У обучающегося будут сформированы: -основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; - умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации; - чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие; - осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»; - понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; - уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего; - осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения; - самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России; - эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории; - этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды; - навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности; - установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий; - мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края. | Регулятивные УУД. Большинство обучающихся научится: - понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу; - сохранять учебную задачу в течение всего урока; - ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока; - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; - планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение); - планировать свои действия; - фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные УУД Большинство обучающихся научится: -понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации; - осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий; - выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных); - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях; - строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.; - ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач; - моделировать экологические связи в природных сообществах. Коммуникативные УУД. Большинство обучающихся научится: - включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы; - формулировать ответы на вопросы; -слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; - аргументировать свою позицию; - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; - признавать свои ошибки, озвучивать их; - употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; - понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); - готовить сообщения, выполнять проекты по теме; - составлять рассказ на заданную тему; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру. | Большинство обучающихся научатся: - понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну; - находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России; - называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны; - называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства; - понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории; - объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка; - раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран; - называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России; - рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; - проводить несложные астрономические наблюдения; - изготавливать модели планет и созвездий; - использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле; - анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения; - приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги; - находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны; - объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны; - приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России; - выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей; - оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России; - давать краткую характеристику своего края; - различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы; - давать краткую характеристику природных сообществ своего края; - выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей; - оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах; - рассказывать об охране природы в своём крае; - различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края; - приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом; - соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»; - читать историческую карту; - перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней; -с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля; - описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества; - показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий; - рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России; - соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России; - составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них; - описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности; - называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России; - находить в домашнем архиве исторические свидетельства; - раскрывать связь современной России с её историей; - использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем. |