СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по Школе России в конструкторе на 2022-2023 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП.окр.мир в конструкторе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по Школе России в конструкторе на 2022-2023 год»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Министерство образования и науки Республики Башкортостан


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН


МБОУ СОШ с.Старобурново






РАССМОТРЕНО
методическое объединение учителей

_________Сальникова О. В.

Протокол №1

от "30" августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора

по УВР

_______ Шарипова Л. Н.

Протокол № 1

от "30" августа  2022 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ с.Старобурново

_________Саяпова Л. А.

Приказ № 114-К

от "31" августа 2022 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2391157)


учебного предмета

«Окружающий мир»


для 3 класса начального общего образования

на 2022-2023 учебный год








Составитель: Гребенщикова Анна Николаевна

учитель начальных классов










Старобурново 2022




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 3 классе начальной школы.

Содержание обучения в 3 классе завершается перечнем универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами  учебного  предмета  «Окружающий  мир» с   учётом   возрастных   особенностей   младших   школьников.

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за третий год обучения в начальной школе

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 3 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы.

Представлены также способы организации дифференцированного обучения.

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 3 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. 

Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; 

  2. развитие умений  и  навыков  применять  полученные  знания в реальной  учебной  и  жизненной  практике,  связанной  как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; 

  3. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; 

  4. развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям,  уважительного  отношения  к их взглядам, мнению и индивидуальности.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.  Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

  • раскрытие роли человека в природе и обществе; 

  • освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».

Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

Человек и общество

Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина — Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.

Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.  Уважение к семейным ценностям.

Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Значение труда в жизни человека и общества.   Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии.

Страны и народы мира. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

Человек и природа

Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух — смесь газов.  Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода.  Свойства воды.  Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).   Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.

Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.  Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края,  названия  и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений.

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов  и  семян  растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах.

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена отдельных органов и систем органов человека. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Правила безопасной жизни

Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в Интернете (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 

Универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; 

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; 

  • определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; 

  • моделировать цепи питания в природном сообществе; 

  • различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).

Работа с информацией:

  • понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; 

  • находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; 

  • читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; 

  • находить по предложению учителя информацию в разных источниках — текстах, таблицах, схемах, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа);

  • соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой:

  1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 

  2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 

  3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение).

  • описывать (характеризовать) условия жизни на Земле;

  • на основе сравнения объектов природы описывать схожие, различные, индивидуальные признаки; 

  • приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; 

  • называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; 

  • описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); 

  • устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия.

Совместная деятельность:

  • участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; 

  • справедливо оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; 

  • выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; 

  • самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета "Окружающий мир" в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:

Гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине - России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; 

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; 

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.

Духовно-нравственного воспитания:

  • проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; 

  • принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; 

  • применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

Эстетического воспитания:

  • понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; 

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); 

  • приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Трудового воспитания:

  • осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологического воспитания:

  • осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; 

  • осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия:

1)  Базовые логические действия:

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; 

  • на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве); 

  • сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; 

  • объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; 

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; 

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; 

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма

2)  Базовые исследовательские действия:

  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; 

  • определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; 

  • формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 

  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); 

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); 

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).

3)  Работа с информацией:

  • использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; 

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; 

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; 

  • находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; 

  • читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); 

  • соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); 

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; 

  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; 

  • соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; 

  • использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; 

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); 

  • конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; 

  • находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; 

  • готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)  Самоорганизация:

  • планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; 

  • выстраивать последовательность выбранных действий и операций.

2)  Самоконтроль:

  • осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; 

  • находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); 

  • предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.

3)  Самооценка:

  • объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; 

  • оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.

Совместная деятельность:

  • понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); 

  • коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; 

  • выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать  конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; 

  • ответственно выполнять свою часть работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; 

  • проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; 

  • приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; 

  • показывать на карте мира материки, изученные страны мира; 

  • различать расходы и доходы семейного бюджета; 

  • распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; 

  • проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; 

  • группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; 

  • сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; 

  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; 

  • использовать различные  источники  информации  о  природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; 

  • использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; 

  • фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; 

  • создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); 

  • соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; 

  • соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики заболеваний; 

  • соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; 

  • соблюдать правила нравственного поведения на природе; 

  • безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Человек и общество.

1.1.

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

1

0

0

05.09.2022

Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему: «Что такое общество»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.2.

Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна.

1

0

0

06.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.3.

Особенности жизни, быта, культуры народов РФ.

1

0

0

12.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему: «Жизнь народов нашей страны»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.4.

Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края.

1

0

1

13.09.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме «Уникальные памятники культуры России»;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.5.

Города Золотого кольца России.

4

0

0

15.05.2023 23.05.2023

Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий достопримечательностей, сувениров и т.д.;
Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание);

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.6.

Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона.

1

1

0

20.09.2022

Повторение. Государственная символика.;

Зачет;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.7.

Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов.

1

0

0

26.09.2022

Ролевая игра по теме «Встречаем гостей из разных республик РФ»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.8.

Семья — коллектив близких, родных людейПоколения в семье.

1

0

0

27.09.2022

Учебный диалог по теме «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом»;
Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.9.

Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка.
 

1

0

0

03.10.2022

Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?»;

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.10.

Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.

1

0

1

04.10.2022

Рассказ учителя: «Что такое семейный бюджет»;
Беседа по теме «Доходы и расходы семьи»;
Практическая работа по теме «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание);

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.11.

Страны и народы мира на карте.
 

6

1

1

10.10.2022 25.10.2022

Практическая работа с картой: страны мира. Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и Интернета);
«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Письменный контроль;
Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

1.12

Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.

1

0

0

07.11.2022

«Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

Итого по разделу

20

 

Раздел 2. Человек и природа.

2.1.

Вещество.  Разнообразие веществ в окружающем мире. Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства.

1

0

1

08.11.2022

Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и др.;
Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.2.

Воздух — смесь газов. Свойства  воздуха. Значение для жизни.

2

0

1

14.11.2022 15.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.3.

Вода. Свойства воды.Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни. Круговорот воды в природе.

2

0

1

08.05.2023 09.05.2023

Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.4.

Охрана воздуха, воды.

1

0

0

21.11.2022

Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ;

Тестирование;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.5.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.Полезные ископаемые родного края.

2

1

1

29.05.2023 30.05.2023

Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание;

Контрольная работа;
Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.6.

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности  человека.

1

0

0

28.11.2022

Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей);

Устный опрос;
Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.7.

Царства природы. Бактерии, общее представление.  Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы.

1

0

0

29.11.2022

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях;
Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий;
Работа с иллюстративным материалом по теме «Какие грибы мы не положим в корзинку»;
Рисование схемы: «Шляпочный гриб»;
Рассказ учителя: «Чем грибы отличаются от растений»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.8.

Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей  среды.

1

0

0

05.12.2022

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.9.

Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений.
 

1

0

0

06.12.2022

Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники;
Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;
Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Практическая работа в паре по теме «Размножения растений (побегом, листом, семе нами)»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.10.

Роль растений  в  природе и жизни людей, бережное
отношение человека к растениям.

1

0

0

12.12.2022

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.11.

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений.

1

0

0

13.12.2022

Коллективное создание схемы по теме «Условия жизни растений»;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.12

Растения родного края, названия и краткая характеристика. Охрана растений.

1

0

0

19.12.2022

Рассказ-рассуждение о жизни растений;
Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций);

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.13

Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружаю щей среды.

1

0

0

20.12.2022

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
Коллективное составление схемы по теме «Разнообразие животных»;
Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.14.

Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные).

1

0

0

26.12.2022

Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.15.

Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

1

0

0

27.12.2022

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.16.

Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных.

1

1

0

16.01.2023

Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Тестирование;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.17.

Животные родного края, их названия.

1

0

0

17.01.2023

Дидактическая игра по теме «Каких животных мы знаем»;
Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.18.

Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе.

2

0

0

23.01.2023

Работа со словарём: определение значения слова «сообщество»;
Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;
Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.19.

Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения продуктов питания (поле, сад, огород).

1

0

0

24.01.2023

Рассказ учителя по теме «Что такое природное сообщество» ;
Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.20.

Природные сообщества родного края.

1

0

0

30.01.2023

Беседа по теме «Для чего человек создает новые сообщества?»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.21.

Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу.

1

0

0

31.01.2023

Учебный диалог по теме «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества»;
Сравнение понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.22.

Человек  —  часть  природы. Общее представление о строении тела человека.

1

1

0

06.02.2023

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;
Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;

Тестирование;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.23.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств),  их роль в жизнедеятельности организма.

7

1

0

07.02.2023 28.02.2023

Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов;
Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Письменный контроль;
Практическая работа;
Тестирование;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.24.

Гигиена отдельных органов и систем органов человека.

1

0

0

06.03.2023

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя: «Строение тела человека»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

2.25.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

1

0

1

07.03.2023

Практическая работа по теме «Измерение температуры тела и частоты пульса»;

Практическая работа;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

Итого по разделу

35

 

Раздел 3. Правила безопасной жизни.

3.1.

Здоровый  образ  жизни;  забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2

1

0

13.03.2023 21.03.2023

Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Тестирование;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

3.2.

Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности).

2

0

0

03.04.2023 11.04.2023

Анализ ситуаций по теме «Что может произойти, если…»;
Ролевая игра по теме «Рас скажи малышу, как нужно вести себя на игровой и спортивной площадке»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

3.3.

Транспортная безопасность пассажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна.

2

0

0

17.04.2023 02.05.2023

Работа в группах: составление памятки по теме «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

3.4.

Безопасность в Интернете (ориентировка в признаках мошенничества в сети; защита персональной информации) в условиях контролируемого доступа в Интернет.

1

0

0

19.09.2022

Учебный диалог по теме «Как обеспечить безопасность при работе в Интернете»;
Обсуждение результатов проектной деятельности по теме «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить»;

Устный опрос;

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

Итого по разделу

7

 

Резервное время

6

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

7

8

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Природа. Ценность природы для людей.

1

0

0

05.09.2022

Устный опрос;

2.

Человек.

1

0

0

06.09.2022

Устный опрос;

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос;

4.

Общество

1

0

0

13.09.2022

Устный опрос;

5.

Что такое экология

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос;

6.

Природа в опасности. Охрана природы

1

0

0

20.09.2022

Устный опрос;

7.

Проверь себя по разделу "Как устроен мир"

1

1

0

26.09.2022

Письменный контроль;

8.

Тела, вещества, частицы

1

0

1

27.09.2022

Практическая работа;

9.

Разнообразие веществ

1

0

1

03.10.2022

Практическая работа;

10.

Воздух и его охрана. Состав, свойства

1

0

1

04.10.2022

Практическая работа;

11.

Вода и жизнь

1

0

1

10.10.2022

Практическая работа;

12.

Превращения и круговорот воды

1

0

0

17.10.2022

Устный опрос;

13.

Берегите воду

1

0

0

18.10.2022

Устный опрос;

14.

Что такое почва

1

0

1

24.10.2022

Практическая работа;

15.

Разнообразие растений

1

0

0

25.10.2022

Устный опрос;

16.

Солнце, растения и мы с вами

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос;

17.

Размножение и развитие растений

1

0

0

08.11.2022

Устный опрос;

18.

Охрана растений

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос;

19.

Разнообразие животных

1

0

0

15.11.2022

Устный опрос;

20.

Кто что ест. Цепи питания

1

0

0

21.11.2022

Тестирование;

21.

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

0

0

22.11.2022

Устный опрос;

22.

Размножение  и развитие животных

1

0

0

28.11.2022

Устный опрос;

23.

Охрана животных

1

0

0

29.11.2022

Устный опрос;

24.

В царстве грибов

1

0

0

05.12.2022

Устный опрос;

25.

Великий круговорот жизни

1

0

0

06.12.2022

Тестирование;

26.

Проверь себя по разделу «Эта удивительная природа».

1

1

0

12.12.2022

Письменный контроль;

27.

Организм человека

1

0

0

13.12.2022

Устный опрос;

28.

Органы чувств

1

0

0

19.12.2022

Устный опрос;

29.

Надежная защита организма

1

0

0

20.12.2022

Устный опрос;

30.

Опора тела и движение

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос;

31.

Наше питание. Пищеварительная система

1

0

0

27.12.2022

Устный опрос;

32.

Наши проекты: «Школа кулинаров»

1

0

0

16.01.2023

Зачет;

33.

Дыхание и кровообращение

1

0

0

17.01.2023

Устный опрос;

34.

Умей предупреждать болезни

1

0

0

23.01.2023

Устный опрос;

35.

Здоровый образ жизни

1

0

1

24.01.2023

Практическая работа;

36.

Проверь себя по разделу «Мы и наше здоровье».

1

1

0

30.01.2023

Письменный контроль;

37.

Огонь, вода и газ

1

0

0

31.01.2023

Устный опрос;

38.

Чтобы путь был счастливым

1

0

0

06.02.2023

Устный опрос;

39.

Дорожные знаки

1

0

0

07.02.2023

Устный опрос;

40.

Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

0

0

13.02.2023

Тестирование;

41.

Опасные места

1

0

0

14.02.2023

Устный опрос;

42.

Природа и наша безопастность

1

0

0

20.02.2023

Устный опрос;

43.

Экологическая безопасность

1

0

0

21.02.2023

Устный опрос;

44.

  Проверь себя по разделу «Наша безопасность».

1

1

0

27.02.2023

Письменный контроль;

45.

Для чего нужна экономика

1

0

0

28.02.2023

Тестирование;

46.

Природные богатства и труд людей- основа экономики

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос;

47.

Полезные ископаемые

1

0

1

07.03.2023

Практическая работа;

48.

Растениеводство

1

0

0

13.03.2023

Устный опрос;

49.

Животноводство

1

0

0

14.03.2023

Устный опрос;

50.

Какая бывает промышленность

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос;

51.

Наши проекты: «Экономика родного края»

1

0

0

21.03.2023

Устный опрос;

52.

Что такое деньги

1

0

0

03.04.2023

Устный опрос;

53.

Государственный бюджет

1

0

0

04.04.2023

Устный опрос;

54.

Семейный бюджет

1

0

1

10.04.2023

Практическая работа;

55.

Экономика и экология

1

0

0

11.04.2023

Устный опрос;

56.

Проверь себя по разделу «Чему учит экономика».

1

1

0

17.04.2023

Самооценка с использованием «Оценочного листа»;

57.

Золотое кольцо России

1

0

0

18.04.2023

Устный опрос;

58.

Золотое кольцо России

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

59.

Золотое кольцо России

1

0

0

24.04.2023

Устный опрос;

60.

Наши ближайшие соседи

1

0

0

25.04.2023

Устный опрос;

61.

На севере Европы

1

0

0

02.05.2023

Устный опрос;

62.

Что такое Бенилюкс?

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос;

63.

В центре Европы

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос;

64.

Путешествие по Франции и Великобритании

1

0

0

16.05.2023

Устный опрос;

65.

На юге Европы

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;

66.

По знаменитым местам мира

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос;

67.

Проверь себя по разделу  «Путешествие по городам и странам»

1

1

0

23.05.2023

Письменный контроль;

68.

Презентация проектов

1

0

1

23.05.2023

Зачет;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

6

8

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс Автор(ы): Плешаков А. А., Крючкова Е. А.,
Соловьева А. Е.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/8/2/

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

плакаты по темам, оборудование кабинета

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Колонки
4. Компьютер
5. Термометр
6. Гербарий.
7. Коллекции полезных ископаемых































Приложение

Контрольно – измерительный материал к рабочей программе по окружающему миру.

Четверть

Количество часов в четверть

Количество контрольных тестов

I

15

1

II

16

1

III

20

2

IV

17

2

Итого в год

68

6

Количество часов в неделю – 2 часа.



Оценивание проверочных работ по окружающему миру.

К качестве проверочных работ использую тесты

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.


Оценки:

«5» - 90-100%

«4» - 70-80%

«3» - 50-60%

«2» - 0-40%

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

«Как устроен мир?»

26.09.2022год


1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глина, птица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;

  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;

  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;

  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

  • они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

  • они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

  • они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

5.Животные – это:

  • звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;

  • птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

  • птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

  • из-за пожаров и стихийных бедствий;

  • из-за изменения климата на Земле;

  • из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  • прозрачные;

  • бесцветные;

  • чистые.

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

  • от использования воды в быту;

  • от использования воды в производстве;

  • от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

  • создают заповедники, ботанические сады;

  • создают бульвары и скверы;

  • создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

  • заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

  • заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

  • заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб подосиновик комар

ёжик опята крот

земляника олень кит

берёза боровик кедр

12.К внутреннему миру человека относятся:

  • мечты, рост, возраст, характер, вес;

  • знания, настроение, характер, мысли, мечты;

  • руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать воображение

способность хранить информацию мышление

способность представлять себе то, чего нет восприятие

способность получать информацию об окружающем память


14. Сведения о редких растениях и животных занесены:

  • в Почётную книгу;

  • в Красную книгу

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1 по теме

«Как устроен мир?»


1.Ромашка, горы,  глинаптица, облака, дерево,

2. Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.человек, животные, растения, грибы, микробы;

4.они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;

5.птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;

6.из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.чистые.

8.от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.создают заповедники, ботанические сады.

10.заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;

11.ёжик ,  олень ,  кедр

12.знания, настроение, харакрте, мысли, мечты;

13.

способность думать - мышление

способность хранить информацию - память

способность представлять себе то, чего нет - воображение

способность получать информацию об окружающем- восприятие

14.в Красную книгу






ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме

«Эта удивительная природа»

12.12.2022

1.Что называют телом?

  • всё то, что сделано руками человека;

  • любой предмет, любое живое существо;

  • любое растение, насекомое, птицу или животное.

2.В какой строчке указаны только тела?

  • кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;

  • парта, доска, стол, стул, лампа;

  • карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.В какой строчке указаны только вещества?

  • алюминий, железо, медь;

  • алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;

  • кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

  • вода, крахмал, соль, перец;

  • кефир, ряженка, хлор, фтор;

  • азот, кислород, углекислый газ.

5.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • азот;

  • кислород;

  • углекислый газ.

6.Какими свойствами обладает воздух?

  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;

  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

9.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?

  • облако капелька воды поверхность океанов, морей, рек и суши

испарение воды водяной пар облако;

  • облако поверхность океанов, морей, рек и суши капельки воды

водяной пар облако;

  • облако водяной пар поверхность океанов, морей, рек и суши

капелька воды облако.

10.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

  • животные;

  • растения;

  • грибы и микробы.

11.Из чего состоит почва?

  • из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;

  • из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

  • из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

12.Что растения получают из почвы?

  • перегной, песок, глину;

  • воздух, воду, соли;

  • остатки растений и животных.

13.Что влияет на плодородие почвы?

  • наличие в почве перегноя;

  • наличие в почве воды;

  • наличие в почве песка и глины.

14.Как называется наука о растениях?

  • ботаника;

  • зоология;

  • астрономия.

15.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

16.Как называется наука о животных?

  • ботаника;

  • зоология;

  • астрономия.

17.Какое из указанных животных относится к рыбам?

  • дельфин;

  • бегемот;

  • карп.

18.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

  • куколка;

  • птенец;

  • икринка.

19.Какие растения применяются в медицине?

  • красивые;

  • лекарственные;

  • высокие.

20.Какие животные занесены в Красную книгу?

  • тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

  • корова, лошадь, гусь, петух;

  • свинья, овца, утка, индюк.

ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2 по теме

«Эта удивительная природа»


1.любой предмет, любое живое существо;

2.парта, доска, стол, стул, лампа;

3.алюминий, железо, медь;

4.азот, кислород, углекислый газ.

5.кислород;

6.прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

7.фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.вода, превращаясь в лёд, расширяется;

9.облако, капелька воды, поверхность океанов, морей, рек и суши, испарение воды, водяной пар ,облако;

10.растения;

11. из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;

12. воздух, воду, соли;

13.наличие в почве перегноя;

14.ботаника;

15.Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

16.зоология;

17.карп.

18. куколка;

19.лекарственные;

20.тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме

«Мы и наше здоровье»

30.01.2023



1.Зачем нужно знать свой организм?

  • Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

  • Чтобы мыслить, говорить, трудиться;

  • Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

  • Физиология;

  • Зоология;

  • Анатомия.

3.Сколько органов чувств вы знаете?

  • 7;

  • 6;

  • 5.

4.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

  • Без кишечника;

  • Без головного мозга;

  • Без селезёнки.

5.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

  • Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

  • Горбатый, бледный, хилый, низкий;

  • Стройный, сильный, ловкий, статный.

6.Соедини линиями органы и их функции:

глаза орган осязания

уши орган вкуса

нос орган зрения

кожа орган обоняния

язык орган слуха

7.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

  • Делает кожу мягкой и упругой;

  • Делает кожу крепкой и сильной;

  • Делает кожу ловкой и стройной.

8.Какова роль скелета человека?

  • Защищает внутренние органы от повреждений;

  • Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;

  • Является опорой тела.

9.Какой орган расположен внутри черепа?

  • Почки;

  • Головной мозг;

  • Селезёнка.

10.Для чего человеку нужна пища?

  • С пищей человек получает питательные вещества;

  • С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;

  • С пищей человек получает воду и витамины.

11.Где начинается пищеварение?

  • Во рту;

  • В желудке;

  • В кишечнике.

12. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

  • В носу;

  • В бронхах;

  • В лёгких.

13.Подземная часть гриба называется:

  • Грибовница;

  • Грибница;

  • Грибок.


ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 3 по теме

«Мы и наше здоровье»


1.Чтобы сохранять и укреплять здоровье;

2.Анатомия.

3. 5.

4.Без головного мозга;

5.Стройный, сильный, ловкий, статный.

6.глаза- орган зрения, уши - орган слуха, нос- орган обоняния, кожа- орган осязания, язык- орган вкуса

7.Делает кожу мягкой и упругой;

8.Является опорой тела.

9. Головной мозг;

10. С пищей человек получает питательные вещества;

11.Во рту;

12.В лёгких.

13.Грибница;


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме

«Наша безопасность»

27.02.2023


1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

01 газовая служба

03 пожарная охрана

04 скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

  • Убежать;

  • Закричать, позвать на помощь;

  • Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?

  • Выйти и посмотреть, где и что горит;

  • Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

  • Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

  • Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

  • Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

  • Выйти из квартиры.

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?

  • Открыть окно;

  • Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;

  • Зажечь спичку.

6.Переходя улицу, необходимо быть:

  • Сильным, смелым, стройным;

  • Собранным, внимательным, осторожным;

  • Умным, красивым, радостным.

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

  • С 14 лет;

  • С 10 лет;

  • С 18 лет.

8.Как выглядят запрещающие знаки?

  • Знак в виде красного треугольника;

  • Знак в виде красного круга;

  • Знак в виде синего круга.

9.Какое из утверждений верное?

  • Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

  • Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

  • Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

  • Дышать через мокрое полотенце;

  • Спрятаться в шкаф;

  • Спрятаться под кровать.

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

  • Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

  • Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

  • Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

12.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

  • Будет скучно;

  • Не будет видно дороги;

  • Может подстерегать преступник.

13.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

  • Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

  • Прятаться в зарослях кустарника;

  • Покидать открытое место.


ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 4 по теме

«Наша безопасность»


1.04- газовая служба, 01 -пожарная охрана, 03- скорая помощь

2.Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

4.Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;

5.Открыть окно;

6.Собранным, внимательным, осторожным;

7. С 14 лет;

8.Знак в виде красного круга;

9. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

10. Дышать через мокрое полотенце;

11.Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

12.Может подстерегать преступник.

13. Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;


ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме

«Чему учит экономика?»

17.04.2023


1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  • Врачи;

  • Геологи;

  • Строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  • Песок, глина;

  • Гранит, торф;

  • Каменный уголь, поваренная соль.

3.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  • Мрамор, гранит;

  • Природный газ, нефть;

  • Золото.

4.Зачем мы собираем металлолом?

  • Сохраняем запасы руды;

  • Очищаем территорию от мусора;

  • Участвуем в соревновании между классами.

5.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овцеводство, кактусоводство;

  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

  • Полеводство, овощеводство, оленеводство.

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Картофель, подсолнечник, лён, земляника;

  • Кабачок, патиссон, огурец, капуста;

  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

7.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Капуста, картофель, лён, овёс;

  • Лук, чеснок, перец, апельсин;

  • Яблоня, груша, черешня, малина.

8.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Ткач, газосварщик, геолог;

  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

  • Инженер, механик, докер.

9.Домашние птицы – это:

  • Фазаны, куропатки, страусы;

  • Павлины, орлы, беркуты;

  • Индейки, куры, гуси.

10.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;

  • Арбузы, дыни, тыкву;

  • Василёк, подснежник, гиацинт.

11.Что такое бартер?

  • Процесс купли-продажи товара;

  • Прямой обмен одних товаров на другие;

  • Один из видов дохода.

12.Из чего складывается бюджет?

  • Из зарплаты и стипендии;

  • Из денег;

  • Из доходов и расходов.

13.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из заработной платы граждан;

  • Из доходов предприятий и фирм;

  • Из налогов граждан и предприятий.

14.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • Услуги;

  • Товары;

  • Экономика.

15.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • Машинами и механизмами;

  • Электроэнергией;

  • Выплавкой стали.


ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5 по теме

«Чему учит экономика?»


1.Геологи;

2. Песок, глина;

3.Природный газ, нефть;

4.Сохраняем запасы руды;

5.Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;

6. Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

7.Яблоня, груша, черешня, малина.

8.Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;

9.Индейки, куры, гуси.

10.Картофель, зерно, тимофеевку;

11.Прямой обмен одних товаров на другие;

12.Из доходов и расходов.

13.Из налогов граждан и предприятий.

14.Товары;

15.Выплавкой стали.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме

«Что мы узнали и чему научились за год?»

23.04.2023



1.Если в квартире возник пожар, необходимо:

  • Звонить по телефону 01;

  • Звонить по телефону 04;

  • Ждать, когда он сам погаснет.

2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

  • Предупреждающие;

  • Предписывающие;

  • Запрещающие.

3.Какой газ необходим для дыхания?

  • Азот;

  • Кислород;

  • Углекислый газ.

4.Сведения о редких растениях и животных занесены:

  • В Почётную книгу;

  • В Красную книгу.

5.Какая из цепей питания указана правильно?

  • Дерево дятел жук-короед;

  • Гусеница растение птица;

  • Рожь мышь змея орёл.

6.Шахты строят для добычи:

  • Каменного угля;

  • Нефти;

  • Глины.

7.Для разведения рыб служит:

  • Ферма;

  • Прудовое хозяйство;

  • Пасека.

8.Тепловая электростанция сокращённо называется:

  • АЭС;

  • ГЭС;

  • ТЭС.

9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

  • Стипендия;

  • Зарплата;

  • Пенсия.

10.Ярослав Мудрый основал город:

  • Ярославль;

  • Кострому;

  • Сергиев Посад.

11.Морскую границу с нашей страной имеют:

  • Норвегия и Исландия;

  • Монголия и Северная Корея;

  • США и Япония.

12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

  • В Италии;

  • Во Франции;

  • В Великобритании.


ОТВЕТЫ

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме

«Что мы узнали и чему научились за год?»


1.Звонить по телефону 01;

2.Запрещающие.

3.Кислород;

4.В Красную книгу.

5.Рожь мышь змея орёл.

6.Каменного угля;

7.Прудовое хозяйство;

8.ТЭС.

9.Зарплата;

10. Ярославль;

11.США и Япония.

12.Во Франции;