1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса литературного чтения у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты Учащийся научится:
представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа;
осознание себя носителем этого языка; развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
интерес к чтению и читательской деятельности;
развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
Учащийся получит возможность для формирования:
ориентации на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
развития этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
понимания нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
ориентации на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД Учащийся научится:
принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД Учащийся научится:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД Учащийся научится:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
Учащийся получит возможность научиться:
участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы
осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему- либо;
понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
знакомство с жанрами объявления, письма;
строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
оценивать уместность использования слов в тексте;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика) Обучающийся научится:
различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
выделять нулевое окончание;
подбирать слова с заданной морфемой;
образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
различать изменяемые и неизменяемые слова;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология Обучающийся научится:
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. Обучающийся получит возможность научиться:
производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
наблюдать над словообразованием частей речи;
замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
выделять в предложении основу и словосочетания;
находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация Обучающийся научится:
применять ранее изученные правила правописания, а также:
непроизносимые согласные;
разделительный твёрдый знак (ъ);
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
безударные родовые окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
раздельное написание частицы не с глаголами;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2.Содержание учебного предмета
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий
— глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Местоимение. Общее представление о местоимении.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова © гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3.Тематическое планирование, с указанием количества часов, отводимых на усвоение учебного предмета.
№ п/п | Наименова- ние раздела. | Всего часов | Из них: | Модули воспитания |
изло- жения | сочинения | диктан ты |
1 | Наша речь и наш язык. | 2 | | | | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 11 | | | 2 | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
3 | Слово в языке и речи. | 18 | 1 | | 1 | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
4 | Состав слова. | 37 | 3 | 2 | 3 | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
5. | Части речи. | 61 | 3 | 3 | 4 | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
6. | Повторение. | 3 | | | 1 | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
7. | Резервное время. | 4 | | | | 1. Школьный урок. 2.Ключевые общешкольные дела. |
| Итого: | 136 | 7 | 5 | 11 | |
Приложение 1
Поурочное планирование.
№ п/п | Название раздела/Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт |
Наша речь и наш язык – 2 часа | |
1 | Виды речи. | 1 | | | |
2 | Для чего нужен язык? | 1 | | | |
Текст. Предложение. Словосочетание. – 11 часов | |
3 | Что такое текст? Какие бывают тексты? | 1 | | | |
4 | Что такое предложение? Виды предложений по цели высказывания. | 1 | | | |
5 | Виды предложений по интонации. | 1 | | | |
6 | Что такое обращение? | 1 | | | |
7 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
8 | Входная контрольная работа | 1 | | | |
9 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | | |
10 | Простое и сложное предложение. | 1 | | | |
11 | Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание? | 1 | | | |
12 | Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание? | 1 | | | |
13 | Контрольный диктант по теме «Текст. Предложение.Словосочетание». | 1 | | | |
Слово в языке и речи.-18 часов | |
14 | Как определить лексическое значение слова? Однозначные слова Многозначные слова. | 1 | | | |
15 | Синонимы и антонимы. | 1 | | | |
16 | Что такое омонимы? | 1 | | | |
17 | Чем словосочетание отличается от слова? | 1 | | | |
18 | Что такое фразеологизмы. | 1 | | | |
19 | Обучающее изложение. | 1 | | | |
20 | Что такое части речи? | 1 | | | |
21 | Имя существительное. | 1 | | | |
22 | Имя прилагательное. | 1 | | | | |
23 | Глагол. | 1 | | | | |
24 | Что такое числительное. | 1 | | | | |
25 | Какие слова называются однокоренные? | 1 | | | | |
26 | Гласные звуки. | 1 | | | | |
27 | Согласные звуки. | 1 | | | | |
28 | Разделительный мягкий знак. | 1 | | | | |
29 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
30 | Обобщение изученного. Проект «Рассказ о слове» | 1 | | | | |
31 | Контрольный диктант по теме « Слово в языке и речи» | 1 | | | | |
Состав слова - 37 часов | |
32 | Что такое корень слова. Как найти в слове корень? | 1 | | | | |
33 | Сложные слова. | 1 | | | | |
34 | Что такое окончание? | 1 | | | | |
35 | Как найти в слове окончание? | 1 | | | | |
36 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку. | 1 | | | | |
37 | Значение приставок. | 1 | | | | |
38 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | | | | |
39 | Значение суффиксов. | 1 | | | | |
40 | Сочинение по картине А.А.Рылова « В голубом просторе». | 1 | | | | |
41 | Что такое основа слова? | 1 | | | | |
42 | Обобщение знаний о составе слова. | 1 | | | | |
43 | Контрольный диктант по теме « Состав слова» | 1 | | | | |
44 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
45 | Проект «Семья слов» | 1 | | | | |
46 | В каких значимых частях слов есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | | | |
47 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | | | |
48 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | | | |
49 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. | 1 | | | |
50 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. | 1 | | | |
51 | Обучающее изложение. | 1 | | | |
52 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | | | |
53 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | 1 | | | |
54 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | | |
55 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | | | |
56 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | | | |
57 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | 1 | | | |
58 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | | |
59 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | | |
60 | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | | | |
61 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | | | |
62 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | | | | |
63 | Правописание слов с разделительным твердым знаком. | 1 | | | | |
64 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | 1 | | | | |
65 | Разделительный твердый и мягкий знаки. | 1 | | | | |
66 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
67 | Контрольный диктант по теме « Правописание частей слова» | 1 | | | | |
68 | Проект «Составляем орфографический словарь» Контрольный диктант | 1 | | | | |
Части речи – 61 час | | | |
69 | Что такое части речи? | 1 | | | | |
70 | Что обозначает имя существительное? | 1 | | | | |
71 | Что обозначает имя существительное? | 1 | | | | |
72 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | | | | |
73 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
74 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | | | | |
75 | Проект « Тайна имени» | 1 | | | | |
76 | Изменение имен существительных по числам» | 1 | | | | |
77 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | | | | |
78 | Как определить род имен существительных? | 1 | | | | |
79 | Как определить род имен существительных? | 1 | | | | |
80 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1 | | | | |
81 | Мягкий знак на конце существительных после шипящих. | 1 | | | | |
82 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
83 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | | | | |
84 | Что такое склонение имен существительных. | 1 | | | | |
85 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. | 1 | | | | |
86 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван –царевич и лягушка-квакушка. | 1 | | | | |
87 | Именительный падеж. | 1 | | | | |
88 | Родительный падеж. | 1 | | | | |
89 | Дательный падеж. | 1 | | | | |
90 | Винительный падеж. | 1 | | | | |
91 | Творительный падеж. | 1 | | | | |
92 | Предложный падеж. | 1 | | | | |
93 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
94 | Обобщение изученного .Проект «Зимняя страничка». | 1 | | | | |
95 | Сочинение по картине К.Ф.Юона « Конец зимы. Полдень.» | 1 | | | | |
96 | Контрольный диктант по теме «Падеж имен существительных» | 1 | | | | |
97 | Как определить имена прилагательных ? | 1 | | | | |
98 | Как определить имена прилагательных ? | 1 | | | | |
99 | Роль имен прилагательных в тексте. | 1 | | | | |
100 | Текст-описание. Отзыв пр картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». | 1 | | | | |
101 | Род имен прилагательных. | 1 | | | | |
102 | Род имен прилагательных | 1 | | | | |
103 | Род имен прилагательных | 1 | | | | |
104 | Число имен прилагательных. | 1 | | | | |
105 | Число имен прилагательных. | 1 | | | | |
106 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | | | |
107 | Изменение имен прилагательных по падежам. | 1 | | | | |
108 | Обобщение изученного. | 1 | | | | |
109 | Отзыв по картине В.А.Серова « Девочка с персиками» | 1 | | | | |
110 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | | | |
111 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 | | | | |
112 | Личные местоимения 1,2,3-го лица. | 1 | | | | |
113 | Изменения личных местоимений по родам. | 1 | | | | |
114 | Изменения личных местоимений по родам. | 1 | | | | |
115 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
116 | Что обозначает глагол? | 1 | | | | |
117 | Что обозначает глагол? | 1 | | | | |
118 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | | | |
119 | Неопределенная форма глагола. | 1 | | | | |
120 | Число глаголов. | 1 | | | | |
121 | Времена глаголов. | 1 | | | | |
122 | Времена глаголов.2-е лицо глаголов. | 1 | | | | |
123 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | | | |
124 | Обучающее изложение. | 1 | | | | |
125 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | | | | |
126 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | | | | |
127 | Обобщение изученного. | 1 | | | | |
128 | Обобщение изученного. | 1 | | | | |
129 | Контрольный диктант по теме « Глагол» | 1 | | | | |
Повторение – 3 часа | |
130 | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | |
131 | Итоговый контрольный диктант. | 1 | | | | |
132 | Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала. | 1 | | | | |
Резервное время – 4 часа | | |
133 | Резервный урок. | 1 | | | | |
134 | Резервный урок. | 1 | | | | |
135 | Резервный урок. | 1 | | | | |
136 | Резервный урок. | 1 | | | | |
Приложение 2
Оценочно – методические материалы
Программа | Учебник, рабочая тетрадь | Методические пособия | КИМы | Электронные ресурсы |
Программы общеобразо- вательных учреждений: Начальная школа: 1-4 классы. Авторская программа В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной «Русский язык». 1 – 4 классы (УМК «Школа России») | Русский язык, учебник для 3 класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2022. | О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по русскому языку К УМК В.Г. Горецкого и др. («Школа России»). 3 класс. – М.: «ВАКО», 2022 | Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс.Сост.Т.Н.Максимова.-М.:ВАКО,2022. Сборник диктантов и творческих работ:3-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/Т.Н.Коробейникова.-Москва:Просвещение,2022.(Школа России). | 1.. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info 2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1september.ru 3. Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа : www.uroki.ru 4.Образовательная платформа "Учи.ру". |
Приложение 3
График оценочных процедур
Вид контроля | Дата |
Сочинения. | |
|
|
|
|
Диктанты с грамматическим заданием. | |
|
|
|
|
|
|
Изложения. | |
|
|
|
|
|