СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 4 класс»

РП окружающий мир 4 класс МКОУ СОШ №7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующей цели:

- формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  1. формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для реализации программного содержания используются:

1. А.А. Плешаков. Окружающий мир: Рабочие программы. 1-4 классы.-М.: Просвещение, 2011г.

2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение,2013 г.

3. А.А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс.- М.: Просвещение 2014 г.

4. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей,

общественных явлениях).

5. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

6. А.А. Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба»

7. О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.

8. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России» Москва, «Просвещение», 2011г

9. Окружающий мир. КИМы 4 класс. И.Ф.Яценко. ООО «ВАКО»,2014 г.

10. Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.

11. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004 г.

12. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka

13. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/

14. Методические рекомендации по технологии создания электронных ресурсов к урокамhttp://svetly5school.narod.ru/metod1.html

15.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/



ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.



На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится 68 ч, 34 недели по 2 ч в неделю.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.



Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального об­разования, а именно:

Личностных

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметных

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметных

1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  1. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.


Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (11ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Тема раздела/ урока

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактич.


I полугодие – 32часа





Земля и человечество (9 ч)




1

Мир глазами астронома.

1

01.09.20


2

Планеты Солнечной системы.

1

03.09.20


3

Звёздное небо – великая книга Природы.

1

08.09.20


4

Мир глазами географа.

1

10.09.20


5

Мир глазами историка.

1

15.09.20


6

Когда и где?

1

17.09.20


7

Мир глазами эколога.

1

22.09.20


8

Сокровища Земли под охраной человечества. РПР

1

24.09.20


9

Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество».

1

29.10.20



Природа России (10 ч)




10

Равнины и горы России.

1

01.10.20


11

Моря, озёра и реки России.

1

08.10.20


12

Природные зоны России.

1

13.10.20


13

Зона Арктических пустынь.

1

15.10.20


14

Тундра.

1

20.10.20


15

Леса России.

1

22.10.20


16

Лес и человек.

1

27.10.20


17

Зона степей. РК

1

29.10.20


18

Пустыни.

1

10.11.20


19

У Черного моря.

1

12.11.20



Родной край – часть большой страны (13 ч.)




20

Наш край. Поверхность нашего края. РК

1

17.11.20


21

Водные богатства нашего края. РК

1

19.11.20


22

Наши подземные богатства. РК

1

24.11.20


23

Земля – кормилица.

1

26.11.20


24

Жизнь леса.

1

01.12.20


25

Жизнь луга.

1

03.12.20


26

Жизнь в пресных водах.

1

08.12.20


27

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

10.12.20


28

Контрольная работа №1 за 1 полугодие

1

15.12.20


29

Работа над ошибками. Растениеводство в нашем крае. РК

1

17.12.20


30

Животноводство в нашем крае. РК

1

22.12.20


31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

24.12.20


32

Наши проекты. Презентация проектов.

1

29.12.20



II полугодие - 36 часов





Страницы всемирной истории (5 ч)




33

Начало истории человечества.

1

12.01.21


34

Мир древности: далекий и близкий.

1

14.01.21


35

Средние века: время рыцарей и замков.

1

19.01.21


36

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

21.01.21


37

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

26.01.21



Страницы истории России (20 ч)




38

Жизнь древних славян.

1

28.01.21


39

Во времена Древней Руси.

1

02.02.21


40

Страна городов.

1

09.02.21


41

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

11.02.21


42

Трудные времена на Русской земле.

1

16.02.21


43

Русь расправляет крылья.

1

18.02.21


44

Куликовская битва.

1

25.02.21


45

Иван Третий.

1

02.03.21


46

Мастера печатных дел.

1

04.03.21


47

Патриоты России.

1

09.03.21


48

Петр Великий.

1

11.03.21


49

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

16.03.21


50

Екатерина Великая.

1

30.03.21


51

Отечественная война 1812 года.

1

01.04.21


52

Страницы истории XIX века.

1

06.04.21


53

Россия вступает в XX век.

1

08.04.21


54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

13.04.21


55

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

15.04.21


56

Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга.

1

20.04.21


57

Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты.

1

22.04.21



Современная Россия (11ч)




58

Основной закон России и права человека.

1

27.04.21


59

Мы - граждане России. Славные символы России.

1

29.04.21


60

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТОВ.

1

30.04.21


61

Такие разные праздники. РК

1

04.05.21


62

Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири.

1

06.05.21


63

По северу европейской части России.

1

11.05.21


64

Контрольная работа №2 за год

1

13.05.21


65

Работа над ошибками. Драгоценное ожерелье старинных русских городов.

1

18.05.21


66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

20.05.21


67

Презентация проектов.

1

25.05.21


68

Обобщающий урок–игра. КВН.

1

27.05.21






9