СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики составлена на основе учебника Шемшуриной А.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКиСЭ. Модуль "Светская этика"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение



«Рассмотрено на заседании ШМО»

Руководитель ШМО

_____ /

Протокол № 1

от «___» сентября 2018г.


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_________/

Протокол № ____

от «___» сентября 2018г

«Утверждено»

Директор школы

__________ /

Приказ № ___

от «___» сентября 2018г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА






по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль «Светская этика»

для 4 классов























2018- 2019 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа начального общего образования по основам религиозных культур и светской этике составлена на основе программы общего начального образования по основам религиозных культур и светской этике с учётом авторской программы Шемшуриной А.И.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  2. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)

  3. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). С 1 сентября 2012-13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях вводится комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

  4. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373

  5. Закон Российской Федерации «Об образовании №122-ФЗ» (статьи 7, 9, 32)

  6. Приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 12.07.2011г. №1093

  7. Учебный план на 2018-2019 учебный год.

  8. Положение о рабочей программе, утвержденного приказом (название школы)

  9. Авторская программа начального общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» Шемшуриной А.И.

  10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2018-2019 учебный год.

  11. Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"

  12. Приказ с изменениями внесенными приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;  приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38.

  13. "Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».


На официальном сайте Минобрнауки РФ разъясняется: «Планируется, что учебники, отобранные по новому порядку поступят в общеобразовательные учреждения к 2016-2017 учебному году. Учебники, которые приобретены образовательными учреждениями в этом году или раньше, также будут использоваться, пока не истечет срок износа (в среднем он составляет 5 лет)».

Рабочая программа реализуется в общеобразовательных классах в соответствии с учебным планом на 2018 – 2019 учебный год и рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году). В базисном учебном плане на изучение ОРКСЭ отведено 34 часа в год в 4 классах (1 час в неделю). Реализация учебной программы обеспечивается УМК, используемых в 2018 – 2019 учебном году:

1. Шемшурина А.И. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ - М.: Просвещение, 2017

2. Данилюк А.Я. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы», книга для учителя - М.: «Просвещение», 2012 – 240с.

3. Данилюк А.Я. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы», книга для родителей - М.: «Просвещение», 2012 – 32с.

4. Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной - М.: «Просвещение», 2017.

В рамках нового ФГОС разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Стратегические цели Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС и курса ОРКСЭ практически совпадают.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На воспитание именно такого гражданина России ориентирован курс ОРКСЭ, нацеленный на формирование у младшего подрост­ка основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых из­мерениях, установок и ценностей, обес­печивающих осознанный нравственный выбор.

Если в содержании общего образования духовные идеалы, нравственные ценности, моральные нормы размыты, то в новых ФГОС они четко определены. В свою очередь курс ОРКСЭ их конкретизирует.

Основная цель обучения является духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Исходя из социального заказа, который сформирован сегодня государством важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целью изучаемого курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Согласно концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом общеобразовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия. Учебник имеет положительные экспертные заключения по результатам научной РАН (№ 10106-5215/153 от 15.10.2013г.), педагогической (заключения РАО (№ 112 от 29.01.2014г., № 282 от 05.02.2015г.) и общественной (заключения РКС №132 от 07.02. 2014г., №952 от 01.04.2015г.) экспертиз. Учебник Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ - М.: Просвещение, 2017 – 159 с.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

«Ученик научиться»

Личностными результатами изучения предмета ««Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания:

Требования к личностным результатам:

        1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

        2. учащиеся получат возможность оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

        3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

        5. развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

        6. развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

        7. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        8. наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

        9. наличие эстетических чувств, умения видеть красоту мира, красоту и внутренний смысл православной культуры;

        10. установка на здоровый образ жизни;

        11. принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей жизни нормам природоохранного, нерасточительного поведения.

Требования к метапредметным результатам:

  1. ученик научиться принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; искать средства ее осуществления;

  2. планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; в том числе во внутреннем плане; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  3. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  4. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  5. проявлять коммуникативную активность при получении знаний в диалоге (учащиеся приобретут навык занимать позицию в дискуссиях и высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  6. научатся осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  7. приобретут умение извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;

  8. овладеют навыками смыслового чтения печатных текстов через бережное отношение к слову;

  9. овладеют навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  10. овладеют логическими действиями анализа объектов с выделением существенных признаков, синтеза, как составления целого из частей, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. научатся слушать собеседника и вести диалог; допуская возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  12. научатся формулировать собственное мнение и позицию;

  13. ·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  14. разовьют умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками;

  15. определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  16. ученики овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, схемы.

  17. получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

  18. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  19. определять тему и главную мысль текста;

  20. делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  21. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  22. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  23. понимать информацию, представленную в неявном виде

  24. пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  25. соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  26. формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  27. сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  28. составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

  29. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения;

  30. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.


Требования к предметным результатам:

  1. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  2. знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

  3. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  4. формирование первоначальных представлений о истории и современности России;

  5. формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  6. осознание ценности человеческой жизни;

  7. знание важнейших страниц истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь России;

  8. нравственная оценка поведения исторических лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

  9. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

«Ученик получит возможность научиться».

- Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.

- Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. - Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях.
- Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей;
- Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам.









Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


Включение национально-регионального компонента в изучение курса ОРКСЭ позволяет расширить знания о родном крае, о его традициях, культуре и самобытности, в данном случае о республике Бурятия. Уроки включающие национально-региональный компонент проводятся в виде проектов, презентаций, посещением музеев и исторических мест г. Улан-Удэ, Республики Бурятии.


Учебный курс создает основу для:

  • освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;

  • понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни;

  • знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.


Методические подходы: личностно-ориентированный, системно-деятельностный.

Принципы обучения: доступности, наглядности, сознательности и активности, научности.

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках.

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  1. словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  2. наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  3. практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  4. репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  5. индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Основные виды деятельности, входящие в содержание программы:

  1. Познавательная деятельность: техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация и т.п.); установление причинно-следственных связей; наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез, построение модели и ее проверка.

  2. Преобразующая деятельность: выявление противоречий, постановка вопросов, задач, по преобразованию реальности, действия в ситуации неопределенности, способы самоопределения, выбор, поиск новых путей решения проблем, моделирование, проектирование.

  3. Общеучебная деятельность: методы учения (организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка сообщений, докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.), методы взаимообучения (навыки работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.…)

  4. Самоорганизующая деятельность: способы самостоятельной постановки целей, планирование, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего продвижения.

Формы учебной работы на занятиях в рамках курса:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация) при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок.

Составление галереи образов. Эта работа направлена, прежде всего, на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Внеурочная работа в рамках изучения курса

Экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся. Внеурочная деятельность с применением НРК позволяет более полно расширить знания о своем родном крае, его особенностях и достопримечательностях, так как занятия могут проходить вне учебного заведения, например, выезд в музей народов Забайкалья.

Диагностика:

В течение года планируется провести три диагностических работы.

Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету и развитии навыка целеполагания в форме анкетирования.

Текущая диагностика проводится в конце первого полугодия в форме творческих работ с целью выявления уровня полученных знаний (урок 16-17).

Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся.

Объекты и средства материально-технического обеспечения:

Учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию;

  • электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

  • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

  • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

  • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

  • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

  • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

  • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

  • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

  • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса, карты.


Содержание и технологический инструментарий нового учебного курса обеспечивают условия для решения образовательных задач и задач развития личности школьника, младшего подростка, так как позволяют:

- передать школьнику знания об основах религиозных культур, светской этике;

- расширить его кругозор, обеспечить возможность развивать и расширять культуроведческие знания в основной школе;

- развивать умения учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

- достигать личностного роста, обогащения эмоциональной и познавательной сфер школьника в ходе приобретения им представлений о нравственных идеалах и ценностях, традициях многонациональной культуры нашей страны, сопричастности к ней;

- сформировать содержательные, понятийные, ценностно- смысловые связи с другими учебными предметами начальной и основной школы – историей, географией, литературой.

Самое ценное то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью, т.к. в осмыслении разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Родители отдаляются от школы, и в последнее время мы делаем колоссальные усилия, чтобы повернуть их лицом к школе. Наши дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в нём, жить в новом мире по-новому. Каждый из модулей курса рассказывает школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Одна из важнейших задач курса ОРКСЭ — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Самая важная функция настоящего семейного общения – создание особой атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова), в которой есть время на разговоры о главном: о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле. Как правило, на это остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости. В этом возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное участие в его жизни.

Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Этот курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Курс способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы нашей школы, направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине к ее людям, их труду, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам, усвоение нравственных ценностей.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.





Система оценивания:

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Грамотная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе школы. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи: -подведение итогов работы; -сравнение (с самим собой и другим).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачет-незачет»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. Рекомендуется использование технологии портфолио: составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом. Одним из способов оценивания учеником своей деятельности и учителем их учебных результатов может являться систематическое обращение к материалам рубрик учебника: учащиеся под руководством учителя формулируют в начале урока его задачи и анализируют в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов.

При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов. Ученики должны быть ориентированы в большей степени на самооценку, оценка учителем осуществляется в диалоге с учеником, она может быть изменена, уточнена. Педагог, в конечном счете, работает со шкалой требований к качеству обучения, приучая детей самостоятельно определять, какое умение нужно сформировать для решения конкретной содержательной или методической задачи.















Тематическое планирование

по основам религиозных культур и светской этике

Модуль «Основы светской этики»

Класс 4

Учитель:

Количество часов

Всего 34 часа; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков, зачетов, тестов 0 ч.;

Презентация творческих проектов 4 ч.

Планирование составлено на основе авторской программы по основам духовно-нравственной культуры. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.

Учебник Шемшурина А.И.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. организаций/ - М.: Просвещение, 2017

Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики» А.И. Шемшуриной - М.: «Просвещение», 2017.


п/п

урока

Дата

проведения урока

Наименование раздела, тема урока

Количество часов

Характеристика

деятельности учащихся

примечание



1


Россия - наша Родина

1

Формирование чувства гордости за свою Родину, общие представление об отечественной религиозно-культурной традиции (многонациональная, многоконфециальная) РОССИИ; развитие этических чувств и норм



2




Этика – наука о нравственной жизни человека.

1

Знакомство с общественными нормами нравственности и морали



3




Добрым жить на свете веселей.

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.



4




Правила общения для всех.

1

Установка взаимосвязи между религиозной (православной) культурой и поведением людей. Анализ жизненных ситуаций, выбор нравственные формы поведения, сопоставление их с нормами разных культурных традиций



5




От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Добро и зло как основные этические понятия


6


Каждый интересен.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



7


Премудрости этикета.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей


8


Красота этикета.

1

Установка взаимосвязи между культурой и поведением людей.



9


Простые школьные и домашние правила этикета.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



10


Чистый ручеёк нашей речи.

1

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения



11


В развитие добрых чувств – творение души.

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



12


Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.




13


Чувство Родины.

1

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.



14


Жизнь протекает среди людей.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



15


Чтобы быть коллективом.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



16


Коллектив начинается с меня.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



17


Мой класс – мои друзья.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



18


Ежели душевны вы и к этике не глухи.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



19


Жизнь священна.

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



20


Человек рождён для добра.

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



21


Милосердие – закон жизни.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



22


Жить во благо себе и другим.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



23


Следовать нравственной установке.

1

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.


24


Достойно жить среди людей.

1

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)



25


Уметь понять и простить.

1

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.



26


Простая этика поступков.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей


27


Общение и источники преодоления обид.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей


28


Ростки нравственного опыта поведения.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей



39


Доброте сопутствует терпение.

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей


30


Действия с приставкой «СО».

1

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей


31


С чего начинается Родина.

1

Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.


32


В тебе рождается патриот и гражданин.

1

Знакомство с ценностями: Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.


33


Человек – чело века.

1

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм


34


Слово, обращённое к тебе.

1

Подведение итогов. Презентация творческих работ. Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.