СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
В системе предметов общеобразовательной школы основное место занимает предмет «Русский язык». Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.
Русский язык — основа всего процесса обучения, средство развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты освоения других школьных предметов.
До начала обучения языковая активность ребенка направлена на эмпирическое овладение речью путем практического подражания. В начальных классах русский язык как учебный предмет обеспечивает качественно другой уровень владения детьми родным языком, новый уровень их речевой практики, осознание себя носителями русского языка, формирование личностного ценностного отношения к слову.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся.
Введением в курс русского языка является обучение грамоте — интегри-рованный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. После обучения грамоте начинается освоение систематического курса «Русский язык».
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»
-приобретение и систематизация знаний о языке;
-овладение орфографией и пунктуацией;
-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Азбука, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Курс русского языка в 4 классе составляет 170 часов (5 часов в неделю)..
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,
технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из
двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по
плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
170 ч (5 часов в неделю)
Лексика
Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.
Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы (злость – злоба; ходьба-хождение; старик-старче; близко-близехонько; тигриный-тигровый; вымазать-измазать; выкупать-искупать; напугать – испугать).
Слова однокоренные, противоположные по значению (домик-домище; открыть-закрыть; уснуть-проснуться).
Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).
Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.)
Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.)
Морфемика (состав слова)
Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.
Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов, глагольные суффиксы как признак спряжения глаголов. Формообразующий суффикс - л- в глаголах прошедшего времени.
Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме ( вода – сущ., ж.р., 1 скл.; сено - сущ., ср.р, 2 склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильная – ж.р., тв. основа; большой – м.р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (белеет – 3-е л., ед.ч., наст. время и др.).
Роль приставок в образовании глаголов (ходить – уходить – переходить – заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила – отговорила; прибежать – убежать; приходить – уходить и др.).
Морфология (120 ч)
Имя существительное (40 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2, 3 склонения.
Склонение имен существительных 1,2 и 3 склонения.
Правописание безударных личных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на – мя, -ий, -ие, -ия.
Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительные как член предложения.
Употребление мен существительных в речи.
Имя прилагательное ( 25 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
Прилагательное как член предложения.
Употребление имен прилагательных в речи.
Личные местоимения. (7ч)
Местоимения как части речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
Личные местоимения я. Ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
Личные местоимения как член предложения.
Употребление личных местоимений в речи.
Глагол(45 ч)
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределённая форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время, лицо, число глаголов. Изменение глаголов по времени. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределённой формы - стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся–-ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.
Наречие (3ч)
Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия называющие признак, время, место и направление действия. Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Употребление в речи. Наречие как член предложения.
Синтаксис и пунктуация (30ч)
Предложение. Главные члены предложения. (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.
Тематическое планирование по русскому языку 4 класс (1-4) при 5-часовой недельной нагрузке. 170 ч в год.
УМК «школа России»
Дата | № Тип урока | Тема урока | Предметные умения | Формируемые УУД | |||||||||||
Личностные | Регулятивные | Познаватель ные | Коммун никативные | ||||||||||||
| Синтаксис и пунктуация Предложение (9ч) | ||||||||||||||
1 | Повторение изученного материала | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | Актуализация знаний учащихся о грамматических признаках предложения; развитие умения выделять грамматическую основу, второстепенные члены предложения. | Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.
Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельная подготовка рабочего места для различных видов деятельности в школе и дома. | Ориентироваться в учебнике: определять круг своего незнания, планировать дальнейшую работу по изучению данного раздела. | Слушать и слы шать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректиро вать свою точку зрения. | ||||||||
2. | Повторение изученного материала | Виды предложения по интонации. Главные члены предложения | |||||||||||||
3. | Повторение изученного материала | Связь слов в предложении. Словосочетания. | |||||||||||||
4. | Изучение нового материала | Второстепенные члены предложения Обстоятельство | Знакомство с второстепенными членами, их обозначением на письме; развитие умения распознавать их в предложении | Задавать вопросы. | |||||||||||
5. | .Изучение нового материала | Второстепенные члены предложения. Определение. Составление предложений о родном селе. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов; любовь и уважение к Отечеству. | Самостоятельно формулировать задание, алгоритм его выполнения | Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению раздела. | Способность Выбирать средства языка в соот ветствии с ре чевой ситуа цией | |||||||||
6. | Изучение нового материала | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | Умение работать в заданном темпе. | ||||||||||||
7. | Изучение нового материала | Второстепенные члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения. | Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельно формулировать задание и его цель. | Извлекать информацию, представленную в разных формах . | Задавать вопро сы. | ||||||||
8. | Закрепление изученного материала | Второстепенные члены предложения. Контрольный словарный диктант №1 |
Проверка умения детей писать слова с изученными орфограммами. |
Стремиться к совершенствованию речи. |
Самостоятельно корректировать работу по ходу ее выполнения. | Безошибочное написание под диктовку | |||||||||
9. | Контроль ЗУН | Входная контрольная работа №1 | |||||||||||||
| Однородные члены предложения (10ч.) | ||||||||||||||
10. | Изучение нового материала | Однородные члены предложения. | Уметь находить в предложении однородные члены, соблюдать интонацию перечисления. | Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельно формулировать задание и его цель. | Вычитывать различные виды текстовой информации. Самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения нового раздела. | Договариваться и приходить к общему реше нию в совмест ной деятельнос ти. | ||||||||
11. | Изучение нового материала | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. |
Интерес к письму, к созданию собственных текстов; любовь и уважение к Отечеству. | Определять цель учебной деятельности. | |||||||||||
12. | Изучение нового материала | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но.
| Уметь распознавать однородные члены предложения; оформлять их на письме и употреблять в речи. | Определять план выполнения заданий. Использовать дополнительную литературу, справочники. | Уметь передавать содержание в сжатом виде. | Способность выбирать средст ва языка в соот ветствии с рече вой ситуацией. | |||||||||
13. | Изучение нового материала | Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. | Развитие интереса к изучению языка. | Определять цель учебной деятельности, корректировать работу. | Вычитывать различные виды текстовой информации. |
Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | |||||||||
14. | Изучение нового материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов |
Навыки употребления в речи предложений с однородными членами; самостоятельно составлять текст, используя предложения с однородными членами |
Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока | Формирование приёмов мыслительной деятельности. Владение способами объединения по общему признаку. | |||||||||
15. | Изучение нового материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Слушать и слы шать других, пытаться прини мать иную точку зрения, быть го товым корректи ровать свою точку зрения. | |||||||||||
16. | Изучение нового материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | ||||||||||||
17. | Закрепление изученного материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
| ||||||||||||
18. | Закрепление изученного материала Развитие речи | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов. Обучающее сочинение №1 | Уметь связно передавать текст с учетом особенностей употребления слов автора. Употреблять в речи предложения с однородными членами. | Ценить и принимать базовые ценности: «родина». Умение чувствовать красоту и выразительность речи. | Составлять сложный план текста. У меть передавать содержимое в развернутом виде. | Способность выбирать средст ва языка в соответ ствии с речевой ситуацией. | |||||||||
19. | Закрепление изученного материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и без союзов | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Строить рассуждения. | Задавать вопро сы. | ||||||||||
| Простые и сложные предложения (5ч.) | ||||||||||||||
20. | Изучение нового материала | Простые и сложные предложения.
| Знакомство учащихся с новыми понятиями. | Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения нового раздела. |
Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||
21. | Изучение нового материала | Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но. | Развитие умения применять правило постановки запятой перед союзами а, и, но, да; познакомить учащихся с утвердительными и отрицательными предложениями. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | ||||||||||
22. | Изучение нового материала | Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Слушать и слы шать других, пытаться прини мать иную точку зрения, быть гото вым корректиро вать свою точку зрения. | ||||||||||
23. | Закрепление изученного материала | Знаки препинания в сложных предложениях, в которых простые предложения соединены союзами и, а, но. | Стремиться к совершенствованию речи. | Осуществлять анализ и синтез. | |||||||||||
24. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 1. | Проверка умения распознавать в тексте простые и сложные предложения. | Определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с критериями. | | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |||||||||
| Прямая речь (3ч.) | ||||||||||||||
25. | Изучение нового материала | Прямая речь. | Ознакомление с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложения с прямой речью. |
Развитие интереса к изучению языка. |
Самостоятельно формулировать задание, алгоритм его выполнения | Определять круг своего незнания. Планировать свою работу по изучению нового материала. | Адекватно исполь зовать речевые средства для реше ния различных коммуникатив ных задач. Развивать моноло гическую речь. | ||||||||
26. | Изучение нового материала | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | |||||||||||||
27. | Изучение нового материала | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Контрольное списывание №1 | Стремиться к совершенствованию речи. | Самостоятельно корректировать работу по ходу ее выполнения | Пользоваться словарями, справочниками. | ||||||||||
| Обращение(3ч.) | ||||||||||||||
28. | Изучение нового материала | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | Формирование умений правильно оформлять на письме предложения с обращением; распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращение | Развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Перерабатывать информацию, полученную из различных источников. Уметь передавать содержимое. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||
29. | Изучение нового материала | Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. | Владеть моноло гической и диало гической форма ми речи. | ||||||||||||
30. | Контроль ЗУН | Контрольный диктант по теме «Предложение» №2. | Проверка умения ставить запятую при однородных членах с союзами и без союзов, писать слова на диапазоне изученных правил. |
Стремиться к совершенствованию речи. |
Самостоятельно корректировать работу по ходу ее выполнения.
| Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуа ции | ||||||||
| Морфология Имя существительное (39ч) Что мы знаем об имени существительном (9ч.) | ||||||||||||||
31. | Закрепление материала | Лексическое значение имени существительного. | Актуализация знаний о грамматических признаках существительных. | Развитие интереса к изучению языка. |
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Отбирать необходимую информацию. | Задавать вопросы. | ||||||||
32. | Изучение нового материала | Основные грамматические признаки имени существительного. | Предполагать, какая информация будет нужна для изучения нового материала. | Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зре ния, быть гото вым корректиро вать свою точку зрения. | |||||||||||
33. | Закрепление материала | Род имен существительных | Развитие умения классифицировать имена сущ. по родам. | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Составлять план решения учебной проблемы. | ||||||||||
34. | Закрепление материала | Род имен существительных | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | ||||||||||||
35. | Развитие речи | Изменение по числам и падежам. Обучающее изложение№1 | Актуализация знаний учащихся об изменении имен существительных по падежам и числам. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять свои мысли в письмен ной форме . | ||||||||
36. | Закрепление материала | Изменение по числам и падежам | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной дея тельности. | ||||||||||
37. | Закрепление материала | Изменение по числам и падежам | |||||||||||||
38. | Закрепление изученного материала | Имена существительные собственные и нарицательные. | Развитие умения классифицировать имена существительные. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Оформлять свои мысли в устной и письменной фор ме с учётом рече вой ситуации | ||||||||||
39. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 2 | Проверка умений по теме «Существительное | Стремиться к совершенствованию речи. | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | ||||||||||
| Склонение имён существительных (7ч.) | ||||||||||||||
40. | Изучение нового материала | Основные типы склонения имён существительных. |
Обеспечить усвоение основных типов склонения сущ.
Развивать умения классифицировать существительные по типу склонения | Развитие интереса к изучению языка. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Вычитывать различные виды текстовой информации. | Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зре ния. | ||||||||
41. | Изучение нового материала | Основные типы склонения имён существительных. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. |
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. | ||||||||||
42. | Изучение нового материала | Основные типы склонения имён существительных. | |||||||||||||
43. | Изучение нового материала | Основные типы склонения имён существительных. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию, преобразовывать ее. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||||
44. | Изучение нового материала | Основные типы склонения имён существительных. | |||||||||||||
45. | Проверка ЗУН | Контрольная работа №3 по итогам 1 четверти | Проверка умений. | Стремиться к совершенствованию речи. | Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в письмен ной форме. | ||||||||
|
| 2 четверть(35ч.) | |||||||||||||
46. | Изучение нового материала | Третье склонение имён существительных. | Ознакомление с существительными третьего склонения | Развитие интереса к изучению языка. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Уметь передавать содержимое. | Умение задавать вопросы. | ||||||||
| Правописание имен существительных единственного числа (16ч.) | ||||||||||||||
47. | Изучение нового материала | Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа. |
Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Освоение личностного смысла учения. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной дея тельности. | ||||||||
48. | Изучение нового материала | Падежные окончания имён существительных единственного числа 1, 2 и 3-го склонений. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | ||||||||||||
49. | Изучение нового материала | Правописание падежных окончаний существительных единственного числа. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. Оформлять мыс ли на письме. | |||||||||||
50. | Изучение нового материала | Правописание падежных окончаний имён существительных. Пров раб №3 | Проверка умений. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | |||||||||||
51. | Развитие речи | Обучающее изложение№2 «Моя поляна» | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения. | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять свои мысли в устной и письменной фор ме с учётом рече вой ситуации | |||||||||
52. | Изучение нового материала | Правописание безударных падежных окончаний существительных. Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Определять круг своего незнания. Планировать работу по изучению нового материала. | Умение задавать вопросы. | |||||||||
53. | Изучение нового материала | Винительный падеж имён существительных. |
Формирование умения различать падежные окончания существительных. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Договариваться и приходить к общему реше нию в совмест ной деятельно сти. | |||||||||
54. | Изучение нового материала | Творительный падеж имён существительных. | Стремиться к совершенствованию речи. | Уметь передавать содержимое. | |||||||||||
55. | Изучение нового материала | Правописание безударных падежных окончаний существительных. |
Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имен существительных единственного числа. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
|
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Пользоваться дополнительными источниками. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Слушать и слы шать других, пы таться прини мать иную точку зрения, быть готовым кор ректировать свою точку зре ния. | ||||||||
56. | Изучение нового материала | Правописание падежных окончаний сущ. единственного числа. | |||||||||||||
57. | Изучение нового материала | Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа. | Анализировать, сравнивать и группировать. | ||||||||||||
58. | Изучение нового материала | Правописание падежных окончаний существительных. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Владеть моноло гической и диа логической фор мами речи. | |||||||||||
59. | Закрепление материала | Правописание окончаний имён существительных единственного числа. | Закрепление знаний учащихся об окончаниях имен существительных единственного числа. Формирование умения писать повествовательный текст. |
Стремиться к совершенствованию речи. | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | ||||||||||
60. | Развитие речи | Повторение знаний о признаках текста. Подробное изложение №3 «Охотник и медведь». | Составлять сложный план.Уметь передавать содержимое в развернутом виде.. | Оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации. | |||||||||||
61. | Закрепление изученного материала | Закрепление правописания падежных окончаний. Работа над ошибками, допущенными в изложении. |
Освоение личностного смысла учения. |
Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Самостоятельно делать выводы. |
Оформлять свои мысли в письмен ной форме. | |||||||||
62. | Контроль ЗУН | Контрольный диктант№3 «Друзья леса». | Контроль умений. | Осуществлять анализ и синтез. | |||||||||||
| Правописание имен существительных множественного числа (7ч.) | ||||||||||||||
63. | Изучение нового материала | Множественное число имён существительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
Ознакомление с окончаниями существительных во множественном числе |
Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Стремиться к совершенст вованию речи. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению материала. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной деятельности. | ||||||||
64. | Изуч. нового материала | Окончания имён существительных множественного числа. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
| Устанавливать причинно-следственные связи. |
Слушать и слы шать других, пы таться прини мать иную точку зрения, быть гото вым корректи ровать свою точку зрения. | ||||||||||
65. | Изучение нового материала | Склонение и правописание существительных во множественном числе | Ознакомление с окончаниями существительных во множественном числе с мягкой основой; развитие умения распознавать тип склонения существительных множественного числа. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||
66. | Изучение нового материала | Склонение и правописание существительных во множественном числе | |||||||||||||
67. | Закрепление изученного материала. | Склонение и правописание существительных во множественном числе. |
Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Самостоятельно делать выводы. | |||||||||||
68. | Контроль ЗУН | Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное». | Проверка умений. |
Освоение личностного смысла учения. | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли в письмен ной форме . | |||||||||
69. | Закрепление изученного материала. | Окончания имён существительных множественного числа. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | Систематизация знания о существительном | Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||||
| Имя прилагательное (25ч.) Что мы знаем об имени прилагательном (4ч) | ||||||||||||||
70. | Закрепление изученного материала. | Лексическое значение, основное грамматические признаки. Прилагательное как член предложения | Актуализация знаний об имени прилагательном как части речи; обогащение словарного запаса. |
Развивать интерес к изучению языка, умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствова нию речи. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению материала. Самостоятельно подбирать информацию. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||
71. | Закрепление изученного материала. | Лексическое значение, основные грамматические признаки. Употребление прилагательных в речи. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной деятельности. | |||||||||||
72. | Закрепление изученного | Лексическое значение, основные грамматические признаки. | Пользоваться словарями, справочниками. | ||||||||||||
73. | Развитие речи | Обучающее изложение №4 «Тополя». | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения. | Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуа ции. | |||||||||
| Склонение имён прилагательных (7ч) | ||||||||||||||
74. | Закрепление изученного | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. Работа над ошибками, допущенными в изложении. | Ознакомление со склонением имен прилагательных в единственном числе. Особенностями склонения имен прилагательных, сочетающихся с одушевленными и неодушевленными существительными. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению материала. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной дея тельности. | ||||||||
75. | Изучение нового материала | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения. | Задавать вопросы. Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зре ния. | ||||||||||
76. | Изучение нового материала | Склонение имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода | |||||||||||||
77. | Изучение нового материала | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. Контрольный сл дик №2 |
Развивать интерес к изучению языка. |
Корректировать работу по ходу ее выполнения, оценивать ее. | Умение слышать и слу шать. | ||||||||||
78. | Закрепление изученного | Контрольная работа по итогам 2 четверти№5 | Контроль умений. | Осуществлять анализ и синтез. | |||||||||||
79. | Изучение нового материала | Склонение имён прилагательных. Именительный и винительный падежи. | Отработка навыка. | Определять причины возникших трудностей. | Извлекать информацию. Строить рассуждения. | Задавать вопросы. | |||||||||
| 3 четверть (50ч) | ||||||||||||||
80. | .Изучение нового материала | Склонение имён прилагательных. Родительный и винительный падежи. | | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Перерабатывать и преобразовывать информацию. | Пользоваться монологической и диалогической речью. | ||||||||
| Правописание имен прилагательных (14ч) | ||||||||||||||
81. | .Изучение нового материала | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода |
Отработка навыка написания и проверки падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, обогащение словарного запаса. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Развивать интерес к изучению языка. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Извлекать информацию, представленную в разных формах Строить рассуждения. | Задавать вопросы. | ||||||||
82. | .Изучение нового материала | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода | Договариваться и приходить к обще му решению в сов местной деятель ности. | ||||||||||||
83. | .Изучение нового материала | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода |
Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Строить рассуждения. | |||||||||||
84. | .Закрепление изученного | Правописание и проверка окончаний прилагательных мужского и среднего рода | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |||||||||||
85. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 8 | Проверка умений. | Корректировать работу по ходу. | Оформлять свои мысли. | ||||||||||
86. | Изучение нового материала | Склонение, правописание и проверка прилагательных единственного числа женского рода |
Отработка навыка написания и проверки падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, обогащение словарного запаса. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
| Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Предполагать, какая информация подойдет для изучения новой темы. | Задавать вопросы. | ||||||||
87. | Изучение нового материала | Склонение, правописание и проверка прилагательных единственного числа женского рода. | Формулировать проблему урока.
Составлять план решения учебной проблемы.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию, преобразовывать и представлять ее на основе схем, моделей. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||||
88. | Изучение нового материала | Склонение, правописание и проверка прилагательных единственного числа женского рода. |
Слушать и слы шать других, пы таться прини мать иную точку зрения, быть го товым корректи ровать свою точ ку зрения. | ||||||||||||
89. | Изучение нового материала | Склонение, правописание и проверка прилагательных единственного числа женского рода. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | ||||||||||||
90. | Изучение нового материала | Склонение, правописание и проверка окончаний прилагательных множественного числа | Ознакомление со склонением имен прилагательных во множественном числе |
Совершенствование собственной устной и письменной речи. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | ||||||||||
91. | Закрепление изученного | Склонение, правописание и проверка окончаний прилагательных множественного числа | Отработка навыка правописания окончаний имен прилагательных в форме мн. числа. |
Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Адекватно исполь зовать речевые средства для ре шения различных коммуникатив ных задач. | |||||||||
92. | Закрепление изученного | Склонение, правописание и проверка окончаний прилагательных множ. числа |
Развивать интерес к изучению языка. | Устанавливать причинно-следственные связи. | |||||||||||
93. | Контроль ЗУН | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» № 6 | Проверка умений. | Корректировать работу по ходу. | Осуществлять анализ и синтез. | Оформлять свои мысли. | |||||||||
94. | Развитие речи | Сочинение№2 «Зимние забавы» | Развитие умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использование в речи имен прилагательных | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Составлять план решения учебной проблемы. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. |
Использование монологической речи учащихся. | ||||||||
| Личные местоимения (7ч) | ||||||||||||||
95. |
Закрепление изученного | Общие сведения о личных местоимениях. Личное местоимение и имя существительное. Личное местоимение как член предложения. | Формирование знаний о личных местоимениях 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа, членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями. |
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Развивать интерес к изучению языка. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | ||||||||
96. | Закрепление изученного | Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Употребление личных местоимений в речи. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | ||||||||||||
97. |
Изучение нового материала | Личные местоимения единственного и множественного числа. Редактирование текстов с использованием личных местоимений. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | ||||||||||
98. | Изучение нового материала | Склонение личных местоимений | Ознакомление с изменением местоимений по падежам множественного и единственного числа.
Особенности правописания местоимений с предлогами | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока.
Составлять план решения учебной проблемы. |
Извлекать информацию, представленную в разных формах. | Задавать вопросы. | ||||||||
99. | Изучение нового материала | Склонение личных местоимений. | Задавать вопросы. | ||||||||||||
100 | Закрепл. изученного | Склонение личных местоимений | Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре | Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Владеть моноло гической и диало гической форм и речи. | ||||||||||
101. | Изучение нового материала | Правописание личных местоимений с предлогами. | Устанавливать причинно-следственные связи. | ||||||||||||
| Глагол (45ч) Что мы знаем о глаголе(2ч) | ||||||||||||||
102. | Закрепление изученного | Лексическое значение, основные грамматические признаки. Глагол как член предложения |
Активизация знаний о глаголе. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
|
Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Ориентироваться в учебнике. Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Владеть моноло гической и диало гической форма ми речи. | ||||||||
103. | Закрепление изученного | Лексическое значение, основные грамматические признаки. Особенности употребления глаголов в речи. | |||||||||||||
| Время глагола(6ч) | ||||||||||||||
104. | Изучение нового материала | Время глагола, изменение по лицам и числам. | Активизация знаний о глаголе, об изменении по временам, числам и лицам. | Стремиться к совершенствованию собственной речи. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Предполагать, какая информация подойдет для изучения новой темы. Строить рассуждения. | Задавать вопросы. | ||||||||
105. | Изучение нового материала | Время глагола, изменение по лицам и числам. | Задавать вопросы. | ||||||||||||
106. | Развитие речи | Время глагола, изменение по лицам и числам. Обучающее сочинение№3 | Развитие умения составлять повествов. текст с элементами описания | Любовь и уважение к Отечеству. | Работать по плану, корректировать свою деятельность. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Формирование монологической речи учащихся. | ||||||||
107. | Изучение нового материала | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | Отработка умения писать частицу не с глаголами, изменять глагол прошедшего времени по родам и числам | Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Задавать вопросы. | ||||||||
108. | Изучение нового материала | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | Задавать вопросы. | |||||||||||
109. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 9 | Проверка умений. | | Корректировать работу. | Оформлять свои мысли. | |||||||||
| Неопределенная форма глагола (6ч) | ||||||||||||||
110. | Закрепление изученного | Неопределенная форма глагола. Составление предложений с использованием глаголов близких и противоположных по значению. |
Актуализация знаний о грамматических признаках глаголов в начальной форме.
Ознакомление с их особенностями.
Обогащение словарного запаса.
|
Интерес к изучению языка. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Владеть моноло гической и диало гической форма ми речи. | ||||||||
111. | Изучение нового материала | Неопределенная форма глагола.
|
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зре ния, быть гото вым корректиро вать свою точку зрения. | |||||||||
112. | Изучение нового материала | Неопределенная форма глагола. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. | ||||||||||||
113. | Изучение нового | Неопределенная форма глагола. | Строить рассуждения. | ||||||||||||
114. | Закреплен изученного | Неопределенная форма глагола. | Работать по плану, корректировать свою деятельность. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||
115. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 10 | Проверка умений. | Интерес к изучению языка. | Оформлять свои мысли. | ||||||||||
| Спряжение глаголов (4ч) | ||||||||||||||
116. |
Изучение нового материала | 1 и 2 спряжение глаголов | Ознакомление с I и II спряжением глаголов, их отличительными чертами; умение распознавать спряжение глаголов | Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения | Формулировать проблему урока.
Составлять план решения учебной проблемы. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Задавать вопросы. | ||||||||
117. | 1 и 2 спряжение глаголов. Составление текстов с использованием глаголов близких и противоположных по значению | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной дея тельности. | |||||||||||||
118. | Развитие речи | 1 и 2 спряжение глаголов. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | | |||||||||||
119. | Проверка ЗУН | Проверочная работа № 11 | Проверка умений. | Интерес к изучению языка. | Корректировать свою деятельность. | Оформлять свои мысли. | |||||||||
| Правописание глаголов(27 ч) | ||||||||||||||
120 |
Изучение нового материала | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | Ознакомление с суффиксами –ся, -сь.
Развитие и отработка умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов;
совершенствование умения распознавать спряжение по глагольному суффиксу,
особенности правописания глаголов единственного числа.
| Интерес к изучению языка. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Задавать вопросы. | ||||||||
121. | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока. | Отбирать дополнит. источники информации. | Договариваться и приходить к общему реше нию в совмест ной деятельности. | ||||||||||
122. | Изучение нового материала
| Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Составление предложений с использованием глаголов в различных формах |
Формулировать проблему урока.
Составлять план решения учебной проблемы.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Самостоятельно делать выводы. Перерабатывать информацию и преобразовывать ее. | |||||||||||
123. |
Изучение нового материала
| Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | Устанавливать причинно-следственные связи. |
Слушать и слы шать других, пы таться прини мать иную точку зрения, быть го товым корректи ровать свою точку зрения. | |||||||||||
124. | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. | Любовь и уважение к Отечеству, к родному языку. | Уметь передавать информацию в сжатой форме. | ||||||||||||
125 | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | Интерес к изучению языка.
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово | Анализировать, сравнивать , группировать полученную информацию. | ||||||||||||
126. | Закреплен изученного | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | |||||||||||||
127. | Проверка ЗУН | Контрольная работа по итогам 3 четверти №7 | Контроль знаний. | Корректировать свою деятельность | Осуществлять анализ и синтез. | Умение слышать и слушать. | |||||||||
128. | Закреплен изученного | Правописание безударных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения | Отработка навыков. | | Устанавливать причинно-следственные связи. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. Умение слышать и слушать. | |||||||||
129. | Изучение нового материала | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. КСД №3 | Особенности правописания глаголов2 лица ед. ч. | Интерес к изучению языка. | Корректировать свою деятельность. | Определять круг своего незнания. | |||||||||
| 4 четверть (40ч) | ||||||||||||||
130. | Изучение нового материала | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа |
Совершенствование умения писать Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. |
Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока.
Составлять план решения учебной проблемы.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Извлекать информацию, представленную в разных формах | Слушать и слы шать других, пы таться прини мать иную точку зрения. | ||||||||
131. | Изучение нового материала | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа | |||||||||||||
132. | Изучение нового материала | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую | Договариваться и приходить к общему реше нию в совмест ной деятельно сти. | |||||||||||
133. | Изучение нового материала | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. | Интерес к изучению языка. | ||||||||||||
134. | Развитие речи | Обучающее изложение №5 | Развитие умения воспринимать и воспроизводить текст, составлять план изложения | Любовь и уважение к Отечеству, к родному языку. |
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять на письме свои мыс ли. Умение задавать вопросы. | ||||||||
135. | Закреплен изученного | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. |
Отработка навыков правописания глаголов. | Стремиться к совершенствованию речи.
Интерес к изучению языка. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | |||||||||
136. | Закреплен изученного | Мягкий знак в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа. | Строить рассуждения. | ||||||||||||
137. | Проверка ЗУН | Контрольное списывание №2. | Контроль знаний. | Корректировать свою деятельность. | Осуществлять анализ и синтез. | Развивать моно логическую речь. | |||||||||
138. | Изучение нового материала | Глаголы на -тся и –ться. | Ознакомление с суффиксами –тся, -ться; с правописание глаголов с этими суффиксами. |
Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Задавать вопросы. | ||||||||
139. | Глаголы на -тся и -ться. Составление предложений с использованием глаголов в различных формах. | Владеть моноло гической и диало гической форма ми речи. | |||||||||||||
140 | Изучение нового материала
| Глаголы на -тся и –ться. | Анализировать, сравнивать , группировать полученную информацию. | Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зре ния. | |||||||||||
141 | Глаголы на -тся и –ться. | ||||||||||||||
142 | Глаголы на -тся и –ться.
| Отработка навыка правописания глаголов с суффиксами - ться, -тся. | |||||||||||||
143 | Глаголы на -тся и –ться. | ||||||||||||||
144 | Закрепление изученного | Глаголы на -тся и –ться. | Определять причины трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Строить рассуждения. | |||||||||||
145 | Глаголы на -тся и –ться . | ||||||||||||||
146 | Контроль ЗУН | Контрольный диктант по теме «Глагол» №8. | Проверка умения в правописании глаголов. | Интерес к изучению языка. | Корректировать свою деятельность. | Осуществлять анализ и синтез. | Умение слышать и слушать. | ||||||||
| Наречие (3ч) | ||||||||||||||
147 | Изучение нового материала | Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. | Ознакомление с новой частью речи. | Стремиться к совершенствованию речи, изучению языка, осознанию ответственности за произнесённое и написанное слово. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока. | Определять круг своего незнания, планировать работу по изучению нового материала. | Высказывать и обосновывать свою точку зре ния. | ||||||||
148 | Изучение нового материала | Правописание суффиксов -о, -ав наречиях. Наречие как член предложения. Развитие речи. | Усвоение правописания наречий | Формулировать проблему урока. Составлять план решения учебной проблемы | |||||||||||
149 | Изучение нового материала | Правописание суффиксов -о, -ав наречиях. Употребление наречий в речи. | Систематизация знаний о грамматических признаках наречий. | Устанавливать причинно-следственные связи. | Адекватно исполь зовать речевые средства | ||||||||||
| Повторение пройденного в начальных классах (20ч) | ||||||||||||||
150 |
Систематизация знаний | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | Систематизация знаний учащихся о видах предложения; развитие умения составлять предложения на заданную тему. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. | Анализировать, сравнивать , группировать полученную информацию. | Слушать и слы шать других, пы таться принимать иную точку зре ния, быть гото вым корректи ровать свою точ ку зрения. | ||||||||
151 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | ||||||||||||||
152 | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | ||||||||||||||
153 | Развитие речи | Повторение. Синтаксис и пунктуация. Контрольное изложение№1 | Определять причины трудностей, выбирать пути преодоления ошибок. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять свои мысли в письмен ной и устной форме. | ||||||||||
154 | Проверка знаний | Проверочная работа № 14 «Синтаксис и пунктуация». | Проверка знаний. | Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. | |||||||||||
155 |
Систематизация знаний
| Повторение. Имя существительное. | Систематизация знаний учащихся о существительном. | Совершенствование собственной речи. | Самостоятельно формулировать тему и цели урока.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Определять причины трудностей, выбирать пути преодоления ошибок.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Корректировать свою деятельность. | Договариваться и приходить к об щему решению в совместной дея тельности. | |||||||||
156 | Повторение. Имя существительное. | ||||||||||||||
157 | Повторение. Имя существительное. | Осуществлять анализ и синтез. | |||||||||||||
158 | Повторение. Имя существительное. | ||||||||||||||
159 | Контроль знаний | Итоговый контрольный диктант №9. | Проверка усвоения тем изученных за год. | Интерес к изучению языка. | Осуществлять анализ и синтез. | Умение слышать и слушать. | |||||||||
160- 161 |
Систематизация знаний
| Повторение. Имя прилагательное. КСД №4. | Проверка сформир-ти умений списывать текст | Интерес к изучению языка. | Анализировать, сравнивать , группировать полученную информацию. | Умение задавать вопросы. | |||||||||
162 | Повторение. Имя прилагательное | Систематизация знаний учащихся о прилагательном. | Совершенствование собственной речи. | Владеть моноло гической и диало гической форма ми речи. | |||||||||||
163 | Повторение. Имя прилагательное | ||||||||||||||
164 | Повторение. Имя прилагательное | ||||||||||||||
165 | 165Развитие речи | Обучающее сочинение №4 «Кем я хочу быть» | Развитие умений составлять повествовательный текст | Освоение личностного смысла учения. | Составлять план. Уметь передавать содержимое. | Оформлять свои мысли в письмен ной форме. | |||||||||
166 | 166-170 Систематизация знаний
| Повторение. Глагол. | Систематизация знаний учащихся о глаголе. | Совершенствование собственной речи. | Сопоставлять и отбирать информацию из дополнительных источников. | Адекватно исполь зовать речевые средства | |||||||||
167 | Повторение. Глагол. | ||||||||||||||
168 | Повторение. Глагол. | ||||||||||||||
169 | Контрольное списывание №3. | Контроль сформир-ти умений списывать текст. |
Развивать интерес к изучению языка. | Осуществлять анализ и синтез. | Развивать моно логическую речь. | ||||||||||
170 | Итоговый урок-игра КВН. | Систематизация знаний | Представлять информацию в виде сообщений. | Умение догова риваться. |
Требования к уровню, подготовки учащихся, оканчивающих IV класс
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать /понимать:
- изученные части речи, их лексические и грамматические признаки; значение и назначение корня, приставки, суффикса, окончания для образования однокоренных слов и разных форм одного и того же слова;
-типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (интонации);
-признаки простого и сложного, распространенного и нераспространенного предложений, главных и второстепенных членов;
уметь:
-различать буквы и звуки;
-анализировать — кратко характеризовать, различать и сравнивать:
•звуки речи и буквы, их обозначающие; сильное и слабое положение звуков в слове;
•состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание) изученных частей речи;
•однокоренные слова и формы слов;
• предлоги и приставки;
• лексико-грамматические признаки изученных частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, личного местоимения, наречия);
• словосочетание и предложение; простое и сложное распространенное и нераспространенное предложения; сложное предложение и предложение с однородными членами; виды предложений по цели высказывания и интонации (эмоциональной окраске);
• различать произношение и написание слов, находить способы проверки написания слов (изменением формы слова, подбором однокоренных слов);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудио записей и др.);
• работы со словарями;
• соблюдения орфоэпических норм;
• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике в форме повествования и описания;
• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
• воспроизведения и создания несложных лингвистических текстов;
• разборчивого и аккуратного списывания (70—90 слов) и письма под диктовку текстов
(75—85 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами (знаками препинаниями).
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Учебник «Русский язык» 4 класс (2части) Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова. - М: Просвещение, 2010г.
2.Дидактический материал «Русский язык. 4 класс», Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, М.,
Просвещение, 2009г.
3. «Поурочные разработки по русскому языку» С.В. Кутявина. - М.: ВАКО, 2009г.
4. «Сборник диктантов» Е.К.Балашова. - Саратов: «Лицей», 1999.
5. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «Карточки по русскому языку.4 класс», АСТ – Астель, 2005г.
6. «Русский язык. Тесты.4 класс», Л.А. Фролова, АСТ – Астель, 2005г.
31