Пояснительная записка к рабочей программе для 5 класса
Данная рабочая программа разработана на основе Программы по осетинскому языку (как второму) для общеобразовательных учреждений РСО-Алания; – Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2009 (авторы: Корнаева З.В. Битарова Р. и другие) соответствии с государственным стандартом основного общего образования (утвержд. Приказом №1089 Минобразования и науки РФ от 05.03 2004 года) и учебным планом МБОУ «СОШ №30 г. Владикавказ» за 2017- 2018 уч. год.
В соответствии с федеральным и региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение осетинского языка в 5 классе отводится 165 часа. Рабочая программа предусматривает обучение осетинскому языку в объёме 5 часов в неделю в течение учебного года.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план: основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников основной школы; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы; приложения к программе.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по осетинскому языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Цели и задачи обучения осетинскому языку.
Цель обучения осетинскому языку вытекает из цели многоязычного поликультурного образования в условиях многонациональной республики и заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке в социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели, заключаются в формировании знаний, навыков и умений, которые должны давать им возможность:
Использовать осетинский язык в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо);
Овладеть приемами самостоятельной работы с языком;
Включиться в диалог культур, осознать себя представителями Республики Северная Осетия – Алания, гражданами России и членами мирового сообщества;
Взаимодействовать друг с другом в ходе решения различных коммуникативных задач;
Расширять общеобразовательный кругозор, творческий потенциал с целью формирования многоязычной поликультурной личности.
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения осетинским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями.
Цели обучения.
В процессе обучения по курсу «Осетинский язык» в 5 классе реализуются следующие цели:
1. Развитие коммуникативной компетенции на осетинском языке в совокупности её составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
- речевая компетенция – развиваются сформированные на базе 4 класса коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме;
-языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для 5 класса; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция — школьники приобщаются к культуре, традициям и обрядам осетинского народа, в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10-11 лет, соответствующих их психологическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать осетинский язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом, широко представленным в учебном курсе;
- компенсаторная компетенция — развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительного положения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перифраза, использования синонимов, жестов и т. д
- учебно-познавательная компетенция — развиваются желание и умение самостоятельного изучения осетинского языка доступными им
способами (через Интернет, с помощью справочников и т. п.), развиваются специальные учебные умения (пользоваться словарями, интерпретировать информацию текста и др.), умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владениеосетинским языком.
2. Продолжается развитие и воспитание школьников средствами предмета "Осетинский язык": понимание учащимися ценности родного языка, как элемента национальной культуры, как средство воспитания толерантности по отношению к иным языкам и культуре.
Основная цель обучения осетинскому языку – развитие у школьников способностей использовать осетинский язык как инструмент общения в национальной республике.
Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и обычаям осетинского языка психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
Задачи курса:
• расширить языковой запас активной лексики согласно тематике устного общения;
• усвоить речевые единицы этикетного характера (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие и т.д.);
• осуществлять общение на осетинском языке согласно коммуникативно-речевым ситуациям;
• составлять и представлять небольшие проекты;
• знакомиться с фольклором осетинского народа и доступными образцами осетинской художественной литературы.
Реализация подходов к обучению
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению иностранным языкам (в том числе осетинскому). В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре осетинского народа. Обучение осетинскому языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Данный этап изучения осетинского языка характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как у них к моменту начала обучения в основной школе существенно расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения осетинского языка, как учебного предмета, накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранных языках. В этом возрасте у них появляется стремление к самостоятельности и самоутверждению, формируется избирательный познавательный интерес.
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи осетинского языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельностью с ровесниками из других стран, в том числе и через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 5 классов и способствующих самостоятельному изучению осетинского языка и культуры осетинского народа; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности.
Содержание образовательной программы
в 5 классе. (165 часов: 5 ч. – в неделю)
1. Речевая компетенция.
Предметное содержание устной и письменной речи.
Предметное содержание устной и письменной речи, предлагаемое в данной программе, полностью включает темы, предусмотренные стандартом по изучению осетинского языка как второго. Ряд тем рассматривается более подробно.
Учащиеся учатся общаться в ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения.
Продуктивные речевые умения.
Умения диалогической речи.
При овладении диалогической речью в рамках обозначенной тематики, а также в связи с прочитанным или прослушанным школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя необходимые речевые фразы:
диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующие обращения, начинать, вести и заканчивать разговор по телефону; высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнера; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на них; вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности; переспрашивать;
диалог-расспрос: сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, и самостоятельно запрашивать информацию, выражая при этом свое мнение и переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот; брать/давать интервью;
диалог побудительного характера: обратиться с просьбой, согласиться/отказаться выполнить просьбу; реагировать на предложение партнера сделать что-либо вместе согласием/несогласием, желанием/нежеланием; попросить о помощи и предложить свою помощь; дать совет и принять/не принять совет партнера;
диалог-обмен мнениями: выслушать сообщение/мнение партнера, согласиться/не согласиться с ним, выразить свою точку зрения и обосновать ее; выразить сомнение, одобрение/неодобрение.
Умения монологической речи.
При овладении монологической речью школьники учатся:
описывать иллюстрацию;
высказываться на заданную тему с опорой на ключевые слова, вопросы, план;
высказываться в связи с ситуаций общения, используя уточнение, аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
делать краткое сообщение на заданную тему на основе прочитанного/прослушанного, выражая свое мнение и отношение;
передавать содержание прочитанного/прослушанного текста с опорой на ключевые слова/план и без опоры;
давать характеристику героям прочитанного/прослушанного текста.
Умения письменной речи.
При овладении письменной речью школьники учатся:
заполнять таблицы по образцу;
составлять вопросы к тексту и отвечать на них;
заполнять формуляр, анкету, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, возраст, пол, гражданство, адрес);
писать поздравление с Новым годом, Рождеством, днем рождения и другими праздниками, выражая пожелания;
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях.
3 Рецептивные речевые умения.
Умения аудирования.
При овладении аудированием школьники учатся:
- воспринимать на слух и понимать живую речь собеседника, а также тексты в видео- и аудиозаписи с различной глубиной: пониманием основного содержания и извлечением необходимой информации. При этом учащиеся опираются на догадку и контекст, стараются игнорировать неизвестный языковой материал, несущественный для понимания;
- воспринимать на слух и выделять необходимую/интересующую информацию в аутентичных прагматических текстах, например, объявлениях на вокзале/в аэропорту, в прогнозе погоды.
Умения чтения.
При овладении чтением школьники учатся читать аутентичные тексты, содержание которых соответствует комммуникативно – познавательным потребностям и интересам учащихся 5 классов, и понимать их с различной глубиной: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с извлечением нужной/требуемой информации (просмотровое или поисковое чтение).
Словарь используется по мере необходимости, независимо от вида чтения.
При овладении чтением школьники:
- совершенствуют технику чтения вслух и про себя: соотносят графический образ слова с его звуковым образом на основе знания новых правил чтения;
- учатся читать выразительно вслух небольшие тексты (объявления, сообщения, инсценируемые диалоги), держащие только изученный языковой материал;
- учатся читать с пониманием основного содержания аутентичные тексты разных типов: личные письма, странички из дневника, письма-приглашения, стихи, отрывки из художественной прозы, короткие рассказы, сказки, газетные статьи, информационно-рекламные тексты (объявления, вывески, меню, программы радио- и телепередач, файлы на дисплее компьютера, факсы, странички из путеводителя, странички из календаря, рецепты, инструкции и т. д.).
В ходе ознакомительного чтения школьники учатся:
определять тему/основную мысль;
выделять главные факты, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;
•догадываться о значении отдельных слов (на основе сходства с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту);
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником, словарем.
В ходе изучающего чтения школьники учатся:
читать несложные аутентичные и адаптированные тексты разных типов, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки (смыслового и структурного анализа отдельных мест текста, выборочного перевода и т. д.);
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста;
оценивать полученную из текста информацию, выражать свое мнение.
В ходе просмотрового/поискового чтения школьники учатся:
выбирать необходимую/интересующую информацию, просмотрев один текст или несколько коротких текстов.
2. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции.
К концу обучения в 5 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;
-передавать количественные, пространственные и временные представления изученными средствами английского языка;
разыгрывать воображаемые ситуации/роли, пользуясь приемами образного мышления;
работать в различных режимах: в индивидуальном, парном, групповом;
осуществлять самоконтроль с помощью специального блока проверочных заданий учебника (Progress Check);
работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;
ориентироваться в учебнике с помощью атласа содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;
- пользоваться справочным материалом УМК (правилами, англо-русским словарем, лингвострановедческим справочником).
3. Языковая компетенция.
Графика и орфография, произносительная сторона речи.
Школьники учатся:
применять правила чтения и орфографии на основе усвоенного на первой ступени и нового лексической материала, изучаемого в 5-7 классах;
адекватно произносить и различать на слух все звуки осетинского языка; соблюдать ударение в слове и фразе; соблюдать правильную интонацию в повелительных, утвердительных, вопросительных (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы) и восклицательных предложениях.
Лексическая сторона речи.
К концу обучения в 5 классе продуктивный лексический минимум составляет 400 лексических единиц, характеризующих отобранные предметы речи.
Данный минимум включает лексику, усвоенную на первой ступени, а также новые слова и речевые фразы, новые значения известных учащимся многозначных слов.
Грамматика
Основные коммуникативные типы простого предложения. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Побудительные предложения. Образование сложных слов. Главные члены предложения. Имя существительное. Число имен существительных. Склонение существительных. Имя прилагательное. Глагол. Спряжение глагола в настоящем, прошедшем, будущем времени. Местоимение (личные, притяжательные). Имя числительное (количественные и порядковые).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу пятого года обучения.
Требования к уровню владения устной речью в диалогической и монологической формах
Учащиеся должны уметь:
- здороваться и прощаться с ровесниками и со старшими;
- выражать просьбу, благодарность, приглашения, поздравления с праздником;
- выражать несогласие, согласие, чувство раскаяния;
- представить себя, друзей, семью, родственников;
- описывать свой дом, станицу, родной край;
- рассказывать об изменениях в природе в разное врем ягода;
- разыгрывать различные сценки на осетинском языке, петь и танцевать национальные песни, танцы.
Требования к уровню владения аудированием.
Учащиеся должны:
- понимать речь учителя, одноклассников, друзей, знакомых, старших;
- распознать на слух осетинскую речь;
- понимать содержание текстов, предложенных учителем после прослушивания аудиозаписи.
Требования к уровню владения чтением.
Учащиеся должны уметь:
- правильно произносить и читать слова со специфичными звуками родного языка;
- пересказывать содержание прочитанного текста;
- давать характеристику главным героям прочитанного произведения;
- делить текст на смысловые части и составлять план;
- составлять связные тексты по данной теме, по картинам;
- читать осознанно, правильно, выразительно (80-90 слов в минуту).
Требования к уровню владения письменной речью
Учащиеся должны уметь:
- орфографически правильно писать, ставить знаки препинания;
- составлять и писать из групп слов целые предложения;
- писать словарные диктанты, обучающие и контрольные диктанты;
- писать небольшие рассказы по картинам, о природе, об отдыхе, о будущих профессиях;
- составлять небольшие сочинения на различные темы.
Учебно-тематический план по осетинскому языку
5 класс (невладеющая группа)
(автор учебника: Джиоева Г.)
№ | Темæ | Сахæттæ | |
-
| 4 къл. рацыд æрмæг фæлхат кæнын. | 2 | |
-
| Ацы ног чиныг. | 4 | |
-
| Дæ зæрдыл æрлæууын кæн рацыд æрмæг. | 12 | |
-
| Ногæй та скъоламæ. | 5 | |
-
| Сæрды каникултæ. | 5 | |
-
| Хетæгкаты Къостайы райгуырæн бон. | 6 | |
-
| Афæдзы афонтæ. | 24 | |
-
| Зымæджы каникултæ. | 3 | |
-
| Де’ рвылбоны цард. | 6 | |
-
| Дæ боны фæтк. | 4 | |
-
| Ды æмæ де’ мбæлттæ. | 18 | |
-
| Ног та ралæууыд уалдзæг. | 3 | |
-
| Нæ алфамбылай дуне. | 5 | |
-
| Скъола. | 16 | |
-
| Цы зоныс? Цæмæ арæхсыс? | 20 | |
-
| Фæлхат кæныны уроктæ | 10 | |
-
| Бакæс æмæ иумæ аныхас кæнæм | 14 | |
-
| Хибарæй куыстытæ | 5 | |
-
| Контролон куыстытæ | 5 | |
| Æдæппæт: | 167 | |