Рабочая программа
по курсу «Родной русский язык»
на 2022-2023 учебный год
для обучающихся 2 классов
Количество часов: 17
Класс: 2
Улан-Удэ
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Цели и задачи
Изучение курса «Родной язык» (русский) во 2 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихсякультуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателямобщей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ Гимназия 14 родной язык русский
во 2 классе изучается 17 учебных недель, что составляет 17 часов в год (1 час в неделю во 2 полугодии).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Русский родной язык»
Изучение предмета «Русский родной язык» во 2 классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» во 2-м классе.
Личностные результаты:
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения ценности русского языка в жизни современного общества, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,
посредством использования воспитательных возможностей содержания учебного предмета, демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия, добросердечности, патриотизма через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе в урочной форме через содержание учебного предмета в виде диалога, дискуссий;
3.Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
посредством установления доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждению на уроке информации через активизацию познавательной деятельности через нестандартные уроки соревнования и игр (конкурсы, викторины, турниры, деловые игры);
−побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), через учебную дисциплину и самоорганизацию .
4.Эстетического воспитания приобщение к уникальному российскому культурному наследию,
Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи на основе составленных текстов
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья эмоционального благополучия
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; посредством подобранных текстов, проведения динамических пауз, разминок, бесед.
6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей посредством:
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,
повышения уровня экологической культуры
8.Ценностей научного познания
Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Учащийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу;
высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – в памятках) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану;
проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные:
Учащийся научится:
осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
ориентироваться в учебных пособиях (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебных пособиях;
пользоваться словарями и справочным материалом учебных пособий;
осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя;
составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя);
по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные:
Учащийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и аргументировать его;
работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты:
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык» (русский) на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1) Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:
понимание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;
понимание роли русского родного языка в жизни человека;
понимание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурнымкомпонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения пословиц и поговорок; правильное употребление пословиц, поговорок в современных ситуациях речевого общения;
понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира;
определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры;
соблюдение норм русского речевого этикета;
использование словарей: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок и т.д.
2) Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета:
осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;
анализ и оценивание с точки зрения но рм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;
соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;
обогащение активного и потенциального словарного запаса;
стремление к речевому самосовершенствованию;
соблюдение основных орфоэпических норм современного русского литературного языка:
соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:
соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:
соблюдение основных норм русского речевого этикета:
соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);
соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);
3) Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности
(говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
владение различными видами слушания (в рамках изученного в основном курсе):
владение различными видами чтения (в рамках изученного в основном курсе) ;
понимание следственных отношений, логических связей между абзацами и частями текста;
умение находить начало и конец темы;
понимание правил информационной безопасности при использовании Интернет;
уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устно го общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений, поздравление;
участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;
создание устных и письменных текстов описательного типа;
чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.);
редактирование собственных текстов с целью совершенствования их со держания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
Реализация содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»
Учащийся научится:
различать понятия «архаизмы» и «историзмы»; находить их в предложенном тексте;
пользоваться справочным материалом для определения лексического значения слов.
Реализация содержательной линии «Язык в действии»
Учащийся научится:
наблюдать за разноместностью и подвижностью русского ударения;
определять прямое и переносное значение слов;
употреблять в речи однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы и т.д.;
выбирать слова, соответствующие предмету мысли.
Реализация содержательной линии «Секреты речи и текста»
Учащийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
(самостоятельно) читать тексты, извлекать из них новую информацию, рабо тать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
пользоваться словарями для решения языковых и речевых задач;
различать устную и письменную речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
последовательность в тексте;
понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Учащийся получит возможность научиться:
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Содержание учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык: прошлое и настоящее (1 ч.)
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Проект «Преданья старины глубокой» (на примере содержания отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»).
Язык в действии (3 ч.)
Где поставить ударение . Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Удивительное слово . Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли.
Секреты речи и текста (13 ч.)
Письменная речь и признаки текста .Сравнение устной разговорной и письменной речи.
Восстановление деформированного текста. .
Коллективное изложение текста по вопросам к каждому предложению.
Средства связи между предложениями и частями текста . Лексические средства связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи предложений в тесте.
Составление текста по опорным словам с творческим дополнением.
Тема и главная мысль в тексте.
Наблюдение за средствами выражения авторского отношения к описываемому, ознакомление со структурно-смысловыми частями текста.
Изложение текста по коллективно составленным вопросам.
Восстановление деформированного текста по серии картинок с творческими дополнениями.
Изложение по вопросам к частям текста.
Коллективное сочинение по серии картинок .
Сочинение по одной картинке. Сочинение по серии картинок .
Особенности текста-повествования .
Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествования.
Подробное изложение по коллективно составленному плану.
Творческое продолжение текста-повествования.
Слуховое изложение текста по опорным словам.
Особенности текста-описания
Объяснение значения слова.
Составление описания-загадки.
Сочинение по наблюдениям и воображению
Особенности текста-рассуждения .
Сочинение по пословице
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Тема урока | Кол-во часов | Внеурочная форма | Основные виды деятельности учащихся | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. НРК устаревшие слова: архаизмы и историзмы Бурятии. | 1 | Проект | Регулятивные осознавать цели и задачи урока, темы; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника); адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), учитывая конечную цель, намечать действия при работе в паре, распределять роли и действовать в соответствии с Познавательные осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; выделять существенную информацию из читаемых текстов; Коммуникативные соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова); задавать вопросы, уточняя непонятое в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить); участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения); | 1,2,4,5,8 |
2. | Язык в действии | Где поставить ударение? | 1 | | 1,3,4,5,6,8 |
3. | Однозначные и многозначные слова | 1 | Урок – исследование | 1,3,4,5,6,8 |
4. | Синонимы и антонимы | 1 | | 1,3,4,5,6,8 |
5. | Секреты речи и текст | Письменная речь и признаки текста Сравнение устной разговорной и письменной речи. | 1 | Урок-исследование | 3,4,5,6,8 |
6. | Восстановление деформированного текста. Л.Н.Толстой. «Чиж». | 1 | | 3,4,5,6,7,8 |
7. | Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка» | 1 | | 1,3,4,5,6,7,8 |
8 | Средства связи между предложениями и частями текста | 1 | Урок – исследование | 1,3,4,5,8 |
9. | Составление текста «Ёжик» по опорным словам | 1 | | 1,3,4,5,8 |
10. | Изложение текста по опорным словам. «Храбрый утёнок» (по Б.В.Житкову) | 1 | | 1,3,4,5,8 |
11 | Сочинение по картинке «На горке». НРК сочинение по картинке «Зимний пейзаж» художников Бурятии. | 1 | | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
12 | Творческое продолжение текста-повествования. «Горе-охотник» (по Л.Савоненковой). | 1 | |
Библиотечный урок | 1,2,3,4,5,6,7,8 |
13. | Объяснение значения слова. | 1 | Урок – игра | 4,6,8 |
14. | Составление описания-загадки. | 1 | | 4,6,8 |
15. | Сочинение по пословице «Скучен день до вечера, коли делать нечего». НРК сочинение по пословицам Бурятии. | 1 | | 3,4,5,6,7,8 |
16. | Повторение пройденного материала | 1 | | 1,2,3,4,5,6,,7,8 |
17. | Обобщающий урок. | 1 | | 6,8 |
Учебно-методическое обеспечение
О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова Родной русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2020 г.
http://www.gnpbu.ru
http://school-collection.edu.ru/
http://1-4.prosv.ru