СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Начальная школа 21 века"»

Рабочая программа по литературному чтению

2 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с ФЗ № 273 на основе следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей № 159»; авторская программа « Литературное чтение,1-4 классы» Л.А.Ефросинина (Сборник программ к комплекту учебников « Начальная школа XXI века». – 3 – е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2010.) .,Учебный план МБОУ «Лицей №159» на 2019-2020 уч. год.

Программа рассчитана на 102 часа в год (34 учебные недели по 3 часа в неделю).


Цель программы «Литературное чтение» - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задача курса: учить читать вслух целыми словами, правильно воспринимать содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различать доступные им жанры, знать имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.


Планируемые результаты обучения

Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям.


К концу обучения во 2 классе ученик достигнет следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующе возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюди знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;

  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность про­изведения и книги, используя условно-символическое моделиро­вание;

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочи­танного, соотносить поступки героев произведения с нравствен­ными нормами;

  • находить в текстах произведений пословицы, сравнении
    и обращения;

  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

  • группировать книги по жанрам, темам или авторской при­надлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориенти­руясь на общепринятые моральные ценности;

  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме))

  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения в зависимости от цели чтения;

  • читать доступные периодические издания (детские журналы) и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический тексты;

  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенный признак;

  • различать пословицы и загадки по темам;

  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произве­дения;

  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их Поступках;

  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, об­разные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  • понимать особенности образов героев произведения и чи­тать по ролям;

  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

  • моделировать «живые картины» к изученным произведе­ниям или отдельным эпизодам;

  • рассказывать сказки с присказками;

  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произве­дений;

  • выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

— инсценировать произведения в парах и группах, участвовать литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц и моделей для характеристики произведения книги, героев;

— дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

  • находить информацию о книге в её аппарате;

  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном текст.


Содержание курса.

О нашей Родине.

Ф. Савинов «Родина» И. Никитин «Русь». С. Романовский «Русь ». С. Романовский «Слово о Русской земле». С. Прокофьев «Родина».

Народная мудрость.

Народная песня «Я с горы на гору шла…» Загадки. Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал». Былины «Три поездки Ильи Муромца».

Шутка, считалка, потешка, пословицы.


О детях и для детей.

А. Барто «Катя». С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». С. Баруздин «Как Алёшке учиться надоело». Е. Пермяк «Смородинка»

Н.Носов «Заплатка». Г.Сапгир. «Рабочие руки». Басни И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Толстой «Страшный зверь». М. Зощенко «Самое главное» . В. Сутеев «Кто лучше?». А. Митта «Шар в окошке» . Е. Пермяк «Две пословицы» . Л. Пантелеев «Две лягушки» . В. Беспальков «Совушка» . В. Сутеев «Снежный зайчик». Н.Носов «Затейники»

Мир сказок.

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Братья Гримм «Маленькие человечки». Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» . Братья Гримм «Семеро храбрецов»


«Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» . Э. Шим «Белка и Ворон». Н. Сладков «Эхо». Н.Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»

Э. Шим «Храбрый опёнок»


«Снежок порхает ,кружится…»

З. Александрова «Зима» . С. Иванов «Каким бывает снег» . И. Соколов-Микитов «Зима в лесу». Э. Шим «Всем вам крышка» . Русская сказка «Дети Деда Мороза» . М. Пришвин «Деревья в лесу». Творческая работа «Зима в лесу». И. Суриков «Детство» . В. Даль « Девочка Снегурочка »

Русская сказка «Девочка Снегурочка» . Н. Некрасов «Саша». Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует». И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу» .И. Беляков « О чём ты думаешь, снегирь?» .В Одоевский «Мороз Иванович»


«Здравствуй, праздник Новогодний!»

С. Михалков «В снегу стояла ёлочка». Х.-К. Андерсен «Ель». А. Гайдар «Ёлка в тайге» . С. Маршак «Декабрь». С. Городецкий «Новогодние приметы». Стихи о природе. Книги о Новом годе для детей.


«О братьях наших меньших»

Народная песня «Бурёнушка» В.Жуковский «Птичка» . К.Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки). М.Пришвин «Старый гриб» П.Комаров «Оленёнок». К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». П.Комаров «Оленёнок».. В.Бианки «Ёж- спаситель»

М.Дудин «Тары- бары…» . К.Ушинский «Плутишка кот» . Русская народная сказка «Журавль и цапля». Русская народная сказка «Зимовье зверей» . Д.Мамин- Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Русская народная сказка «Белые пёрышки»


Зарубежные сказки.

Украинская народная сказка «Колосок». Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать». Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» . Братья Гримм «Бременские музыканты» . Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»


«Семья и я»

Л.Толстой «Лучше всех». Народная песня «Колыбельная». М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…».Е.Пермяк «Случай с кошельком ». С.Аксаков «Моя сестра». В. Осеева «Сыновья». А. Майков «Колыбельная песня». Л.Толстой «Отец и сыновья» . А.Плещеев «Дедушка»

Ю.Коринец «Март», А.Плещеев «Песня матери». Татарская народная сказка «Три сестры». С.Михалков «А что у вас?». В.Солоухин «Деревья» . С.Михалков «Быль для детей». С. Баруздин «Салют»


«Весна, весна красная…»

А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» А. Чехов «Весной», . Г.Скребицкий «Весна-художник». Н.Сладков «Снег и Ветер». С.Маршак «Весенняя песенка», Э.Шим «Чем пахнет весна». Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!...». Ф.Тютчев «Зима недаром злится». А Куприн «Скворцы, Н.Сладков «Скворец-молодец»». Н.Сладков «Апрельские шутки». А.Барто «Апрель». Г.Скребицкий «Жаворонок». Заклички - веснянки. Заклички – загадки. В.Жуковский «Жаворонок». О.Высотская «Одуванчик», М. Пришвин «Золотой луг». П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Н.Сладков «Весенний гам», А.Барто «Воробей». М.Пришвин «Ребята и утята». Б.Заходер «Птичья школа». К.Ушинский «Утренние лучи». А.Барто «Весна,весна на улице…»


«Там чудеса…» (волшебные сказки)

Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-дивное». Русская народная сказка «Хаврошечка» . А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ш.Перро «Кот в сапогах»



Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

2 класс

№ п/п

Тема урока

Основные виды деятельности

количество часов

Дата проведения

примечание

план

факт

1.

Ф. Савинов «Родина»

Чтение стихотворения. Наблю­дение за изменением тона и рифмой. Определение автор­ской точки зрения.

1




2.

И. Никитин «Русь»

Сравнение стихотворений о Родине. Работа над вырази­тельностью чтения.

1




3.

С. Романовский «Русь», «Слово о Русской земле»

Чтение про себя. Определение эмоционального состояния ге­роев. Объяснение учителя (диалог).

Слушание. Сравнение жанров: рассказ, стихотворение. Объяс­нение слов летописец, лето­пись. Работа с книгой: название, обложка, иллюстрация, тема, жанр.

1




4.

С. Прокофьев «Родина»

Упражнение: чтение вслух, про себя, выразительное. Опреде­ление тона и темпа чтения. Сравнение иллюстраций к сти­хотворениям о Родине.

1




5.

Народная песня «Я с горы на гору шла…»

Сравнение разных малых фольклорных форм. Слушание народной музыки. Работа с учебником


1




6.

Былинный сказ «Как Илья из Мурома бога­тырем стал»

Слушание. Беседа: былина и "былинный сказ. Былинные ге­рои. Составление плана былины.

1




7.

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Анализ былины: повторы, на­певность, особенности языка. Работа с текстом. Составление плана. Творческая работа: при­думать продолжение былины. Чтение «про себя».

1




8.

Шутка, считалка, потешка, пословица .



Выразительное чтение диалога шутки. Выделение при чтении главных слов, определение тем­па и тона чтения. Упражнения в чтении считалок. Объяснение смысла пословицы. Сравнение различных жанров фольклора. Обобщение.

1




9.

А. Барто «Катя»

С. Баруздин

«Стихи о человеке и его словах»


Выразительное чтение. Упраж­нения: определение задачи (что хочешь показать?), тона (осуж­дающий, поощряющий, вос­хищенный и т.д.), темпа (быст­рый, медленный, умеренный). Выделение рифмующихся слов. Беседа: выявление автор­ской точки зрения. Сравнение произведений о детях.

1




10.

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

Слушание. Сравнение произведений С. Баруздина: стихотворения и рассказа. Определение их темы. Работа с текстом. Пересказ по иллюстрациям к произведению.

1




11.

Е. Пермяк

«Смородинка»

Н. Носов

«Заплатка»

Г. Сатир

«Рабочие руки»

Слушание детьми рассказа Н. Носова. Выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Работа по тексту в учебнике и в тетради. Определение главной мысли (что хотел сказать автор?). Составление рассказа о девочке.

1




12.

И. Крылов

«Лебедь, Щука и Рак»

Л. Толстой

«Страшный зверь»

Работа с басней, ее структурой и формой (стихотворной и прозаической)Выразительное чтение.

Рассматривание иллюстрации. Объяснения учителем слов: басня, баснописец, мораль. Сравнение басен И. Крылова и Л. Толстого.

1




13.

М. Зощенко

«Самое главное»

Слушание рассказа. Анализ про­изведения. Обучение пересказу по картинному плану. Упражне­ние в просмотровом чтении

1




14.

В. Сутеев

«Кто лучше?»

Чтение про себя сказки В. Су­теева «Кто лучше?». Выпол­нение заданий в учебнике и в тетради.

1




15.

А. Митта

«Шар в окошке»

Е. Пермяк «Две посло­вицы»

Самостоятельное чтение рас­сказа «Шар в окошке». Беседа по содержанию. Подробный пе­ресказ по готовому плану. Вы­полнение заданий в тетради.Работа с текстом произведения Е. Пермяка. Объяснение пос­ловиц. Пересказ по плану. Сравнение произведений и книг о детях.

1




16.

Л. Пантелеев

«Две лягушки».

Работа со сказкой Л. Пантелее­ва «Две лягушки». Сравнение жанров (сказка, рассказ, басня).

1




17.

В. Беспальков «Совушка»

Слушание. Работа с текстом сказки. Выполнение заданий в учебнике и тетради

1




18.

В. Сутеев

«Снежный зайчик»

Н. Носов

«Затейники»

Работа с рассказом и с иллюст­рациями к тексту. Пересказ от имени одного из героев. Сравнение сказок и рассказов В. Сутеева.

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий. Книги Н. Носова и В. Сутеева.

1




19.

Русская народная

сказка

«У страха глаза велики»

Работа с текстом сказки: выделение созвучий и повторов, наблюдение за изменением темпа

чтения. Упражнения в правильном и выразительном чтении. Работа с иллюстрацией к тексту.

1




20.

Бр. Гримм

«Маленькие

человечки»

Чтение сказки, выполнение заданий под руководством учителя. Сравнение сказок (народная и авторская), определение темы.

1




21.

Х.-К. Андерсен

«Пятеро из одного

стручка»

Самостоятельное чтение сказки.

Выполнение заданий под руководством учителя.

Творческая работа: придумать

историю жизни одной из горошинок

1




22.

Бр. Гримм

«Семеро храбрецов»


Работа со сказкой: выделение особенностей сказки (повторы, последовательность событий) и национальных признаков (имена героев, детали). Выразительное чтение. Сравнение сказок с похожими сюжетами.

1




23.

Обобщение по теме.

«Проверь себя»


Обобщение по теме: выполне­ние заданий в учебнике и в тетради. Проверка уровня начитанности учащихся, знание авторов, названий произведений, их героев

1




24.

А. Пушкин

«Уж небо осенью дышало...»

Г. Скребицкий

«Осень»

Слушание стихотворения. Выполнение заданий в учеб­нике и в тетради. Рассматри­вание иллюстрации к тексту.

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради под руководством учителя.

1




25.

Э.Шим

«Белка и Ворон»

Е. Трутнева

«Осень»

Н. Сладков

«Эхо»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Выразительное чтение ди­алога. Рисование модели об­ложки.


Работа со стихотворением. Упражнение в чтении вслух и про себя. Выразительное чте­ние.

Самостоятельное чтение рас­сказа. Беседа по содержанию. Выразительное чтение. Срав­нение произведений разных по жанру — сказки и рассказа

1




26.

Н. Рубцов

«У сгнившей лесной из­бушки...».

Загадки.

М. Пришвин «Грибы тоже ходят»; «Недосмот­ренные грибы»

Самостоятельное чтение стихо­творения. Выполнение заданий под руководством учителя. Уп­ражнение в чтении.


Введение и объяснение понятия «загадка».


Чтение рассказа М. Пришви­на. Выполнение заданий, обу­чение пересказу.

1




27.

Э.Шим «Храбрый опенок»

Проверь себя.

Слушание. Беседа: что понра­вилось? Какие чувства вызы­вает? Чем восхищается автор? Выполнение заданий в учебни­ке и в тетради.


1




28.

3. Александ­рова «Зима»


Чтение стихотворения. Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Введение понятия «сравнение». Обучение работе с рубрикой «Подсказка».

1




29.

С. Иванов

«Каким бывает снег»

Самостоятельное чтение рассказа. Составление плана. Обучение подробному пересказу по плану.

1




30.

И. Соколов-

Микитов

«Зима в лесу»

Самостоятельное чтение рассказа. Деление текста на части. Подробный пересказ.

1




31.

Э. Шим

«Всем вам крышка»

К. Ушинский

«Мороз не страшен»

Слушание сказки. Комментирование заглавия. Образ Морозко. Объяснение реальных и сказочных событий.


Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.

1




32.

Народная сказка

«Дети Деда Мороза»

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий под руководством учителя. Работа с иллюстрацией к тексту.

1




33.

М. Пришвин

«Деревья в лесу»


Работа с рассказом: самостоятельная подготовка к выразительному чтению, выразительное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Творческая работа: рисование картины «Зима в лесу».

1




34.

И. Суриков

«Детство»

Самостоятельное чтение стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Беседа об отношении к природе.

1




35.

В.Даль

«Девочка Снегурочка»

Слушание сказки. Выделение зачина, повторов, концовки, песенок. Творческая работа: рассказать сказку от лица од­ного из героев. Упражнение в выразительном чтении песен­ки стариков.

1




36.

Русская народная сказка

« Снегурочка»

Работа со сказкой: чтение по частям, выполнение заданий, составление плана. Сравнение разных сказок о Снегурочке. Творческая работа: сочинить свою сказку о Снегурочке.

Сравнение сказок разных наро­дов

1




37.

Н. Некрасов

«Саша»

Выразительное чтение стихо­творения. Работа с иллюстра­цией. Сравнение произведе­ний поэта. Работа с книгами Н. Некрасова.

1




38.

Г. Скребицкий,

В. Чаплина

«Как белочка зимует»

Чтение рассказа «про себя». Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение произ­ведений о природе.

1




39.

И. Соколов -Микитов «Узоры на снегу»

И. Беляков

«О чем ты думаешь, снегирь?»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Комментирование за­главия. Подготовка подробно­го пересказа


Слушание. Упражнения в пра­вильном чтении. Выделение сравнений. Обучение вырази­тельному чтению.

1




40.

Урок коллективного творчества «Царство Мороза Ивановича»

Работа в группах (5-10 чело­век).

1




41.

Комплексная контрольная работа


1




42.

С. Михалков

«В снегу стояла елочка»

Слушание. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Срав­нение строф: выделение важ­ных слов, знаков препинания, рифмующихся слов. Коммен­тирование текста.

1




43.

А. Гайдар

«Елка в тайге»

Книги

А. Гайдара.

Слушание. Беседа по содержа­нию рассказа. Работа с текстом: деление на части и составление плана. Пересказ по плану.


Работа с книгой А. П. Гайдара «Чук и Гек»

1




44.

С. Маршак

«Декабрь»

Книги

С. Маршака.

Чтение стихотворения про се­бя. Беседа после чтения. Рабо­та с текстом произведения. Рисование обложки к стихо­творению.

Повторение произведений

С. Маршака

1




45-46

«Книги

Х.-К. Андерсена»

Чтение произведений. Беседа после чтения. Рабо­та с текстом произведения. Рисование обложки к произведению.

2




47-48.

Обобщение по теме .

«Проверь себя»

Урок – утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»

Обобщение по теме. Выполне­ние заданий в учебнике и в тет­ради

2




49.

Народная песня «Буренушка».

В. Жуковский «Птичка»

Сравнение произведений фольк­лора. Выполнение заданий под руководством учителя. Само­стоятельное чтение стихотво­рения В. Жуковского «Птич­ка». Беседа

1




50.

К. Ушинский

«Кот Васька». Произведе­ния фольк­лора (считал­ки, загадки)

Е. Благинина

«Голоса леса»

Упражнение в чтении. Выпол­нение заданий в учебнике и в тетради



Выразительное чтение стихо­творения.

1




51.

М. Пришвин «Старый гриб»

П. Комаров «Олененок»



Слушание. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Рассматривание книг

М. Пришвина.

Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выяснение отно­шения автора к своему герою.

Сравнение произведений (жанр, тема, автор)

1




52.

К. Ушинский

«Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки

Выразительное чтение произ­ведений разных жанров. Вы­полнение заданий. Сравнение моделей обложек прочитан­ных произведений

1




53.

В. Бианки

«Еж-спаси­тель»

М. Дудин

«Тары-бары...»

Работа с рассказом, выполнение

заданий в учебнике и тетради

Чтение стихотворения. Выполнение заданий.


1




54.

К. Ушинский «Плутишка кот»

Слушание. Комментирование заглавия. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради. Составление плана. Пересказ по плану.

1




55.

Русская на­родная сказка

«Журавль и цапля»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Анализ текста: выделение присказки, повторов, главной мысли. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Краткий пересказ.

1




56.

Русская на­родная сказка

«Зимовье зверей»

Слушание. Комментирование заглавия. Работа с текстом и иллюстрацией. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

1




57.

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробьяныча и Ерша Ершовича»

Упражнения в чтении. Работа с текстом. Выявление реально­го и вымышленного в произве­дении. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

1




58.

Русская на­родная сказка

«Белые перышки»

«Проверь себя»

Чтение сказки учителем. Вы­полнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение народных сказок

1




59-60

Украинская народная сказка

«Колосок»

Работа с текстом сказки. Опи­сание героев сказки. Сравне­ние сказок о петушке. Рассма­тривание книг со сказками о петушке.

2




61-62.

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Самостоятельное чтение. Вы­полнение заданий. Сравнение английской сказки с русской сказкой «Зимовье зверей»-Творческая работа: пересказ сказки от лица Джека

2




63-64.

Норвежская сказка «Лис Миккель

и медведь Бамсе»

Чтение веселых историй. Образы героев сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение норвежской сказки со сказками других народов.

2




65-66.

Литературные сказки зарубежных писателей.

Братья Гримм. «Бременские музыканты»

Слушание. Беседа. Выполнение заданий. Сравнение сказок разных народов. Работа с книгами Бр. Гримм.

2




67-68.

Английская

народная

сказка «Сказка про трех поросят»

Слушание. Выделение песенки, развитие событий, образы героев. Выполнение заданий. Сравнение английской сказки и сказки С. Михалкова «Три поросенка».

2




69.

Проверка уровня обученности. Обобщение.

«Проверь себя».

Обобщение по теме. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

1




70-71.

Л. Толстой

«Лучше всех».

Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка

Е. Пермяк

«Случай с кошельком»

С. Аксаков

«Моя сестра»

Чтение произведений разных жанров о семье. Отработка навыка чтения. Беседа: образы мамы, дочери, сестры. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Творческая работа: сочинение рассказа «Вся семья вместе - и душа на месте». Объяснение понятий: быль, рассказ, пословица, колыбельная песня (песенка).

2




72-73.

М. Лермонтов

«Спи, младе­нец мой пре­красный...»

В. Осеева

«Сыновья»

А. Майков

«Колыбель­ная песня»

Отработка навыка чтения. Выразительное чтение. Само­стоятельное чтение рассказа В. Осеевой «Сыновья». Вы­полнение заданий под руко­водством учителя. Пересказ по плану. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Чтение диалога матери и ветра.

2




74-75.

Л. Толстой

«Отец и сыновья»

А. Плещеев

«Дедушка»



Самостоятельное чтение рас­сказа. Определение главной мысли. Выполнение заданий. Творческая работа: сочинение истории или рассказа «Лю­бовь да совет, так и нужды нет».


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выполнение заданий в учебнике и в тетра­ди.

2




76.

Л. Воронкова

«Катин подарок»

Ю. Коринец

«Март»

Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий. Подробный пересказ. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой подарок маме».

1




77.

Повторение.

«Проверь себя»

Обобщение по теме. Выполне­ние заданий в учебнике под руководством учителя. Само­стоятельное выполнение зада­ний в тетради.

1




78.

А. Плещеев

«Песня матери»

А. Ахматова

«Перед весной бывают дни такие...»

Самостоятельное чтение стихотворения А. Плещеева «Песня матери». Выполнение заданий. Упражнение в выразительном чтении.

1




79.

Татарская

сказка

«Три сестры»

Чтение вслух татарской сказки. Образы персонажей. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

1




80.

Стихотворения о семье.

В. Солоухин

«Деревья»

Чтение стихотворения учителем. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой дедушка».

1




81.

С. Михалков

«Быль для детей»

С. Баруздин

«Салют»

Беседа о Дне Победы. Слушание произведения. Выразительное чтение третьей части. Работа с иллюстрациями к тексту произведения


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выполнение зада­ний в учебнике и в тетради.

1




82.

Народная песня «Весна, вес­на красная!»

А. Чехов

«Весной»

Выразительное чтение народ­ной песни. Выполнение зада­ний. Творческая работа: со­чинение закличек о солнце, дожде, хлеб.


Самостоятельное чтение рас­сказа. Составление плана. По­дробный пересказ.

1




83.

А. Пушкин

«Гонимы вешними лучами...»

Г. Скребицкий

«Весна-художник»

Слушание. Выполнение зада­ний 1-3 в учебнике. Коммен­тирование заглавия. Самосто­ятельное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-худож­ник».

Комментирование за­главия. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение произве­дений о весне: стихотворение, рассказ, песни - заклички.

1




84.

Н. Сладкое

«Снег и ве­тер»

Самостоятельное чтение сказ­ки. Выполнение заданий под руководством учителя

1




85.

С. Маршак

«Весенняя песенка»

Э.Шим

«Чем пахнет весна»

Е. Боратынский

«Весна, весна! Как воздух чист!»


Чтение учителем стихотворения. Упражнение в чтении. Выполнение заданий


Самостоятельное чтение рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение жанров произведений


Самостоятельное чтение стихотворения. Беседа после чтения. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

1




86.

Ф. Тютчев

«Зима недаром злится...»

Выразительное чтение стихотворения

1




87.

А. Куприн

«Скворцы»

Н. Сладков

«Скворец- молодец»

Слушание рассказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради


Самостоятельное чтение сказки-диалога. Комментирование заглавия. Сравнение произведений А. Куприна и Н. Сладкова

1




88.

Н. Сладков

«Апрельские шутки»

А. Барто

«Апрель»

Чтение учителем сказки. Вы­полнение заданий к тексту


Самостоятельное чтение сти­хотворения. Выразительное чтение стихотворения

1




89.

Г. Скребицкий «Жаворо­нок»



Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Выразительное чтение песенки - заклички. Выполнение заданий. Сравнение произведений фольк­лора. Творческая работа: сочине­ние загадок и песенок - закличек

1




90-91.

В. Жуковский

«Жаворонок»

О. Высотская «Одуванчик»

М. Пришвин

«Золотой луг»

Работа с текстом стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Сравнение произведений о весенней природе. Творческая работа: сочинить рассказ об одуванчике — «Маленькое солнышко»

2




92.

П. Дудочкин

«Почему хоро­шо на свете»

Н. Сладков

«Весенний гам»

А. Барто

«Воробей»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Комментирование загла­вия. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Самосто­ятельное чтение стихотворения.

1




93.

М. Пришвин

«Ребята и утята»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Составле­ние рассказа по иллюстрациям.

1




94.

Б. Заходер

«Птичья школа»

Слушание. Беседа по содержа­нию. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

1




95.

К. Ушинский «Утренние лучи»

А. Барто

«Весна, весна на улице...»

Самостоятельное чтение рас­сказа. Выполнение заданий в учебнике и в тетради.

Работа с текстом стихотворе­ния. Упражнение в вырази­тельном чтении. Обучение за­учиванию наизусть

1




96.

Промежуточная аттестация.

Проверка качества достижения планируемых результатов обучения.

1




97-98.

Русская народная

сказка «Хаврошечка»


Самостоятельное чтение. Выделение признаков сказки: зачин, повторы, превращения, волшебные предметы. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Пересказ по плану.

2




99.

А. Пушкин

«Сказка о рыбаке

и рыбке»

Слушание сказки. Выполнение заданий в учебнике и в тетради. Работа с книгами сказок А.С. Пушкина


1




100.

Ш. Перро

«Кот в сапогах»

Чтение сказки вслух. Выполнение заданий. Работа с иллюстрациями. Описание кота

1




101.

Обобщение по теме.

Рубрика «Книжная полка»

Рубрика «Проверь себя»

Обобщение по теме. Выполнение заданий по учебнику. Самостоятельное выполнение

проверочной работы в тетради. Самопроверка по образцу

1




102.

Урок-игра «По страницам литературных книг»


1

















17