СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе в 10 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе в 10 классе с пояснительной запиской, содержанием и тематическим планированием

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе в 10 классе»

МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф.Алешина»





Рассмотрена на заседании МО

Протокол № ______ от

«____» __________ 20___ г.

Руководитель МО: ________

Л.В.Моташнева

Согласовано.

Зам. директора по УР:

__________ В.В. Коптева

«____» ___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф. Алешина

_________И.Н. Кухаренкова

«____» __________ 20___ г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС








Общее количество часов: 102.

Количество часов в неделю: 3.





Учитель: Сидорова Татьяна Викторовна








2016-2017 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями

следующих нормативных документов:


  • Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69.

  • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования 2004 г.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г.№ 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».

  • Программа для средней (полной) школы (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

  • Учебники, реализующие программу курса литературы на базовом уровне в средней (полной) школе:

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература.Литература. 10 класс.Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень.В2ч.Ч.1/ Ю.В.Лебедев. 2 изд.-М.:Просвещение, 2015 г.

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература.Литература. 10 класс.Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень.В2ч.Ч.2/ Ю.В.Лебедев. 2 изд.-М.:Просвещение, 2015 г.





Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.


Результаты освоения учебного предмета

Учебный предмет "Литература" выполняет цели, обусловленные ее ролью в развитии и воспитании личности ребенка, а также ее ролью в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов. В этой связи в планируемые результаты обучения включены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература»:

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Содержание курса


Россия в первой половине XIX века. Исторические события.

Общественная мысль. Русская литература первой половины XIX века

в контексте мировой культуры. (2 ч)

Периодизация исторического и литературного развития. Россия 1795—1815 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Общественное мнение в России о Французской революции. «Дней Александровых прекрасное начало».

Классицизм. Г. Р. Державин. Жанр оды. Оды Державина. Ода «Бог». «Русские девушки». «Фелица».

Сентиментализм. Сентиментализм и его жанры. Сентименталисты как критики классицизма. Н. М. Карамзин.

Романтизм. Романтизм в Европе и в Америке. Романтизм в Германии. Иенские романтики. Гейдельбергские романтики. Романтизм во Франции.

Эпоха романтизма в истории американской литературы Русский романтизм.

Периодизация русского романтизма. Романтизм как художественный метод. Романтическая картина мира. Споры о языке. Н. М. Карамзин и его антагонист Л. С. Шишков. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамасское общество безвестных людей» («Арзамас»).

Россия 1816—1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература.

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литературные направления 18 – 19 веков.


А. С. Пушкин. (5 ч)

Периодизация жизни и творчества. Детство (1799—1811). Лицей (1811-1817). Лицейская лирика. Петербург (1817— 1820). Петербургский период. Ода «Вольность». «Руслан и Людмила». Южная ссылка (1820—1824). Лирика южного периода. «Погасло дневное светило...». «Я пережил свои желанья...». «Свободы сеятель пустынный...» Овладение различными стилями романтизма Михайловская ссылка (1824-1826). «Разговор Книгопродавца с Поэтом». Лирика Михайловского периода. «Если жизнь тебя обманет...». «Подражания Корану». «Борис Годунов». После ссылки, или Середина жизни (1826—1830). «Арион». «Поэт». «Поэт и толпа». 1830-е годы. Болдинская осень. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). «Для берегов отчизны дальней...». «Заклинание». «Герой». «Повести Белкина». («Выстрел». «Метель». «Гробовщик». «Станционный смотритель». «Барышня-крестьянка»). «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь». «Моцарт и Сальери». «Каменный гость». «Пир во время чумы». Поэме Болдинской осени. «Медный всадник». «Пиковая дама». Последние годы. «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...». «Вновь я посетил...». «Современник». «Каменноостровский» цикл. «Странник». «». «Отцы пустынники и жены непорочны...». «Мирская власть». «». «Капитанская дочка». Дуэль и смерть поэта. Речь Достоевского о Пушкине.


М. Ю. Лермонтов. (4 ч)

Род Лермонтова. Детство поэта. Воспитание. Лермонтов на Кавказе. Жизнь в Петербурге. Перевод в Тенгинский полк. Отпуск. Снова Кавказ. Дуэль и смерть.

Лирика 1828—1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие. «Ангел». «Русалка». «Маскарад». Поэтический язык М.Ю. Лермонтова в его развитии от ранней лирики к зрелой.

Лирика 1837—1841 годов. «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Благодарность». «Ветка Палестины». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Валерик». «Завещание». «Сон». «Журналист, читатель и писатель». «Выхожу один я на дорогу...». «Песня... про купца Калашникова». «Мцыри». «Демон». Образ Демона. Тамара.


Н. В. Гоголь. (3ч)

Детство. Учение. Петербург. Первая повесть. Главное литературное оружие Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность. Фольклор и литература. «Арабески». «Миргород». «Тарас Бульба». «Вий». «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сатира, ирония, сарказм. Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». «Нос». «Портрет». «Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Статья В. Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Гоголь и театр. «Ревизор». Образ города. Главный герой. Сцена вранья. Смех.


Россия во второй половине XIX века. (3 ч)

Исторические события. Общественная мысль. Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой культуры.

Периодизация исторического и литературного развития.

Россия во второй половине 1850 — 1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль.

Время духовного подъема (1855—1859). Пореформенное время. Крестьянская община.

Ф. И. Тютчев. (3 ч)

Общий смысл лирики Тютчева. «Как океан объемлет шар земной...». «День и ночь». «Silentium!». «Нам не дано предугадать...». «Не то, что мните вы, природа...». «Певучесть есть в морских волнах...». «Природа — сфинкс. И тем она верней...». «От жизни той, что бушевала здесь...». «Весна». «Смотри, как на речном просторе...». «Пламя рдеет, пламя пышет...». «Два голоса». «К.Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). «Предопределение». «Люблю глаза твои, мой друг...». «Близнецы». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Слезы людские, о слезы людские...». «Умом Россию не понять...».


А. А. Фет. (3 ч)

Поэтическая система Фета. Мир как красота. «Одним толчком согнать ладью живую...». Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Лирика 1840—1850-х годов. «Я пришел к тебе с приветом...». «Еще майская ночь». «Это утро, радость эта...». «Заря прощается с землею...». «На за¬ре ты ее не буди...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Я жду... Соловьиное эхо...». «Шепот, робкое дыханье...». «Облаком волнистым...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Сосны». Лирика Фета 1860—1890-х годов. Выпуски сборника «Вечерние огни». «На стоге сена ночью южной...». «Не тем, Господь, могуч, непостижим...».


А. Н. Островский. (5 ч)

«Отец русской драматургии». «Я служил своему делу честно и трудолюбиво...». «Нигде нет таких облаков!..». «Того и гляди, отдадут под суд...». «Люди ли вы?..». «Бытовое направление в драме». «Жить всем вместе да в радости!». «Не в свои сани не садись». «Не так живи, как хочется». «Бедность не порок». «Темное царство». «Самое решительное произведение Островского». «В чужом пиру похмелье». «Доходное место». «Гроза». «Я бы хотел все это стихами изобразить...». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...». «На свою волю хотят...». «Из вашей воли ни на шаг...». «И на воле-то он словно связанный...». «Глядела бы я с неба на землю да радовалась...». Две точки зрения: «После «Грозы» Островского» А. А. Григорьева и «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова. «Мотивы русской драмы». «Неизбежные вопросы». «На всякого мудреца довольно простоты». «Бешеные деньги». «Лес». «Волки и овцы». «Бесприданница». «В полном смысле наступает золотой век...». «Последняя жертва». «Без вины виноватые». «Коренное русское миросозерцание».


И. С. Тургенев. (11ч)

Детство писателя. «Все волновало нежный ум...». Встреча с В. Белинским. «Записки охотника». «Любовная книга». Тургеневский роман. «Муму». «Постоялый двор». «Рудин». Атмосфера тургеневского романа. Герои тургеневского романа. Время в романе. «Ася». Разрыв с «Современником». «Распалась связь времен...». «Отцы и дети». «Отставные люди» и «наследники». «Что такое Базаров? — Он нигилист». Рефлектирующий нигилист. Роман «Отцы и дети» в русской критике. «...Дым, шептал он, дым...». «Дым». «От Франции и до страны метели...». «Новь».


И. А. Гончаров. (8 ч)

И. А. Гончаров как писатель «натуральной школы». Роман «Обыкновенная история». Путевые записки «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». Творческая история романа. Оценка в критике. Система образов романа. Сон Обломова. Его место в композиции романа. Обломов и Ольга Ильинская. Трагический конфликт поколений и его развязка.


А. К. Толстой. (1 ч)

Общественные и эстетические позиции А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Отношение к современным общественно-литературным спорам.

Реализм в Европе и в Америке. Реализм как художественный метод и литературное направление. Реализм в Англии. Ч. Диккенс. У. Теккерей. Реализм во Франции. Стендаль. О. де Бальзак. П. Мериме. Г. Флобер. Э. и Ж. Гонкуры. А. Доде. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Эмиль Золя. Натурализм. Г. Ибсен. «Кукольный дом» («Нора»). Реализм в Америке. Марк Твен. Русский реализм.


Н. А. Некрасов. (10ч)

Начало пути. Становление лирического стиля. «Родина». «Физиология Петербурга». «Петербургский сборник» и «Современник». «Еду ли ночью по улице темной...». Цикл «На улице». «О погоде». «Под жестокой рукой человека...». «Вчерашний день, часу в шестом...». «Праздник жизни — молодости годы...». «Блажен незлобивый поэт...». «Нравственный человек». «Филантроп». «Современная ода». Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя. «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Народная тема. «В дороге». «Тройка». «Размышления у парадного подъезда». «Элегия». «Коробейники». «Мороз, Красный нос». «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Проблема жанра. Авторский замысел. Особенности композиции. Образ пореформенной Руси. Образы «народных заступников». Ермила Гирин. Матрена Тимофеевна Корчагина. Савелий, богатырь святорусский. «Легенда о двух великих грешниках». Позднее творчество. Книга «Последние песни». «Сеятелям». «О Муза! Я у двери гроба...».


М. Е. Салтыков-Щедрин. (2ч)

«Противоречия». «Запутанное дело». «Губернские очерки». «Отечественные записки». «Помпадуры и помпадурши». «История одного города». «Господа Головлевы». «Сказки». «Медведь на воеводстве». «Богатырь». «Дурак». «Рождественская сказка». «Коняга». «Сказки для детей изрядного возраста». «Мелочи жизни». «Пошехонская старина».


Л. Н. Толстой (16 ч)

«Жизнь человеческая есть художественное произведение, потому что действует на других людей...». Психологический реализм. Истоки. Мать Толстого. Опека родных. «Интересно было бы описать ход своего морального развития...». Начало работы над трилогией. Особенности творческого метода. «Детство», «Отрочество», «Юность». «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете?..». «Два гусара». «Увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...». «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце». «Севастополь в мае». «Севастополь в августе 1855 года». «Одно средство не провалиться — это идти не останавливаясь...». «Семейное счастье». «Три смерти». «Казаки». На подступах к «Войне и миру». «Набег». «Рубка леса». «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный». «Декабристы». «В «Войне и мире» любил мысль народную...». «Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». «Я старался писать историю народа...». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Князь Андрей и Пьер. «В «Анне Карениной» любил мысль семейную..,». «Во мне произошел переворот, который давно во мне готовился...». Роман «Воскресение». «Смерть Ивана Ильича». «Хаджи-Мурат».


Ф. М. Достоевский. (11 ч)

Повести конца 40-х годов. В кружке Петрашевского. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество. Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт. Особенности композиции романа. Образ Раскольникова. Теория Раскольникова. Образ Сони. Роль второстепенных персонажей. Образ Свидригайлова. Разрешение конфликта и развязка сюжета. Эпилог. Роман «Идиот». «Бесы». «Подросток». Роман «Братья Карамазовы». «Дневник писателя». «Пушкинская речь» Достоевского.


Н. С. Лесков. (1 ч)

Писатель будущего. «Лесковские университеты». «Противу всех». «Отомщевательные романы». После «Некуда». «Соборяне». «Я вырос в народе...». «Лесковский человек». «Несмертенный Голован». «Леди Макбет Мценского уезда». «Беззаботливые о себе». «Очарованный странник». Лесковский сказ. Поздний Лесков. «Писатель в справедливости суровой». «Заячий ремиз».


А. П. Чехов. (4ч)

Происхождение. Детские годы. Начало творческого пути. Чехов-юморист. «Письмо к ученому соседу». Нравственный идеал Чехова. «Хамелеон». «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника». «Злоумышленник». «Унтер Пришибеев». «Переход в область серьеза». «Степь». В поисках «общей идеи». Поездка на Сахалин. «Скучная история». «Остров Сахалин». «Палата № 6». Жизнь в Мелихове. «Черный монах». «Студент». «Крестьянские повести». «Моя жизнь». «Мужики». «В овраге». «Дом с мезонином». «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви». «Ионыч». Ялтинский отшельник. «Чайка». «Дядя Ваня». «Три сестры». «Вишневый сад». Новые духовные ориентиры. «Дама с собачкой». Идея прекрасного будущего. «Случай из практики». «Невеста». Чехов-драматург. «Три сестры». «Вишневый сад». Смерть Чехова.


Россия в 1880—1890-е годы. Общественная мысль. (1ч)

Идеология К. П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков в 1880-1890-е годы. Проза 1880-1890-х годов. Поэзия 1880-1890-х годов. Литература народов России. К. Хетагуров.


Зарубежная литература. (3 ч)

Символизм в Европе. Шарль Бодлер. Поль Верлен. Артюр Рембо. «Пьяный корабль». Стефан Малларме. Ги де Мопассан «Ожерелье», Ибсен «Кукольный дом»

Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880—1890-х годов. Поэзия Вл. С. Соловьева. Журнал «Северный вестник».



В конце каждого полугодия проводится итоговая работа (2 часа), на заключительном уроке проводится подведение итогов (1 час).



Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

(102 часа)

 

урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

1

2

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р. Державин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков

1

3

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики поэта и ее национально-историческое содержание

1

4

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства.

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти

1


5

Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. Образ Петра-царя, преобразователя

1

6

«Евгений Онегин». Роман А.С.Пушкина как «энциклопедия русской жизни» (повторение ранее изученного)

1

7

Художественное своеобразие романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

8

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира.


(Основные темы и мотивы лирики. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Родина», «Молитва»)

1

9

РР Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова

1

10-11

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Повторение изученного.

«Трагедия одаренной личности»

2

12

Слово о Н.В.Гоголе (повторение ранее изученного). Особенности стиля, своеобразие творческой мысли.

1

13

Вн. чт. Н.В.Гоголь

«Петербургские повести». «Портрет». Тема творчества в повести.

1

14

Н.В.Гоголь «Мертвые души» Система образов поэмы, смысл названия, особенности поэтики, образ автора (повторение ранее изученного)

1

15

Урок контроля. Зачет по теме «Русская литература

1 половины 19 века»

1

16

РР Сочинение по пройденному материалу

1

17-18

Лекция Обзор русской литературы 19 века, ее основные проблемы. Характеристика прозы, журналистики и литературной критики

2

19

Вн.чт. «Роль современных журналов в жизни общества»

1

20

Слово об А.Н.Островском-отце русского театра. Личность и судьба драматурга

1

21

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы А.Н.Островского «Гроза»

1

22

Город Калинов и его обитатели.

1

23

Семейный и социальный конфликты в драме

1

24

Протест Катерины против «темного царства»

1

25

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1

26

Слово об  И.С.Тургеневе.Личность и судьба писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

27

История создания романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева.

1

28

Русские дворяне Кирсановы

1

29

Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя.

1

30

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

31

Две дуэли: Павел Кирсанов против Евгения Базарова

1

32

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

33

Базаров и родители

1

34

РР Анализ эпизода «Смерть Базарова»

1

35

Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

1

36

РР Сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»

1

37-38

Очерк жизни и творчества И.А.Гончарова.Особенности композиции романа «Обломов»

2

39-40

Обломов — «коренной народный наш тип».

2

41

РР Обломов и Штольц

1

42

«Обломов» как роман о любви

1

43

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

1

44

Зачетная работа по творчеству И.А.Гончарова, А.Н.Островского, И.С.Тургенева

1



45

Страницы жизни Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в лирике поэта. («Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс…»)


1

46

Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. («Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»)

1

47

Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений («О, как убийственно мы любим…», «К.Б.» («Я встретил вас, и все былое…»),

1

48

Страницы жизни А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. («Даль», «Еще майская ночь», «Это утро, радость эта…», «Еще весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Заря прощается с землею…»)

1

49

Стихи о любви А.А.Фета. («Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Певице»). Гармония и музыкальность поэтической речи.

1

50

РР Сопоставительный анализ стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Особенности поэтического стиля Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

51

Вн. чт. Жизнь и творчество А.К.Толстого: основные темы, мотивы, образы

1

52

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. (С обобщением ранее изученного)

Судьба народа в лирике. «Еду ли ночью по улице темной…» и др.

 

 

53

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. («Рыцарь на час», «Умру я скоро, жалкое наследство…», «Блажен незлобивый поэт»)

1

54

Н. А. Некрасов о поэтическом труде («Элегия», «Вчерашний день…», «Музе», «О муза! Я у двери гроба…»)

1

55

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

56-57

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

 

2

58-59

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы

2

60

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

61

РР Тестовая работа по творчеству Н.А.Некрасова

1

62

Слово о Ф.М.Достоевском. Жизнь и судьба писателя

1

63

История создания романа «Преступление и наказание».

1

64

Петербург Ф.М.Достоевского

1

65

«Униженные и оскорбленные» в романе

1

66-67

Теория Раскольникова и истоки его бунта

2

68

«Двойники» Раскольникова

1

69

Три встречи- три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича

1

70

Значение образа Сони Мармеладовой в романе

1

71

Эпилог романа.

Р.Р.Подготовка к сочинению

1

72

РР  Зачет

1

73

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика и поэтика сказок

1

74

Вн.чт. Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

1

75

Жизнь и судьба Л.Н.Толстого. Этапы творческого пути


1

76

Этапы творческого пути

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого

1

77-78

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Изображение светского общества в романе.

2

79

Изображение войны 1805-1807 годов в романе

1

80-81

Картины войны 1812 года

2

82

Тема народа в романе «Война и мир»

1

83

Кутузов и Наполеон

84

Истинное и ложное в романе «Война и мир»

1

85-86

Духовные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

87

Женские образы в романе «Война и мир»

88

«Мысль семейная» в романе

 1

89

Смысл и назначение эпилога в романе «Война и мир». Гуманистический пафос произведения

90

РР Анализ эпизода из романа

«Война и мир».

Подготовка к сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

91

Художественный мирН.С.Лескова. Личность и судьба писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой. Художественное своеобразие повести.

1

92

Личность и судьба А.П.Чехова. Основные черты чеховского творчества. Проблематика и поэтика рассказов Чехова   80- 90-х годов («Человек в футляре», «Студент», «Дама с собачкой» и др.)

1

93

Душевная деградация человека в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

 

1

 94

Особенности драматургии А.П.Чехова

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов, конфликт (внутренний и внешний). Разрушение дворянского гнезда

1

 

95

Сад как символ в комедии «Вишневый сад» Своеобразие чеховского стиля в комедии «Вишневый сад»

1

96

РР Зачетная работа по русской литературе за второе полугодие

1

97-98

Промежуточная аттестация. Итоговое собеседование.


99

Зарубежная литература.

 

Вн.чт. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Изображение жизни народа в сборнике «Осетинская лира».

1

100-101

Вечные вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан «Ожерелье» (обзор), Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо «Пьяный корабль»

2

102

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

1

                           Перечень литературы и средств обучения


Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература.Литература. 10 класс.Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень.В2ч.Ч.1/ Ю.В.Лебедев. 2 изд.-М.:Просвещение, 2015 г.

Лебедев Ю.В. Русский язык и литература.Литература. 10 класс.Учебник для общеобразовательных организаций.Базовый уровень.В2ч.Ч.2/ Ю.В.Лебедев. 2 изд.-М.:Просвещение, 2015 г.


 Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4.   Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002

7. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс I полугодие. – 4-е изд., перераб. И доп. Т- М.: ВАКО, 2016.

 8. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс II полугодие. – 4-е изд., перераб. И доп. Т- М.: ВАКО, 2016.


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. http://www.openclass.ru/