Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Снопотская средняя общеобразовательная школа Рогнединского района Брянской области»
«Утверждаю» Директор школы: Качурин В.П. Приказ №__________________ | «Согласовано» Зам. Директора по УВР: Свинтицкая Г.В. Дата ______________________ | «Утверждено» Руководитель творческой группы гум. цикла: Качурина Т.Д. Протокол __________________ |
Рабочая программа
по предмету «Родная литература»
для 5 - 9 классов (5,6,9 классы)
(ФГОС ООО)
Программу разработала:
Качурина Татьяна Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Снопотская СОШ
2019 – 2020 учебный год
1. Планируемые результаты освоения программы по родной литературе 5 – 9 класс.
Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель - Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011), а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;
анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учащийся научится:
планированию пути достижения цели;
установлению целевых приоритетов;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
учитывать условия выполнения учебной задачи;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
строить сообщение в устной форме;
находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Учащийся научится:
устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
аргументировать свою точку зрения;
задавать вопросы.
продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в самовыражении через слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
2. Содержание программы по родной литературе 5 – 9 класс.
5 класс
Своеобразие родной литературы.
Родная литература как национально-культурная ценность народа
Русский фольклор.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»— народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Древнерусская литература.
Афанасий НикитинИз «Хождения за три моря».
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов «Лишь только дневный шум умолк…».
Из литературы XIX века.
Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».
Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».
Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»
Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».
Гайдар А.П. «Тимур и его команда».
Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
Пришвин М.М «Остров спасения».
Рубцов Н.М. «Родная деревня»
Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».
Самойлов Д. «Сказка».
Берестов В. «Почему-то в детстве…»
6 класс
Своеобразие родной литературы.
Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.
Русский фольклор
Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству. Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.
Древнерусская литература
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Литература XIX века
Н. Г. Гарин -Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.
Н. Лесков «Человек на часах».Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»;
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»).
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.
Литература XX века
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна».Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка».Основная тематика и нравственная проблематика рассказаВыразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение».Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.
Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни.Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»
В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»
Н.А. Заболоцкий «Утро»,«Подмосковные рощи»
А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»
А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.
7 класс
Русский фольклор
Героические былины «Добрыня и змей», «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич», «Святогор- богатырь»
Древнерусская литература
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
Литературы XVIII века
А.Сумароков. «Эпиграмма Эпиграмма».
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Литература XIX века
И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз».Историческая основа басен.
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца»
И.С.Тургенев. «Бурмистр». Влияние крепостного права на людей.
А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».
А.И.Куприн. «Изумруд».Сострадание к «братьям нашим меньшим.
Литература XX века
А.Аверченко. «Вечером».Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.
Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие».Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни».Средства создания комического в рассказе.
Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка».Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке».Трагедия матери, потерявшей ребенка.
В.Шукшин. «Критики».Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».
Е.Носов. «Трудный хлеб».Уроки нравственности в рассказе.
8 класс
Своеобразие родной литературы.
Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
Русский фольклор
Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен ("Как во городе было во Казани" и "Не шуми, мати зеленая дубравушка" и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо».Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).
ры.
Древнерусская литература
А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.
Литературы XVIII века
Карамзин Н.М. Повесть « Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов
Литература XIX века
А.С.Пушкин «Пиковая дама».Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.
Н.П.Вагнер "Христова детка». Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив "божественного дитя".
А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.
Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды
Литература XX века
А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя.Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех писателя.
Л.Кассиль "Дорогие мои мальчишки» (главы)Изображение жизни мальчишек во время
Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.
Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга». Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.
Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.
Д.Доцук. Рассказ о писательнице. "Голос"- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых. Н. Назаркин«Мандариновые острова»
(фрагменты)-повесть о мальчишках, которые едва ли не большую часть своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать, придумывать воображаемые миры
9 класс
Своеобразие родной литературы.
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны
Древнерусская литература
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного
идеала, олицетворение Святой Руси.
Литература 18 века
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев.
Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызванообращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
Литература 19 века
Поэты пушкинской поры. (Обзор)
К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...».
Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» («Не ослеплён я музою моею...»).
А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...».
Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры. Теория литературы. Золотой век русской поэзии.
Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения.
Развитие речи.Лирические отступления в эпическом произведении. Обобщение представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений. Подготовка плана сочинения о роли лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».
А.Н.Островский. «Бедность не порок». Обличение социальных пороков в комедии. Теория литературы. Конфликт. Комедия.
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах.
Литература 20 века
М. Горький. «Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.
«Песня о Соколе». Своеобразие композиции. Художественные особенности «Песни…».
А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.
К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.
Д. Б.Кедрин. Кедрин как певец родной природы. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». Тема Родины в лирике. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа».
Развитие речи. Обобщение представлений о лирическом произведении. Повторение основных понятий, связанных с анализом художественной формы и художественного содержания лирического стихотворения (лирический герой, лирический сюжет, тематика, проблематика, система образов, язык, строфика, метрика и др.). Содержание и примерный план целостного анализа лирического произведения (на материале изученных или самостоятельно прочитанных стихотворений Д.Б.Кедрина).
Ю.Друнина. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике.
К.Воробьев. «Убиты под Москвой». Особенности лейтенантской прозы в повести. Образ главного героя повести.
В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.
В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа.
Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».
Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно».
Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».
Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено».
В.П.Астафьев. «Царь-рыба». Жестокое обращение человека с природой. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия.
В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы.
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести.
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе.
Литература 21 века
Д.Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени».Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.
Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.
М.Ботнева. «Мороженое в вафельных стаканчиках». Жизнь современных подростков в повести.
3. Тематическое планирование по родной литературе по годам изучения.
№п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов по классам |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
1 | Своеобразие родной литературы. | 1 | 1 | - | 1 | 1 |
2 | Русский фольклор. | 2 | 2 | 1 | 2 | - |
3 | Древнерусская литература. | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 |
4 | Из литературы XVIII века | 1 | - | 1 | 2 | 2 |
5 | Из литературы XIX века. | 4 | 5 | 5 | 8 | 12 |
6 | Литература XX века | 8 | 8 | 8 | 17 | 38 |
7 | Литература XXI века | - | - | - | - | 11 |
8 | Резервные уроки | - | - | - | 1 | 2 |
| Всего | 17 | 17 | 17 | 34 | 68 |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ.
Календарно- тематическое планирование по родной литературе
5 класс (17час.)
№п/п | Содержание урока | Кол - во часов | Дата план/факт |
Своеобразие родной литературы (1 ч) |
1 | Родная литература как национально-культурная ценность народа | 1 | |
Русский фольклор (2ч) |
2 | Волшебная богатырская сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета. | 1 | |
3 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле. | 1 | |
Древнерусская литература (1ч) |
4 | Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря». | 1 | |
Из литературы XVIII века (1ч) |
5 | Михаил Васильевич Ломоносов.«Лишь только дневный шум умолк…». | 1 | |
Из литературы XIX века (4ч) | |
6 | Басни.Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | 1 | |
7 | Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?». | 1 | |
8 | Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег». | 1 | |
9 | Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь». | 1 | |
Литература XX века (8ч) | |
10 | Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща». | 1 | |
11-12 | Гайдар А.П. «Тимур и его команда». | 2 | |
13 | Пантелеев Л. «Шкидские рассказы». | 1 | |
14 | Паустовский К.Г. «Заячьи лапы». | 1 | |
15 | Пришвин М.М «Остров спасения». | 1 | |
16 | Рубцов Н.М. «Родная деревня» Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…». Выр.чтение. | 1 | |
17 | Самойлов Д. «Сказка». Берестов В. «Почему-то в детстве…» Выр.чтение. | 1 | |
| Итого: | 17 ч | |
Календарно-тематическое планирование по родной литературе
6 класс (17час.)
№п/п | Содержание урока | Кол - во часов | Дата план/факт |
Своеобразие родной литературы (1ч) |
1 | Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни. | 1 | |
Русский фольклор (2ч) |
2 | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Воплощение национального характера, народных нравственных ценностей. | 1 | |
3 | Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений. | 1 | |
Древнерусская литература (1ч) |
4 | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 1 | |
Литература XIX века (5ч) |
5 | Н. Г. Гарин -Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). | 1 | |
6 | Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка. | 1 | |
7 | Н. Лесков «Человек на часах».Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим. | 1 | |
8 | И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Автор и его отношение к родине. Выр.чтение. | 1 | |
9 | А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».Автор и его отношение к родине. Выр.чтение. | 1 | |
Литература XX века (8ч) |
10 | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. | 1 | |
11 | А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка».Основная тематика и проблематика рассказа. Воспитание чувства милосердия, сострадания. | 1 | |
12 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 1 | |
13 | А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. | 1 | |
14 | Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. | 1 | |
15 | А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | 1 | |
16 | Н.А. Заболоцкий «Утро»,«Подмосковные рощи». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 1 | |
17 | А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. | 1 | |
| Итого: | 17 ч | |
Календарно- тематическое планирование по родной литературе
9 класс (68 часов)
№п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата план/факт |
Своеобразие родной литературы (1 ч) |
1. | Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | 1 | |
Древнерусская литература (2 ч) |
2. | Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | |
3. | Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. | 1 | |
Литература 18 века (2 ч) |
4. | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. | 1 | |
5. | Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя в повести «Наталья, боярская дочь» | 1 | |
Литература 19 века (12 ч) |
6. | К. Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». | 1 | |
7 | Е. А. Баратынский. Слово о поэте. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», | 1 | |
8. | Е. А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза» | 1 | |
9. | А. А. Дельвиг. «Элегия» («Когда, душа, просилась ты...»), «Не осенний частый дождичек...». | 1 | |
10-11. | Р/р Подготовка и написание сообщения об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. | 2 | |
12. | А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения. | 1 | |
13. | Роль лирических отступлений в одной из глав романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | |
14. | Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». | 1 | |
15. | Обличие социальных пороков в пьесе А.Островского «Бедность не порок». Особенности конфликта в пьесе. | 1 | |
16 | А. П. Чехов. «Дом с мезонином». | 1 | |
17 | А.П.Чехов «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь. | 1 | |
Литература 20 века (38 ч) |
18 | А.М.Горький. Слово о писателе. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. | 1 | |
19. | Своеобразие композиции и художественные особенности «Песни о Соколе». | 1 | |
20 | А.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Гадюка». | 1 | |
21 | Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка». | 1 | |
22. | К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения. | 1 | |
23. | Д.Б.Кедрин. Слово о поэте. Тема природы в лирике поэта. «Подмосковная осень», «Зимнее», «Осенняя песня», «Аленушка». | 1 | |
24. | Д.Б.Кедрин. «Весь этот край, милый навеки…», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа». Тема Родины в лирике. | 1 | |
25 | Р/р Анализ лирического произведения. (Восприятие, истолкование, оценка). | 1 | |
26 | Ю.Друнина.Слово о поэте. «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», «Все грущу о шинели», «Есть в России святые места». Тема войны в лирике. | 1 | |
27 | Тема войны в лирике Ю.Друниной. Выразительное чтение стихотворений. | 1 | |
28 | К.Воробьев. Слово о писателе. «Убиты под Москвой». | 1 | |
29 | Особенности лейтенантской прозы в повести «Убиты под Москвой». Образ главного героя повести. | 1 | |
30 | В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». | 1 | |
31 | Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. | 1 | |
32-33 | В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. | 2 | |
34-35 | Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». | 2 | |
36-37 | Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». | 2 | |
38-39 | Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви». | 2 | |
40-41 | Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено». | 2 | |
42-43 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Царь-рыба». Тема жестокого обращения человека с природой. | 2 | |
44-45 | В.П.Астафьев. «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. | 2 | |
46-47 | В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. | 2 | |
48-49 | В.Г.Распутин. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы. | 2 | |
50-51 | А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. | 2 | |
52 | А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Образ главного героя в пьесе. | 1 | |
53 | Общечеловеческие ценности в пьесе «Старший сын» | 1 | |
54-55 | Р/р Подготовка и написание сочинения по русской литературе 20 века. | 2 | |
Литература 21 века (11 ч) |
56 | Д. Сабитова. Слово о писателе. «Цирк в шкатулке». | 1 | |
57 | Д. Сабитова. «Где нет зимы». | 1 | |
58-59 | А. Жвалевский. Слово о писателе. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда». | 2 | |
60-61 | Е. Пастернак. Слово о писателе. «Гимназия №13», «Охота на Василиска». | 2 | |
62 | Т. Михеева. Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. | 1 | |
63 | Т. Михеева. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести. | 1 | |
64-65 | М.Ботнева. Слово о писателе. «Мороженое в вафельных стаканчиках». Жизнь современных подростков в повести. | 2 | |
66-67 | Р/р Написание сочинения-рассуждения. | 2 | |
68 | Резервный урок | 1 | |
| Итого: | 68 ч | |