Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Гранитный»
Новоорского района Оренбургской области
« Рассмотрено» «Проверила» «Утверждаю»
на заседание ШМО заместитель директора по УВР Директор
протокол № 1 МБОУ «СОШ п.Гранитный» МБОУ «СОШ п.Гранитный.»
от «____» августа 2019г от «____ » августа 2019г. от «_______» августа 2019г
Руководитель ШМО ______________ Ракова Н.В.. _________ Осипова И.Д.
_____________Айбулова С.Б..
Рабочая программа по обществознанию
11класса
Автор Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова
2часа в неделю
Учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Баталовой Татьяны Викторовны
Программа принята
на педагогическом совете
Протокол № __
от «__» _________ 2019г
2019-2020уч. г
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов
общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
• применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
• умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
• поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
• отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
• выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
• участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий;
• пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение (1 ч). За счет резервного времени.
Как работать с учебником. Повторение материала за курс 6- 10 класса.
2.Входная диагностика (1ч)
Проверка ЗУН на начало учебного года.
3.РАЗДЕЛ I. Экономическая жизнь общества (28ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг Основы денежной и бюджетной политики Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих
банков. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
4.Контрольная работа за 1 полугодие (1 ч)
За счет использования резервного времени
Проверка ЗУН за 1 полугодие
5. РАЗДЕЛ II. Социальная сфера (14ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
6. РАЗДЕЛ Ш. Политическая жизнь общества (18ч)
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
7.Взгляд в будущее (2ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов 21 века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
8. Повторение. Итоговый контроль(3ч)
Подготовка к ЕГЭ. Итоговая контрольная работа.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы разделов | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Введение. Повторение | 1 | |
2 | Входная диагностика | 1 | 1 |
3 | Экономическая жизнь общества | 28 | |
4 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | 1 |
5 | Социальная сфера | 14 | |
6 | Политическая жизнь общества | 18 | |
7 | Взгляд в будущее | 2 | |
8 | Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа. | 3 | 1 |
| Всего часов: | 68 | 3 |
Обществознание.
Календарно-тематическое планирование
11 класс. 2 часа в неделю, 68 часов за год
№ | Дата | Название раздела, тема | Тип урока | Основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся (знать, уметь) | Информационно-методическое обеспечение (таблицы, презентации, сайты и т.д.) | д/з | Корректировка |
1 | | Общество как сложная динамичная система | Вводный урок. Урок повторения. | Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира | Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точу зрения | Самостоятельное формулирование собственных заключений и оценочных суждений | Повторить материал за 10 класс | |
2 | | Входная диагностика | Урок контроля | Общество как сложная динамическая система. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира | Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точу зрения | КИМЫ | Интернет термин «Экономика" | |
Глава 1. Экономическая жизнь общества (28ч) | |
3/1 | | Роль экономики в жизни общества | Урок изучения нового материала | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | Знать тенденции развития важнейших социальных институтов. Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения | Запись основных положений лекции, выполнение индивидуальных заданий, таблица «Разделы экономической науки» | § 1, задание 2, с. 16 | |
4/2 | | Экономика: наука и хозяйство | Комбинированный урок | §2, задание 4, с. 16 | |
5/3 | | Экономический рост | Комбинированный урок | Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста – интенсивные и экстенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл | Знать, что такое «порочный круг бедности»; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.; осуществлять поиск социальной информации, представленной | Презентация «Экономический рост и развитие». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_13543.html | §3, задания 1–2, с. 25–29 | |
6/4 | | Факторы экономического роста | Комбинированный урок | Причины циклического развития экономики (экзогенные, эндоген- ные) | Презентация «Экономический рост и развитие». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/det | §3, задания 3–4, с. 28–29 | |
7/5 | | Практический урок по теме«Экономический рост» | Урок практикум | ВВП. ВНП. | Уметь работать с заданиями ЕГЭ | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы | |
8/6 | | Рыночные отношения в экономике | Комбинированный урок | Спрос и предложение. Рыночные структура и инфрастуктура. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Совершенная и несовершенная конкуренция. Закон спроса и предложения. | Знать основные признаки свободного рынка; структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной. Уметь объяснить, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения | Презентация «Закон спроса и предложения» [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse | §4, документ, с. 40–41 | |
9/7 | | Конкуренция и монополия | Урок повторения обобщения материала | Монополия. Антимонопольное законодательство. | Знать основные признаки свободного рынка; структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной. Уметь объяснить, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения | Презентация «Монополии» [Электронный ресурс]. – режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse | §4, задания 1–4, с. 39 | |
10/8 | | Практический урок по теме «Рыночные отношения в экономике» | Урок практикум | Спрос.Предложение. | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы | |
.
11/9 | | Фирма в экономике | Комбинированный урок | Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса | Знать, что такое «эффективное предприятие»; как фирмы платят налоги; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснить, от чего зависит успех деятельности предприятия; применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. – М. : Просвещение, 2011. Презентация «Фирмы в экономике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://prezentacii.com/po_ekonomike/1478-firmy-v-ekonomike.html | §5, задания 1–2, с. 44 | |
12/ 10 | | Постоянные и переменные издержки производства | Комбинированный урок | §5, задания 3–4, с49 | |
13/ 11 | | Правовые основы предпринимательской деятельности | Комбинированный урок | Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Экономическая политика | Знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Уметь объяснить, какие принципы лежат в основе предпринимательского права; анализировать актуальную информацию о социальных | Презентация «Правовые основы предпринимательской деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/prezentatsiya-po-teme-pravovye-osnovy-predprinimatelskoi- | §6, задание 1, с. 55 | |
14/ 12 | | Организационно-правовые основы предпри- нимательства | Комбинированный урок | §6, задания 2–5, с.58 | |
15/ 13 | | Слагаемые успеха в бизнесе | Комбинированный урок | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит | Знать, что такое финансирование и каковы его источники. Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации | Презентация «Слагаемые успеха в бизнесе». – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-14520 | §7, документ, с. 68 | |
16/ 14 | | Основы менеджмента и маркетинга | Урок повторения и обобщения материала | Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга, его принципы. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит | Знать, что такое финансирование и каковы его источники. Уметь использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации | Презентация «Слагаемые успеха в бизнесе». – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-14520 | §7, задания 1–3, с. 78–79 | |
17/ 15 | | Экономика и государство | Урок изучения нового материала | Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные | Знать способы регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования. | Презентация «Государство и экономика». – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17910 | §8, задание 3, с. 80 | |
18/ 16 | | Денежно-кредитная политика | Комбинированный урок | блага. Внешние факторы. Механизмы государственного регулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства | Уметь объяснить, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; назвать основные методы воздействия государства на экономику | Презентация «Государство и экономика». – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17910 | 8, задание 3, с. 85 | |
19/ 17 | | Практический урок по теме «Слагаемые успеха в бизнесе» | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
20/ 18 | | Финансы в экономике. | Комбинированный урок | Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты | Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты, каковы социально-экономические последствия инфляции. Уметь объяснить, почему возникает инфляция; раскрывать на примерах изученные теоретические положения; | Презентация «Финансовые отношения в экономике». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_14967.html | § 9, задания 1–4, с. 92 | |
21/ 19 | | Инфляция: виды, причины, следствия | Комбинированный урок | . Виды, причины, последствия инфляции | Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты, каковы социально-экономические последствия инфляции. Уметь объяснить, почему возникает инфляция; | Презентация «Финансовые отношения в экономике». – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_14967.html | § 9, задания 1–4, с. 92 | |
22/ 20 | | Практический урок по теме «Финансы в экономике » | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
23/ 21 | | Занятость и безработица | Комбинированный урок | Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. | Знать, что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует занятость населения. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Презентация «Занятость и безработица» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://powerpt.ru/prezentacii-po-jekonomika/1924-zanyatost-i-bezrabotica.html | §10, задание 6, с. 104 | |
24/ 22 | | Причины и виды безработицы | Комбинированный урок | Государственная политика в области занятости. Причины и виды безработицы | Знать, что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует занятость населения. Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам | Презентация «Занятость и безработица» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://powerpt.ru/prezentacii-po-jekonomika/1924-zanyatost-i-bezrabotica.html | §10, документ, с. 113– 114 | |
25/ 23 | | Практический урок по теме «Финансы в экономике » | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
26/ 24 | | Мировая экономика | Урок изучения нового материала | Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. | Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Уметь объяснить (на примере), какая страна больше зависит от международной торговли и почему | Презентация «Мировая экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://prezentacii.com/po_ekonomike/530-mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnaya-torgovlya.html | § 11, документ, с. 126– 127 | |
27/ 25 | | Глобальные проблемы экономики | Комбинированный урок | Глобальные экономические проблемы | Знать тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы. Уметь объяснить (на примере), какая страна больше зависит от международной торговли и почему | Презентация «Мировая экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://prezentacii.com/po_ekonomike/530-mirovaya-ekonomika-i-mezhdunarodnaya-torgovlya.html | § 11, задания 1–3, с. 122 | |
28/ 26 | | Экономическая культура | Комбинированный урок | Экономическая культура: сущность и структура | Знать, какие факторы, влияют на производительность труда; каковы причины международного разделения труда. | Работа с источниками | § 12, задания 1–2, с. 137 | |
29/ 27 | | Практический урок | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
30/ 28 | | Контрольная работа за 1 полугодие | Урок контроля | Проверка ЗУН | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. | КИМЫ. | | |
31 | | Повторительно – обобщающий урок | Закрепление и повторение | Подготовка к ЕГЭ | Знать основные положения раздела «Человек и экономика». Уметь применять социально-экономические знания | Презентация «Экономическая система» | Повторение, § 1–12, вопросы | |
Глава 5 «Социальная сфера» (14 часов) |
32 (1) | | Социальная структура общества | Урок изучения нового материала. | Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение | Знать, социальную структуру как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли Уметь разъяснять, подкрепляя конкретными примерами, социальную | Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotsocialnaja_struktura_ | § 13, документ, с. 143 | | |
33 (2) | | Социальная стратификация | Комбинированный урок | Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, | Знать, социальную структуру как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли Уметь разъяснять, подкрепляя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; | Презентация «Социальная структура общества» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://wor56.ucoz.ru/ load/prezentacija_uroka_obshhestvoznanija_10_kl_baz_urovquotsocialnaja_struktura_obshhestvaquot/1-1-0-116 | § 13, документ, | |
34 (3) | | Практический урок по теме «Социальная структура общества » | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
35 (4) | | Социальные нормы и социальный контроль | Урок изучения нового материала. Лекция | Социальные нормы. Моральные нормы. Политические нормы. Религиозные нормы. Воздействие социальных норм на поведение личности. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Преступность. Преступление. Борьба с преступностью. Уголовный кодекс Российской Федерации. Социальный контроль. Формальные и неформальные санкции | Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля. Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности; осуществлять поиск социальной информации; применять социально-экономичес- | Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-4593 | § 14, документ, с. 182– 183 | |
36 (5) | | Отклоняющееся поведение. | Урок-практикум. Повторение и обобщение изученного материала | | кие и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | Презентация «Социальные нормы и отклоняющееся поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-4593 | § 14, задания 1–4, с. 183 | |
37 (6) | | Нации и межнациональные отношения | Урок изучения нового материала. | Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями и государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления | Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения. Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конф-ликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважи- | Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17393 | §15документ, с. 193– 194 | |
38 (7) | | Межнациональные конфликты | Комбинировыанный урок | Презентация «Нации и межнациональные отношения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uchportal.ru/load/142-1-0-17393 | § 15, задания 1–4, с. 195 | |
39 (8) | | Семья и быт | Урок изучения нового материала. | Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль | Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи. Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей, семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций | Презентация «Семья и быт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Byt-semi/Byt-semi.html | § 16, документ, с. 174 | |
40 (9) | | Семья в современном обществе | обобщение и систематизация знаний | | § 16 задания 1–4, с. 182 | |
41 (10) | | Гендер – социальный пол | Урок изучения нового материала. | Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном мире. | Знать Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном мире. Уметь приводить примеры гендерных стереотипов | Презентация «Гендер – социальный пол» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Byt-semi/Byt-semi.html | § 17 с. 192 документ | |
42 (11) | | Молодежь в современном мире | Комбинированный урок | Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная | Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека. Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы | Презентация «Социальное развитие и молодежь» [Электронный ресурс]. | § 18, задания 1–4, с. 194 | |
43 (12) | | Демографическая ситуация в современной России | Комбинированный урок. Урок повторения и обобщения материала | Тенденции развития семьи в современной России. Демографическая ситуация в РФ. Естественная убыль населения. Негативные факторы демографии. | Знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные; что такое неполная семья; как современные семейные отношения сказываются на демографической ситуации в обществе. Уметь использовать полученные знания для оценки | Презентация «Демографическая ситуация в современной России. Проблемы неполной семьи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_12428.html | § 19, задание 2, с. 201 | |
44 (13) | | Социальная сфера | Повторительно – обобщающий урок | Виды норм. Семья. Национальность. Воздействие социальных норм на поведение личности. Отклоняющееся (девиантное) поведение | Знать основные положения по теме, определения. Уметь работать с различными источниками. | Документы. КИМы. | § 13-19, подг. К к/р | |
45(14) | | Контрольная работа по теме | Урок контроля | Социальные отношения и взаимодействия.. | Проверка ЗУН | КИМы | Определение « | |
Глава 6 «Политическая жизнь общества» (18часов) |
46 (1) | | Политика и власть | Урок изучения нового материала. | Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные | Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой | Презентация «Политика и власть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/ | § 20, задания 1–4, с. 216– 222 | |
47 (2) | | Политические отношения | | Политические отношения. Политическая власть. Виды власти | Знать, какие существуют виды власти; что представляет собой власть. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации | Презентация «Политика и власть» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/ | § 20, документ, с. 225 | |
48 (3) | | Политическая система | Урок изучения нового материала. | Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. | Знать основные положения по теме урока: что такое по-литическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим, типы существующих политических режимов. Уметь давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства, виды монополии, виды полити-ческих режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности | Презентация «Политическая система» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/570162/ | § 21, документ, с. 228– 232 | |
49 (4) | | Политический режим | Комбинированный урок | Презентация «Политическая система» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/570162/ | § 21, задания 1–4, с. 232– 237 | |
50 (5) | | Гражданское общество и правовое государство | Урок изучения нового материала. | Сущность правового государства, его признаки. Защита прав человека. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. | Знать сущность правового государства, его признаки. Защита прав человека. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: что такое гражданское общество? что представляет собой институт гражданства, кто такие граждане, каков их правовой статус? что такое правовое госу-дарство, каковы его основные признаки, взаимоотно-шения государства и общества | Презентация «Гражданское общество и правовое государство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/578522 Конституция Российской Федерации | § 22, документ, с. 250 | |
51 (6) | | Практический урок по теме «Гражданское общество и правовое государство» | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе | |
52 (7) | | Демократические выборы | Урок изучения нового материала | Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательное право. Типы избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). | Знать, что представляет собой политическая система. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной поли-тических систем, типологии политических партий и их сущность | Конституция Российской Федерации. Презентация «Демократические выборы и политические партии» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : | § 23, с. 250– 258 | |
53 (8) | | Практический урок по теме «Демократические выборы» | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Эссе Стр.259 | |
54 (9) | | Политические партии и партийные системы | Урок изучения нового материала | Политические партии и движения. Признаки. Типология и функции политических партий | Знать, что представляют собой политические партии, признаки, типология и функции. Уметь объяснять место и роль политических партий в обществе. | Презентация «Политические партии» | § 24, задания 1–4, с. 261– 262 | |
55 (10) | | Практический урок по теме «Политические партии и партийные системы» | Урок практикум | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | Уметь работать с заданиями ЕГЭ. Решение задач, графиков. | КИМЫ. Документы. Таблицы. Подготовка к ЕГЭ | КИМы. Стр.270 - 271 | |
56 (11) | | Политическая элита | Урок изучения нового материала | Политическая элита. Теории элит. Формирование элит. | Знать, что представляют собой политическая элита, теории элит Уметь объяснять место и роль политических элит в обществе. | Презентация «Политическая элита» | § 25, задания 3-4, с. 272– 274 | |
57 (12) | | Политическое лидерство | Комбинированный | Понятие политический лидер Его роль в истории, функции.. типы лидерства. | Знать определение политический лидер. Типы лидерства. Уметь объяснять место и роль политических лидеров | Презентация «Политическая элита и политическое лидерство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://powerpt.ru/ | § 25, с. 275– 282 Документ. | |
58 (13) | | Политическое сознание | Урок изучения нового материала | Обыденное и теоретическое сознание. | Знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический; что такое идеология, | Презентация «Политическое сознание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-17585 | §26, подготовка к ЕГЭ | |
59 (14) | | Современные политические идеологии | Комбинированные уроки | Идеология. Основные идейно-политические течения современности. Роль идеологии в политической жизни. | Знать, что такое идеология. Уметь объяснять основные политические идеологии. | Презентация «Политическое сознание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/130-1-0-17585 | §26, С.288 подготовка к ЕГЭ | |
60 (15) | | Политическое поведение. | Урок изучения нового материала | Многообразие форм политического поведения. Регулирование политического поведения. Политическое участие | Знать, что называется политическим поведением, каковы его формы; возможности регулирования политического поведения. Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных наук; | Презентация «Политическое поведение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_12427.html | §27. подготовка к ЕГЭ | |
61 (16 | | Политический процесс и культура политического участия | Комбинированный урок | Сущность и этапы политического процесса, политическое участие и политическая культура. | Знать, что называется политическим процессом, какова его сущность и этапы; политическое участие и политическая культура. Уметь объяснить, типы политических процессов, в чем суть политического участия. | Презентация «Политический процесс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru/detail_12427.html | § 28, задания 1, с. 317 | |
62 (17 | | Повторение и обобщение | Повторительно – обобщающий урок | Политика и власть. Политическая система. Партии, элита. Политическое сознание и поведение | Знать основные положения по теме, определения. Уметь работать с различными источниками. | Документы. КИМы. | §20-28, подг. К к/р | |
63 (18 | | Контрольная работа по теме | Урок контроля | Политика и власть. Политическая система. Партии, элита. Политическое сознание и поведение | Проверка ЗУН | КИМы | подготовка к ЕГЭ | |
64 | | Взгляд в будущее Угрозы и вызовы 21 века | Повторительно – обобщающий урок | Угрозы и вызовы 21 века. Альтернатива глобальных угроз | Знать основные положения по теме, определения. Уметь работать с различными источниками. | Презентация «Глобальные проблемы». | С.320 подготовка к ЕГЭ | |
65 | | Постиндустриальное общество | Повторительно – | Постиндустриальное общество | Знать основные положения по теме, определения. Уметь работать с | Документы. КИМы. | С.325 подготовка | |
Итоговое повторение (3ч) |
66 | | Человек и общество | Итогово-обобщающий урок | Влияние общества на личность человека | Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | КИМы Учебник Словарь | Подготовка к контрольной работе | |
67 | | Итоговый урок | Контрольное тестирование | Проверка ЗУН | Знать материал курса «Обществознание. 10–11 классы», основные понятия, термины | КИМы | Подготовка к ЕГЭ | |
68 | | Заключительный урок | Подготовка к ЕГЭ | Подготовка к ЕГЭ | Подготовка к ЕГЭ | Подготовка к ЕГЭ | Подготовка к ЕГЭ | |
ЛИТЕРАТУРА
Методические пособия для учителя:
Обществознание. 11 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Лазебникова А.Ю.. [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10–11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2011.
Школьный словарь по обществознанию. 10–11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 2013.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брант. – М. : Экзамен, 2018.
Тесты. Обществознание. 10–11 классы [Текст] : варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «Рустест», 2017.
Единый государственный экзамен 2018. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. – М., 2018
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
38