содержание | Дата | Всего часов | В т.ч. на изучение нового материала | развитие речи | контр. работы | вн. чтение | |
план | факт | |||||||
Введение (1 час) | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 2/9 |
| 1 | 1 | | |
|
Устное народное творчество (2 часа) | Устное народное творчество |
|
| 2 | 2 | | |
|
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка как песенный жанр | 5/9 |
|
| 1 | | |
| |
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | 7.9 |
|
| 1 | | |
| |
Древнерусская литература (2 часа) | Древнерусская литература |
|
| 2 | 1 | 1 | | 1 |
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» | 12/9 |
|
| 1 | | |
| |
«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 14/9 |
|
|
| | | 1 | |
Русская литература XVIII века (3 часа) | Русская литература XVIII века |
|
| 3 | 2 | 1 | |
|
Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического | 19/9 |
|
| 1 | | |
| |
Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении | 21/9 |
|
| 1 | | |
| |
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) | 19/9 |
|
|
| 1 | |
| |
Русская литература XIX века (33 часа) | Русская литература XIX века (3 часа) |
|
| 33 | 24 | 4 | 2 | 3 |
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | 26/9 |
|
| 1 | | |
| |
И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа | 28/9 |
|
|
| | | 1 | |
К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева | 3/10 |
|
| 1 | | |
| |
А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе.Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | 5/10 |
|
| 1 | | |
| |
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах) | 10/10 |
|
| 1 | | |
| |
А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора | 12/10 |
|
| 1 | | |
| |
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 14/10 |
|
| 1 | | |
| |
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 17/10 |
|
| 1 | | |
| |
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина | 19/10 |
|
| 1 | | |
| |
Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке | 21/10 |
|
| 1 | | |
| |
Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | 24/10 |
|
|
| 1 | |
| |
А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога | 26/10 |
|
| 1 | | |
| |
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 31/10 |
|
|
| | 1 |
| |
2 четверть |
|
|
|
| | |
| |
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова | 14/11 |
|
| 1 | | |
| |
М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. | 16/11 |
|
| 1 | | |
| |
Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представления о жанре романтической поэмы | 21/11 |
|
| 1 | | |
| |
Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)». «Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" | 23/11 |
|
|
| 1 | |
| |
Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщнием изученного в 5—7 классах) | 28/11 |
|
| 1 | | |
| |
Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников | 30/11 |
|
| 1 | | |
| |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе | 5/12 |
|
| 1 | | |
| |
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление | 7/12 |
|
| 1 | | |
| |
Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | 12/12 |
|
|
| 1 | |
| |
Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | 14/12 |
|
| 1 | | |
| |
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 19/12 |
|
| 1 | | |
| |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирния, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | 21/12 |
|
| 1 | | |
| |
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 26/12 |
|
|
| 1 | |
| |
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 28/12 |
|
|
| | 1 |
| |
3 четверть |
|
|
|
| | |
| |
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | 11/1 |
|
| 1 | | |
| |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух России. Мечта о воссоединении дворянства и народа | 16/1 |
|
| 1 | | |
| |
Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | 18/1 |
|
| 1 | | |
| |
Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество» | 23/1 |
|
|
| | | 1 | |
Поэзия родной природы в творчестве А. С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 25/1 |
|
|
| | | 1 | |
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | 30/1 |
|
| 1 | | |
| |
Русская литература XX века (19часов) | Русская литература XX века |
|
| 19 | 9 | 5 | 1 | 4 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика | 1/2 |
|
| 1 | | |
| |
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле | 6/2 |
|
|
| | |
| |
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 8/2 |
|
|
| 1 | |
| |
А. А. Б л о к. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. Обучение выразительному чтению | 13/2 |
|
| 1 | | |
| |
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | 15/2 |
|
| 1 | | |
| |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 20/2 |
|
|
| 2 | |
| |
И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству | 22/2 |
|
| 1 | | |
| |
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М.Зощенко. «История болезни» | 27/2 |
|
|
| | | 1 | |
М. А. О с о р г и н. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1/3 |
|
| 1 | | |
| |
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина | 6/3 |
|
|
| | 1 |
| |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | 8/3 |
|
| 1 | | |
| |
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского | 13/3 |
|
| 1 | | |
| |
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме | 15/3 |
|
| 1 | | |
| |
А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 20/3 |
|
|
| | | 1 | |
4-я четверть |
|
|
|
| | |
| |
Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги») | 3/4 |
|
|
| 1 | |
| |
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе | 5/4 |
|
| 1 | | |
| |
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) | 10,15/4 |
|
|
| 1 | |
| |
Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 24,26/4 |
|
|
| | | 2 | |
Зарубежная литература (6 часов) | Зарубежная литература |
|
| 6 | 4 | | | 2 |
У. Ш е к с п и р. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта» | 3/5 |
|
| 1 | | |
| |
Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 8/5 |
|
| 1 | | |
| |
Ж.-Б. М о л ь е р. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | 12.15/5 |
|
| 2 | | |
| |
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества | 17/5 |
|
|
| | | 1 | |
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 22/5 |
|
|
| | | 1 | |
Итоги года (2 часа) | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. Зачет | 24/5 |
| 2 |
| | 2 |
|
102 | ИТОГО: |
|
| 102 | 42 | 11 | 5 | 10 |
классные сочинения – 2
домашние сочинения – 3
объем сочинения – 2-3 стр.
техника чтения – 170-180 слов за минуту
внеклассное чтение – 10
Дата | № урока | Тема урока | Требования к уроку | Теория литературы, словарная работа | Наглядные пособия, ТСО |
|
| Введение – 1 час |
|
|
|
| 1 | Русская литература и история. | Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником-хрестоматией по ред. В.Я.Коровиной |
|
|
|
| Устное народное творчество – 4 часа |
|
|
|
| 2-4 | Русские народные песни. | Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ. |
|
|
| 5 | Предания "О Пугачеве", "О покорении Сибири Ермаком". | Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий | Предание |
|
|
| Из древнерусской литературы ( 3 + 1 вн.чт.) |
|
|
|
| 6 | Люди Древней Руси. | Дать понятие о древнерусской литературе; помочь учащимся осмыслить закономерности ее развития и роль в становлении отечественной классической и современной литературы. | Духовная культура, канонизация (причисление к лику святых) |
|
| 7 | Житийная литература как особый жанр. Житие Сергия Радонежского. | Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра; раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского" | Житие. Личность, образ, мудрый праведник, духовность. |
|
| 8 | Житие князя Александра Невского. | Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя, Александра Невского | Личность, образ, мудрый праведник, духовность. | Сочинение-миниатюра |
| 9 | Внеклассное чтение №1. "Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века. | Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни. | Убогий, истец, челобитная исковая, бить челом. |
|
|
| Из литературы 18 века |
|
|
|
|
| Д. И. Фонвизин ( 4 + 2 р.р.) |
|
|
|
| 10-12 | Д. И. Фонвизин. "Недоросль" (сцены). Рассказ о писателе. Герои и сюжет комедии как произведения классицизма. | Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии. Подвести учащихся к мысли, что комедии не только высмеивает невежество, но и указывает на основное зло тогдашней жизни: крепостничество и произвол властей. | Сатира, ирония, подтекст |
|
| 13 | Практикум. Анализ комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" в единстве формы и содержания | Развитие у школьников умений обосновывать свое мнение о произведении и его героях. | Воспитание, образование, добродетель, благонравие. |
|
| 14-15 | Р. Р. № 1. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Недоросль» | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. |
| Дом. соч. № 1 |
|
| Н.М. Карамзин. (2 часа) |
|
|
|
| 16 | Н.М. Карамзин. «Наталья, боярская дочь» | Знакомство с жизнью и творчеством Карамзина Н.М., исторической основой повести. | Сентиментализм |
|
| 17 | "Жизнь сердца" по повести Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" | Анализ характеров героев. |
|
|
|
| Из литературы 19 века |
|
|
|
|
| И. А. Крылов (2 + 1 вн.чт.) |
|
|
|
| 18-19 | И. А. Крылов, Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз" и их историческая основа. | Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов. | Аллегория, басня, мораль, иносказание, эзопов язык. |
|
| 20 | Внеклассное чтение №2. И. А. Крылов – поэт и мудрец. | Расширить имеющие знания о баснописце и его баснях; повторить знание терминов. |
|
|
|
| К. Ф. Рылеев – 2 часа |
|
|
|
| 21-22 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. | Познакомить с личностью К. Ф. Рылеева; дать понятие о думе; раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества. | Дума |
|
|
| А. С. Пушкин ( 9+1р.р. + 1 вн.чт.) |
|
|
|
| 23 | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? |
|
|
| 24 | Семинар. А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? |
|
|
| 25-26 | А. С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки). "Капитанская дочка". История создания произведения. | Познакомить с творческой историей написания "Капитанской дочки". | Повесть, роман, семейные записи, хроника. Прототип, прообраз, мятеж, восстание. |
|
| 27 | Гринев: жизненный путь героя. | Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева | Мемуары, жанр, сюжет. Долг, честь, достоинство, ирония |
|
| 28 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | Систематизировать изученный материал по образу Маши Мироновой; выяснить изменения взгляда рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять, в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает; систематизировать | Душевное богатство, нравственная чистота, народная основа образа. |
|
| 29 | Изображение народной войны и ее вождя. | Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами; продолжить работу над художественными особенностями повести. | Благородство, великодушие, безразличие. |
|
| 30 | Образ Пугачева в романе "Капитанская дочка". Отношение автора и рассказчика к народной войне. | Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева. | Обреченность, противоречивость, непредсказуемость. |
|
| 31 | Р. Р. № 2. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка". | Развитие связной речи учащихся, умения выразить свое отношение к предложенным темам. |
| Дом. сочин. |
| 32 | Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" ( урок обобщения и контроля). | Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. |
|
|
| 33 | Внеклассное чтение № 3. А. С. Пушкин "Пиковая дама" | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. |
|
|
|
| М. Ю. Лермонтов ( 4 + 1 р.р.) |
|
|
|
| 34-35 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба (семинар). | Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; проанализировать стихотворение "Кавказ". | Лирическое произведение, рефрен, амфибрахий |
|
| 36 | "Мцыри". История создания , тема и идея произведения. | Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения. | Поэма, тема, идея, сюжет, композиция. |
|
| 37 | Образ Мцыри в поэме. Роль описаний природы в поэме. | Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. | Образ в литературе, романтизм, романтический герой, ямб. Антагонизм, пассивный, патетика, пафос. |
|
| 38 | Р. Р. № 3. Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри" | Подготовка к домашнему сочинению, обучение работе над композицией сочинения, развитие умения мотивировать свой ответ. |
| Дом. соч. № 2 |
|
| Н. В. Гоголь (5 + 1 вн. чт.) | |||
| 39 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Идейный замысел и особенности композиции комедии "Ревизор". | Повторить известные сведения о Н. В. Гоголе; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии. | Драматическое произведение. комедия. Афиша, акты (действия), явления (сцены), монологи, диалоги, реплики, ремарки. | |
| 40 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии "Ревизор". | Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к роковой ошибке. | Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество. |
|
| 41 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление. | Получить представление о характере Хлестакова; понять, что такое Хлестаковщина. |
|
|
| 42 | Чиновники на приеме у "Ревизора". Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы; систематизация и обобщение знаний о героях комедии; раскрыть роль финала, смысла эпиграфа комедии. |
|
|
| 43 | Практическая работа по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". | Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение; подготовка к домашнему сочинению. |
|
|
| 44 | Внеклассное чтение № 4. Н. В. Гоголь "Шинель" | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. |
|
|
|
| И.С. Тургеньев (4 + 1 р.р.) | |||
| 45 | И.С. Тургеньев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». | Расширить знания учеников о личности писателя. Показать связь его творчества с историей. | ||
| 46 | «Ася». Историю любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя повествователя. | Совершенствование навыков характеристики героев. | ||
| 47 | Роль 16 главы в повести И.С. Тургенева «Ася». | Совершенствовать навыки анализа текста. | ||
| 48 | «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. | Показать способы создания образа. Дать понятие о «Тургеневсвой девушке» | ||
| 49 | Сочинение по повести. | |||
|
| М. Е. Салтыков-Щедрин ( 1 + 1 р.р.) | |||
| 50 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. "История одного города" (отрывок). | В доступной форме познакомить с отрывком из главы "О корени происхождения глуповцев". | Аллегория, гипербола, фантастика, гротеск. | |
| 51 | Р. Р. № 4. Обучение анализу эпизода из романа "История одного города". | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. | ||
|
| Н. С. Лесков – 2 часа |
|
|
|
| 52-53 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". | Познакомить с биографическими сведениями о Н. С. Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека. | Рассказ, художественная деталь |
|
|
| Л. Н. Толстой ( 2 + 1 вн. чт.) |
|
|
|
| 54 | Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Социально-нравственные проблемы в рассказе "После бала". | Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа "После бала". | Литератор, жанр рассказа. Миросозерцание, проблемы бытия, нравственное обновление, мораль. |
|
| 55 | Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за все происходящее. | Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за все, что совершается в жизни. | Антитеза, портрет, пейзаж. | Дом. соч. № 3 |
| 56 | Внеклассное чтение № 5. Л. Н. Толстой. "Отрочество". | Расширение круга чтения, развитие читательских умений, развитие навыков погружения в текст. |
|
|
|
| А. П. Чехов – 3 часа |
|
|
|
| 57-59 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье | Познакомить учащихся с личностью А. П. Чехова, подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведения. Формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на разные жизненные ситуации; обучение аналитическому пересказу. | Философия, психологизм |
|
|
| Из литературы 20 века |
|
|
|
|
| И. А. Бунин - 2 часа |
|
|
|
| 60-61 | И. А. Бунин. Слово о писателе. "Кавказ". Тема любви в рассказе. | Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности; разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви. | Беллетристика, новелла |
|
|
| А. И. Куприн ( 1 + 1 р.р.) |
|
|
|
| 62 | А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени". | Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества А. И. Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" | Сюжет, фабула Нравственность |
|
| 63 | Р. Р. № 5. Классное сочинение "Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна). |
|
| Клас. соч. № 1 |
|
| Максим Горький (4 часа) |
|
|
|
| 64-67 | Горький М. Слово о писателе. «Челкаш» как романтическое произведение. Герои и их судьбы в рассказе. | Углубить представления учеников о личности и творчестве писателя, расширить понятие о романтизме, рассказать о новаторстве М.Горького в развитии романтических традиций. Развивать навыки сравнительной характеристики героев, навыки анализа текста. Работа над композицией. | Романтизм |
|
|
| А. А. Блок ( 1 + 2 вн. чт.) |
|
|
|
| 68 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы |
|
|
| 69-70 | Внеклассное чтение № 6. А. А. Блок. "На поле Куликовом" | Раскрыть вопрос о соотношении в цикле "исторического" и "современного", об ответственности каждого перед родной страной |
|
|
|
| С. А. Есенин - 2 часа |
|
|
|
| 71 | С. .А. Есенин. Слово о поэте. "Пугачев" – поэма на историческую тему. | Познакомить (кратко) с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы "Пугачев", выявить, каким Пугачев предстает у Есенина и А. С. Пушкина в "Капитанской дочке" | Драматическая поэма |
|
| 72 | Урок – конференция "Образ Пугачева в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина". | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. |
|
|
|
| И. С. Шмелев (1 +1 р.р.) | |||
| 73 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. "Как я стал писателем" – воспоминание о пути к творчеству. | Познакомить с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения | ||
| 74 | Сочинение «Как я написал свое первое сочинение» | |||
|
| Писатели улыбаются – 5 часов | |||
| 75 | Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий. | Познакомить учащихся с произведениями Тэффи, Аверченко; приобщить к восприятию сатиры и юмора; выявить средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | Юмор, сатира, гипербола, гротеск | |
| 76-77 | Сатира и юмор в рассказах Тэффи "Жизнь и воротник", М. Зощенко "История болезни". | Помочь понять, как создается юмористическое произведение, и научиться понимать юмор и сатиру в художественном произведении. | ||
| 78-79 | М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе "Пенсне". | Познакомить учеников с жизнью М. А. Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа "Пенсне" | Метафора, олицетворение |
|
|
| А. Т. Твардовский (4 + 1 вн. чт.) |
|
|
|
| 80 | А. Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы "Василий Теркин". | Познакомить учащихся с фактами биографии А. Т. Твардовского, с творческим замыслом "Василия Теркина" | Публицистика |
|
| 81 | Героика и юмор в поэме "Василий Теркин". Характеристика Теркина. | Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор; выявить определяющие качества Василия Теркина, анализ глав произведения; контроль знаний учащихся. | Героика, юмор |
|
| 82-83 | "Василий Теркин". Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы "Переправа". | Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав. | Героическое, рефрен |
|
| 84 | Внеклассное чтение № 7. А. П. Платонов "Возвращение" | Познакомить учащихся с биографией А. Платонова; выявить нравственную позицию писателя и способы ее выражения. |
|
|
|
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов ( 1 + 3 р.р.) |
|
|
|
| 85 | Р. Р. № 6. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души людей; совершенствование навыков выразительного чтения |
|
|
| 86 | В. П. Астафьев. Отражение довоенного времени в рассказе "Фотография, на которой меня нет". | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, вызвать интерес к его произведениям; проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя. | Герой-повествователь |
|
| 87 | Р.Р. сочинение на тему «Фотография, на которой меня нет» |
|
|
|
| 88 | Р. Р. № 7. Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века" | Развитие письменной и устной речи учащихся; формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения. |
| Клас. соч. № 2 |
|
| Русские поэты о Родине, родной природе – 2 часа |
|
|
|
| 89-90 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. | Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное |
|
|
|
| Из зарубежной литературы ( 4 + 2 вн. чт.) |
|
|
|
| 91 | У. Шекспир. Писатель и его время. | Дать представление об эпохе Возрождения, в доступной форме дать представление о Шекспире как о человеке, писателе. | Сонет, трагедия. Гуманность, условность |
|
| 92 | Трагедия "Ромео и Джульетта". Конфликт живого чувства и семейной вражды. | Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность. | Белый стих, ямб, метафора. Конфликт, трагический герой, ненависть, вражда, любовь. |
|
| 93 | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. | интрига |
|
| 94 | Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (сцены). Сатира на дворянство и невежество буржуа. | Познакомить учащихся с творческой биографией Мольера; дать начальное понятие о классицизме; познакомить с историей создания комедии; смысл и образы комедии; интрига в пьесе. |
|
|
| 95 | Внеклассное чтение № 8 Дж. Свифт. "Путешествия Гулливера" | Расширение круга чтения, развитие навыков групповой работы. |
|
|
| 96 | Внеклассное чтение № 9. В. Скотт. "Айвенго". | Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие "Айвенго" как исторического романа, сопоставить его с романом А. С. Пушкина "Капитанская дочка"; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел. |
|
|
| 97 | Литература и история (урок-зачет). | Проверить знания учеников, развитие внимания, интереса к литературе. |
|
|
| 98 | Рекомендации по чтению летом. |
|
|
|
| 99-102 | Резервный урок. |
|
|
|
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.
График контрольных и творческих работ
Тема урока. Основное содержание | Дата | развитие речи | Контр. работы | |
план | факт | | | |
1-я четверть | | | | |
Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений) | 19/9 | | 1 | |
Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина | 31/10 | | | 1 |
2-я четверть |
| | | |
Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри" | 23/11 | | 1 | |
Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») | 12/12 | | 1 | |
Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 26/12 | | 1 | |
Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина | 28/12 | | | 1 |
3 четверть | | | | |
Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна | 8/2 | | 1 | |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 20/2 | | 2 | |
Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина | 6/3 | | | 1 |
4 четверть | | | | |
Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося) | 10/5 | | 1 | |
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Зачет | 24/5 | | | 2 |
ИТОГО: | | | 8 | 5 |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
Восьмой класс
Исторические песни. О Пугачеве, Ермаке (на выбор).
А. С. Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).
М. Ю. Лермонто в. Мцыри (отрывки по выбору учащихся).
Н. В. Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).
Л. Н. Толстой. После бала (отрывок на выбор).
А. Т. Тва рдовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).
О Родине и родной природе (2—3 стихотворения на выбор).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Восьмой класс
Фольклор. Русские народные песни и баллады. «В темном лесе, в темном лесе...». «Уж ты ночка, ты ноченька темная «Ивушка, ивушка, зеленая моя...». «Ах вы ветры, ветры буи ные...». Авдотья Рязаночка.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин. Наталья, боярская дочь.
Из русской литературы XIX века И. А. Крылов. 3—4 басни на выбор. К. Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...». Иван Сусанин.
П. А. Вяземский. Тройка.
Е. А. Баратынский. 3—4 стихотворения на выбор. А. В. Кольцов. Русская песня. Разлука. А. С. Пушкин. «Вновь я посетил...». Повести Белкина. М. Ю. Лермонтов. Маскарад.
Н. А. Некрасов. «Душно! Без счастья и воли...». «Ты всегда хороша несравненно...».
Ф. И. Тютчев. Поэзия. «Пошли, Господь, свою отраду...».
А. А. Фет. «На заре ты ее не буди...». «Буря на небе вечернем...». «Я жду... Соловьиное эхо...».
А. Н. Майков. «Вчера — и в самый миг разлуки...».
И. С. Тургенев. Певцы.
A. П. Чехов. Толстый и тонкий. Другие рассказы.
Из русской литературы XX века
B. Г. Короленко. Мгновение. М. Горький. Старуха Изергиль. И. Ф. Анне не кий. Снег.
Д. С. Мережковский. Родное. Не надо звуков. «Кроткий вечер тихо угасает...».
К. Д. Бальмонт. Безглагольность. «Меж подводных стеблей...».
А. А. Блок. Стихотворения (на выбор). А. Белый. Заброшенный дом.
М. А, Волошин. Коктебель.
А.А.Ахматова. Вечером. «Вечерние часы перед стоном...». «Проводила друга до передней...». С. А. Есенин. Письмо матери. Н. М. Рубцов. «В святой обители природы...». А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
A. Т. Твардовский. Теркин на том свете,-
B. П. Астафьев. Ангел-хранитель.
A. С. Грин. Бегущая по волнам. Н. Н. Дубов. Горе одному. Ч.Айтматов. Ранние журавли. Л. С. Соболев. Морская душа. В.Ф.Тендряков. Весенние перевертыши.
Из зарубежной литературы У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.
B. Скотт. Айвенго.
П. М е р и м е. Таманго. Г.Уэллс. Война миров. Э. П о. Золотой жук.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.
7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.
8. ЦОРы Сети Интернет
9. Мультимедийные презентации