СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам финансовой грамотности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной программе предложен курс по учебному предмету «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам финансовой грамотности»

Пояснительная записка

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности, основ потребительских знаний в 10 классах в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии со следующими документами:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3.Концепция Национальной программы повышения уровняфинансовой грамотности населения Российской Федерацииhttp://www.misbfm.ru/node/11143.

4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Региональная программа «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014–2020 годы».

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного элективного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания экономики на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

-создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- изучить нормативные и методические документыМинобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности ифинансово-экономического образования учащихся;

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.


Методы и формы организации учебного процесса

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностныетехнологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированныеэкономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.

  • Игры.

  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

  • Работа с источниками экономической информации.

  • Интерактивные технологии.

  • Индивидуальная работа.


Место учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для 10 класса.Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).


Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения

курса «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентациикоторого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.


Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметныерезультаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом,элективный курс способствует самоопределениюучащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.


Реализация особенностей, специфики

Содержание рабочей программы отвечает реализации особенностей, наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта, обеспечить формирование высокого уровня мотивации и технологической готовности учащихся к исследовательской деятельности, требующих использование знаний и умений из разных предметных областей; создание условий для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;формирование духовно- нравственной личности, гражданской позиции, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.


Социальное партнерство

Занятия предполагают проектирование и реализацию инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательного учреждения. Содержание курса по выбору «Основы финансовой грамотности» предусматривает (при возможности) привлечение таких социальных партнеров, как Фонд поддержки предпринимательства Югры,«Ханты-Мансийский банк Открытие» г.Сургут, Налоговая инспекция г.Сургут, Пенсионный фонд России г.Сургут.

Содержание курса

Раздел 1. Банковские продукты (6 часов)

Тема 1. Основные понятия кредитования. Виды кредитов (1 ч.).

Содержание:Виды кредитов.Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.

Тема 2. Условия кредитов (1 ч).

Содержание:Необходимые документы при оформлении кредита.

Практическая работа:мини –проект «В каком банке выгоднее взять кредит?»

Тема 3. Что такое кредитная история заемщика? (1 ч).

Содержание:Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история.

Тема 4. Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов. (1 ч).

Содержание:Виды платежей по кредитам.

Практическая работа:расчет размера выплат по различным видам кредитов.

Тема 5. Виды депозитов. (1 ч).

Содержание:Банковские депозиты: виды, особенности и доходность. Маржа.

Тема 6. Условия депозитов. (1 ч).

Содержание:Способы начисления процентов по депозитам.

Практическая работа:вычисление простых и сложных процентов по депозиту.

Раздел 2. Расчетно-кассовые операции (2 часа)

Тема 7. Валютный курс (1 ч.).

Содержание:Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы.

Практическая работа:решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

Тема 8. Банковские карты. (1 ч.).

Содержание:Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).

Раздел 3. Инвестиции (8 часов)

Тема 9. Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги (1 ч.).

Содержание:Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности.

Тема 10. Денежный рынок и рынок капиталов (1 ч.).

Содержание:Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвестирование. Фондовый рынок.

Тема 11. Рынок ценных бумаг. (1 ч.).

Содержание:Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг.

Практическая работа:расчет доходности методом простых и сложных процентов.

Тема 12. Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы. (1 ч.).

Содержание:ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами.

Тема 13. Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.. (1 ч.).

Содержание:Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии.

Тема 14. Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда (1 ч.).

Содержание:Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда.

Тема 15. Виды страхования в России. (1 ч.).

Содержание:Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России.

Практическая работа:оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

Тема 16. Страхование имущества. (1 ч.).

Содержание:Страхование имущества граждан.Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

Тема 17.Личное страхование. (1 ч.).

Содержание:Особенности личного страхования..

Тема 18. Налоговый кодекс РФ. (1 ч.).

Содержание:Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ.

Тема 19. Виды налогов в РФ. (1 ч.).

Содержание:Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения.

Практическая работа:составление схемы «Налоги их виды».

Тема 20. Налоговые льготы в РФ. (1 ч.).

Содержание:Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот.

Тема 21. Обязанность и ответственность налогоплательщиков. (1 ч.).

Содержание:Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов.

Тема 22. Роль денег в нашей жизни. (1 ч.).

Содержание:Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы.

Тема 23. Семейный бюджет. (1 ч.).

Содержание:Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода.

Практическая работа:составление семейного бюджета.

Тема 24. Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового

плана. (1 ч.).

Содержание:Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП. Представление личного финансового плана.

Практическая работа:индивидуальный проект «Личный финансовый план».



Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны знать:

- основные термины и понятия (личные финансы, личный или семейный бюджет, домашняя бухгалтерия, активный доход, пассивный доход, диверсификация, деньги на текущие нужду, резервы, сбережения, капитал, инвестиция, кредитование, ипотека, потребительский кредит, депозит, налоговая декларация, финансовая яма, финансовая нестабильность, финансовая стабильность, финансовая независимость);

Учащиеся должны уметь:

- изменить свое отношение к деньгам с потребительского на управленческое;

- планировать и вести учет личных финансов: находить источники пассивного дохода; диверсифицировать капитал в разнородные финансовые инструменты; выбирать банки для обслуживания;

- владеть правилами финансового этикета, правилами обеспечения личной финансовой безопасности;

- приводить примеры бережного потребления граждан и умелого наращивания ими своего финансового состояния, подбирать материалы в СМИ.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Основные понятия кредитования. Виды кредитов

1

Условия кредитов

1

Что такое кредитная история заемщика?

1

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Виды депозитов.

1

Условия депозитов.

1

Валютный курс

1

Банковские карты.

1

Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги

1

Денежный рынок и рынок капиталов

1

Рынок ценных бумаг.

1

Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы.

1

Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

1

Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда

1

Виды страхования в России.

1

Страхование имущества.

1

Личное страхование.

1

Налоговый кодекс РФ.

1

Виды налогов в РФ.

1

Налоговые льготы в РФ.

1

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

Роль денег в нашей жизни.

1

Семейный бюджет.

1

Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансового

плана.

1

Итого:

35


Календарно-тематическое планирование для 10 класса


п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

Тип урока

Краткое содержание

Планируемые результаты

план

факт

Раздел 1. Банковские продукты 6 часов

1




Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

Открытие новых знаний.

Виды кредитов.

Ипотечное кредитование. Принципы кредитования.

Различать виды кредитования.

2



Условия кредитов.

1

Мини-проект.

Необходимые документы при оформлении кредита.


Мини –проект «В каком банке выгоднее взять кредит?»

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках.

3



Что такое кредитная история заемщика?

1

Комбинированный урок.

Федеральный закон «О кредитных историях». Кредитное бюро, кредитная история.

Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком.

4




Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

Практикум.

Виды платежей по кредитам.

Уметь рассчитывать размеры выплат по различным видам кредитов.

5



Виды депозитов.

1

Открытие новых знаний.

Банковские депозиты: виды, особенности и доходность. Маржа.

Приводить примеры виды банковских депозитов.

6



Условия депозитов.

1

Открытие новых знаний.

Способы начисления процентов по депозитам.

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту.

Раздел 2. Расчетно-кассовые операции 2 часа

7



Валютный курс.

1

Практикум.

Конвертируемость национальной валюты. Национальная валюта. Валютные курсы.

Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

8



Банковские карты.

1

Открытие новых знаний.

Выбор банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная).

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами.

Раздел 3. Инвестиции 7 часов

9



Основные правила инвестирования: как покупать и продавать ценные бумаги.

1

Открытие новых знаний.

Инструменты личного финансирования на финансовых рынках и их особенности.

Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

10



Денежный рынок и рынок капиталов.

1

Урок – обсуждение.

Рынок. Функции рынка. Рынок капитала. Инвестирование. Фондовый рынок.

Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала».

11



Рынок ценных бумаг.

1

Комбинированный урок.

Ценные бумаги. Виды ценных бумаг. Операции на рынке ценных бумаг.

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

12




Паевые инвестиционные фонды: структура, виды, особенности работы.

1

Открытие новых знаний.

ПИФ. Виды и типы ПИФов, особенности их работы. Правила безопасности при обращении с ПИФами.

Расчет стоимости паев инвестиционных фондов.


13



Управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

1

Комбинированный урок.

Внебюджетные фонды России. Пенсионная система России. Способы увеличения пенсии.

Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

14



Выбор управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда

1

Практикум

Критерии выбора управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда.

Анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска.

15



БанкиVSПИФы

1

Комбинированный

Инвестицион-ный пай. ПИФы. Принципы работы ПИФов. Покупка паев ПИФов.

Анализ динамики изменения стоимости паев ПИФов в реальных условиях рынка.

Раздел 4. Страхование 6 часов

16

17



Виды страхования в России.

2

Открытие новых знаний.

Понятие страхования. Страхователь. Страховка. Страховщик. Договор страхования. Ведущие страховые компании в России.

Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

18



Страхование имущества.

1

Урок – обсуждение.

Страхование имущества граждан.

Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя.

19



Личное страхование.

1

Комбинированный урок.

Особенности личного страхования.

Алгоритм поведения страхователя в условиях наступления страхового случая.

20



Страховые продукты

1

Урок – обсуждение

Виды страховых продуктов.

Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

21



Выбор страховой компании.

1

Практикум.

Информация о страховой компании и предоставляемых страховых программах.

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов.

Раздел 5. Основы налогообложения 7 часов

22



Налоговый кодекс РФ.

1

Открытие новых знаний.

Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы РФ.

Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики.

24



Виды налогов в РФ.

2

Открытие новых знаний.

Классификация налогов РФ. Принципы налогообложения.

Составление схемы «Налоги их виды».

25



Налоговые льготы в РФ.

1

Практикум.

Назначение налоговых льгот. Порядок и основания предоставления налоговых льгот.

Вычисление величины выплат по индивидуальному подоходному налогу.

26

27



Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

2

Открытие новых знаний.

Права и обязанности налогоплательщика, налоговых органов.

Осознание ответственности налогоплательщика и важности соблюдения налоговой дисциплины.

28



Налоговый инспектор.

1

Деловая игра.

Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

Расчет налогового вычета по НДФЛ.

Расчет НДС.

Раздел 6 . Личное финансовое планирование 7 часов

29



Роль денег в нашей жизни.

1

Открытие новых знаний.

Деньги. Финансовое планирование. Номинальные и реальные доходы.

Формулирование финансовых целей, предварительная оценка их достижимости.

30



Семейный бюджет.

1


Ролевая игра «Семейная экономика».

Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода.

Составление семейного бюджета.

31



Личный бюджет.

1

Практикум.

Личный бюджет. Дефицит. Профицит. Баланс.

Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

32



Личные финансовые цели.

1

Практикум.

Личные финансовые цели, предваритель-ная оценка их достижимости.

Разработка стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

33

34



Составление личного финансового плана. Защита своего личного финансовогоплана.

2

Урок – проект.

Личный финансовый план (ЛФП). Этапы построения ЛФП. Представление личного финансового плана.

Личный финансовый план.




Индивидуальный проект «Личный финансовый план».

35



Обобщение и систематизация знаний

1

Практикум





Всего 35 часов










Учебно-методический комплекс


Учебная программа


Учебники

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:


Дидактический

материал

Дополнительная

литература


1. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов, Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

3. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

5. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.

6. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.


1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru

Наглядные пособия.


Домашние работы за 10 класс к учебнику А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 10-11 классов

Рабочая тетрадь к учебнику

Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10-11классы М.: Вита-Пресс, 2011 г. К новым учебникам и рабочим тетрадям 2017г.













Корректировка календарно-тематического планирования

Учитель Исмагилова О.П.

Предмет Основы финансовой грамотности

10 класс


Четверть

Тема

По программе

(план)

Фактическое время проведения

Причина корректировки (б/л, праздничный день, отпуск, курсы)

За счёт каких часов проведена корректировка программы (часов элективных курсов, дополнительные часы по приказу)

Примечание









































9