СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена по учебнику "Литература 8 класс" В.Я Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  • Литература: 5-9 кл: примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019;

  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;

  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;

  • Рабочий учебный план МОУ «Седовская школа» на 2019-2020 учебный год;

  • Рабочая основная образовательная программа по литературе в МОУ «Седовская школа»;

  • Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году.



Программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.


Настоящая Рабочая программа предназначена для учащихся 8-А класса (основное общее образование) МОУ «Седовская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.


Данная рабочая программа реализуется по учебникам:

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. – 368 с.



Рабочая программа составлена с учётом основной цели изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составитель основывался на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 34 учебных недели в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ «Седовская школа».


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.


Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Задачами развития системы изучения и преподавания литературы в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции преподавания русского языка и литературы названы следующие:

1) модернизация содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания литературы;

2) повышение качества работы преподавателей литературы;

3) развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;

4) популяризация русского языка и литературы.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.



Главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.


Конечными целями изучения литературы являются:

  • воспитание потребности к чтению;

  • формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;

  • формирование уважения к литературе как уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений культуры;

  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в художественной литературе;

  • целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию классической литературы, литературы родного края и лучшим образцам современной литературы.


В 8 классе полученные ранее знания выстраиваются в более сложную и общую картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников этой возрастной группы, обучающиеся, воспринимая разные тексты, понимают своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями, закономерность возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям. В связи с этим курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов.


Ведущая проблема преподавания литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.


Основные виды устной и письменной речи обучающихся 8 класса

  • осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических;

использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

 выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;

 различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим

заданием);

 устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;

 составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;

 различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный

ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

 участие в инсценировке драматического художественного произведения;

 устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;

 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;

 устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;

 устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.


Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса

Обучающиеся должны знать:

 авторов, названия прочитанных произведений;

 сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;

 идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;

 характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;

 тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;

 основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы,

монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.

Обучающиеся должны уметь:

 правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-

популярные тексты и понимать прочитанное;

 раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;

 выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

 различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к

определённому жанру;

 обосновывать смысл названия произведения;

 владеть различными видами пересказа;

 давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;

 составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического

произведения,

 составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;

 сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;

 участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения,

аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;

 высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;

 готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные

дополнительные источники;

 давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или

кинофильме по мотивам литературного произведения;

 готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.


Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие.


Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:  текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных тестов, литературных диктантов, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления планов, конспектов, презентаций, творческих проектов.


Использование средств обучения

Планируется использовать учебно-наглядные пособия, экранные, звуковые, мультимедийные средства обучения.

Использование репродукций картин известных русских художников (в том числе их электронных версий) на уроках литературы способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.

Большое значение для формирования у учащихся самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно, переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам (в том числе электронным), учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям.

Планируется совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком, такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, тренинги, консультации и т.д., которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий планируется приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе, в том числе к источникам, расположенным в интернете. Все это способствует повышению интереса к литературе у учащихся и более качественному его преподаванию учителем.




Ведущие формы и методы обучения

  • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

  • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);

  • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).


Формы организации обучения:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • парная;

  • коллективная.


Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • устный и письменный опрос;

  • тестирование, анкетирование;

  • письменные и устные изложения, сочинения, литературные диктанты;

  • творческие работы (сообщение, отзыв, проект и т.д.).




Содержание учебного предмета

Всего — 70 часа
Развитие речи — 4
Внеклассное чтение — 3
Контрольная тестовая работа — 4
Контрольное сочинение — 2
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 53





Календарно-тематическое планирование

8 класс 70 ч (2 часа / нед)



№ п/п

№ урока

в теме


Тема урока


Дата провед


План Факт


Прим

1

1

ВВЕДЕНИЕ. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве.

01.09





Тема 1. Из древнерусской литературы(1 ч) Литература XVIIIXIX веков. Д.Фонвизин. А. Пушкин. ( 13 ч)

02.09



2

1

Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

09.09



3

2

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Понятие о классицизме.

15.09



4

3

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

16.09


5

4

Проблема воспитания истинного гражданина.

22.09



6

5

Сочинение №1. («Роль семьи в формировании личности»)

23.09



7

6

Поэзия пушкинской эпохи. К.Батюшков, А.Дельвиг, Н. Языков, Е. Баратынский (2-3 произведения)

29.09



8

7

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Бесы»

30.09



9

8

Роман «Капитанская дочка». Историческая основа. Особенности композиции (рассказ от лица участника событий).

06.10



10

9

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах.

07.10



11

10

Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку. Утверждение идей свободы, гуманности, чести и долга.

13.10



12

11

Контрольная работа № 1 (тестовые задания).

14.10



13

12

Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе.

20.10



14

13

«Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года». Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях.

21.10





2 четверть.




15

14

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

.03.11



16

15

«Метель» Проблематика повести,герои повести и их судьбы,особенности сюжета, пейзаж в повести.

.10.11



17

16

Роман «Капитанская дочка». Историческая основа. Особенности композиции (рассказ от лица участника событий).

.11.11



18

17

Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах.

17.11





Тема 2 Литература XVIIIXIX веков. М.Лермонтов. Н.Гоголь. (13 ч)




19

1

Внеклассное чтение № 1. А.С. Пушкин «Пиковая дама».

18.11



20

2

РР 1. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина.

24.11



21

3



М.Ю.Лермонтов. Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Родина» . Восхищение красотой и величием Кавказа

25.11




22

4

«Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь.

01.12



23

5

Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма. Значение эпиграфа.

02.12



24

6

Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Картины кавказской природы в произведении.

08.12





25

7

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме. «Ревизор». История создания и постановки комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества.

09.12




26

8

Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

15.12



27

9

«Ревизор» – комедия без положительного героя. Хлестаков и «миражная интрига»

16.12



28

10

Понятие «хлестаковщина», место «Ревизора» в истории русского театра.

22.12



29

11

Контрольная работа № 2 (разноуровневые задания).

23.12





3 четверть




30


«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Петербург как символ вечного адского холода.

12.01



28


РР 2.

13.01





Тема 3. Творчество Толстого. Поэзия второй половины 19 века (8 ч)




30

1

Л.Н.Толстой. Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Реальная основа рассказа. Особенности сюжета и композиции рассказа. Идея разделенности двух Россий.

19.01



31

2

Контраст как прием, помогающий раскрыть идею произведения. Смысл названия рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности.

20.01



32

3

Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и за свою судьбу. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

26.01



33

4

Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Silentium!” («Молчи, скрывайся и таи..), «Умом Россию не понять», «К.Б» (Я встретил вас- и все былое..). Раздумья о жизни, человеке, родине и мироздании.

27.01



34

5

А.А Фет. «Шепот, робкое дыханье», «Ятебе ничего не скажу». Поэзия А.Фета как выражение красоты и идеала.

02.02



35

6

РР 3. Выразительное чтение стихотворений.

03.02



36

7

Литература родного края 1. Предания донбасской земли.

09.02



37

8

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение социальных и нравственных пороков общества.

10.02





Тема 4. Литература XX в. Проза о ВОВ (1 ч) (13 ч)




38

1

Проза русской эмиграции. И. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

10.02



39

2

Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.

16.02



40

3

А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

17.02



41

4

Самоотверженность и находчивость главной героини.

24.02



42

5

А.А. Блок. Краткие сведения о поэте. «Россия» историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

02.03



43

6

Н.С. Гумилев. «Слово». Эстетическое совершенство поэзии Н.Гумилева. Мир человеческой культуры в творчестве поэта.

03.03



44

7

М.И. Цветаева. Краткий рассказ о поэтессе. Из цикла «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирического героя.

16.03



45

8

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

17.03



46

9

Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Женщины и война, дети и война.

30.03



47

10

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Я знаю никакой моей вины» утверждение в лирике непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений.

31.03



48

11

«Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»?и др.)Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории. Поэтическая энциклопедия ВОВ.

06.04



49

12

Новаторский характер Василия Теркина-сочетания черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.

07.04



50

13

Контрольная работа.3

13.04





Тема 5. Литература XX в. (2ч) (8 ч).




51

1

М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» История создания и судьба повести. Смысл названия.

14.04



52

2

Система образов произведения. Умственная, духовная, нравственная недоразвитость- основа живучести «шариковщины», «швондерства».

20.04



53

3

РР. 4 Рецензия на просмотренный кинофильм. Система образов произведения. Умственная, духовная, нравственная недоразвитость- основа живучести «шариковщины», «швондерства».

21.04



54

4

Поэзия второй половины 20 века. Е.Евтушенко, Н. Глазков, А. Вознесенский, Д.Самойлов, В. Высоцкий, А.Тарковский, Б.Окуджава, Ю.Мориц, Й.Бродский, А.Кушнер, О. Григорьев. (2-3 стих. На выбор). Стихотворение о Родине, о родной природе, о собственном восприятии окружающего.

27.04



55

5

Внеклассное чтение Лукьяненко «Чужая боль» Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений.

28.04



56

6


Сочинение

04.05





Тема 4. Из зарубежной литературы




57

1

Краткая характеристика эпохи Возрождения. В. Шекспир. Основные сведения о Шекспире. Сонеты №66 («Измучась всем, я умереть хочу» (пер. Б. Пастернака), №68 «Его лицо - одно из отражений» (пер. С. Маршака), №130 «Её глаза на звезды не похожи...» (пер. С. Маршака),

05.05



58



2


«Ромео и Джульетта» «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения.

12.05



59

3

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни и творчестве. «Мещанин во дворянстве» Черты классицизма в комедии. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти).

18.05



60

4

Зарубежная романистика. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

19.05



61

5

Контрольная работа 4(тестовые задания).

20.05



62

6

А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»

21.05





Литература родного края 2. М.Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память» и другие стихотворения.






Итоговый урок. Рекомендация книг для чтения летом.

















Литература родного края


8 класс

Михаил Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое приморье».

Василий Горяйнов – поэт и журналист. Анализ поэтических сборников: «Утро шахтера», «Зерно», «Мой огонь», «От души», «Зеленое половодье».

Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов» и др.

- рассказывает о жизни и творчестве поэтов;

- определяет мысли и чувства авторов, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказываний с опорой на художественный текст;

- формулирует главную мысль стихотворения; отмечает значения изобразительно-выразительных средств языка;

Нерасторжимая связь человека с природой и родиной. Валерий Зеленский «Запишите в «Красную книгу».

Чернобыль в творчестве Николая Хапланова. Документальная повесть «Смерти став на пути!»

Чернобыль в творчестве мариупольцев. Н. Новоселов «Чернобыль-85». С. Алымов «Дозиметрический контроль» «Чернобыльская сирень» и др.

- объясняет, как отражаются в художественных произведениях действительные исторические события и какую роль в раскрытии данной темы играет художественный вымысел.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ

8 класс

Основной учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайты электронных библиотек:

http://booksshare.net/

http://www.big-library.info/

http://www.many-books.org/

http://www.shpl.ru – Государственная Публичная Историческая Библиотека России

http://www.rsl.ru – Российская Государственная Библиотека

http://www.klassika.ru – Библиотека русской литературы «Классика.ру»

http://www.ayguo.com – Классика русской литературы в аудиозаписи

http://www.rvb.ru/index.html – «Детская электронная библиотека»

http://www.stihi-rus.ru/page3.htm – «Антология русской поэзии»

http://www.e-kniga.ru – «Электронная библиотека художественной литературы»

http://www.klassika.ru – «Библиотека классической литературы»

http://stroki.net – Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»

http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://znanium.com/bookread.php – История русского и зарубежного литературоведения

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 – Классический словарь литературоведческих терминов

http://febweb.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9- 3391.htm – Литературная энциклопедия

http://lib.aldebaran.ru/ – Библиотека Альдебаран

http://www.rvb.ru/index.html – Русская виртуальная библиотека

http://www.feb-web.ru/ – Библиотека «Русская литература и фольклор»

http://vsemifu.com/ – Великая энциклопедия мифов и легенд http://legendarnogo.net/ Мифы, легенды, сказания

http://www.mythology.ru/ – Энциклопедия мифологии

http://fantlab.ru/ – «Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези

http://www.phantastike.ru/ – «Фантаст» – электронная библиотека фантастики.

http://www.a4format.ru/ – Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная
в помощь школьникам и учителям

Виртуальные аудиокниги:

http://gold.stihophone.ru – Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»

http://www.audiopedia.su/ – Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.
http://edulider.ru/category/shkolnayakollekciya/kollekciya-audio/

Сайты, посвященные Н.С. Лескову: http://www.leskov.org.ru http://www.leskow.net.ru
Сайты, посвященные И.С.Тургеневу: http://turgenev.org.ru/ http://www.turgenev.org.ru/biblio.htm http://www.turgenev.net.ru/ http://turgenev-online.ru/
Сайты, посвященные Л.Н.Толстому: http://www.levtolstoy.org.ru/ http://www.levtolstoy.ru/ http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный музей Л.Н. Толстого)
Сайты, посвященные А.П. Чехову: http://www.my-chekhov.ru/ http://chehov.niv.ru/ http://chehov.org/ http://www.antonchehov.org.ru/ http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4 (Дом-музей А.П. Чехова в Ялте) http://sites.google.com/site/citaemchehova/home
Сайты, посвященные В. Шекспиру: http://world-shake.ru/ http://rus-shake.ru/ http://shakespeare.ouc.ru/ http://willmshakespeare.com/
Сайты, посвященные «Серебряному веку русской поэзии»: http://www.silverage.ru/ Серебряного века силуэт... http://risunok.kulichki.net/

Сайт, посвященный С. Есенину: http://esenin.ru/



РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
2. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение», 2005.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
5. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.
6. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006.
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- Москва, «Вако», 2012.
9. Золотарёва И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006.
10. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
11. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М.Просвещение 2012.
12. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.
13. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.:Просвещение, 2008.
14. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
15. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
16. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
17. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г.,Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
18. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
19. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
20. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.

21. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998
22. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.