СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Писаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области







Рассмотрена

на заседании методического объединения


Протокол № от

«__» ______ 201__ г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____ /В.П. Ширина /

ФИО

«___» ________ 201__ г


«Утверждаю»

Директор школы

_____ / И.В. Семенова/

ФИО

Приказ № ___ от

«__» ______ 201__ г









Рабочая программа


по учебному предмету «Окружающий мир»


3 класс


Составитель учитель начальных классов Правдина Ольга Владимировна

должность, Ф.И.О. педагога


Высшая квалификационная категория

квалификационная категория















2018- 2019 учебный год





  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменя­ющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

неуспеха;

  1. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  2. использование знаково-символических средств представления ин­формации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  3. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  4. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

И) определение общей цели и путей её достижения; умение догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

  1. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  2. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к. России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  1. Содержание учебного предмета


Раздел «Как устроен мир» 7ч.

Природа

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства

живой природы (растения, животные. грибы, бактерии). Ценность природы для людей

Человек

Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта:

знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Общество

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство).

Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве.

Мы — граждане России

Что такое экология

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории


Раздел «Эта удивительная природа» 20ч.


Тела, вещества, частицы

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Разнообразие веществ

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

Воздух и его охрана

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

Вода

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Превращения и круговорот воды

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Берегите воду!

Использование воды человеком. Высказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию

Как разрушаются камни

Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия

Что такое почва

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы

Разнообразие растений

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

Солнце, растения и мы с вами

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека

Размножение и развитие растений

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян

Охрана растений

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

Разнообразие животных

Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология — наука о животных

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пиши, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Размножение и развитие животных

Размножение и развитие животных разных групп

Охрана животных

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира

В царстве грибов

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

Великий круговорот жизни

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ


Раздел «Мы и наше здоровье» 8 ч.


Организм человека

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система

Органы чувств

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Надёжная защита организма

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Опора тела и движение

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Наше питание. Проект «Школа кулинаров»

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Дыхание и кровообращение

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

Умей предупреждать болезни

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Здоровый образ жизни

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для кольников

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений


Раздел «Наша безопасность» 8ч.

Огонь, вода и газ

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Чтобы путь был счастливым

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

Дорожные знаки

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Опасные места

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Природа и наша безопасность

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности


Раздел «Чему учит экономика» 12ч.

Для чего нужна экономика

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

Природные богатства и труд людей — основа экономики

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

Полезные ископаемые

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

Растениеводство

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов

Какая бывает промышленность

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность

Проект «Экономика родного края»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что такое деньги

Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

Государственный бюджет

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

Семейный бюджет

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

Экономика и экология

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику


Раздел «Путешествия по городам и странам» 13ч.

Золотое кольцо России

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Наши ближайшие соседи

Государства, граничащие с Россией, их столицы

На севере Европы

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, лаги, достопримечательности, знаменитые люди

Что такое Бенилюкс

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

В центре Европы

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

На юге Европы

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

По знаменитым местам мира

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений



3. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата урока



Как устроен мир (7 ч)

1

Природа

1

4.09


2

Человек

1

6.09


3

Общество

1

11.09


4

Мир глазами эколога

1

13.09


5

Природа в опасности!

1

18.09


6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

20.09


7

Проверочная работа по теме «Как устроен мир»

1

25.09


Эта удивительная природа (20 ч)

8

Тела, вещества, частицы.

1

27.09


9

Разнообразие веществ.

1

2.10


10

Воздух и его охрана.

1

4.10


11

Вода.

1

9.10


12

Превращения и круговорот воды в природе.

1

11.10


13

Берегите воду!

1

16.10


14

Как разрушаются камни?

1

18.10


15

Что такое почва?

1

23.10


16

Разнообразие растений.

1

25.10


17

Солнце, растения и мы с вами.

1

30.10


18

Размножение и развитие растений.

1

1.11


19

Охрана растений.

1

13.11


20

Разнообразие животных.

1

15.11


21

Кто что ест?

1

20.11


22

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

22.11


23

Размножение и развитие животных.

1

27.11


24

Охрана животных.

1

29.11


25

В царстве грибов.

1

4.12


26

Великий круговорот жизни.

1

6.12


27

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

1

11.12


Мы и наше здоровье (8 ч)

28

Организм человека.

1

13.12


29

Органы чувств

1

18.12


30

Надёжная защита организма.

1

20.12


31

Опора тела и движение.

1

25.12


32

Наше питание.

1

27.12


33

Дыхание и кровообращение

1

15.01


34

Умей предупреждать болезни

1

17.01


35

Здоровый образ жизни. Проектная работа «Школа кулинаров»

1

22.01


Наша безопасность (8 ч)

36

Огонь, вода и газ.

1

24.01


37

Чтобы путь был счастливым.

1

29.01


38

Дорожные знаки.

1

31.01


39

Дорожные знаки. Проектная работа «Кто нас защищает»

1

5.02


40

Опасные места.

1

7.02


41

О молниях, змеях, собаках и прочем.

1

12.02


42

Экологическая безопасность.

1

14.02


43

Обобщение по разделу «Наша безопасность»

1

19.02


Чему учит экономика (12 ч)

44

Для чего нужна экономика?

1

21.02


45

Три кита экономики.

1

26.02


46

Полезные ископаемые.

1

28.02


47

Растениеводство.

1

5.03


48

Животноводство.

1

7.03


49

Какая бывает промышленность? Проектная работа «Экономика родного края»

1

12.03


50

Что такое деньги?

1

14.03


51

Что такое деньги?

1

19.03


52

Государственный бюджет.

1

21.03


53

Семейный бюджет.

1

2.04


54

Экономика и экология.

1

4.04


55

Обобщение по разделу «Чему учит экономика»

1

9.04


Путешествие по городам и странам (13 ч)

56

Золотое кольцо России.

1

11.04


57

Золотое кольцо России.

1

16.04


58

Золотое кольцо России. Проектная работа «Музей путешествий»

1

18.04


59

Наши ближайшие соседи.

1

23.04


60

На севере Европы.

1

25.04


61

На севере Европы.

1

30.04


62

Что такое Бенилюкс?

1

2.05


63

В центре Европы.

1

7.05


64

Путешествие по Франции.

1

14.05


65

Путешествие по Великобритании.

1

16.05


66

На юге Европы.

1

21.05


67

По знаменитым местам мира.

1

23.05


68

Что мы узнали и чему научились за год?

1

Резерв




Всего 68 часов





14