СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»



  1. Пояснительная записка

Нормативная основа разработки программы:

- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) от 29 декабря 2012;

- Федеральный закон. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03августа 2018; 

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009;

- Примерная основная образовательная программа НОО, 2015;

- Планируемые результаты НОО, 2011;

- Авторская программа «Окружающий мир» А.А. Плешаков «Окружающий мир. 1-4 классы», УМК «Школа России»;

- Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющую образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 № 254;

- Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»,

2022- 2023;

- Положение о Рабочей программе МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», 2022.

В соответствии с образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в третьем классе отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (34 учебные недели).

Учебно-тематический план


№ № п/п


Содержание программного материала



Количество часов

11


Как устроен мир


6

22


Эта удивительная природа


18

33


Мы и наше здоровье


10

44


Наша безопасность


7

55


Чему учит экономика


12

66


Путешествия по городам и странам


15


Итого:

68


Учебно-методическое обеспечение:

- Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD- диском). В 2-х частях / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2018.



- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М. : Просвещение, 2018.



- Великан на поляне. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А., Румянцев А.А. - М.: Просвещение, 2012.

-  Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов / Плешаков А.А. - М.: Просвещение, 2013.



- Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.



- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»3кл.-М.:ВАКО,2015.



- Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. - М.: Просвещение, 2012.

Цель рабочей программы - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


  1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета, курса «Окружающий мир»

Личностные результаты:

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); - отделять новое от известного;

- выделять главное;

- составлять план;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

-отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Предметные результаты:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

3. Содержание учебного предмета, курса «Окружающий мир»

Как устроен мир – 6 часов

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка деревьев или кустарников, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа – 18 часов

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа – определителя.

Мы и наше здоровье – 10 часов

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании..

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ различных продуктов (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.

Наша безопасность –7 часов

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно- указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестности школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика – 12 часов

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в ХХI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам - 15 часов

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и т.д.)

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Практические работы: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.



  1. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

  автор А.А. Плешаков

УМК «Школа России».


№п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Раздел «Как устроен мир» (6 ч). Разнообразие природы. Царства живой природы.

1

03.09


2

Человек-часть природы. Отличие человека от других живых существ.

1

07.09


3

Проект «Богатства, отданные людям».

1

10.09


4

Человек как член общества. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.

1

14.09


5

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества.

1

17.09


6

Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

1

21.09


7

Раздел Природа. «Эта удивительная природа» (18 ч). Тела, вещества, частицы.

1

24.09


8

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия-наука о веществах.

1

01.10


9

Воздух и его охрана. Свойства воздуха.

1

05.10


10

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.

1

08.10


11

Превращения и круговорот воды.

1

12.10


12

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды.

1

15.10


13

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы.

1

19.10


14

Группы и виды растений.

1

22.10


15

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой.

1

02.11


16

Размножение и развитие растений. Опыление.

1

06.11


15

Охрана растений. Меры охраны растений.

1

09.11


18

Классификация и виды животных. Зоология- наука о животных.

1

12.11


19

Классификация животных по способу питания. Цепи питания.

1

16.11


20

Проект «Разнообразие природы родного края».

1

19.11


21

Размножение и развитие животных.

1

23.11


22

Охрана животных. Меры по охране животного мира.

1

26.11


23

Разнообразие грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями.

1

30.11


24

Великий круговорот жизни. Роль почвы в круговороте веществ.

1

03.12


25

Раздел Здоровье. «Мы и наше здоровье» (10 ч). Организм человека. Понятие об органах и системе органов тела человека.

1

07.12


26

Органы чувств человека.

1

10.12


27

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий.

1

14.12


28.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка.

1

17.12


29.

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1

21.12


30.

Дыхание и кровообращение. Пульс.

1

24.12


31.

Закаливание как фактор предупреждения болезни.

1

14.01


32

Здоровый образ жизни. Правила ЗОЖ для школьников.

1

18.01


33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

21.01


34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

25.01


35

Раздел Безопасность. «Наша безопасность» (7 ч). Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

1

28.01


36.

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы и езде на велосипеде.

1

01.02


37.

Дорожные знаки.

1

04.02


38.

Проект «Кто нас защищает».

1

08.02


39.

Опасные места.

1

11.02


40.

Природа и наша безопасность.

1

15.02


41.

Экологическая безопасность.

1

18.02


42.

Раздел Экономика. «Чему учит экономика» (12ч). Потребности людей. Товары и услуги.

1

22.02


43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

25.02


44.

Полезные ископаемые.

1

01.03


45

Растениеводство.

1

04.03


46

Животноводство.

1

11.03


47.

Промышленность как составная часть экономики.

1

15.03


48.

Проект «Экономика родного края».

1

18.03


49.

Обмен товарами: бартер, купля, продажа. Виды денежных знаков.

1

29.03


50.

Государственный бюджет.

1

01.04


51.

Семейный бюджет.

1

05.04


52.

Экономика и экология. Взаимосвязь между экономикой и экологией.

1

08.04


53

Экономика и экология. Значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

1

12.04


54

Раздел География. «Путешествие по городам и странам» (15 ч). Города Золотого кольца России.

1

15.04


55

Золотое кольцо России. Основные достопримечательности.

1

19.04


56

Золотое кольцо России. Охрана памятников.

1

22.04


57

Проект «Музей путешествий».

1

26.04


58

Наши ближайшие соседи – страны, граничащие с Россией.

1

29.04


59

Страны Севера Европы.

1

03.05


60

Страны Бенилюкс.

1

06.05


61

Страны центра Европы.

1

10.05


62

Франция. Знакомство с культурой страны.

1

13.05


63

Великобритания. Природы, культуры. Основные достопримечательности природы, культуры.

1

17.05


64

Греция и Италия. По знаменитым местам стран.

1

20.05


65

По знаменитым местам мира.

1

24.05


66

Проверим себя и оценим свои достижения.

1

24.05


67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

24.05


68

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

1

27.05














13