СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку /Рыбченкова/ 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку /Рыбченкова/ 9 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Краснофлотская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено:

На заседании

Педагогического совета

Протокол

От 30.08.2019

№4




Утверждаю:

директор МКОУ

Краснофлотской СОШ

---------------------К.С.Николюкина

Приказ №40п.9

От 30.08.2019













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Русский язык


9 класс



Учитель:


Николюкина К. С.




2019 - 2020 учебный год











Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку, за основу рабочей программы взята Программа по русскому языку для 5–9 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник  «Русский язык.  9 класс» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2018).


Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения. Программа по русскому языку для 9 класса основной общеобразовательной школы является продолжением реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».


Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение первоначальных знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.


Актуальность программы в том, что она обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе программы ОУ по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • программы развития УУД.


Цели, реализуемые рабочей программой.

Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в IX классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

овладение нормами русского литературного языка;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:

воспитание учащихся средствами данного предмета;

развитие их логического мышления;

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.)



Методы и приёмы обучения по материалу курса русского языка в IX классе:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- сжатые изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

- создание портфолио для подготовки к ГИА.

Формы текущего контроля знаний в 9 классе: использование различных форм

диктантов (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинений (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложений (выборочное, подробное, сжатое) тестов, комплексный анализ текста.

В соответствии с Примерными программами необходимо сделать акцент на сведения по теории речевого общения, реализацию принципа интеграции лингвистических понятий, обязательных для усвоения в основном курсе русского языка и понятий, характеризующих эстетический аспект художественного высказывания. С этой целью в планирование были включены темы: «Авторская пунктуация», «Изобразительно-выразительные средства», «Средства связи предложений в тексте».


Место предмета в Базисном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение русскому языку в 9 классе в объёме 3 часов в неделю, всего 102 часа.

Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен знать/понимать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы

современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;

совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание программы

Речь и речевое общение

  1. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.

  2. Понимание основных особенностей устной и письменной речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей говорящего в разных ситуациях общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.

Текст

  1. Основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Средства связи предложений и частей текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смыслового типа речи. Создание текстов различного типа, стиля, жанра.

Функциональные разновидности языка

  1. Разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

  2. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи.

Общие сведения о языке

  1. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке.

  2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Фонетика и орфоэпия

  1. Звук как единица языка. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Орфоэпия как раздел лингвистики.

  2. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Нормативное произношение.

Графика

  1. Соотношение звука и буквы.

  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова.

Морфемика и словообразование

  1. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Основные способы образования слов.

  2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Определение основных способов словообразования. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология и фразеология

  1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

  2. Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Проведение лексического разбора слов.

Морфология

  1. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные и служебные части речи.

  2.  Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Синтаксис

  1. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений. Предложения осложненной структуры. Сложные предложения.

  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

  1. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных, ъ и ь знаков. Слитные, дефисные и раздельные написания. Знаки препинания и их функции.

  2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.


Учебно-тематическое планирование

Раздел

программы

Темы

Всего часов

В том числе

изучение

нового

р/р

к/р

Введение

Чтение и его виды

17

7

6

4

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении

4

2

2

-

Сложносочиненное предложение

16

10

4

2

Сложноподчиненное предложение

33

26

6

1

Бессоюзное сложное предложение

16

10

4

2

Сложное предложение с разными видами связи

9

3

4

2

Повторение

Повторение и систематизация изученного

7

4

-

3

Итого


102

62

26

14



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение


Краснофлотская средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено:

На заседании

Педагогического совета

Протокол

От 30.08.2019

№4




Утверждаю:

директор МКОУ

Краснофлотской СОШ

---------------------К.С.Николюкина

Приказ №40 п.9

От 30.08.2019













Календарно-тематическое планирование


Русский язык


9 класс



Учитель:


Николюкина К. С.




2019 - 2020 учебный год




Тема урока

Кол.

час.

Дата проведения

По плану





фактически


Введение

1-2

Русский язык как развивающееся явление (§1)

2



3-4

Р/р Аудирование и чтение

2



5

Официально-деловой стиль (§2)

1



6-7

Русский язык – язык художественной литературы (§3)

2



8-9

Контрольная работа по стилистике.

Анализ контрольной работы.

2



10-11

Р/р Аудирование и чтение

2



12-13

Чтение и его виды (§4)

2



14-15

Работа над заданиями устного собеседования

2



16-17

Контрольный диктант. Работа над ошибками

2



18-19

Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений (§5)

2



20

Р/р Сочинение-рассуждение

1



Сложносочиненное предложение (12 часов + 4 развития речи)

21

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении (§6)

1



22-23

Р/р Сжатое изложение

2



24-25

Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений (§7)

2



26-27

Р/р Подробное изложение

2



2 28-29

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (§8)




30-31

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения (§9)

3



32-33

Работа с тестами

2



34

Повторение темы «Сложносочиненное предложение» (§10)

1



35-36

Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

2



Сложноподчиненное предложение (27 часов + 6 развития речи)

38

Понятие о сложноподчиненном предложении (§11)

1



39-42

Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (§12)

4



43-44

Р/р Сочинение-рассуждение

2



45-46

Классификация сложноподчиненных предложений (§13)

2



47-48

Сложно-подчиненные предложения с придаточными определительными (§14)

2



49-50

Р/р Сочинение в жанре экскурсионного сообщения

2



51-52

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (§15)

2



53-54

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени (§16)

2



55

Сложноподчиненные предложения с придаточными места (§17)

1



56-57

Р/р Составление плана текста

2



58-60

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия (§18)

3



61-63

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки (§19)

3



64-65

Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными (§20)

2



66-67

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (§21)

2



68

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения (§22)

1



69

Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» (§23)

1



70

Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

1



Бессоюзное сложное предложение (12 часов + 4 развития речи)

71-72

Понятие о бессоюзном сложном предложении (§24)

2



73-74

Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений (§25)

2



75-76

Р/р Сочинение-рассуждение

2



77-78

Бессоюзные предложения со значением перечисления (§26)

2



79-80

Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения (§27)

2



81-82

Р/р Дебаты

2



83-84

Бессоюзные предложения со значением противопоставления,  времени, условия и следствия, сравнения (§28)

2



85

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (§29)

1



86

Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» (§30)

1



Сложное предложение с разными видами связи (5 часов + 4 развития речи)

87

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной  связи (§31)

1



88-89

Р/р Сочинение-рассуждение

2



90-91

Синтаксический и пунктуационный разбор  сложного предложения с различными видами связи (§32)

2



92-93

Р/р Презентация проектных работ

2



94-95

Контрольная работа по теме «Сложное предложение»

2



Повторение (7 часов)

96-99

Повторение и систематизация изученного. Сочинение-рассуждение

4



100-102

Итоговые контрольные работы в формате ОГЭ

3