Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» и обеспечена учебником А.А.Плешакова «Окружающий мир»
Программа по окружающему миру составлена на основании Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ№7», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, учебным планом МАОУ «СОШ №7» с учетом рабочей программы воспитания, в рамках модуля «Школьный урок» и обеспечена учебником А.А.Плешакова «Окружающий мир»
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Личностные универсальные учебные действия |
Обучающийся научится: основам гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; начальным навыкам адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; осознанию личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; способности к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательному отношению к окружающим, стремлению прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; установке на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилам поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правилам экологической безопасности в повседневной жизни; работе на результат, бережному отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. | Обучающийся получит возможность научиться: проявлению чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; целостному взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительному отношению к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетическим чувствам, впечатлениям через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; этическим чувствам и нормам на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики. |
Метапредметные учебные действия |
Регулятивные УУД Обучающийся научится: понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и скорректированную учителем; сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. Познавательные УУД Обучающийся научится: понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; сравнивать объекты по различным признакам; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; признавать свои ошибки, озвучивать их; употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; составлять рассказ на заданную тему; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Обучающийся получит возможность научиться: объективно относиться к своим успехам/неуспехам; планировать свои действия в течение урока с помощью учителя; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Обучающийся получит возможность научиться: выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной); строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Обучающийся получит возможность научиться: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. |
Предметные результаты |
Обучающийся научится: находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; приводить примеры растений и животных из Красной книги России; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; вырабатывать правильную осанку; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила; правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; понимать, как ведётся хозяйство семьи; приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами. | Обучающийся получит возможность научиться: находить на карте страны — соседи России и их столицы; проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. |
№ п/п | Наименование разделов | Часы | Содержание программного материала |
1. | Как устроен мир | 7 ч. | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. Экскурсия: «Что нас окружает?» Проект: «Богатства, отданные людям» |
2. | Эта удивительная природа | 19 ч. | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Исследуем продукты на содержание крахмала. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Развитие растений. Проект: «Разнообразие природы родного края» |
3. | Мы и наше здоровье | 10 ч. | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Проект: «Школа кулинаров» |
4. | Наша безопасность | 8 ч. | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: «Дорожные знаки в окрестностях школы». Проект: «Кто нас защищает?» |
5 | Чему учит экономика | 12 ч. | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические работы: Разнообразие полезных ископаемыех. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Проект: «Экономика родного края» |
6 | Путешествия по городам и странам | 14 ч. | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. Проект: «Золотое кольцо России», «Путешествие по городам и странам» |
| Итого | 70ч | |
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | | |
Формируемые УУД | Личностные результаты |
Раздел «Как устроен мир» (7 часов) |
1 | 1 | | Природа. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока -определять цель проекта, его этапы и сроки; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; -анализировать проявления внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе) - распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу). -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. -выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом работы. | -формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. -осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны. -осознавать необходимость бережного отношения к природе. | |
2 | 1 | | Человек. |
3 | 1 | | Наши проекты. «Богатства, отданные людям». |
4 | 1 | | Общество |
5 | 1 | | Что такое экология |
6 | 1 | | Природа в опасности! Охрана природы. |
7 | 1 | | Экскурсия «Что нас окружает» Проверочная работа. |
Раздел «Эта удивительная природа» (19 часов) |
8 | 1 | | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». | -раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. -раскрыть понятие «химия»; -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты; - проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование -исследовать с помощью опытов свойства воздуха. -исследовать с помощью опытов свойства воды -моделировать круговорот воды в природе. -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе -объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи в живой природе, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. Объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; - приводить примеры растений из Красной книги России. -Учащиеся должны знать классификацию животных и их групповые признаки. Уметь относить животное к определённой группе. -классифицировать животных по типу пищи. - составлять цепи питания. -находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края. Учащиеся научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. Объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе. Объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы. Объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. -умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы - планировать свои действия в течение урока. -оценивать достижения на уроке; - принимать учебную задачу и стремиться её выполнять, - Определять цель и этапы работы. -Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. - Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. -принимать и сохранять целевые установки урока; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; -различать вещества по характерным признакам; -использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах поведения в природе. -классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -работать с электронным приложением к учебнику. -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации, презентовать полученную информацию. -С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников. Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке; -высказывать предложения, делать выводы. -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; -обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения -распределять обязанности в работе над проектом. -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | Проявлять интерес к познанию природы. Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Формирование образа «Я» тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. Формировать представление о взаимосвязях в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. | |
9 | 1 | | Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». |
10 | 1 | | Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». |
11 | 1 | | Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». |
12 | 1 | | Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». | |
13 | 1 | | Берегите воду! |
14 | 1 | | Что такое почва. |
15 | 1 | | Разнообразие растений. Экскурсия. |
16 | 1 | | Солнце, растения и мы с вами. |
17 | 1 | | Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». |
18 | 1 | | Охрана растений. |
19 | 1 | | Разнообразие животных. Экскурсия. |
20 | 1 | | Кто что ест? |
21 | 1 | | Наши проекты «Разнообразие природы родного края». |
22 | 1 | | Размножение и развитие животных. |
23 | 1 | | Охрана животных. |
24 | 1 | | В царстве грибов. |
25 | 1 | | Великий круговорот жизни. | |
26 | 1 | | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа. | -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
27 | 1 | | Организм человека. | Объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи. Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку. -объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания. -Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем. -измерять пульс. Закаливать организм, предупреждать болезни. Сформулировать правила ЗОЖ, научиться их выполнять. выполнять тесты с выбором ответа. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -работать с терминологическим словарём. -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. -Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены. -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. -Находить упражнения для формирования правильной осанки. -Работать с терминологическим словарем. -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. - Моделировать строение дыхательной 1системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. -Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; -Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье. - работать с терминологическим словарём. -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. -Работать в паре, составлять памятку. Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе. Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. работать со взрослыми, слушать собеседника. -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания - составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. -Выполнять тесты с выбором ответа. -сотрудничать со взрослыми. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. -Конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире. Учиться оказывать первую помощь Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. -Проводить закаливание своего организма. -Определять границы собственного знания и незнания. | |
28 | 1 | | Органы чувств. |
29 | 1 | | Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». |
30 | 1 | | Опора тела и движение. | |
31 | 1 | | Наше питание. |
32 | 1 | | Наши проекты. «Школа кулинаров». |
33 | 1 | | Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». |
34 | 1 | | Умей предупреждать болезни. |
35 | 1 | | Здоровый образ жизни. |
36 | 1 | | Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа. |
Раздел «Наша безопасность» (8 часов) |
37 | 1 | | Огонь, вода и газ. | выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. Соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира. Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям. Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях. Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. Познавательные УУД: -моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. -Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения -Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны, оформлять собранные материалы в виде стенд Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. -Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. -Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -работать с терминологическим словарём. -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. Брать интервью у ветеранов войны, презентовать свой проект обсуждать опасные места в доме и вне его, работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными. - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы. -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. Определять границы собственного знания и незнания. | |
38 | 1 | | Чтобы путь был счастливым. | |
39 | 1 | | Дорожные знаки. Экскурсия «Дорожные знаки в окрестностях школы». |
40 | 1 | | Наши проекты. «Кто нас защищает». | | |
41 | 1 | | Опасные места. |
42 | 1 | | Природа и наша безопасность. |
43 | 1 | | Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
44 | 1 | | Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность». Проверочная работа. | | | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
45 | 1 | | Для чего нужна экономика. | Раскрывать роль экономики в нашей жизни. -объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Различать важнейшие полезные ископаемые. -объяснять их значение в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются. Объяснять, что такое животноводство и для чего люди им занимаются. -раскрывать роль экономики в жизни родного края; -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. -понимать роль денег. -объяснять, что такое деньги. -различать денежные единицы некоторых стран. -объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны. Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. -установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. -умение структурировать знания. | Регулятивные УУД: -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Формировать адекватную самооценку. -Оценивать результаты проекта и свою роль в его создании. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы Познавательные УУД: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики. -Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. -Практическая работа в паре, исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. -Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города. Собирать информацию об экономике родного края, оформлять материалы в виде выставки, презентации. -Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. -Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, работать с терминологическим словарем. - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет. -Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Моделировать экологические прогнозы. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе. Коммуникативные УУД: -работать со взрослыми; - рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать , какие товары и услуги нужны семье. Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города. -Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений. -осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. - Коллективно создавать книгу « Экономика родного края». -Работа в паре, сравнение монет разных стран. -практическая работа по различению денежных единиц. осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. -Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. - осуществлять сотрудничество со взрослыми. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию. -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. | |
46 | 1 | | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | |
47 | 1 | | Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». | |
48 | 1 | | Растениеводство. Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». | |
49 | 1 | | Животноводство. | | |
50 | 1 | | Какая бывает промышленность. | |
51 | 1 | | Наши проекты. «Экономика родного края». | |
52 | 1 | | Что такое деньги. Практическая работа № 13 «Знакомство с различными монетами». | | |
53 | 1 | | Государственный бюджет. | |
54 | 1 | | Семейный бюджет. | |
55 | 1 | | Экономика и экология. | | |
56 | 1 | | Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа. | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (14 часов) |
57 | 1 | | Золотое кольцо России. | Находить на карте города Золотого кольца России. -приводить примеры достопримечательностей этих городов. -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. -находить и показывать на карте страны и их столицы. -приводить примеры достопримечательностей разных стран. Рассказывать о стране по физической и политической картам. Рассказывать о стране по физической и политической картам. Ценить памятники истории и культуры. Выполнять тесты с выбором ответа, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте. Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать чувство гордости за свою страну. Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля. Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем. Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. | |
58 | 1 | | Золотое кольцо России. | Регулятивные УУД: - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры. Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. | |
59 | 1 | | Золотое кольцо России. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, выполнять задания из электронного приложения. - составлять вопросы к викторине, прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. -прослеживать маршрут путешествия по карте. | |
60 | 1 | | Наши проекты. «Музей путешествий». | -Находить на карте города. - приводить примеры достопримечательностей этих городов. | Регулятивные УУД: Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. Познавательные УУД: -Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки), оформлять экспозицию музея, готовить сообщения. Коммуникативные УУД: презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | |
61 | 1 | | Наши ближайшие соседи. | | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: -С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. Коммуникативные УУД: -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. | | |
62 | 1 | | На севере Европы. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. - формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. Познавательные УУД: Соотносит государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, готовит сообщения о государстве, на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах города. | |
63 | 1 | | Что такое Бенилюкс. | | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Принимать мнение других членов группы. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран Бенилюкса. Коммуникативные УУД: -работать в группе, договариваться о распределение функций и ролей в совместной деятельности. - Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. Выступать от группы. | | |
64 | 1 | | В центре Европы. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. -Формировать адекватную самооценку Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах стран центра Европы. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | |
65 | 1 | | По Франции и Великобритании. | | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. -Адекватно оценивать своих товарищей. Познавательные УУД: Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о товарах из Франции. Коммуникативные УУД: -Работать в группе, изучать достопримечательности Франции, готовить сообщения о стране. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. | | |
66 | 1 | | На юге Европы. | Регулятивные УУД: -Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные УУД: -Составлять вопросы к викторине, найти интересные факты о стране -Выполнять задания электронного приложения, находить в Интернете о странах, работать со взрослыми, выяснять о памятниках стран. Коммуникативные УУД: Работать в группе, готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. | |
67 | 1 | | По знаменитым местам мира. | Регулятивные УУД: -Принимать учебную задачу урока. -формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Познавательные УУД: -Находить в дополнительной литературе сведения о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. Коммуникативные УУД: Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях. | |
68 | 1 | | Обобщение знаний. Итоговое тестирование. | | Регулятивные УУД: формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: Выполнять тесты с выбором ответа. - сотрудничать со взрослыми. | | |
69 | 1 | | Презентация проектов «Золотое кольцо России» | | |
70 | 1 | | Презентация проектов «Путешествие по городам и странам» | |