Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «СОШ №69»
| | |
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МОАУ «СОШ №69» Протокол № от 30.08.2018 г. Обсуждено на методическом объединении учителей | СОГЛАСОВАНО ЗД по УВР _________________
Рабочая программа Предмет: Основы финансовой грамотности Класс: 7 класс Всего часов: 35 часов Количество часов в неделю: 1
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ«СОШ №69» ________________________
|
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Финансовой грамотности» в 7 классе составлена на основе положений «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ», методических рекомендаций по разработке и реализации программы курса в образовательных организациях РФ «Основы финансовой грамотности» Центрального банка РФ, авторской программы В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.«Просвещение», 2016.
Данный модуль – составная часть курса «Обществознание». Рабочая программа может использоваться в рамках самостоятельного учебного предмета и соответствует требованиям к результатам обучения в соответствии с ФГОС ООО.
Актуальность внедрения модуля определяется тем, что вопросы грамотного финансового поведения граждан становятся важнейшей задачей развития современного российского общества. В «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в РФ» отмечается, что «низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств», а также, что «российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), пассивное отношение населения к контролю за личными финансами, низкий уровень финансовой дисциплины». Одним из условий улучшения ситуации является изучение вопросов финансовой грамотности в образовательных организациях.
Целью реализации модуля «Финансовая грамотность» в 7 классе является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся 7 класса. Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны. Важным условием реализации рабочей программы является ее практико-ориентированный характер. Он достигается путем введения уроков-практикумов, реализацию мини-проектов по финансовой грамотности.
Последовательность тем, предлагаемая в рабочей программе ,обусловлена, помимо учѐта общих принципов отбора содержания и логики его развѐртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков. Содержание модуля, обращѐнное к подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Особого внимания требует использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Рабочая программа по финансовой грамотности изучается на базовом уровне.
Тематическое планирование рассчитано на 35 часов за год (1 час в неделю).
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты :
• сформированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
• осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач данного курса;
• находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финансовой информацией;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
Предметные результаты
применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
• оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Выпускник 7 класса научится:
называть и конкретизировать примерами виды налогов;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
Выпускник 7 класса получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Основное содержание программы.
Вводный урок (3ч). Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность». Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. Банки Оренбургской области.
Тема 1. Личное финансирование (4 ч). Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения
Тема 2. Депозит (6 ч). Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту
Тема 3. Кредит (10 ч). Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности. Микрофинансовые организации. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита
Тема 4. Налоги (7 ч). Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы Виды налогов для физических лиц. Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты.
Защита проектов(3 часа)
Тестирование за 1 полугодие (1 час)
Итоговое обобщение (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п. | Темы | Количество часов |
1 | Содержание и назначение модуля «Финансовая грамотность». | 1 |
2 | Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг. | 1 |
3 | Банки Оренбургской области. | 1 |
4 | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. | 1 |
5 | Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета. | 1 |
6 | Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения | 1 |
7 | Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет. | 1 |
8 | Банк и банковские депозиты. | 1 |
9 | Влияние инфляции на стоимость активов | 1 |
10 | Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах | 1 |
11 | Как читать и заключать договор с банком. | 1 |
12 | Управление рисками по депозиту | 1 |
13 | Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; | 1 |
14 | Тестирование за 1 полугодие | 1 |
15 | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) | 1 |
16 | Из чего складывается плата за кредит. | 1 |
17 | Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах | 1 |
18 | Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. | 1 |
19 | Коллекторские агентства, их права и обязанности. | 1 |
20 | Микрофинансовые организации. | 1 |
21 | Кредит как часть личного финансового плана. | 1 |
22 | Типичные ошибки при использовании кредита | 1 |
23 | Практикум: кейс «Покупка машины» | 1 |
24 | Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; | 1 |
25 | Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. | 1 |
26 | Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка | 1 |
27 | Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы | 1 |
28 | Виды налогов для физических лиц. | 1 |
29 | Налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. | 1 |
30 | Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц | 1 |
31 | Деловая игра «Мой уровень финансовой грамотности» | 1 |
32-34 | Защита проектов | 3 |
35 | Итоговое обобщение | 1 |
| Итого | 35 |
Учебно-методическое обеспечение:
1. В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М.«Просвещение», 2016.
2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577, п.18.2.2
3. «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в РФ»
4. «Основы финансовой грамотности». Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в образовательных организациях РФ