Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Целинная средняя общеобразовательная школа №14
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по УВР Директор МБОУ Целинная СОШ №14
_________ Делявская Т.А. __________ Синяк О.В.
« 31 » августа 2018г. Приказ № 131 от «31» августа 2018 г.
Рабочая программа по немецкому языку
на 2018 - 2019 учебный год
основная школа
9 класс
Составитель: Сивелева Ирина Ивановна, учитель немецкого языка
Программа рассмотрена на школьном
методическом объединении
учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1 от «31» августа 2018г.
с. Целинное
2018г.
Оглавление:
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….3
2. Содержание учебного предмета …………………………………………………………...6
3. Календарно-тематическое планирование ………………………………………………….7
4. Требования к уровню подготовки обучающихся …………………………………………11
5. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся …..…………………..13
6. Источники информации …………………………………………………………………….18
7. Средства обучения ………………………………………………………………………...19
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Немецкий язык» для 9 класса составлена на основе документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (Приказ по школе от 13.01.2016 г. № 4);
- Образовательной программы МБОУ Целинной СШ № 14 (Приказ по школе от 31.08.2018 г. № 130).
Немецкий язык является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ базового уровня. Рабочая программа ориентирована на 102 часа в год, из расчёта 3 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, а также поурочное распределение учебного времени, определяет последовательность изучения тем языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Иностранный язык как предмет характеризуется межпредметностью: содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики (фактические межпредметные связи)
Кроме того, базовый уровень для 9 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка (общепредметные межпредметные связи); а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов, при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями (внутрипредметные связи).
Целевой доминантой данной рабочей программы является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции в немецком языке. Обучение говорению по-прежнему является важной целью и одним из основных средств обучения. Оно осуществляется по двум стратегическим линиям – обучение решению элементарных коммуникативных задач в диалогической и монологической формах на основе создания типичных ситуаций общения и решению коммуникативных задач на базе чтения и аудирования.
При обучении письменной речи упор делается на умения написания письма, заполнение анкет. Кроме того, важное значение имеет письмо как средство обучения, запись слов в словарные тетради, письменное выполнение лексических и грамматических упражнений. Объем активного грамматического минимума для данного года обучения сравнительно невелик: это употребление неопределенно-личного местоимения man, систематизация предлогов, упор сделан на сложносочиненные предложения, сложноподчиненные с придаточными дополнительными, условными и причины. УМК предполагает последовательное обучение аудированию с целью подготовки учащихся к пониманию речи носителей языка различного возраста. Страноведческий аспект базируется на знакомстве со странами изучаемого языка, их столицами, иноязычными сказками и легендами, с традициями проведения Праздника урожая, Днем св. Николая.
Преобладающим типом урока является комбинированный урок. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
В течение учебного года проводятся различные формы контроля: вводный контроль – сентябрь, текущий контроль – после изучения каждой темы. Виды текущего контроля могут быть различными: диктанты, устный опрос, тесты, грамматические задания, составление ассоциограмм, ролевые игры, контроль понимания на слух, описание действия, картины и т. д.
Цели обучения немецкому языку
1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
Речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме):
Языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы: освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке:
Социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
Компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
Учебно-познавательнаякомпетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений: ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий:
2.развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
Межпредметные связи:
Иностранный язык тесно связан с русским языком, литературой, историей, физикой и предметами деятельного цикла – музыкой, изобразительным искусством.
Программа реализуется с учётом учебно-методического комплекта «Шаги 5» И. Л. Бим, Л. В. Садомовой, Н. А. Артёмовой. В УМК входят :
-Учебник «Deutsch – Schritte 5” - «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса;
-Книга для учителя “Deutsch – Schritte 5” - «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса ;
-Аудиозаписи “Deutsch – Schritte 5” - «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса .
-Сборник грамматических упражнений «Deutsch. Ubung macht den Meister (7–9)».
На учебных занятиях используются статьи из молодёжных журналов «Juma», «Vitamin D», различных немецких интернет-сайтов с целью актуализации страноведческого материала и развития социокультурной компетенции обучающихся.
Специфику данной программы составляет увеличение объёма читаемых аутентичных текстов, выдвижение чтения в качестве основного способа получения информации и постановки проблем для последующего обсуждения, что обуславливает увеличение удельного веса этого вида речевой деятельности.
Обучение строится поэтапно с учётом формирования деятельности: от отработки отдельных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности, от осуществления действий по опорам к осуществлению действий без опор. Тем самым на уроках немецкого языка реализуется «3P-технология»: презентация материала, его повторение и производство, то есть применение в устных и письменных высказываниях. При планировании цепочки уроков предусматривается комбинирование материала блоков в рамках одного урока. 1-й урок: часть материала блоков 1 (чтения) и 2 (словарного), 2-й урок: часть материала блоков 1 (чтения), 2 (лексического) и 3 (говорения) или соответственно блок 2 (лексический) плюс блок 5 (грамматический) и т. д. При этом отбираемые порции материала соотносятся друг с другом. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая или форум-работа. Программа предназначена для реализации в общеобразовательном классе.
Программа в 8 классе в 2017-2018 учебном году по немецкому языку была реализована в полном объёме.
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся (всего в классе 2 учащихся среднего уровня).
№ | Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | К-во часов раб.прогр. |
1 | Каникулы, пока! Повторение. | Повторение. Вводный повторительный курс даёт возможность воспроизвести ситуацию встречи после летних каникул, предлагает школьникам опоры для ведения диалогов друг с другом и со взрослыми в условиях ролевой игры, а также для кратких сообщений, рассказов о каникулах и школе в странах изучаемого языка и в нашей стране, для обобщения и систематизации грамматических знаний, повторить соответствующий лексический материал (речевые клише). Здесь предлагается также вспомнить тот страноведческий материал по теме, который изучался в предыдущих классах. | 9 |
2 | Каникулы и книги. | Для многих чтение – это хобби. Какие книги читают школьники в немецкоговорящих странах во время летних каникул. Знакомство с различными жанрами немецкой литературы. Каталоги немецких издательств как помощники в поисках нужной книги. Знакомство с писателями стран изучаемого языка и их произведениями. О вкусах не спорят , поэтому мнения о книгах различны. Интересные сведения из издательства. Контрольная работа №1 | 15 |
3 | Сегодняшняя молодёжь. Какие проблемы она имеет. | Молодёжь в Германии. О чём мечтают молодые люди? Что их волнует? Разочарование в любви, поиск работы и места в жизни, поиск верных друзей, конфликты с родителями и учителями, насилие в доме и на улице, наркотики, курение и алкоголизм – проблемы, с которыми в наши дни сталкиваются юноши и девушки. Контрольная работа №2 | 24 |
4 | Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? | Система образования в Германии, типы школ. Возможности получения профессионального образования. Организация производственной практики в школе. Поиск рабочего места выпускниками школ. Наиболее популярные профессии в Германии, профессии, о которых мечтают подростки. Кумиры молодёжи и их воздействие на выбор профессии. Что нужно, чтобы стать хорошим специалистом? Контрольная работа №3 | 30 |
5 | Средства массовой информации. | СМИ: какие задачи стоят перед ними в обществе? Газеты и журналы, которые издаются в Германии. Как найти необходимую информацию в немецкой газете или журнале? Телевидение как самое популярное средство массовой информации. Телевидение: «за» и «против». Компьютер и его место в жизни молодёжи. Интернет как помощник в учёбе. Школьная газета – средство массовой информации в школе. Мнения различных людей о средствах массовой информации. Контрольная работа№4 | 24 |
| 102 |
Содержание учебного предмета
Согласовано
Зам.директора по УВР
_________ Делявская Т.А.
« 31 » августа 2018г.
Календарно – тематическое планирование по немецкому языку на
2018/2019 учебный год
№ урока | Дата урока | Тема урока | Форма контроля | Повторение | Оборудование |
план | факт |
КАНИКУЛЫ, ПОКА!(9) (Повторение) |
1. | 05.09 | | Где и как немецкая молодёжь проводит каникулы? | | Повторение простого и сложного прошедшего времени. Повторение: Passiv - страдательный залог | ПК магнитофон |
2. | 05.09 | | Каникулы в Германии. | | ПК |
3. | 05.09 | | Места отдыха в Германии | Контроль чтения | магнитофон |
4. | 12.09 | | Мои летние каникулы | | ПК |
5. | 12.09 | | Система школьного образования в Германии | | Passiv - страдательн залог | магнитофон |
|
6 | 12.09 | | Система школьного образования в Германии | | | ПК |
7 | 19.09 | | Развитие навыков и умений аудирования | | Повторение предлогов с дат. и вин. падежом. | ПК |
8 | 19.09 | | Горький шоколад М.Преслер | | | магнитофон |
9 | 19.09 | | Международная школа | | Устойчивые выражения по теме «Каникулы и книги». Повторение. Презенс. Претеритум. Пассив. | ПК |
10 | 26.09 | | Каникулы и книги. (15) Что читает немецкая молодежь | | магнитофон |
11 | 26.09 | | Роль книги в жизни человека | | ПК |
12 | 26.09 | | Творчество немецких писателей | Контроль аудиров | магнитофон |
13 | 03.10 | | Отрывок из романа М.Преслер | | ПК |
14 | 03.10 | | Повторение лексики по теме Книги | | магнитофон |
15 | 03.10 | | Комиксы ,их смысл | | ПК |
16 | 10.10 | | Немецкие каталоги детской и юношеской литературы | Контроль граммат. навыков письма | Повторение. Перфект, плюс. перфект, футурум пассив. | магнитофон |
17 | 10.10 | | Знакомство с различными жанрами литературы | | придаточные предложения | ПК |
18 | 10.10 | | Книги, которые я читаю | | придаточные предложения | магнитофон |
19 | 17.10 | | Гете, Шиллер,Гейне | | | ПК |
20 | 17.10 | | Как создаются книги | | | магнитофон |
21 | 17.10 | | Серия картинок Бидструпа | Контроль чтения | | ПК магнитофон |
22 | 24.10 | | Зачем мы читаем | | | ПК |
23 | 24.10 | | О чтении на уроках немецкого языка | | | ПК |
24 | 24.10 | | О вкусах не спорят, поэтому мнения о книгах различны | | | магнитофон |
Сегодняшняя молодёжь. Какие проблемы она имеет(24) |
25 | 07.11 | | Знакомство с молодёжными субкультурами, высказывание мнения. | | | ПК |
26 | 07.11 | | Выявление трудностей молодёжи. Что сегодня важно для молодежи? | | | магнитофон |
27 | 07.11 | | Молодежь и общество. | | | ПК |
28 | 14.11 | | Стремление к индивидуальности. | Контроль говорен | | магнитофон |
29 | 14.11 | | Конфликты с родителями. | | | ПК |
30 | 14.11 | | Чтение и перевод диалогов по теме «Молодёжь». | | | магнитофон |
31 | 21.11 | | Чего боится современная молодежь? | | | ПК |
32 | 21.11 | | Чего боится современная молодежь? | | | ПК |
33 | 21.11 | | Употребление инфинитивных оборотов в речи. | | Инфинитивные обороты. | ПК |
34 | 28.11 | | Употребление инфинитивных оборотов в речи. | | Инфинитивные обороты. | ПК |
35. | 28.11 | | Телефон доверия | Контроль говорен | Инфинитивные обороты. | ПК магнитофон. |
36 | 28.11 | | Инфинитивные обороты | | | ПК магнитофон |
37 | 05.12 | | Взрослые о молодежи. | | | ПК магнитофон |
38. | 05.12 | | Письменное сообщение на тему «Мои мечты» | | Модальные глаголы. | ПК |
39 | 05.12 | | Чтение полилога по теме «Отцы и дети». | | Модальные глаголы. | ПК магнитофон |
40 | 12.12 | | Представление молодёжной немецкой литературы. | | Модальные глаголы. | ПК |
41. | 12.12 | | Домашнее чтение по теме «Молодёжь…» | Контроль чтениия | | ПК магнитофон |
42. | 12.12 | | Составление программы молодёжного центра. | | | ПК магнитофон. |
43. | 19.12 | | Чтение отрывка из худ/литер. Реферирование прочитанного. | | | ПК |
44. | 19.12 | | Систематизировать лексико-грамматический материал | | | ПК магнитофон |
45. | 19.12 | | Систематизировать лексико-грамматический материал | | | ПК |
46. | 26.12 | | Контрольная работа | Контрол.работа | | ПК |
47 | 26.12 | | Урок коррекции | | | ПК |
48 | 26.12 | | Игра «Счастливый случай» | | | ПК |
Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии?(30) |
49 | 9.01 | | Представление типов школ в Германии. | | Повторение числительных. | ПК |
50 | 9.01 | | Отличие типов школ Германии и России. | | Сложные предложения. | ПК |
51 | 9.01 | | Система профессиональной подготовки в Германии. | | Сложные предложения. | магнитофон |
52 | 16.01 | | Составление заявления, заполнение анкеты. | Контроль письма | | ПК |
53 | 16.01 | | Выбор из информации популярных профессий в Германии. | | | магнитофон |
54 | 16.01 | | Сравнение предпочитаемых профессий в Германии и России. | | | ПК |
55 | 23.01 | | Дискуссия по теме «Я хотел бы быть по профессии…» | | Управление глаголов, | магнитофон |
56. | 23.01 | | Знакомство с промышленностью Германии. | Контроль говорен | | ПК |
57 | 23.01 | | Сравнение промышленности России и Германии. | | | магнитофон |
58. | 30.01 | | Составление плана на будущее. | | Употребление местоимённых наречий. | ПК |
59. | 30.01 | | Выявление необходимости сельхоз/профессий. | | Управление глаголов | магнитофон |
60. | 30.01 | | Аргументирование при выборе профессии. | | | ПК |
61. | 6.02 | | Управление глаголами. | | Управление глаголами. | магнитофон |
62. | 6.02 | | Аудирование текстов по теме «Важность проф. выбора». | Контроль аудиров. | | ПК |
63. | 6.02 | | Практика устной речи по теме «Мои планы на будущее». | | | ПК магнитофон |
64. | 13.02 | | Сообщение «Мои планы на будущее». | | Повторение. Сравнительная степень прилагател | ПК |
65. | 13.02 | | Чтение газетных статей с пониманием основного содержания. | | | магнитофон ПК |
66. | 13.02 | | Чтение с полным пониманием. Прыжки с трамплина. | | | ПК |
67. | 20.02 | | Составление рассказа о будущей профессии | Контроль письма | | ПК магнитофон |
68. | 20.02 | | Подготовка к проекту | | Употребление местоимённых наречий. | ПК |
69. | 20.02 | | Проект по теме «Профессия моей мечты» | | | магнитофон ПК |
70. | 27.02 | | Высказывание мнения по прочитанному. | | | ПК |
71 | 27.02 | | Кумиры молодёжи в России | | | ПК |
72 | 27.02 | | Кумиры молодёжи в Германии | | Повторение времён | ПК |
73 | 6.03 | | Составление диалога | Контрольговорен | | магнитофон ПК |
74 | 6.03 | | Чтение рассказов о выдающихся немцах | | | ПК |
75 | 6.03 | | Систематизировать лекс-гр.материал по теме. | | Управление глаголами | ПК |
76 | 13.03 | | Систематизировать лекс-гр.материал по теме. | | | ПК |
77 | 13.03 | | Контрольная работа | Контр. работа | . | ПК |
78 | 13.03 | | Игра КВН | | | ПК |
Средства массовой информации. Действительно ли это четвёртая сила?(21) |
79 | 20.03 | | Задачи СМИ. | | Повторение предлогов Gen. и Dat. | ПК |
80 | 20.03 | | Знакомство с прессой Германии. | | | ПК |
81 | 20.03 | | Поиск информации из газетной статьи. | | Passiv | ПК магнитофон |
82 | 3.04 | | Практика устной речи по теме «СМИ в Германии». | | | ПК магнитофон |
83 | 3.04 | | Чтение телевизионных программ Германии. | Контроль чтения | | ПК магнитофон |
84 | 3.04 | | Составление программы своего канала. | | | ПК |
85. | 10.04 | | Дискуссия «Телевидение: «за» и «против». | | | ПК |
86. | 10.04 | | Высказывание мнения о важности компьютера. | | Употребление союзов «когда», «если». | ПК |
87. | 10.04 | | Подготовка к проекту | | Употребление союзов «когда», «если». | ПК |
88. | 17.04 | | Проект по теме «Компьютер в моей жизни» | | | ПК |
89. | 17.04 | | Чтение текстов | Контроль чтения | | ПК магнитофон |
90. | 17.04 | | Использование интернета | | Aktiv | ПК |
91 | 24.04 | | Работа над диалогом | | | ПК |
92 | 24.04 | | Культура чтения в Германии | | | ПК |
93 | 24.04 | | Культура чтения в России | | | ПК магнитофон |
94 | 8.05 | | Сравнение культуры чтения в Германии и России. | | | ПК |
95 | 8.05 | | Систематизировать лексико-грамматический материал за год. | Контроль письма | Грамматика | ПК |
96 | 8.05 | | Систематизировать лексико-грамматический материал за год. | | | ПК |
97 | 15.05 | | Контрольная работа | Контрол. работа | | ПК |
98 | 15.05 | | Страноведение | | | ПК |
99 | 15.05 | | Чтение рассказов | | | ПК магнитофон |
100 | 22.05 | | Повторение | | | |
101 | 22.05 | | Повторение | | | |
102 | 22.05 | | Повторение | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения иностранного языка ученик должен:
знать/понимать
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения; признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире; особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка ( всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Уметь говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления ( в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов ( прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи ( сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания ( определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные ; устанавливать логическую последовательность основных форм текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления в доступных пределах межличностных и межкультурных контактов;
- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации ( в том числе мультимедийные), через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков обучающихся
1. Критерии и нормы оценочной деятельности.
1. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся должны быть положены адекватность, валидность, объективность и прозрачность. Учащиеся заранее оповещаются об объектах контроля и критериях оценки по каждому виду заданий. Прозрачная, открытая для всех учащихся система контроля обеспечивает объективность полученных результатов, активизирует обратную связь в учебном процессе и создаёт надёжную основу для самоконтроля и адекватной самооценки.
2. Виды речевой деятельности
Чтение и понимание иноязычных текстов
Основным показателем успешности овладения чтением является степень извлечения информации из прочитанного текста. В жизни мы читаем тексты с разными задачами по извлечению информации. В связи с этим различают виды чтения с такими речевыми задачами как понимание основного содержания и основных фактов, содержащихся в тексте, полное понимание имеющейся в тексте информации и, наконец, нахождение в тексте или ряде текстов нужной нам или заданной информации. Поскольку практической целью изучения иностранного языка является овладение общением на изучаемом языке, то учащийся должен овладеть всеми видами чтения, различающимися по степени извлечения информации из текста: чтением с пониманием основного содержания читаемого (обычно в методике его называют ознакомительным), чтением с полным пониманием содержания, включая детали (изучающее чтение) и чтением с извлечением нужной либо интересующей читателя информации (просмотровое). Совершенно очевидно, что проверку умений, связанных с каждым из перечисленных видов чтения, необходимо проводить отдельно.
Чтение с пониманием основного содержания прочитанного (ознакомительное)
Оценка «5» ставится учащемуся, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить основные факты, умеет догадываться о значении незнакомых слов из контекста, либо по словообразовательным элементам, либо по сходству с родным языком. Скорость чтения иноязычного текста может быть несколько замедленной по сравнению с той, с которой ученик читает на родном языке. Заметим, что скорость чтения на родном языке у учащихся разная.
Оценка «4» ставится ученику, если он понял основное содержание оригинального текста, может выделить основную мысль, определить отдельные факты. Однако у него недостаточно развита языковая догадка, и он затрудняется в понимании некоторых незнакомых слов, он вынужден чаще обращаться к словарю, а темп чтения более замедленен.
Оценка «3» ставится школьнику, который не совсем точно понял основное содержание прочитанного, умеет выделить в тексте только небольшое количество фактов, совсем не развита языковая догадка.
Оценка «2» выставляется ученику в том случае, если он не понял текст или понял содержание текста неправильно, не ориентируется в тексте при поиске определенных фактов, не умеет семантизировать незнакомую лексику.
Чтение с полным пониманием содержания (изучающее)
Оценка «5» ставится ученику, когда он полностью понял несложный оригинальный текст (публицистический, научно-популярный; инструкцию или отрывок из туристического проспекта). Он использовал при этом все известные приемы, направленные на понимание читаемого (смысловую догадку, анализ).
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он полностью понял текст, но многократно обращался к словарю.
Оценка «3» ставится, если ученик понял текст не полностью, не владеет приемами его смысловой переработки.
Оценка «2» ставится в том случае, когда текст учеником не понят. Он с трудом может найти незнакомые слова в словаре.
Чтение с нахождением интересующей или нужной информации (просмотровое)
Оценка «5» ставится ученику, если он может достаточно быстро просмотреть несложный оригинальный текст (типа расписания поездов, меню, программы телепередач) или несколько небольших текстов и выбрать правильно запрашиваемую информацию.
Оценка «4» ставится ученику при достаточно быстром просмотре текста, но при этом он находит только примерно 2/3 заданной информации.
Оценка «3» выставляется, если ученик находит в данном тексте (или данных текстах) примерно 1/3 заданной информации.
Оценка «2» выставляется в том случае, если ученик практически не ориентируется в тексте.
Понимание речи на слух (Аудирование)
Основной речевой задачей при понимании звучащих текстов на слух является извлечение основной или заданной ученику информации.
Оценка «5» ставится ученику, который понял основные факты, сумел выделить отдельную, значимую для себя информацию (например, из прогноза погоды, объявления, программы радио и телепередач), догадался о значении части незнакомых слов по контексту, сумел использовать информацию для решения поставленной задачи (например, найти ту или иную радиопередачу).
Оценка «4» ставится ученику, который понял не все основные факты. При решении коммуникативной задачи он использовал только 2/3 информации.
Оценка «3» свидетельствует, что ученик понял только 50 % текста. Отдельные факты понял неправильно. Не сумел полностью решить поставленную перед ним коммуникативную задачу.
Оценка «2» ставится, если ученик понял менее 50 % текста и выделил из него менее половины основных фактов. Он не смог решить поставленную перед ним речевую задачу.
Говорение
Говорение в реальной жизни выступает в двух формах общения: в виде связных высказываний типа описания или рассказа и в виде участия в беседе с партнером.
Выдвижение овладения общением в качестве практической задачи требует поэтому, чтобы учащийся выявил свою способность, как в продуцировании связных высказываний, так и в умелом участии в беседе с партнером. При оценивании связных высказываний или участия в беседе учащихся многие учителя обращают основное внимание на ошибки лексического, грамматического характера и выставляют отметки, исходя только исключительно из количества ошибок. Подобный подход вряд ли можно назвать правильным.
Во-первых, важными показателями рассказа или описания являются соответствия темы, полнота изложения, разнообразие языковых средств, а в ходе беседы — понимание партнера, правильное реагирование на реплики партнера, разнообразие своих реплик. Только при соблюдении этих условий речевой деятельности можно говорить о реальном общении. Поэтому все эти моменты должны учитываться, прежде всего, при оценке речевых произведений школьников.
Во-вторых, ошибки бывают разными. Одни из них нарушают общение, т. е. ведут к непониманию. Другие же, хотя и свидетельствуют о нарушениях нормы, но не нарушают понимания. Последние можно рассматривать как оговорки.
В связи с этим основными критериями оценки умений говорения следует считать:
-соответствие теме,
-достаточный объем высказывания,
- разнообразие языковых средств и т. п.,
а ошибки целесообразно рассматривать как дополнительный критерий.
Высказывание в форме рассказа, описания
Оценка «5» ставится ученику, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связным и логически последовательным. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства были правильно употреблены, практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию, или они были незначительны. Объем высказывания соответствовал тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдалась легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика была эмоционально окрашена, в ней имели место не только передача отдельных фактов (отдельной информации), но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Оценка «4» выставляется учащемуся, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание было связанным и последовательным. Использовался довольно большой объем языковых средств, которые были употреблены правильно. Однако были сделаны отдельные ошибки, нарушающие коммуникацию. Темп речи был несколько замедлен. Отмечалось произношение, страдающее сильным влиянием родного языка. Речь была недостаточно эмоционально окрашена. Элементы оценки имели место, но в большей степени высказывание содержало информацию и отражало конкретные факты.
Оценка «3» ставится ученику, если он сумел в основном решить поставленную речевую задачу, но диапазон языковых средств был ограничен, объем высказывания не достигал нормы. Ученик допускал языковые ошибки. В некоторых местах нарушалась последовательность высказывания. Практически отсутствовали элементы оценки и выражения собственного мнения. Речь не была эмоционально окрашенной. Темп речи был замедленным.
Оценка «2» ставится ученику, если он только частично справился с решением коммуникативной задачи. Высказывание было небольшим по объему (не соответствовало требованиям программы). Наблюдалась узость вокабуляра. Отсутствовали элементы собственной оценки. Учащийся допускал большое количество ошибок, как языковых, так и фонетических. Многие ошибки нарушали общение, в результате чего возникало непонимание между речевыми партнерами.
Диалогическая речь
При оценивании этого вида говорения важнейшим критерием также как и при оценивании связных высказываний является речевое качество и умение справиться с речевой задачей, т. е. понять партнера и реагировать правильно на его реплики, умение поддержать беседу на определенную тему. Диапазон используемых языковых средств, в данном случае, предоставляется учащемуся.
Оценка «5» ставится ученику, который сумел решить речевую задачу, правильно употребив при этом языковые средства. В ходе диалога умело использовал реплики, в речи отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «4» ставится учащемуся, который решил речевую задачу, но произносимые в ходе диалога реплики были несколько сбивчивыми. В речи были паузы, связанные с поиском средств выражения нужного значения. Практически отсутствовали ошибки, нарушающие коммуникацию.
Оценка «3» выставляется ученику, если он решил речевую задачу не полностью. Некоторые реплики партнера вызывали у него затруднения. Наблюдались паузы, мешающие речевому общению.
Оценка «2» выставляется, если учащийся не справился с решением речевой задачи. Затруднялся ответить на побуждающие к говорению реплики партнера. Коммуникация не состоялась.
Оценивание письменной речи учащихся
Оценка «5» выставляется, если коммуникативная задача решена, соблюдены основные правила оформления текста, очень незначительное количество орфографических и лексико-грамматических погрешностей. Логичное и последовательное изложение материала с делением текста на абзацы. Правильное использование различных средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Учащийся показал знание большого запаса лексики и успешно использовал ее с учетом норм иностранного языка. Практически нет ошибок. Соблюдается правильный порядок слов. При использовании более сложных конструкций допустимо небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимание текста. Почти нет орфографических ошибок. Соблюдается деление текста на предложения. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста.
Оценка «4» Коммуникативная задача решена, но лексико-грамматические погрешности, в том числе выходящих за базовый уровень, препятствуют пониманию. Мысли изложены в основном логично. Допустимы отдельные недостатки при делении текста на абзацы и при использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста или в формате письма. Учащийся использовал достаточный объем лексики, допуская отдельные неточности в употреблении слов или ограниченный запас слов, но эффективно и правильно, с учетом норм иностранного языка. В работе имеется ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста. Допустимо несколько орфографических ошибок, которые не затрудняют понимание текста.
Оценка «3» Коммуникативная задача решена, но языковые погрешности, в том числе при применении языковых средств, составляющих базовый уровень, препятствуют пониманию текста. Мысли не всегда изложены логично. Деление текста на абзацы недостаточно последовательно или вообще отсутствует. Ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате письма. Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы иностранного языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но так серьезны, что затрудняют понимание текста. Имеются многие ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из них могут приводить к непониманию текста.
Оценка «2» Коммуникативная задача не решена. Отсутствует логика в построении высказывания. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат письма не соблюдается. Учащийся не смог правильно использовать свой лексический запас для выражения своих мыслей или не обладает необходимым запасом слов. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.
Выполнение тестовых заданий оценивается по следующей схеме, если автором теста не предусмотрена другая:
выполнено 65% работы – «3»
80% - «4»
95-100% - «5»
3.Правила выставления оценок при аттестации.
1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимом учителем.
2. Тематическая аттестация: оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась каких-либо отдельных направлений видов деятельности (например: чтение, аудирование, говорение, письмо), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).
3. Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестация. Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка не может быть, как правило, положительной, если имеется даже одна отрицательная оценка при тематической аттестации. В этом случае обучаемый должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём сдачи по ней зачёта. Учитель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за четверть (полугодие) выполнил задание(я) по данной теме, включённое(ые) в работу.
4. Оценка при промежуточной годовой аттестации. Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за экзамен, зачёт и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились). Если обучающийся в конце четверти (полугодия), года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на четвертную (полугодовую), годовую, так как к этому времени его знания изменились. Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за тему, четверть (полугодие), год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за четверть, полугодие, год) и формируются умения применять знания в новой ситуации, творчески.
Источники информации
Учебник Шаги 5: учебник немецкого языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. И.Л.Бим, Л.М.Санникова, Л.В.Садомова М.: Просвещение, 2010
Методическая литература Лемякина О.В. Немецкий язык. 9 класс. Поурочные планы. Издательство «Учитель», 2010., Бим И.Л. Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 9 класса М.: Просвещение, 2010.
Контрольные и проверочные работы по немецкому языку: 9 кл..: К учеб. И.Л. Бим и др. «Шаги-5»: Учебно-метод. пособие/Е.А.Семенцова .-М.: Издательство «Экзамен», 2010
Средства обучения:
Аппаратное обеспечение:
- компьютер;
- информационные носители: Flash – накопители
Электронные средства:
- компьютерные презентации
Печатные средства:
Комплект грамматических таблиц .
Наборы тематических картинок.