ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:
Литература: 5-9 кл: примерная программа для общеобразоват. организаций (основное общее образование) / сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Король Г.Н. – 5-е изд. доп. и перераб. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2019;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2019 года № 1110 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2019-2020 учебном году»;
Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15 августа 2019 года № 1134 «Об использовании учебников, учебных и учебно-методических пособий в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году»;
Рабочий учебный план МОУ «Седовская школа» на 2019-2020 учебный год;
Рабочая основная образовательная программа по литературе в МОУ «Седовская школа»;
Методические рекомендации по осуществлению образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2019-2020 учебном году.
Программа составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 678.
Настоящая Рабочая программа предназначена для учащихся 8-А класса (основное общее образование) МОУ «Седовская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Данная рабочая программа реализуется по учебникам:
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.
Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2016. – 368 с.
Рабочая программа составлена с учётом основной цели изучения литературы в школе – формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова. Составитель основывался на ведущих принципах современного литературного образования: принципе «читателецентричности» (или читательской направленности обучения), принципе направленности на понимание, принципе коммуникативного контекста обучения, в основе которого лежит категория смысла, принципе деятельностного контекста обучения, принцип диалогичности (чтение – это тоже диалог, который протекает в рамках триады автор – образ – читатель).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), 34 учебных недели в соответствии с Рабочим учебным планом МОУ «Седовская школа».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачами развития системы изучения и преподавания литературы в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в Концепции преподавания русского языка и литературы названы следующие:
1) модернизация содержания образовательных программ по литературе на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания литературы;
2) повышение качества работы преподавателей литературы;
3) развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
4) популяризация русского языка и литературы.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Главной целью изучения литературы в школе должно стать формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Конечными целями изучения литературы являются:
воспитание потребности к чтению;
формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова;
формирование уважения к литературе как уникальному социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений культуры;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в художественной литературе;
целенаправленное и системное приобщение молодого поколения к наследию классической литературы, литературы родного края и лучшим образцам современной литературы.
В 8 классе полученные ранее знания выстраиваются в более сложную и общую картину динамики развития литературы. В силу читательской готовности школьников этой возрастной группы, обучающиеся, воспринимая разные тексты, понимают своеобразие отдельных исторических процессов, изображенных писателями, закономерность возникновения различных взглядов на мир и человека, соответствующих разным эпохам и художественным стилям. В связи с этим курс литературы строится на основе объединения жанрового и историко-литературного подходов.
Ведущая проблема преподавания литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории.
Основные виды устной и письменной речи обучающихся 8 класса
осознанное, беглое чтение вслух и про себя текстов художественных произведений, учебных, научных, публицистических;
использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
выразительное чтение произведений, в том числе драматических, с соблюдением норм литературного произношения;
различные виды пересказа (краткий, выборочный, подробный (близкий к тесту), от имени персонажа, с комментарием, с творческим
заданием);
устные и письменные ответы на проблемные вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
развернутые устные монологические высказывания и участие в обсуждении художественного произведения;
составление простых, сложных и цитатных планов к тексту (фрагменту) изучаемого произведения;
различные высказывания с использованием выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный
ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
участие в инсценировке драматического художественного произведения;
устная и письменная характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая) изучаемого произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
составление собственного устного или письменного высказывания на литературную тему;
устный и письменный отзыв (рецензия) о художественном произведении, кинофильме, спектакле, актерском исполнении;
устное и письменное сочинение-рассуждение по изученному произведению.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся 8 класса
Обучающиеся должны знать:
авторов, названия прочитанных произведений;
сюжет, главных героев и мотивы их поступков, последовательность и связь событий в изученном произведении;
идейно-тематическую направленность, проблематику, особенности композиции прочитанных произведений;
характерные особенности лирических, эпических, драматических произведений;
тексты, рекомендованные программой к заучиванию наизусть;
основные признаки изученных теоретических понятий: лирика, эпос и драма как роды литературы, трагедия, комедия, вечные образы,
монолог, диалог, лирический герой, сатира, гротеск, подтекст, образ повествователя.
Обучающиеся должны уметь:
правильно, осознанно, бегло и выразительно читать художественные произведения (в том числе наизусть), учебные и научно-
популярные тексты и понимать прочитанное;
раскрывать идейно-тематическую направленность и своеобразие изученного произведения;
выявлять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
различать лирические, эпические и драматические произведения, аргументировать принадлежность произведений литературы к
определённому жанру;
обосновывать смысл названия произведения;
владеть различными видами пересказа;
давать устную и письменную характеристику героев (индивидуальную, сравнительную, групповую) произведения;
составлять все виды планов (простые, сложные, цитатные, комбинированные): к тексту (фрагменту) изучаемого эпического
произведения,
составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев;
сравнивать художественное произведение с его интерпретациями в других видах искусства с выражением собственного восприятия и отношения;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным материалом;
участвовать в дискуссии по прочитанному художественному произведению, толерантно относиться к иной точке зрения,
аргументировано отстаивать свою позицию, с учётом мнения оппонента;
высказывать собственное суждение о популярности или актуальности изученного художественного произведения в наши дни;
готовить сообщение, доклад на заданную тему, используя рассказ учителя, статьи учебника, самостоятельно подобранные
дополнительные источники;
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле или
кинофильме по мотивам литературного произведения;
готовить письменное сочинение-рассуждение на литературную тему проблемного характера по изученному произведению.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных тестов, литературных диктантов, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления планов, конспектов, презентаций, творческих проектов.
Использование средств обучения
Планируется использовать учебно-наглядные пособия, экранные, звуковые, мультимедийные средства обучения.
Использование репродукций картин известных русских художников (в том числе их электронных версий) на уроках литературы способствует расширению словаря учащихся, активизации их устной и письменной речи, помогает решить задачу эстетического воспитания учащихся.
Большое значение для формирования у учащихся самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Постепенно, переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для школы словарям и справочникам (в том числе электронным), учитель вырабатывает у учащихся привычку обращаться к этим пособиям.
Планируется совершенствовать учебный процесс, используя наряду с уроком, такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, тренинги, консультации и т.д., которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Для успешной работы указанных форм занятий планируется приобщить учащихся и к разнообразной научно-популярной литературе, в том числе к источникам, расположенным в интернете. Все это способствует повышению интереса к литературе у учащихся и более качественному его преподаванию учителем.
Ведущие формы и методы обучения
методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);
методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);
методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).
Формы организации обучения:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
устный и письменный опрос;
тестирование, анкетирование;
письменные и устные изложения, сочинения, литературные диктанты;
творческие работы (сообщение, отзыв, проект и т.д.).
Содержание учебного предмета
Всего — 70 часа
Развитие речи — 4
Внеклассное чтение — 3
Контрольная тестовая работа — 4
Контрольное сочинение — 2
Литература родного края — 2
Текстуальное изучение произведений — 53
Календарно-тематическое планирование 8 класс 70 ч (2 часа / нед)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата провед План Факт | Прим |
1 | 1 | ВВЕДЕНИЕ. Образная природа художественной литературы. Отражение жизни в искусстве. | 01.09 | | |
| | Тема 1. Из древнерусской литературы(1 ч) Литература XVIII – XIX веков. Д.Фонвизин. А. Пушкин. ( 13 ч) | 02.09 | | |
2 | 1 | Из древнерусской литературы. Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. | 09.09 | | |
3 | 2 | Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Понятие о классицизме. | 15.09 | | |
4 | 3 | «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. | 16.09 | | |
5 | 4 | Проблема воспитания истинного гражданина. | 22.09 | | |
6 | 5 | Сочинение №1. («Роль семьи в формировании личности») | 23.09 | | |
7 | 6 | Поэзия пушкинской эпохи. К.Батюшков, А.Дельвиг, Н. Языков, Е. Баратынский (2-3 произведения) | 29.09 | | |
8 | 7 | А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. «Бесы» | 30.09 | | |
9 | 8 | Роман «Капитанская дочка». Историческая основа. Особенности композиции (рассказ от лица участника событий). | 06.10 | | |
10 | 9 | Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах. | 07.10 | | |
11 | 10 | Маша Миронова, ее преданность и верность любимому человеку. Утверждение идей свободы, гуманности, чести и долга. | 13.10 | | |
12 | 11 | Контрольная работа № 1 (тестовые задания). | 14.10 | | |
13 | 12 | Образ Пугачева. Фольклорные мотивы в романе. | 20.10 | | |
14 | 13 | «Во глубине сибирских руд…», «19 октября 1825 года». Яркость чувств и мыслей, преданность идеалам дружбы и «вольности святой» в лирических произведениях. | 21.10 | | |
| | 2 четверть. | | | |
15 | 14 | К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. | .03.11 | | |
16 | 15 | «Метель» Проблематика повести,герои повести и их судьбы,особенности сюжета, пейзаж в повести. | .10.11 | | |
17 | 16 | Роман «Капитанская дочка». Историческая основа. Особенности композиции (рассказ от лица участника событий). | .11.11 | | |
18 | 17 | Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов. Любовь как чувство, помогающее сохранить честь и достоинство в сложных жизненных обстоятельствах. | 17.11 | | |
| | Тема 2 Литература XVIII – XIX веков. М.Лермонтов. Н.Гоголь. (13 ч) | | | |
19 | 1 | Внеклассное чтение № 1. А.С. Пушкин «Пиковая дама». | 18.11 | | |
20 | 2 | РР 1. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина. | 24.11 | | |
21 | 3 | М.Ю.Лермонтов. Сведения о годах учения поэта. Взаимоотношения поэта и власти. Кавказ в жизни и творчестве поэта. «Родина» . Восхищение красотой и величием Кавказа | 25.11 | | |
22 | 4 | «Мцыри». Изображение чрезвычайных обстоятельств, раскрывающих характеры главных героев, их стремление отстоять свою честь. | 01.12 | | |
23 | 5 | Воплощение в образе Мцыри мятежности, жажды жизни, свободолюбия, патриотизма. Значение эпиграфа. | 02.12 | | |
24 | 6 | Особенности композиции поэмы. Сцена смертельной схватки с барсом как кульминация трёх «вольных» дней Мцыри и средство раскрытия характера героя. Картины кавказской природы в произведении. | 08.12 | | |
25 | 7 | Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме. «Ревизор». История создания и постановки комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. | 09.12 | | |
26 | 8 | Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. | 15.12 | | |
27 | 9 | «Ревизор» – комедия без положительного героя. Хлестаков и «миражная интрига» | 16.12 | | |
28 | 10 | Понятие «хлестаковщина», место «Ревизора» в истории русского театра. | 22.12 | | |
29 | 11 | Контрольная работа № 2 (разноуровневые задания). | 23.12 | | |
| | 3 четверть | | | |
30 | | «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Петербург как символ вечного адского холода. | 12.01 | | |
28 | | РР 2. | 13.01 | | |
| | Тема 3. Творчество Толстого. Поэзия второй половины 19 века (8 ч) | | | |
30 | 1 | Л.Н.Толстой. Основные сведения о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Реальная основа рассказа. Особенности сюжета и композиции рассказа. Идея разделенности двух Россий. | 19.01 | | |
31 | 2 | Контраст как прием, помогающий раскрыть идею произведения. Смысл названия рассказа. Суровое осуждение жестокой действительности. | 20.01 | | |
32 | 3 | Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и за свою судьбу. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | 26.01 | | |
33 | 4 | Ф.И. Тютчев. Поэт-философ и певец родной природы. «Silentium!” («Молчи, скрывайся и таи..), «Умом Россию не понять», «К.Б» (Я встретил вас- и все былое..). Раздумья о жизни, человеке, родине и мироздании. | 27.01 | | |
34 | 5 | А.А Фет. «Шепот, робкое дыханье», «Ятебе ничего не скажу». Поэзия А.Фета как выражение красоты и идеала. | 02.02 | | |
35 | 6 | РР 3. Выразительное чтение стихотворений. | 03.02 | | |
36 | 7 | Литература родного края 1. Предания донбасской земли. | 09.02 | | |
37 | 8 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Премудрый пискарь». Сатирическое изображение социальных и нравственных пороков общества. | 10.02 | | |
| | Тема 4. Литература XX в. Проза о ВОВ (1 ч) (13 ч) | | | |
38 | 1 | Проза русской эмиграции. И. Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. | 10.02 | | |
39 | 2 | Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими. | 16.02 | | |
40 | 3 | А.И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. | 17.02 | | |
41 | 4 | Самоотверженность и находчивость главной героини. | 24.02 | | |
42 | 5 | А.А. Блок. Краткие сведения о поэте. «Россия» историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. | 02.03 | | |
43 | 6 | Н.С. Гумилев. «Слово». Эстетическое совершенство поэзии Н.Гумилева. Мир человеческой культуры в творчестве поэта. | 03.03 | | |
44 | 7 | М.И. Цветаева. Краткий рассказ о поэтессе. Из цикла «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля и языка. Особенности образа лирического героя. | 16.03 | | |
45 | 8 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | 17.03 | | |
46 | 9 | Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Женщины и война, дети и война. | 30.03 | | |
47 | 10 | А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Я знаю никакой моей вины» утверждение в лирике непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. | 31.03 | | |
48 | 11 | «Василий Теркин» (главы «Переправа», «О награде», «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял»?и др.)Жизнь народа на крутых поворотах и переломах истории. Поэтическая энциклопедия ВОВ. | 06.04 | | |
49 | 12 | Новаторский характер Василия Теркина-сочетания черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. | 07.04 | | |
50 | 13 | Контрольная работа.3 | 13.04 | | |
| | Тема 5. Литература XX в. (2ч) (8 ч). | | | |
51 | 1 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце» История создания и судьба повести. Смысл названия. | 14.04 | | |
52 | 2 | Система образов произведения. Умственная, духовная, нравственная недоразвитость- основа живучести «шариковщины», «швондерства». | 20.04 | | |
53 | 3 | РР. 4 Рецензия на просмотренный кинофильм. Система образов произведения. Умственная, духовная, нравственная недоразвитость- основа живучести «шариковщины», «швондерства». | 21.04 | | |
54 | 4 | Поэзия второй половины 20 века. Е.Евтушенко, Н. Глазков, А. Вознесенский, Д.Самойлов, В. Высоцкий, А.Тарковский, Б.Окуджава, Ю.Мориц, Й.Бродский, А.Кушнер, О. Григорьев. (2-3 стих. На выбор). Стихотворение о Родине, о родной природе, о собственном восприятии окружающего. | 27.04 | | |
55 | 5 | Внеклассное чтение Лукьяненко «Чужая боль» Фантастический мир в рассказе. Роль Игры для героев произведения Лукьяненко. Проблема отсутствия сострадания, нравственных ориентиров, преемственности опыта предыдущих поколений. | 28.04 | | |
56 | 6 | Сочинение | 04.05 | | |
| | Тема 4. Из зарубежной литературы | | | |
57 | 1 | Краткая характеристика эпохи Возрождения. В. Шекспир. Основные сведения о Шекспире. Сонеты №66 («Измучась всем, я умереть хочу» (пер. Б. Пастернака), №68 «Его лицо - одно из отражений» (пер. С. Маршака), №130 «Её глаза на звезды не похожи...» (пер. С. Маршака), | 05.05 | | |
58 | 2 | «Ромео и Джульетта» «Вечная» тема любви в трагедии: утверждение величия и красоты любви, ее способность преодолевать распри и вражду. Трагическая судьба влюбленных в жестоком мире. «Вечные» образы Ромео и Джульетты. «Светлый трагизм» финала произведения. | 12.05 | | |
59 | 3 | Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни и творчестве. «Мещанин во дворянстве» Черты классицизма в комедии. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности комедийной интриги и изображения характеров (герои одной страсти). | 18.05 | | |
60 | 4 | Зарубежная романистика. В.Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. | 19.05 | | |
61 | 5 | Контрольная работа 4(тестовые задания). | 20.05 | | |
62 | 6 | А. Дюма. «Граф Монте-Кристо» | 21.05 | | |
| | Литература родного края 2. М.Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память» и другие стихотворения. | | | |
| | Итоговый урок. Рекомендация книг для чтения летом. | | | |
Литература родного края
8 класс |
Михаил Фролов. Очерк жизни и творчества. «Память», «Я ищу тебя по свету», «Донецкое приморье». Василий Горяйнов – поэт и журналист. Анализ поэтических сборников: «Утро шахтера», «Зерно», «Мой огонь», «От души», «Зеленое половодье». Владимир Труханов. Очерк жизни творчества. Анализ стихотворений «Иней», «Жил мальчик у синего моря», «Ворочаются в небе краны», «Госпиталь. Татария. Зима», «Нет у них ни кладбищ, ни крестов» и др. | - рассказывает о жизни и творчестве поэтов; - определяет мысли и чувства авторов, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказываний с опорой на художественный текст; - формулирует главную мысль стихотворения; отмечает значения изобразительно-выразительных средств языка; |
Нерасторжимая связь человека с природой и родиной. Валерий Зеленский «Запишите в «Красную книгу». Чернобыль в творчестве Николая Хапланова. Документальная повесть «Смерти став на пути!» Чернобыль в творчестве мариупольцев. Н. Новоселов «Чернобыль-85». С. Алымов «Дозиметрический контроль» «Чернобыльская сирень» и др. | - объясняет, как отражаются в художественных произведениях действительные исторические события и какую роль в раскрытии данной темы играет художественный вымысел. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
8 класс
Основной учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Сайты электронных библиотек:
http://booksshare.net/
http://www.big-library.info/
http://www.many-books.org/
http://www.shpl.ru – Государственная Публичная Историческая Библиотека России
http://www.rsl.ru – Российская Государственная Библиотека
http://www.klassika.ru – Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www.ayguo.com – Классика русской литературы в аудиозаписи
http://www.rvb.ru/index.html – «Детская электронная библиотека»
http://www.stihi-rus.ru/page3.htm – «Антология русской поэзии»
http://www.e-kniga.ru – «Электронная библиотека художественной литературы»
http://www.klassika.ru – «Библиотека классической литературы»
http://stroki.net – Электронная библиотека «Стихи классических и современных авторов»
http://school-collection.edu.ru – «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
http://znanium.com/bookread.php – История русского и зарубежного литературоведения
http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 – Классический словарь литературоведческих терминов
http://febweb.ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9- 3391.htm – Литературная энциклопедия
http://lib.aldebaran.ru/ – Библиотека Альдебаран
http://www.rvb.ru/index.html – Русская виртуальная библиотека
http://www.feb-web.ru/ – Библиотека «Русская литература и фольклор»
http://vsemifu.com/ – Великая энциклопедия мифов и легенд http://legendarnogo.net/ Мифы, легенды, сказания
http://www.mythology.ru/ – Энциклопедия мифологии
http://fantlab.ru/ – «Лаборатория Фантастики» – сайт о фантастике и фэнтези
http://www.phantastike.ru/ – «Фантаст» – электронная библиотека фантастики.
http://www.a4format.ru/ – Русская литература XVIII–XX веков: виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная
в помощь школьникам и учителям
Виртуальные аудиокниги:
http://gold.stihophone.ru – Виртуальный поэтический театр «Золотой Стихофон»
http://www.audiopedia.su/ – Школьная фонохрестоматия, аудиозаписи радиопередач и др.
http://edulider.ru/category/shkolnayakollekciya/kollekciya-audio/
Сайты, посвященные Н.С. Лескову: http://www.leskov.org.ru http://www.leskow.net.ru
Сайты, посвященные И.С.Тургеневу: http://turgenev.org.ru/ http://www.turgenev.org.ru/biblio.htm http://www.turgenev.net.ru/ http://turgenev-online.ru/
Сайты, посвященные Л.Н.Толстому: http://www.levtolstoy.org.ru/ http://www.levtolstoy.ru/ http://www.tolstoymuseum.ru/ (Государственный музей Л.Н. Толстого)
Сайты, посвященные А.П. Чехову: http://www.my-chekhov.ru/ http://chehov.niv.ru/ http://chehov.org/ http://www.antonchehov.org.ru/ http://www.yalta.chekhov.com.ua/start_r.php4 (Дом-музей А.П. Чехова в Ялте) http://sites.google.com/site/citaemchehova/home
Сайты, посвященные В. Шекспиру: http://world-shake.ru/ http://rus-shake.ru/ http://shakespeare.ouc.ru/ http://willmshakespeare.com/
Сайты, посвященные «Серебряному веку русской поэзии»: http://www.silverage.ru/ Серебряного века силуэт... http://risunok.kulichki.net/
Сайт, посвященный С. Есенину: http://esenin.ru/
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007.
2. Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания. Книга для учителя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Беленький Г.И. Литература. 8 класс. – М.: Просвещение», 2005.
4. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.
5. Грушко Б.А., Медведев Ю.М. Русские легенды и предания. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 672 с.
6. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006.
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс.- Москва, «Вако», 2012.
9. Золотарёва И.В., Т.А. Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М.: «Вако», 2006.
10. Иванова Э.И., Николаева С.А. Изучение зарубежной литературы в школе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001. – 384 с.
11. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 200: в 2-х частях. М.Просвещение 2012.
12. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.
13. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.:Просвещение, 2008.
14. Коршунова Н.Н., Е.Ю. Липина Е.Ю. Тесты. Литература 5-8 классы. М: Дрофа, 1998.
15. Литература в школе от А до Я. 5-11 классы: энциклопедический словарь-справочник. – М.: Дрофа, 2006. – 717 с.
16. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. – М: Просвещение, 2012.
17. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г.,Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. – М.: Сов. Энцикл., 1981. – 746 с.
18. Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя – М.: Русское слово, 2008.
19. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней...»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVII-XIX веков / В.П. Мещеряков, М.Н. Сербул. – М.: Дрофа, 2003. – 384 с.
20. Романова Г.И. Золотые строки. Стихи и проза для заучивания наизусть. 5-11 классы. – М: Универ-Пресс, 2004.
21. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы. – М: Дрофа, 1998
22. Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997.