СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РП.окр.мир в конструкторе
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МБОУ СОШ с.Старобурново
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО по УВР | УТВЕРЖДЕНО |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2391157)
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Гребенщикова Анна Николаевна
учитель начальных классов
Старобурново 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.
Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся;
развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.
Человек и природа
Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.
Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.
Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.
Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.
Правила безопасной жизни
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного;
определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;
на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.
Совместная деятельность:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого;
справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение;
самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3) Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета;
распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;
использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека;
фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Человек и общество. | ||||||||
1.1. | Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.2. | Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна. | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.3. | Особенности жизни, быта, культуры народов РФ. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.4. | Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края. | 1 | 0 | 1 | 13.09.2022 | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
1.5. | Города Золотого кольца России. | 4 | 0 | 0 | 15.05.2023 23.05.2023 | Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.6. | Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона. | 1 | 1 | 0 | 20.09.2022 | Повторение. Государственная символика.; | Зачет; | http://school-collection.edu.ru |
1.7. | Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.8. | Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье. | 1 | 0 | 0 | 27.09.2022 | Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
1.9. | Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка. | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://school-collection.edu.ru |
1.10. | Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. | 1 | 0 | 1 | 04.10.2022 | Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
1.11. | Страны и народы мира на карте. | 6 | 1 | 1 | 10.10.2022 25.10.2022 | Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета); | Письменный контроль; | http://school-collection.edu.ru |
1.12 | Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | «Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
Итого по разделу | 20 |
| ||||||
Раздел 2. Человек и природа. | ||||||||
2.1. | Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства. | 1 | 0 | 1 | 08.11.2022 | Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.2. | Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение для жизни. | 2 | 0 | 1 | 14.11.2022 15.11.2022 | Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.3. | Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе. | 2 | 0 | 1 | 08.05.2023 09.05.2023 | Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.4. | Охрана воздуха, воды. | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ; | Тестирование; | http://school-collection.edu.ru |
2.5. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края. | 2 | 1 | 1 | 29.05.2023 30.05.2023 | Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание; | Контрольная работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.6. | Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека. | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей); | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.7. | Царства природы. Бактерии, общее представление. Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы. | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.8. | Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://school-collection.edu.ru |
2.9. | Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.10. | Роль растений в природе и жизни людей, бережное | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.11. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.12 | Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Рассказ-рассуждение о жизни растений; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.13 | Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды. | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.14. | Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные). | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.15. | Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.16. | Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. | 1 | 1 | 0 | 16.01.2023 | Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных; | Тестирование; | http://school-collection.edu.ru |
2.17. | Животные родного края, их названия. | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.18. | Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе. | 2 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
2.19. | Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород). | 1 | 0 | 0 | 24.01.2023 | Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.20. | Природные сообщества родного края. | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.21. | Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу. | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.22. | Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. | 1 | 1 | 0 | 06.02.2023 | Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; | Тестирование; | http://school-collection.edu.ru |
2.23. | Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. | 7 | 1 | 0 | 07.02.2023 28.02.2023 | Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов; | Письменный контроль; | http://school-collection.edu.ru |
2.24. | Гигиена отдельных органов и систем органов человека. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
2.25. | Измерение температуры тела человека, частоты пульса. | 1 | 0 | 1 | 07.03.2023 | Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»; | Практическая работа; | http://school-collection.edu.ru |
Итого по разделу | 35 |
| ||||||
Раздел 3. Правила безопасной жизни. | ||||||||
3.1. | Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | 2 | 1 | 0 | 13.03.2023 21.03.2023 | Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»; | Тестирование; | http://school-collection.edu.ru |
3.2. | Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности). | 2 | 0 | 0 | 03.04.2023 11.04.2023 | Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
3.3. | Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна. | 2 | 0 | 0 | 17.04.2023 02.05.2023 | Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
3.4. | Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»; | Устный опрос; | http://school-collection.edu.ru |
Итого по разделу | 7 |
| ||||||
Резервное время | 6 |
| ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 8 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Человек. | 1 | 0 | 0 | 06.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос; |
4. | Общество | 1 | 0 | 0 | 13.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Что такое экология | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос; |
6. | Природа в опасности. Охрана природы | 1 | 0 | 0 | 20.09.2022 | Устный опрос; |
7. | Проверь себя по разделу "Как устроен мир" | 1 | 1 | 0 | 26.09.2022 | Письменный контроль; |
8. | Тела, вещества, частицы | 1 | 0 | 1 | 27.09.2022 | Практическая работа; |
9. | Разнообразие веществ | 1 | 0 | 1 | 03.10.2022 | Практическая работа; |
10. | Воздух и его охрана. Состав, свойства | 1 | 0 | 1 | 04.10.2022 | Практическая работа; |
11. | Вода и жизнь | 1 | 0 | 1 | 10.10.2022 | Практическая работа; |
12. | Превращения и круговорот воды | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
13. | Берегите воду | 1 | 0 | 0 | 18.10.2022 | Устный опрос; |
14. | Что такое почва | 1 | 0 | 1 | 24.10.2022 | Практическая работа; |
15. | Разнообразие растений | 1 | 0 | 0 | 25.10.2022 | Устный опрос; |
16. | Солнце, растения и мы с вами | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
17. | Размножение и развитие растений | 1 | 0 | 0 | 08.11.2022 | Устный опрос; |
18. | Охрана растений | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
19. | Разнообразие животных | 1 | 0 | 0 | 15.11.2022 | Устный опрос; |
20. | Кто что ест. Цепи питания | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Тестирование; |
21. | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 | 0 | 0 | 22.11.2022 | Устный опрос; |
22. | Размножение и развитие животных | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
23. | Охрана животных | 1 | 0 | 0 | 29.11.2022 | Устный опрос; |
24. | В царстве грибов | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
25. | Великий круговорот жизни | 1 | 0 | 0 | 06.12.2022 | Тестирование; |
26. | Проверь себя по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | 1 | 0 | 12.12.2022 | Письменный контроль; |
27. | Организм человека | 1 | 0 | 0 | 13.12.2022 | Устный опрос; |
28. | Органы чувств | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
29. | Надежная защита организма | 1 | 0 | 0 | 20.12.2022 | Устный опрос; |
30. | Опора тела и движение | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос; |
31. | Наше питание. Пищеварительная система | 1 | 0 | 0 | 27.12.2022 | Устный опрос; |
32. | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Зачет; |
33. | Дыхание и кровообращение | 1 | 0 | 0 | 17.01.2023 | Устный опрос; |
34. | Умей предупреждать болезни | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Устный опрос; |
35. | Здоровый образ жизни | 1 | 0 | 1 | 24.01.2023 | Практическая работа; |
36. | Проверь себя по разделу «Мы и наше здоровье». | 1 | 1 | 0 | 30.01.2023 | Письменный контроль; |
37. | Огонь, вода и газ | 1 | 0 | 0 | 31.01.2023 | Устный опрос; |
38. | Чтобы путь был счастливым | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
39. | Дорожные знаки | 1 | 0 | 0 | 07.02.2023 | Устный опрос; |
40. | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Тестирование; |
41. | Опасные места | 1 | 0 | 0 | 14.02.2023 | Устный опрос; |
42. | Природа и наша безопастность | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Устный опрос; |
43. | Экологическая безопасность | 1 | 0 | 0 | 21.02.2023 | Устный опрос; |
44. | Проверь себя по разделу «Наша безопасность». | 1 | 1 | 0 | 27.02.2023 | Письменный контроль; |
45. | Для чего нужна экономика | 1 | 0 | 0 | 28.02.2023 | Тестирование; |
46. | Природные богатства и труд людей- основа экономики | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос; |
47. | Полезные ископаемые | 1 | 0 | 1 | 07.03.2023 | Практическая работа; |
48. | Растениеводство | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Устный опрос; |
49. | Животноводство | 1 | 0 | 0 | 14.03.2023 | Устный опрос; |
50. | Какая бывает промышленность | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
51. | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 | 0 | 0 | 21.03.2023 | Устный опрос; |
52. | Что такое деньги | 1 | 0 | 0 | 03.04.2023 | Устный опрос; |
53. | Государственный бюджет | 1 | 0 | 0 | 04.04.2023 | Устный опрос; |
54. | Семейный бюджет | 1 | 0 | 1 | 10.04.2023 | Практическая работа; |
55. | Экономика и экология | 1 | 0 | 0 | 11.04.2023 | Устный опрос; |
56. | Проверь себя по разделу «Чему учит экономика». | 1 | 1 | 0 | 17.04.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
57. | Золотое кольцо России | 1 | 0 | 0 | 18.04.2023 | Устный опрос; |
58. | Золотое кольцо России | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
59. | Золотое кольцо России | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
60. | Наши ближайшие соседи | 1 | 0 | 0 | 25.04.2023 | Устный опрос; |
61. | На севере Европы | 1 | 0 | 0 | 02.05.2023 | Устный опрос; |
62. | Что такое Бенилюкс? | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
63. | В центре Европы | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
64. | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | 0 | 0 | 16.05.2023 | Устный опрос; |
65. | На юге Европы | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
66. | По знаменитым местам мира | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
67. | Проверь себя по разделу «Путешествие по городам и странам» | 1 | 1 | 0 | 23.05.2023 | Письменный контроль; |
68. | Презентация проектов | 1 | 0 | 1 | 23.05.2023 | Зачет; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 6 | 8 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Крючкова Е. А.,
Соловьева А. Е.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
плакаты по темам, оборудование кабинета
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Термометр
6. Гербарий.
7. Коллекции полезных ископаемых
Приложение
Контрольно – измерительный материал к рабочей программе по окружающему миру.
Четверть | Количество часов в четверть | Количество контрольных тестов |
I | 15 | 1 |
II | 16 | 1 |
III | 20 | 2 |
IV | 17 | 2 |
Итого в год | 68 | 6 |
Количество часов в неделю – 2 часа.
Оценивание проверочных работ по окружающему миру.
К качестве проверочных работ использую тесты
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - 90-100%
«4» - 70-80%
«3» - 50-60%
«2» - 0-40%
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме
«Как устроен мир?»
26.09.2022год
1.Подчеркни названия природных объектов:
Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.
2.К неживой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.К живой природе относятся:
человек, животные, растения, грибы, микробы;
Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
5.Животные – это:
звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?
из-за пожаров и стихийных бедствий;
из-за изменения климата на Земле;
из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
прозрачные;
бесцветные;
чистые.
8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?
от использования воды в быту;
от использования воды в производстве;
от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.Что люди делают для спасения живой природы?
создают заповедники, ботанические сады;
создают бульвары и скверы;
создают фермы, пасеки и птицефермы.
10.Что такое заповедники?
заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.
11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:
дуб подосиновик комар
ёжик опята крот
земляника олень кит
берёза боровик кедр
12.К внутреннему миру человека относятся:
мечты, рост, возраст, характер, вес;
знания, настроение, характер, мысли, мечты;
руки, глаза, причёска, возраст, настроение.
13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:
способность думать воображение
способность хранить информацию мышление
способность представлять себе то, чего нет восприятие
способность получать информацию об окружающем память
14. Сведения о редких растениях и животных занесены:
в Почётную книгу;
в Красную книгу
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме
«Как устроен мир?»
1.Ромашка, горы, глина, птица, облака, дерево,
2. Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.
3.человек, животные, растения, грибы, микробы;
4.они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
5.птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
6.из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.
7.чистые.
8.от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.
9.создают заповедники, ботанические сады.
10.заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
11.ёжик , олень , кедр
12.знания, настроение, харакрте, мысли, мечты;
13.
способность думать - мышление
способность хранить информацию - память
способность представлять себе то, чего нет - воображение
способность получать информацию об окружающем- восприятие
14.в Красную книгу
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Эта удивительная природа»
12.12.2022
1.Что называют телом?
всё то, что сделано руками человека;
любой предмет, любое живое существо;
любое растение, насекомое, птицу или животное.
2.В какой строчке указаны только тела?
кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
парта, доска, стол, стул, лампа;
карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3.В какой строчке указаны только вещества?
алюминий, железо, медь;
алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?
вода, крахмал, соль, перец;
кефир, ряженка, хлор, фтор;
азот, кислород, углекислый газ.
5.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?
азот;
кислород;
углекислый газ.
6.Какими свойствами обладает воздух?
голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.
7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?
остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?
вода, превращаясь в лёд, расширяется;
вода, превращаясь в лёд, сжимается;
повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
9.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?
облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши
испарение воды водяной пар облако;
облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды
водяной пар облако;
облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши
капелька воды облако.
10.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
животные;
растения;
грибы и микробы.
11.Из чего состоит почва?
из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
12.Что растения получают из почвы?
перегной, песок, глину;
воздух, воду, соли;
остатки растений и животных.
13.Что влияет на плодородие почвы?
наличие в почве перегноя;
наличие в почве воды;
наличие в почве песка и глины.
14.Как называется наука о растениях?
ботаника;
зоология;
астрономия.
15.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:
Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.
16.Как называется наука о животных?
ботаника;
зоология;
астрономия.
17.Какое из указанных животных относится к рыбам?
дельфин;
бегемот;
карп.
18.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?
куколка;
птенец;
икринка.
19.Какие растения применяются в медицине?
красивые;
лекарственные;
высокие.
20.Какие животные занесены в Красную книгу?
тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;
корова, лошадь, гусь, петух;
свинья, овца, утка, индюк.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме
«Эта удивительная природа»
1.любой предмет, любое живое существо;
2.парта, доска, стол, стул, лампа;
3.алюминий, железо, медь;
4.азот, кислород, углекислый газ.
5.кислород;
6.прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
7.фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.
8.вода, превращаясь в лёд, расширяется;
9.облако, капелька воды, поверхность океанов, морей, рек и суши, испарение воды, водяной пар ,облако;
10.растения;
11. из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
12. воздух, воду, соли;
13.наличие в почве перегноя;
14.ботаника;
15.Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.
16.зоология;
17.карп.
18. куколка;
19.лекарственные;
20.тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Мы и наше здоровье»
30.01.2023
1.Зачем нужно знать свой организм?
Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
Чтобы умело использовать свои возможности.
2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?
Физиология;
Зоология;
Анатомия.
3.Сколько органов чувств вы знаете?
7;
6;
5.
4.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
Без кишечника;
Без головного мозга;
Без селезёнки.
5.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
Горбатый, бледный, хилый, низкий;
Стройный, сильный, ловкий, статный.
6.Соедини линиями органы и их функции:
глаза орган осязания
уши орган вкуса
нос орган зрения
кожа орган обоняния
язык орган слуха
7.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?
Делает кожу мягкой и упругой;
Делает кожу крепкой и сильной;
Делает кожу ловкой и стройной.
8.Какова роль скелета человека?
Защищает внутренние органы от повреждений;
Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
Является опорой тела.
9.Какой орган расположен внутри черепа?
Почки;
Головной мозг;
Селезёнка.
10.Для чего человеку нужна пища?
С пищей человек получает питательные вещества;
С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
С пищей человек получает воду и витамины.
11.Где начинается пищеварение?
Во рту;
В желудке;
В кишечнике.
12. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?
В носу;
В бронхах;
В лёгких.
13.Подземная часть гриба называется:
Грибовница;
Грибница;
Грибок.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме
«Мы и наше здоровье»
1.Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
2.Анатомия.
3. 5.
4.Без головного мозга;
5.Стройный, сильный, ловкий, статный.
6.глаза- орган зрения, уши - орган слуха, нос- орган обоняния, кожа- орган осязания, язык- орган вкуса
7.Делает кожу мягкой и упругой;
8.Является опорой тела.
9. Головной мозг;
10. С пищей человек получает питательные вещества;
11.Во рту;
12.В лёгких.
13.Грибница;
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме
«Наша безопасность»
27.02.2023
1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?
Убежать;
Закричать, позвать на помощь;
Вызвать пожарников по телефону 01.
3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?
Выйти и посмотреть, где и что горит;
Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.
4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?
Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;
Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
Выйти из квартиры.
5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Открыть окно;
Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;
Зажечь спичку.
6.Переходя улицу, необходимо быть:
Сильным, смелым, стройным;
Собранным, внимательным, осторожным;
Умным, красивым, радостным.
7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?
С 14 лет;
С 10 лет;
С 18 лет.
8.Как выглядят запрещающие знаки?
Знак в виде красного треугольника;
Знак в виде красного круга;
Знак в виде синего круга.
9.Какое из утверждений верное?
Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;
Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;
Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.
10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:
Дышать через мокрое полотенце;
Спрятаться в шкаф;
Спрятаться под кровать.
11.Какие правила должен соблюдать пешеход?
Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;
Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;
Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.
12.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:
Будет скучно;
Не будет видно дороги;
Может подстерегать преступник.
13.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:
Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
Прятаться в зарослях кустарника;
Покидать открытое место.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме
«Наша безопасность»
1.04- газовая служба, 01 -пожарная охрана, 03- скорая помощь
2.Вызвать пожарников по телефону 01.
3.Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
4.Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
5.Открыть окно;
6.Собранным, внимательным, осторожным;
7. С 14 лет;
8.Знак в виде красного круга;
9. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;
10. Дышать через мокрое полотенце;
11.Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;
12.Может подстерегать преступник.
13. Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме
«Чему учит экономика?»
17.04.2023
1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
Врачи;
Геологи;
Строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
Песок, глина;
Гранит, торф;
Каменный уголь, поваренная соль.
3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
Мрамор, гранит;
Природный газ, нефть;
Золото.
4.Зачем мы собираем металлолом?
Сохраняем запасы руды;
Очищаем территорию от мусора;
Участвуем в соревновании между классами.
5.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:
Полеводство, овцеводство, кактусоводство;
Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
Полеводство, овощеводство, оленеводство.
6.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:
Картофель, подсолнечник, лён, земляника;
Кабачок, патиссон, огурец, капуста;
Овёс, рожь, ячмень, пшеница.
7.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:
Капуста, картофель, лён, овёс;
Лук, чеснок, перец, апельсин;
Яблоня, груша, черешня, малина.
8.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?
Ткач, газосварщик, геолог;
Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
Инженер, механик, докер.
9.Домашние птицы – это:
Фазаны, куропатки, страусы;
Павлины, орлы, беркуты;
Индейки, куры, гуси.
10.Для корма домашним животным заготавливают:
Картофель, зерно, тимофеевку;
Арбузы, дыни, тыкву;
Василёк, подснежник, гиацинт.
11.Что такое бартер?
Процесс купли-продажи товара;
Прямой обмен одних товаров на другие;
Один из видов дохода.
12.Из чего складывается бюджет?
Из зарплаты и стипендии;
Из денег;
Из доходов и расходов.
13.Из чего складываются доходы государственного бюджета?
Из заработной платы граждан;
Из доходов предприятий и фирм;
Из налогов граждан и предприятий.
14.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:
Услуги;
Товары;
Экономика.
15.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:
Машинами и механизмами;
Электроэнергией;
Выплавкой стали.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме
«Чему учит экономика?»
1.Геологи;
2. Песок, глина;
3.Природный газ, нефть;
4.Сохраняем запасы руды;
5.Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
6. Овёс, рожь, ячмень, пшеница.
7.Яблоня, груша, черешня, малина.
8.Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
9.Индейки, куры, гуси.
10.Картофель, зерно, тимофеевку;
11.Прямой обмен одних товаров на другие;
12.Из доходов и расходов.
13.Из налогов граждан и предприятий.
14.Товары;
15.Выплавкой стали.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме
«Что мы узнали и чему научились за год?»
23.04.2023
1.Если в квартире возник пожар, необходимо:
Звонить по телефону 01;
Звонить по телефону 04;
Ждать, когда он сам погаснет.
2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:
Предупреждающие;
Предписывающие;
Запрещающие.
3.Какой газ необходим для дыхания?
Азот;
Кислород;
Углекислый газ.
4.Сведения о редких растениях и животных занесены:
В Почётную книгу;
В Красную книгу.
5.Какая из цепей питания указана правильно?
Дерево дятел жук-короед;
Гусеница растение птица;
Рожь мышь змея орёл.
6.Шахты строят для добычи:
Каменного угля;
Нефти;
Глины.
7.Для разведения рыб служит:
Ферма;
Прудовое хозяйство;
Пасека.
8.Тепловая электростанция сокращённо называется:
АЭС;
ГЭС;
ТЭС.
9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:
Стипендия;
Зарплата;
Пенсия.
10.Ярослав Мудрый основал город:
Ярославль;
Кострому;
Сергиев Посад.
11.Морскую границу с нашей страной имеют:
Норвегия и Исландия;
Монголия и Северная Корея;
США и Япония.
12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:
В Италии;
Во Франции;
В Великобритании.
ОТВЕТЫ
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме
«Что мы узнали и чему научились за год?»
1.Звонить по телефону 01;
2.Запрещающие.
3.Кислород;
4.В Красную книгу.
5.Рожь мышь змея орёл.
6.Каменного угля;
7.Прудовое хозяйство;
8.ТЭС.
9.Зарплата;
10. Ярославль;
11.США и Япония.
12.Во Франции;