СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для 3 класса»








Пояснительная записка

Данная программа по предмету «Родной русский язык» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
7. Концепция преподавания учебного предмета «Родной русский язык».
8. Учебный план основного общего образования МАОУ "Гимназия №14" г. Улан-Удэ на 2021/22 учебный год.
9. Положение о рабочей программе МАОУ "Гимназия №14" Улан-Удэ .

Общая характеристика учебного предмета

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для реализации наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса.

Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения.

Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения родного (русского) языка являются:

  1. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  2. совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  3. углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  4. совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  5. научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На предмет «Родной русский язык» для 3 класса учебным планом начального общего образования отводится 17 часов (2-е полугодие), из расчета 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

отражают сформированность, в том числе в части:

1.Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;


2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения ценности русского языка в жизни современного общества, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,

посредством использования воспитательных возможностей содержания учебного предмета, демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия, добросердечности, патриотизма через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе в урочной форме через содержание учебного предмета в виде диалога, дискуссий;

3.Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,

стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

посредством установления доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждению на уроке информации через активизацию познавательной деятельности через нестандартные уроки соревнования и игр (конкурсы, викторины, турниры, деловые игры);

−побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), через учебную дисциплину и самоорганизацию .


4.Эстетического воспитания приобщение к уникальному российскому культурному наследию,

Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи на основе составленных текстов

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья эмоционального благополучия

осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; посредством подобранных текстов, проведения динамических пауз, разминок, бесед.

6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей посредством:

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,

повышения уровня экологической культуры

8.Ценностей научного познания

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;


Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

  • осознавать цели и задачи урока, темы;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с ними;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осознавать цели и задачи изучения курса, раздела;

  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;

  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить модели слов (звукобуквенные, морфемные), словосочетаний, предложений;

  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);

  • по маршрутному листу прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу;

  • преобразовывать слова, словосочетания, предложения в условные модели и наоборот;

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  • озаглавливать текст;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;

  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

  • списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65–70 слов, писать под диктовку тексты в 60–65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60–75 слов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;

  • создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.


Содержание учебного предмета




Содержание программы

Количество часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

10ч

2

Язык в действии

3

Секреты речи и текста


Итого:

17ч



Календарно-тематическое планирование



Тема

Количество часов

Основные виды деятельности учащихся

Основные направления воспитательной деятельности

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее 10 ч

Регулятивные

  • осознавать цели и задачи урока, темы;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

  • участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с Познавательные

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);



1

Где путь прямой, там не езди по кривой

1,2,3,5,7,8

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1,3,5,6,8

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

3,4,6,8

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга

3,4,5,6,7,8

5

Ветер без крыльев летает

3,8

6

Какой лес без чудес

2,3,4,5,6,7,8

7

Дело мастера боится

2,3,4,5,6,7,8

8

Заиграйте, мои гусли

2,3,4,5,6,7,8

9

Что ни город, то норов

1,2,3,4,5,6,7,8

10

У земли ясно солнце, у человека – слово

1,2,3,7,8

Раздел 2. Язык в действии 5 ч


11

Для чего нужны суффиксы?

3,6,8

12

Какие особенности рода имён существительных в русском языке?

3,6,8

13

Все ли имена существительные «умеют» изменятся по родам?

3,4,6,7,8,

14

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

3,6,8

15

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

2,3,4,5,8

Раздел 3. Секреты речи и текста 2 ч


16

Создаём тексты-рассуждения

3,5,6,7,8

17

Создаём тексты – повествования. Учимся редактировать тексты

3,5,6,7,8