СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по осетинскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МКДОУ Детский сад №7:

 -  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по осетинскому языку»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №7 г.БЕСЛАНА»




ПРИНЯТО

решением заседания

педагогического совета

от «07 »сентября 2017 г.

1

Протокол № 1

от «07» сентября 2017 г.



УТВЕРЖДАЮ

заведующий МКДОУ №7

_______ М.Н.СОЗАНОВА


УТВЕРЖДЕНО

приказом по МКДОУ №7

025


от «07» сентября 2017 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ВОСПИТАТЕЛЯ ОСЕТИНСКОГО ЯЗЫКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД №7 Г.БЕСЛАНА»



















г. БЕСЛАН


2016г.




I.Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность МКДОУ Детский сад №7:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;

- СанПиНом 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

- Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации).
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения.

В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа, в основе которой лежит примерная образовательная программа « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствии с ФГОС ДО возможности и рамки национального компонента расширены с 20% до 40%, но изучение осетинского языка в ДОУ планируется по «Инструктивно – методическому письму по организации учебно – воспитательного процесса на осетинском языке ДОУ РСО – Алания» от 2004г. Учебный план ДОУ предусматривает обязательное изучение осетинского языка (3 раза в неделю ) с 2 – 7 лет. Срок реализации программы - 5 лет.


Основная цель обучения осетинскому языку.

1.Учить аудированию (восприятию) и говорению.

2. Формировать словарь осетинского (родного ) языка.

3.Учить правильно и отчетливо произносить звуки осетинской речи, различать их на слух.

4.Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении.

5.Совершенствовать диалогическую форму речи путём театрализованной деятельности. Развивать умение выразительно, связно, последовательно пересказывать осетинские сказки; составлять небольшие творческие рассказы из 3-4 предложений.

6.Повысить уровень творческой активности родителей.

7.Развивать познавательную творческую активность.



Задачи

  1. Развитие психических функций, связанных с речевыми процессами (восприятия, памяти, мышления) и личностных качеств (эмоциональных, творческих, социальных, языковых).

  2. Развитие способности к усвоению осетинского языка (фонематический слух, объем слухоречевой памяти, скоростное проговаривание, которые могут стать мотивирующим фактором для дальнейшего изучения осетинского языка)

  3. Ввести детей в мир культуры родного края.

  4. Формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению осетинского языка, желанию общаться на нем.





Принципы построения программы по ФГОС:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • сотрудничество Организации с семьей;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

учет этнокультурной ситуации развития детей.





















Принципы обучения осетинскому языку.



  1. Принцип реализации личностно – ориентированного подхода.

  2. Принцип формирования коммуникативной компетенции.

  3. Принцип развития у детей культурологической компетенции.

  4. Обучение осетинскому языку происходит в ходе участия детей в играх, сценках, инсценировках.

  5. Принцип взаимосвязи.

  6. Принцип поэтапности.

  7. Обучение осетинскому языку направлено на формирование личности ребенка.



Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность.

Все занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными национальными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой развития детей предусматривается решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Знания, полученные детьми на занятиях необходимо закреплять в течение дня во всех режимных моментах: во время прогулки детей, утренней гимнастики, проведение завтрака, обеда, ужина и т.д. Для достижения этой цели в ДОУ создана предметно – развивающая среда с учетом национально – регионального компонента.



Основной контингент – дети, не владеющие осетинской разговорной речью. Занятия проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.


Используемая методическая литература соответствует возрастным показателям и тематике ДОУ.

  1. «Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений» под редакцией К.Т.Джимиевой.

  2. Методические рекомендации для воспитателей по приобщению к традиционной культуре осетин и обучению осетинскому языку детей дошкольного возраста.(Из опыта работы Ф.Х.Каллаговой.)

  3. А. Цакулова«Учебно – методическое пособие по обучению осетинскому языку как второму детей младшей, средней группы ДОУ

  4. Джимиты К. «Ирон æвзаг ахуыргæнæн чиныг рæвдауæндæттæн.

  5. ТокатыДз. «Ирон æвзаджы чиныг рæвдауæндæттæн.

  6. Моураты М. «Дидактикон æрмæг ныхасы рæстыл кусынæн»

«Дидактикон хъæстытæ æмæ улæфты минуттæ»

«Æмбисæндтæ æмæ уыци – уыцитæ»


Структура и содержание программы.


  • Младшая группа (дети с 3 до 4 лет)

  • Средняя группа (дети с 4 до 5 лет)

  • Старшая группа (дети с 5 до 6 лет)


В каждой возрастной группе определяются конкретные задачи по устному речевому общению детей на осетинском языке, применяются игровые образовательные технологии для их осуществления, перевод с русского языка на осетинский и с осетинского на русский язык.


Программа представлена следующими направлениями работы:

        1. Связная речь (говорение).

        2. Аудирование.

        3. Звуковая культура речи: знакомство со звуками.

        4. Активный и пассивный словарь.

        5. Грамматический строй речи.


Содержание работы.

1.Расширение словаря:

-- Введение в активный словарь новых слов и понятий.

- Развитие навыков и умений диалогической речи детей.

- Участие в диалоге с использованием образцов и наглядности.

- Участие в диалоге в старших группах без образца.

- Рассказывание по зрительной опоре (игрушки, картинки, предметы)

-Составление предложений из:

2 – 3 слов – в младшей группе,

3 – 4 слов – в средней группе,

4 – 5 слов – в старших группах.

- Ответы на вопросы педагога.

- Установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова.


2.Аудирование:

  • Учить воспринимать на слух тексты разной протяженности в разных возрастных группах.

  • Учить воспринимать на слух тексты стихотворений, загадок, звуковых зарядок, физкультминуток.

  • Учить по словесному описанию педагога находить предмет, показывать картинки, принести, отнести и положить что – либо.

  • Учить инсценировать тексты художественной литературы, рассказывать стихи.

  • Учить переводить слова и предложения с осетинского на русский и наоборот.



3.Знакомство со звуками:

-- Упражнять в произношении звуков: Ы, Æ, ХЪ, КЪ, ТЪ, ПЪ, ГЪ, ДЖ, ЦЪ, ЧЪ.

-- Работать во всех возрастных группах над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение звуков.


4.Развитие грамматического строя:

-- Составление предложения по образцу и без него.

-- Составление предложения по содержательным опорам,

-- Формирование навыка образования множественного числа имен существительных и в связке с другими частями речи.

-- Формирование умения отвечать на падежные вопросы по темам.

-- Формирование умения согласовывать слова в предложениях по числу и падежу


  1. Коммуникативные навыки:

-- Здороваться и прощаться (Æгас цу! Дæбон хорз! Хæрзбон! Фæндараст!)

-- Благодарить (Бузныг, стыр бузныг)

-- Вежливо просить (Бахатыр кæн, дæ хорзæхæй)

-- Предлагать (Табуафси)


Основные группы умений:


-- Интеллектуальные (опираясь на словарный запас уметь переводить слова с русского на осетинский и наоборот)


-- Коммуникативные (уметь слушать речь педагога, правильно отвечать на вопросы, задавать вопросы сверстникам, уметь приветствовать на осетинском языке, отвечать на приветствие, благодарить за оказанную услугу, просить прощения)


-- Региональные (уметь инсценировать произведения национальной литературы, знать произведения русого народного творчества, иметь представление о традициях осетин, играть в национальные игры.

Нравственно - интернациональное воспитание одно из важнейших задач при обучении и воспитании детей.










Структура занятия по обучению детей осетинскому языку.

  1. Тема занятия

  2. Цели

Ход занятия

  1. Звуковая зарядка

  2. Рифмовка

  3. Повторение пройденного материала

  4. Физминутка

  5. Знакомство с новым материалом

  6. Аудирование

  7. Работа вне занятия


Общение детей на осетинском языке вне занятий.

    1. Вне занятий создавать речевую среду:

-- Повторить стихотворные тексты,

-- Повторить физкультминутки во время прогулок,

-- Приобщать детей к художественной литературе, разучивать роли для инсценировок.

-- Учить отвечать на вопросы,

-- Закреплять во время еды названия блюд, продуктов питания.

-- Закреплять названия одежды и обуви – действия с ними,

-- На прогулке повторить национальные игры, физкультминутки,

-- Учить детей пользоваться считалками,

-- Наблюдать за явлениями природы, узнавать 1 – 4 дерева (Бæрз бæлас, фæткъуы бæлас),

-- Узнавать 1 – 3 зимующих птиц (Халон, бæлон, сырдтонцъиу), и перелетных птиц (зæрватыкк, сауцъиу).



Роль родителей в обучении устному общению детей на осетинском языке.

На родительском собрании довести до сведения родителей, что из – за снижения уровня владения родным языком большей частью населения наблюдается сокращение доли осетинского языка во всех сферах его применения. Обучение осетинскому языку введено во всех образовательных учреждениях республики, начиная с детского сада и заканчивая вузовским образованием. Детей же дошкольного учреждения необходимо подготовить к обучению в школе.

Актуальна роль родителей в процессе предшкольного образования ребенка.

Для этого педагоги приглашают родителей на занятия по осетинскому языку на развлечения, праздники привлекают к изготовлению костюмов к инсценированию.




Осетинские национальные праздники и развлечения.


        1. День рождения Коста.

        2. Хæдзаронтæ

3. Конкурс сказки на осетинском языке.

4. 15мая–ДЕНЬ осетинского ЯЗЫКА.

Необходимо проводить тематические вечера, утренники, развлечения.



Оснащение педагогического процесса обучения детей осетинскому языку


1.Оформление национальных зон, в осетинском стиле, с использованием осетинской символики.

2.Наличие в ДОУ «Инструктивно – методического письма по организации учебно – воспитательного процесса на осетинском языке в ДОУ РСО – Алания»

3.Наличие методического материала

Дидактические игры к воспитательно – образовательным материалам.

  • Осетинские народные сказки

  • Слайды

Осетинские народные игры для дошкольного возраста. 

4.Картины по тематике детского сада.

5.Инновационные технологии.

6.Таблицы «Кто и что?» - формирование представлений об одушевленных и неодушевленных предметах; «Один и много» - имена числительные.

7.Дидактический материал к играм.

8.ТСО: музыкальные и художественные произведения, фонозаписи правильной взрослой осетинской речи, грампластинки, слайды.

9.Предметы в натуральном виде, макеты, муляжи, игрушки и т.п.








 

 








Циклограмма

работы воспитателя (осетинского языка) МКДОУ № 7

Хамицаевой М.Т.

на 2017– 2018 уч.год

Дни недели

Время проведения

Содержание работы

Понедельник

800 - 815

Утренняя гимнастика (СТ. Гр)

815 - 900

Консультация для родителей

900 - 925

Фронтальное занятие (Стар. гр.)

925 - 940

Фронтальное занятие (2 мл. гр.)

945 - 1010

Индивидуальная работа с детьми (Стар. гр.)

1020 - 1050

Фронтальное занятие (МЛ. Гр)

1055 - 1500

Подбор материала на занятие. Работа по самообразованию.

Вторник

800 - 815

Утренняя гимнастика (Стар. гр.)

815 - 900

Осетинские народные игры ( Мл.)

900 - 1230

Индивидуальная работа с детьми (Стар. Подг. Ср.)

1230 - 1330

Изготовление пособий к занятиям

1330 - 1500

Работа с воспитателями

Среда

800 - 815

Утренняя гимнастика. (Ср.гр)

815 - 900

Консультация для родителей

900 - 925

Фронтальное занятие. (Ср.гр)

930 -940

Фронтальное занятие. (Мл. )

940 - 950

Фронтальное занятие. (Мл. )

1010 - 1035

Фронтальное занятие. (Ст.гр)

1035 - 1500

Оформление родительских уголков.

Четверг

800 - 815

Утренняя гимнастика. (Мл.гр)

815 - 900

Осетинские народные игры (. Мл.)

900 - 915

Фронтально занятие (2 мл. гр.)

920 -930

Фронтальное занятие. (Мл. )

935 - 945

Фронтальное занятие. (Мл. )

945 - 1035

Индивидуальная работа с детьми (Стар. Подг. Ср. )

1035 - 1500

Подбор материала на занятие. Работа по самообразованию

Пятница

800 - 815

Утренняя гимнастика. (Мл.. гр)

815 - 900

Консультация для родителей

900 - 930

Фронтальное занятие (СТ. Гр)

930 -950

Фронтальное занятие. (Ср.гр)

950 - 1030

Осетинские народные игры (Мл.ГР)

1030 - 1200

Изготовление пособий к занятиям

1200 - 1500

Работа со специалистами


 

                                                                                                Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

«Детский сад №7»

________/Созанова М.Н../

« »___________ 2017г.


Циклограмма воспитателя осетинского языка МКДОУ №7

Багаевой Зиты Ладиевны на 2017-2018 уч.г.

День недели

Время проведения

Формы работы

Понедельник

12.00- 19.00

12.00-13.00

13.00-14.00

14.10-15.30

15.40-15.55

16.00-16.20

16.30-17.00

17.05-18.00

18.00-19.00

Подготовка пособий

Оформление документов

Подготовка к занятиям

Фронтальные занятия в младшей группе

Фронтальные занятия в средней группе

Самообразование

Индивидуальная работа на прогулке(старшая, подгот гр)

Работа с родителями

Вторник

12.00- 19.00

12.00-13.00

13.00-14.00

14.00-15.00

15.20-16.20

16.20-16.45

15.45-17.40

18.00-19.00

Диагностика

Круглый стол со специалистами

Методическое время

Игры. Досуги.(по плану)

Заполнение тетрадей (связных)

Кружок «Хуры тын»

Работа с родителями

Методический день







Среда

8.30- 16.00

8.30-9.00

9.00-9.30

9.35-10.00

10.20-10.50

11.00-12.00

12.00-13.00

13.00-15.00

15.00-16.00

Консультация для родителей

Фронтальные занятия в младшей группе

Фронтальные занятия в подготовительной группе

Фронтальные занятия в старшей группе

Работа с детьми на прогулке

Оформление родительских уголков

Методическое время

Подготовка к занятиям

Четверг

8.00- 15.00

8.00-9.00

9.00-9.15

9.40-10.10

11.00-12.00

12.00-14.00

14.00-15.00

Диагностика

Фронтальные занятия в младшей группе

Фронтальные занятия в подготовит группе

Работа с метод литературой

Работа с детьми на прогулке

Подготовка пособий для дидактических игр

Самообразование

Пятница

8.30- 16.00

8.30-9.00

9.00-9.20

9.35-10.00

10.10-10.35

10.35-11.00

11.10-12.45

13.00-15.00

15.00-16.00

Подготовка к занятиям

Фронтальные занятия в младшей группе

Фронтальные занятия в средней группе

Фронтальные занятия в старшей группе

Самообразование

Методическое время

Подготовка пособий

Оформление документов


Осетинский язык. Перспективно – тематический план.




Неделя

Тема

Осетинский язык


Сентябрь

I

Детский сад

Рæвдауæндон

II

Семья

Бинонтæ


III

Транспорт

Транспорт


IV

Профессии

Професитæ

октябрь

I

Осень разноцветная

Фæззæг

II

Коста

Къоста

III

Хлеб-всему голова

Осетинские блюда

Дзул – адæмы хойраг.

Ирон хæринæгтæ

IV

Овощи и фрукты

Халсартæ æмæ дыргътæ

Ноябрь

I

Дружба. День народного единства

Хæлардзинад

II

Игрушки

Хъазæнтæ

III

Домашние животные и их детёныши

Хæдзары фос æмæ сæ лæппынтæ.


IV

Дикие животные

Сырдтæ

Декабрь


I

Зима . Зимние явления

Зымæг. Зымæджы фæзындтæ.

II

Неделя игры

Хъазæм æнæхъæн къуыри

III

Зима. Зимующие птицы.

Зымæг. Мæргътæ

IV

Новогодний калейдоскоп

Ног аз

Январь

II

Зима. Новый год. (Хæдзаронтæ)

Зымæг. Ног аз. (Хæдзаронтæ)

III

Птичья столовая

Цъиуты хойраг


IV

Посуда

Мигæнæнтæ.

Февраль

I

Одежда. (национальный костюм)

Уæлæ дарæс. (Разгæмдтæ, цухъатæ)

II

Мебель

Хæдзары дзаума

III

Защитники Отечества



IV

Конец зимы

Зымæг фæци

Март

I

Весна.

Уалдзæг.

II

8 Марта

8 Мартъи

III

Неделя театра

Театр

IV

Весна. Труд колхозников

Инструменты

Уалдзæг. Къолхозонты куыст

Кусæнгæрзтæ

Апрель

I

Части тела

Буары хæттæ

II

Космос

Космос

III

Книжкина неделя

Чингуыты къуыри


IV

Неделя здоровья

Æнæнизы къуыри

Май

I

День Победы

Уæлахизы барæгбон

II

Весна. Деревья

Уалдзæг.Бæлæстæ

III

Родной край - Иристон

Мæ райгуырæн бæстæ - Ирыстон


IV

Встречаем лето

Сæрд æрцæуы



Схематичный график

работы воспитателя (осетинский язык).


Цель: Обучение детей осетинской разговорной речи. Приобщение детей к элементам осетинской традиционной народной культуры.

Задачи: Формирование и развитие у детей умений и навыков осетинской разговорной речи. Ознакомление детей с элементами традиционной осетинской культуры.


Мероприятия

Сроки

I

Работа с детьми


1

Фронтальные занятия по подгруппам ( по 3 занятия по подгруппам)

По сетке занятий (еженедельно)

2

Работа с детьми по интересам

(кружковая работа)

II половина дня: (среда, четверг)

3

Индивидуальная работа с детьми Не освоившими материал


Ежедневно по возрастным группам

4

Участие в режимных моментах

Эпизодически

5

Проведение традиционных мероприятий по плану:

«Неделя Коста», «Хæдзаронтæ», «День осетинского языка». Конкурсы: 1) Лучший чтец стихов Коста

2) Инсценирование сказок.



Октябрь, январь, май,

Октябрь

Март

II

Работа с педагогами


1

Составление и обсуждение перспективно – тематического плана по приобщению к элементам традиционной народной культуры.

Сентябрь

2

Оформление уголков осетинского языка и быта в возрастных группах

Октябрь, ноябрь.

3

Организация круглого стола «Роль языковой среды в развитии осетинской разговорной речи

Апрель


III

Работа с родителями


1

Открытое занятие для родителей

В течение года.

2

Участие в родительских собраниях

Сентябрь, декабрь, март, апрель.

3

Родительский уголок «Сегодня мы учили»


4

Анкетирование «Народная педагогика в воспитании современных детей»

Январь

IV

Работа в методическом кабинете


1

Разработка перспективно – тематического плана по приобщению к элементам традиционной культуры

В течение года

2

Разработать дидактические игры для организации педагогического процесса

В течении года.






Тематика

групповых консультаций с педагогами.


Месяц

Наименование

Отметка о выполнении

Сентябрь

Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы воспитателя (осетинского языка) с воспитателями и специалистами в соответствии с ФГОС ДОО.



Октябрь

Организация выставки книг , произведений, детских работ по произведениям К. Хетагурова, в рамках проведения недели «Наш Коста»

Выбор детьми произведений для дальнейшей драматизации.



Ноябрь

Оформление папок передвижек и стендов в помощь родителям не владеющим осетинской речью.



Декабрь

Взаимопосещение групповых (интегрированных) занятий.



Январь

Помощь воспитателей в привлечении родителей в организации праздника «Хæдзаронтæ»



Февраль

Анализ результатов диагностики за полугодие, планирование дальнейшей работы.



Март

«Значение индивидуальной работы воспитателей в развитии у детей памяти, как необходимого условия обучении осетинскому языку»



Апрель

Обогащение театрализованных зон национальными куклами с целью побуждения детей к театрализованной деятельности.



Май

Анализ педагогической работы на год.

Определение задач на новый учебный год.

Круглый стол.








Тематика

групповых консультаций с родителями.


Месяц

Наименование

Отметка о выполнении

Сентябрь

Консультация «Значение и необходимость изучения осетинского языка в дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДОО».

Анкетирование (прилагается)

Ознакомление с тематикой работы.



Октябрь

Совместное заучивание стихов и произведений К.Хетагурова.

Приобретение книг К. Хетагурова.

Совместное изготовление детских работ по произведениям К.Хетагурова.

Совместная организация выставки в рамках проведения недели «Наш Коста»



Ноябрь

Консультация для родителей детей, не владеющих не владеющих осетинской речью.

«Давайте поговорим… по осетинский»



Декабрь

Использование фольклора в подготовке к празднику «Хæдзаронтæ»



Январь

Привлечение родителей к использованию отдельных ролей на празднике.


Февраль

Подведение итогов полугодия и перспектива индивидуальной работы с некоторыми детьми.



Март

Совместные консультации с психологом

«Как улучшить память?»

Эффект - разучивания стихов.


Апрель

Использование пальчиковых игр для развития речи.

Показ пальчикового театра «Дзыгъуыр карк» детям и родителям.


Май

Итоговые открытые занятия для родителей и рекомендации на летний период.







Положение

о кружке осетинского языка

детского сада №7 г. Беслан.


I. Общее положение

В статье 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится о языковой политике в области образования. Она предусматривает разработку и осуществление мероприятий по сохранению и развитию языков народов России.

Целесообразность обучения родному языку с дошкольного возраста, считается наиболее благоприятным для овладения языком в силу ряда психологических особенностей детей: активная память, легкость формирования, положительной мотивации речевой деятельности.

II. Оборудование осетинского кабинета

Осетинский кабинет детского сада № 7 оборудована с учетом национально – регионального компонента.

В осетинскомкабинете имеются:

-- стол воспитателя;

-- стулья для детей;

-- шкафы и полки для учебно – воспитательной работы;

-- предметы декоративно – прикладного искусства;

-- картины и репродукции осетинских художников;

-- предметы национальной одежды;

-- образцы осетинского орнамента;

-- осетинская литература;

-- фотографический материал с видами города и местного ландшафта;

-- комплекты иллюстраций для ознакомления с растительным и животным миром Осетии;

-- атрибуты к подвижным играм;

-- дидактический материал для учебно – воспитательной работы.

III Содержание образовательного процесса

  1. Обучение осетинскому языку осуществляется на специально организованных мероприятиях педагогом по осетинскому языку.

  2. Мероприятия проводится с младшей группы 2-3 раза в неделю по подгруппам, сформированным с учетом уровня владения языком.

  3. Длительность соответствует программным требованиям.

  4. На начало учебного года педагог составляет перспективный и календарный планы, опираясь на пособия по осетинскому языку.

  5. Основной задачей обучения осетинскому языку в ДОУ является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения осетинским языком в устной форме.

  6. В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать осетинскую речь на слух и говорить на осетинском языке, в пределах доступной для них тематики.

  7. Знания, полученные детьми на мероприятиях, закрепляются в течение дня во всех режимных моментах во время прогулки, утренней гимнастики, проведения завтрака, обеда, подготовка ко сну, ухода детей домой.

IV.Обязанности педагога по осетинскому языку.


Осуществляет обучение детей осетинскому языку, способствует формированию общей культуры личности посредством приобщения детей к истокам национальной осетинской культуры. Использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения с учетом возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей детей.

Комплектует подгруппы с учетом уровня владения языком. Планирует работу по обучению осетинскому языку и несет ответственность за выполнение программы.

Развивает языковые способности ребенка, формирует словарный запас, работает над звуковой культурой речи, грамматическим строем и связной речью.

Организует как больше ситуаций погружения в языковую среду. Вместе со старшим воспитателем координирует работу воспитателей, инструктора по физкультуре, родителей.

Должен знать: Закон об образовании, дошкольную педагогику, психологию, методику преподавания

принятой программы и учебники, требования к оснащенности студии, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей.






















Кружок осетинского языка

Группа 10 – 15 детей (старший возраст)

Занятие 1 раз в неделю – 2 половина дня.


План кружковой работы


Название мероприятия


сроки

1.

Разучивание стихов К.Хетагурова, загадок, пословиц, поговорок.

Конкурсный отбор детей

Конкурс лучшего чтеца стихов


Сентябрь-Октябрь 8 занятий

Октябрь-с 1-15октября

Октябрь-с 15 октября

2.

Разучивание, пение осетинских песен.

Подготовка и проведение «Дня осетинской песни»

Январь – Февраль 8 занятий

Декабрь

3.

Инсценировка стихов, песен, сказок.

Проведение «Дня осетинской сказки»

Январь – Февраль 8 занятий

Февраль

4.

Подготовка и проведение фольклорного праздника

«Хæдзаронтæ»



Январь

5.

КВН на осетинском языке

Апрель

6.

Конкурс инсценирования осетинской сказки.

Май


Оборудование


1.

Специальная литература


-- Авторские песни, стихи.

-- инсценировки.

-- Осетинские сказки.

-- Сценарии к праздникам и развлечениям.

-- Детская художественная литература.

-- Техническое оснащение.

2.

Наглядный материал


-- Сюжетные картинки.

-- Предметные картинки.

-- Игрушки.

-- Игры.

-- Макеты: деревья, лес, горы.

-- Картины осетинских художников.

-- Предметы быта осетинского народа.

-- Фотографии с достопримечательностями Осетии, г. Владикавказ.

-- Дидактические игры.



Расписание занятий

воспитателя осетинского языка.


Подготовительная группа

Старшая группа


Дни недели

1 половина дня

2 половина дня

Дни недели

1 половина дня

2 половина дня

Среда

940 - 1010


Среда

1010 - 1035



Четверг

940 - 1010


Пятница

1010 - 1035








Средняя группа

2 младшая группа


Дни недели

1 половина дня

2 половина дня

Дни недели

1 половина дня

2 половина дня

Понедельник


1605 - 1525

Среда

900 - 915


Пятница

930 - 950


Пятница

900 - 915








1 младшая группа


Дни недели

1 половина дня

2 половина дня




Понедельник


1540 - 1555




Четверг

900 - 915
























Обучение осетинской разговорной речи детей младшей группы.


1.Основная цель:

-- Находить предметы по словесному требованию (просьбе)

-- Узнавать 4 – 5 предмета, выполнять действия с ними по просьбе педагога (равдис, кæм ис, æри ма),

-- Начинать обучать осетинскому языку с наиболее употребляемых слов (мамæ, лæппу, бады, лæууы)

-- Уделять особое внимание активной речи, её развитию.

-- Побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно употреблять местоимения(æз, ды), называя некоторые признаки предметов(стыр, гыццыл).

-- Развивать диалогическую речь, учить выражать свои просьбы, желания на осетинском языке.


Задачи обучения

    1. Развитие связной речи.

-- Учить детей отвчать на вопросы педагога.

-- Учить составлять предложения из 2 – 3 слов.


2. Аудирование.

-- Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты потешек, звуковых зарядок, стишков.

-- Учить детей приветствовать, отвечать на приветствие, благодарить за услугу и прощаться.


3. Звуковая культура речи.

-- Знакомство со звуками осетинского языка.

-- Добиваться произношения звуков осетинского языка , интонационной выразительности речи.


4. Развитие активного и пассивного словаря детей.

-- Введение в словарь детей новых слов и понятий, используя перевод с русского на осетинский язык.

-- Установление связи между звуковой и смысловой сторонами слова, широко используя наглядность.


5. Развитие грамматического строя речи.

-- Формирование навыка образования множественного числа существительных по теме (лæппу – лæппутæ)

-- Формирование навыка согласования слов в предложении по числу и падежу.

-- Умение составить предложения, используя, образец, наглядность и вопросы по теме.( Чи у? Цы кусы? Цы у?)


6. Коммуникативные качества.

-- Приветствовать и отвечать на приветствия (Æгас цу! Æгас цæут!)

-- Прощаться (фæндараст, хæрзбон).

-- Благодарить (бузныг, табуафси).


Ожидаемые результаты.

Иметь представление :

-- О предметах окружающего мира и способны отличать дерево от цветка, птиц от животных.

-- Об изменениях в природе (зымæджы уазал, уалзæджы хъарм).

-- О гласных звуках осетинского языка.

-- Называть по осетински свое имя , имена членов семьи.

-- Называть наименование игрушек (арс, тæрхъус, рувас, мыст, куыдз, уасæг).

-- Называть размеры игрушек (стыр, гыццыл).

-- Называть предметы мебели (бандон, стъол)

-- Называть действия людей по наглядным пособиям (лæууы, бады, хъазы).

-- Находить предметы по просьбе педагога.

-- Называть местоположение игрушек.

-- Различать их цвет (сау, урс, бур, сырх)

-- Составлять предложения из 2 – 3 слов по образцу или содержательной опоре.

-- Воспринимать на слух слова и предложения, воспроизводить их в точной последовательности

-- Рассказывать стихи (рифмовки) хором и индивидуально.

-- Здороваться и прощаться, благодарить за услугу (æгас цу, фæндараст,бузныг).

-- Понимать вопросы воспитателя и отвечать на них.

-- Употреблять в речи местоимения (æз, ды)





 

 











Обучение осетинской разговорной речи

детей средней группы


Учебно – познавательная деятельность детей будет успешной, если педагог пользуется игровыми методами и учится оперировать наглядным материалом.

В этом возрасте необходимо расширить активный и пассивный словарь. Программа для этого возраста ориентирует на речевое развитие детей. Для детей характерно стремление к подражанию, к освоению второго языка, выполнять несложные поручения педагога (рахæс, сæвæр).

Ребенок должен научиться объединять предметы по цвету (сырх, бур), размеру (стыр, гыццыл).

Педагог знакомит детей с предметами ближайшего окружения, используя перевод слов с русского на осетинский язык, развивает познавательную активность, речевые умения и отрабатывает произношение звуков осетинского языка: Æ, Ы, ХЪ, КЪ, ПЪ, ТЪ, ДЖ, ГЪ, ЦЪ, ЧЪ.


Основные направления работы:

-- Развитие связной речи.

-- Аудирование.

-- Знакомство со звуками.

-- Расширение словаря.

-- Развитие грамматического строя речи.


Задачи обучения


      1. Развитие связной речи.

-- Учить детей понимать вопрос воспитателя и отвечать на него.

-- учить составлять предложения из 3 – 4 слов по образцу педагога и с предметным сопровождения, а в конце учебного года и без образца.


2. Аудирование

--Учить детей воспринимать на слух небольшие тексты звуковых зарядок и рифмовок.

-- Учить воспринимать на слух короткие предложения и повторять их в точной последовательности.

-- Учить воспринимать на слух стихотворения из 1 – 2 куплетов и разучивать их наизусть.

-- Учить воспринимать на слух (æгас цу, хæрзбон, бузныг, табуафси).


3. Звуковая культура речи.

-- Знакомство со звуками осетинского языка.




4. Обогащение словаря.

-- Обогащать словарь новыми словами и понятиями.

-- Установление связи между звуковой и смысловой сторонами речи, используя перевод, речевой образец и наглядные пособия.


5. Развитие грамматического строя речи.

-- Формирование навыка образования множественного числа имен существительных при помощи суффикса(лæппу –тæ ) и со словом (бирæ)

-- Формирование навыка составления предложения с однородными членами, используя союз (æмæ).

-- Формирование навыка составления предложения с согласованием слов в числе и падеже.


6. Коммуникативные качества.

-- Здороваться и прощаться (дæ бон хорз, хæрзбон, фæндараст).

-- Благодарить (бузныг)

-- Просить, предложить (табуафси)


Ожидаемые результаты.

Иметь представление:

-- о согласных звуках осетинского языка.

-- О явлениях природы.

А) Фæззæг (фæуазал, сбур сты кæрдæг, сыфтæ)

Б) Зымæг (уазал, мит).

-- О зимующих и перелетных птицах.

-- О некоторых литературных жанрах: стихи, сказки, загадки.

-- О времени суток, выражаемых словами: бон, схор, изæр.

-- О наречиях места: уæлæ, дæлæ.

-- Об особенностях времен года.

-- Говорить внятно.

-- Произносить звуки осетинского языка.

-- Назвать свое имя и имена людей ближайшего окружения.

-- Называть 1 - 2 дерева участка (наз бæлас, бæрз бæлас).

-- Называть 2 – 3 зимующих птиц ( халон, сырддонцъиу).

-- Называть 1 – 2 растения (кæрдæг, дидинæг)

-- Перечислить членов своей семьи (бинонтæ, нана, дада)

-- Знать и называть домашних животных (къæбыла, гæдыйы лæппын).

-- Знать и называть домашних птиц ( карк, карчы цъиутæ).

-- Называть предметы мебели (сынтæг, скъапп).

-- Называть продукты питания и блюда ( кас, цай, царв, дзул).

-- Употреблять существительные с глаголами в единственном числе ( нана бады).

-- Образовывать множественное число имен существительных с глаголам в настоящем времени ( лæппутæ кафынц).

-- Составлять предложения из 3 – 4 слов, согласовывая слова в числе и падеже по образцу, а к концу года и без образца, с однородными членами используя союз æмæ.

-- Выполнять поручения воспитателя ( Рахæс пурти æмæ йæ сæвæр стьолыл).

-- Употреблять имена существительные с другими частями речи , согласовывая их в числе и падеже.

-- Ответить на вопрос педагога по теме.

-- перевести предложение с осетинского языка на русский.

-- Вести диалог, используя выражения: Æз дæн чызг. Ды та чи дæ?

-- Воспринимать предложение на слух и воспроизвести его в точной последовательности.

-- вести диалог – расспрос типа: Мæнмæ ис къæбыла. Дæумæ та?

-- Воспринимать тексты на слух:

А) небольших произведений,

Б) звуковых зарядок,

В) рифмовок,

Г) стихотворений

-- Воспринимать на слух тексты сказок, инсценировать их.

-- Здороваться и прощаться, просить прощения.

























Обучение осетинской разговорной речи

детей старшей группы.


Основные направления работы:

-- Развитие звуковой культуры речи.

-- Развитие навыков и умений аудирования.

-- Развитие связной речи.

-- Обогащение активного и пассивного словаря.

-- Развитие грамматического строя речи.

1. Развитие связной речи.

-- Совершенствовать диалогическую речь .

-- Учить детей поддерживать беседу.

-- Учить связной речи: согласовывать в предложении слова в числе и падеже, согласно заданному вопросу или описанию событий. Составлять предложения из 3 – 5 слов по образцу и с опорой на наглядность.


    1. Аудирование.

Учить воспринимать на слух предложения любой протяженности и воспроизводить их в точной последовательности.

Разучивать стихотворения, тексты звуковых зарядок, рифмовок, физкультминуток и выполнять движения.

    1. Звуковая культура.

-- Продолжать работу над звуками осетинского языка, добиваться чистого произношения гласных и согласных звуков, работать над интонационной выразительностью речи, продолжать работать над лексическим значением каждого вводимого слова.

    1. Развитие активного и пассивного словаря детей.

-- Познакомить детей с названиями: республики, города, нескольких улиц (адресов проживаний), некоторыми достопримечательностями (парк, цырт).

-- Продолжать знакомить детей с предметами быта (мебель, мигæнæнтæ).

-- Определять материал, из которого изготовлена вещь ( авг, резинæ, гæххæт, пластмассæ), расширять знания о домашних животных и птицах, о зимующих и перелетных птицах, о повадках диких животных.

-- Познакомить детей с названиями овощей и фруктов, некоторыми вкусовыми качествами (адджын, судзаг).

-- учить детей определять и называть местоположение предметов ( сæр, стъолыл, бын, фарсмæ, фæстæ), время суток ( райсомæй, сихорæй, изæр, æхсæв)

5. Развитие грамматического строя речи.

-- Учить правильно, точно по смыслу , употреблять в речи части речи и группировать слова с обобщающим значением (мебель, мигæнæнтæ, халсартæ, дыргътæ), по цвету (сырх, кæрдæгхуыз, бур), величине ( стыр, гыццыл, стырдæр, къаддæр).

-- Продолжать учить образовывать множественное число существительных в связке с другими частями речи.

-- Продолжать учить согласовывать имена существительные в числе и падеже с глаголами настоящего времени (куклатæ бадынц. Томæ рахаста пурти) прилагательными ( машинæ у сырх, гыццыл машинæ сæвæрдтон стъолыл)

-- Продолжать учить использовать в речи глаголы в повелительном наклонении (Сæвæр арс бандоныл. – Æз сæвæрдтон арс бандоныл).

-- Продолжать учить детей задавать вопросы и отвечать на них правильно. Учить составлять предложения с однородными членами.

    1. Коммуникативные качества.

-- Приветствовать и отвечать на приветствие (Æгас цу! Дæ бон хорз!)

-- Пожелать доброй ночи взрослым членам семьи (хæрзæхсæв у).

-- Благодарить (бузныг, стыр бузныг)

-- Пожелать здоровья (æнæниз у)

-- Прощаться (хæрзбон)

Ожидаемые результаты.

Иметь представление:

-- О семье и родственниках.

-- О республике и ее достопримечательностях.

-- О временах года.

-- О времени суток.

-- Произнести правильно гласные и согласные звуки осетинского языка.

-- Перевести с осетинского языка слова по пройденным темам.

-- Назвать свое имя, имена членов семьи.

-- Назвать наименование республики, ее столицы, малых городов и неко-

торых сел, место своего проживания (адрес), достопримечательности нашего города.

-- Назвать имена замечательных людей которыми гордится осетинский народ.

-- Назвать домашних животных и птиц (по пройденной теме), диких животных.

-- Назвать некоторые овощи и фрукты, их вкусовые качества.

-- Назвать 2 – 3 зимующих птиц и 2 из перелетных.

-- Назвать 3 дерева (наз, бæрз бæлас, дыргъ бæлас).

-- Назвать предметы быта (пец, уазалгæнæн, мигæнæнтæ), предметы одежды и обуви и действия с ними.

-- Группировать предметы по цвету, величине и темам (хъазæнтæ, дарæс, мебель, дыргътæ, халсартæ, хæдзары цæрæгойтæ, хæдзары цъиутæ).

-- Отвечать на вопросы воспитателя по пройденным темам.

-- Ответить на вопрос воспитателя из 3 – 5 слов по образцу и наглядным пособиям.

-- Рассказать текст звуковой зарядки и рифмовки, стихотворение.

-- Выслушать предложения любой протяженности и повторить его в точной последовательности.

-- Здороваться и отвечать на приветствие, благодарить, высказывать добрые пожелания и просить прощения, прощаться.

Обучение осетинской разговорной речи

детей старшей группы


Основные направления работы:

-- Развитие речи.

-- Аудирование.

-- Развитие звуковой культуры речи.

-- Обогащение активного и пассивного словаря.

-- Развитие грамматического строя речи.


1.Развитие связной речи.

-- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-- Учить составлять предложения из 4-5 слов по образцу и с использованием наглядных пособий и без них.

-- Учить отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.


2. Аудировние.

-- Разучивать стихотворения и другие тексты по теме, инсценировать произведения.

-- Прослушивать тексты и сопровождать их ритмической поддержкой.

-- На слух воспринимать тексты любой протяженности и воспроизвести их.


3. Развитие звуковой культуры речи.

-- Добиваться правильного произношения всех звуков осетинского языка, продолжать отрабатывать интонационную выразительность речи.


4. Обогащение активного и пассивного словаря.

-- Расширять и обогащать словарный запас детей: вводить в словарь существительные с обобщающим значением (хæдзары цæрæгойтæ, халсартæ, дыргътæ, и т. д.)

-- Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (бын, стъолы, фарсмæ, фæстæ, скъаппы, къулыл), время суток ( бон, æхсæв, райсомæй, сихорæй).

-- Учить определять материал , из которого изготовлена вещь (хъæд, æфсæйнаг).

-- Расширять знания об общественном транспорте(поезд, хæдтæхæг )


5. Развитие грамматического строя речи.

-- Совершенствовать умение детей согласовывать в предложении существительные с другими частями речи в числе и падеже.

-- Совершенствовать употребление формы множественного числа существительных с другими частями речи.

-- Учить детей употреблять в речи однородные члены предложения, пользуямь словом æмæ.

-- Учить отвечать на вопросы правильно ( по форме и содержанию) и задавать вопросы самому, прямой или косвенной речью.


    1. Коммуникативные качества.

-- Приветствовать и отвечать на приветствие (Дæбон хорз! Дæрайсом хорз!)

-- Пожелания сверстникам , старшим (æнæниз у).

-- Благодарить (бузныг, стыр бузныг).

-- Прщаться (фæндараст,хæрзбон)


Ожидаемые результаты.

Иметь представление:

-- О явлениях природы, растительном мире, людях.

-- Осезонных изменениях в природе.

-- О времени года и суток.

-- Назвать свою фамилию, имя, имена своих родителей и родственников

-- Назвать своё место жительства: республику, город, улицу.

-- Правильно произносить все согласные звуки осетинского языка.

-- Употреблять существительные с обобщающим значением(халсартæ, дыргътæ, хæдзары цæрæгойтæ, хæдзары мæргътæ, хæринаг – нуазинаг, дарæс, транспорт, хъæдтаг сырдтæ), называть материалы, из которых сделаны предметы (хъæдын, æфсæйнаг, хъуымац, авг гæххæт, резинæ, фарфор)

-- Назвать местоположение предметов (фарсмæ, бын, фæстæ), время суток.

-- Использовать в речи названия профессий (хъомылгæнæг, дохтыр, Хæринаггæнæг)

-- Образовывать множественное число существительных , глаголовс другими частями речи.

-- Назвать 2-3 зимующих птиц (халон, цæргæс, цъиусур), 2-х перелетных (зæрватык, сауцъиу), 2-3 дерева (тæгæр, бæрз, наз),цветка на участке.

-- Употреблять в речи существительные с другими частям речи , согласовывая слова в числе и падеже.

-- Употреблять в речи предложения с однородными членами ,используя союз æмæ.

-- Отвечать на вопросы падежей осетинского языка.

-- Вести диалог по образцу и наглядным пособиям, без образца и наглядных пособий .

-- Составлять предложения из 4-5 слов, согласовывая слова в числе и падеже.

-- Составлять текст из 3-4 предложений описательного характера.

-- Инсценировать художественное произведение на осетинском языке, рассказывать стихотворный текст.

-- Петь и танцевать пользуясь мелодиями фольклора.




Художественно – речевая деятельность.

-- Чтение коротких рассказов и перевод их детьми на осетинский язык по предложениям.

-- Неоднократное чтение произведения и одновременный показ действия с использованием персонажей настольных и кукольных театров.

-- Инсценировать художественные произведения.

-- Беседа о прочитанном.

-- Рассказывать стихи наизусть.

-- Рассказывать наизусть четверостишия звуковых зарядок и рифмовок, где использованы малые формы народного творчества.