СОДЕРЖАНИЕ
|
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
условия реализации учебной дисциплины |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 «Техническая механика с основами технических измерений»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС:
дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
читать кинематические схемы;
производить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц;
производить расчет прочности несложных деталей и узлов;
подсчитывать передаточное отношение;
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики;
типы кинематических пар;
типы соединений деталей и машин;
основные сборочные единицы и детали;
характер соединения деталей и сборочных единиц;
принцип взаимозаменяемости;
виды движений и преобразующие движения механизмы;
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
передаточное отношение и число;
требования к допускам и посадкам;
принципы технических измерений;
общие сведения о средствах измерения и их классификацию.
Обучающийся должен обладать общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Выполнять ремонт силовых и осветительных электроустановок с электрическими схемами средней сложности.
ПК 2.1. Выполнять техническое обслуживание внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ПК 2.2. Выполнять ремонт внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок.
ПК 3.1. Выполнять наладку электродвигателей, генераторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры.
ПК 3.2. Выполнять капитальный ремонт электродвигателей генераторов, трансформаторов.
ПК 3.3. Устранять неисправности в трансформаторных подстанциях напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 4.1. Выполнять монтаж воздушных линий напряжением 0,4 кВ.
ПК 4.2. Выполнять монтаж воздушных линий напряжением 10 кВ.
ПК 4.3. Выполнять монтаж трансформаторных подстанций напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 4.4. Выполнять техническое обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ.
ПК 5.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 5.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 20 |
практические занятия | - |
контрольные работы | 2 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над индивидуальном заданием (проектом) (если предусмотрено) | - |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы расчетно-графическая работа ответы на вопросы повтор лекционного материала конспектирование текста | 18 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Техническая механика с основами технических измерений»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Детали машин | | 26\42 | |
Тема 1.1. Основные сведения о машинах и ее деталях | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Машины и их основные элементы Основные критерии работоспособности деталей машин: прочность, точность, жесткость, износостойкость, виброустойчивость. Детали вращательного движения. Корпусные детали. Пружины и рессоры. Основные понятия о видах деформаций (растяжение, сжатие, срез и смятие, кручение, изгиб). Кинематическая пара и кинематические цепи. Схематическое изображение кинематической пары и цепи. |
Тема 1.2. Соединения деталей. | Содержание учебного материала | 8 | |
Разъемные соединения | Резьбовые соединения. Шпоночные и шлицевые соединения Виды и назначение резьбовых соединений. Виды резьб. Болтовые, винтовые соединения. Соединения шпильками. Надежность соединений. Механизация заклепочных соединений. | 2 | 2 |
Лабораторная работа №1 Изучение крепёжных деталей и резьбовых соединений | 2 | |
Не разъемные соединения | Сварочные соединения. Заклепочные соединения Виды сварок. Сварка под давлением и плавлением. Сварка под флюсом. Способность металлов и сплавов к свариваемости. Паяные соединения. Клееные соединения. Механизация заклепочных соединений. Способы проведения заклепочных работ. Материал заклепок. Выбор заклепок. Применение заклепок. | 2 | |
Лабораторная работа №2 Проектирование заклепочного соединения | 2 | |
Тема 1.3. Валы, оси, муфты | Содержание учебного материала | 2 | |
Валы, оси, муфты | Общие понятия о валах и осях, их назначение и конструктивные формы. Виды и причины разрушения валов и осей при эксплуатации машин. Соосность и центрирование валов и осей при эксплуатации машин. Основные правила монтажа (демонтажа) валов в сборочных единицах. Назначение муфт. Глухие подвижные и жесткие муфты, их назначение и область применения. Шарнирные муфты. Упругие муфты с резиновым элементом. Сцепная кулачковая и предохранительные муфты. |
Тема 1.4. Виды передач | Содержание учебного материала | 12 | |
Ременные и цепные передачи. | Фрикционные передачи, их типы, общая характеристика, схемы и принцип действия. Достоинства и недостатки фрикционных передач. Назначение ременных передач, схема, основные элементы. Материалы для плоских ремней и шкивов, соединение концов ремней. Натяжные устройства, способы натяжения плоских и клиновых ремней. Определение передаточного числа ременных передач. Правила эксплуатации ременных передач. Назначение и основные элементы цепных передач. Конструкция и основные параметры цепей и звездочек. Правила эксплуатации передач. Натяжение цепей. Критерии работоспособности. Материалы для изготовления цепей | 2 | 1 |
Зубчатые и винтовые передачи | Передачи с внутренним и внешним зацеплением. Понятие о ведущей и ведомой шестернях. Значение паразитной и промежуточной шестерен. Понятие о расчете передаточного числа в простых и сложных передачах. Особенности конструкции и регулировании конических зубчатых передач. Понятие о планетарных передачах и их назначение. Гипоидные зубчатые передачи, их назначение. Устройство. Передаточное число червячных передач. Общие сведения о передаче винт – гайка скольжения. Материалы ходовых винтов и гаек. Конструктивные особенности винта и гайки. Передача винт – гайка качения. Реечные передачи. | 2 | 1 |
Лабораторная работа №3 Кинематический, силовой и геометрический расчет привода | 2 | |
Лабораторная работа №4 Составление кинематических схем механизмов | 2 |
Лабораторная работа№5 Определение геометрических параметров зубчатого зацепления методом замеров | 2 |
Лабораторная работа№6 Изучение конструкции червячного редуктора. | 2 |
Тема 1.5. Механизмы. Подшипники | Содержание учебного материала | 2 | |
Общие сведения о кривошипно-шатунных, кулисных, кулачковых механизмах. Общие сведения о редукторах. Общие сведения о подшипниках скольжения и подшипниках качения. Обозначение подшипников на схемах. Маркировка. Смазка подшипников |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Основные понятия и определения. Расчет допусков и посадок подшипников качения Допуски формы и расположения поверхностей деталей Соединения деталей. Изучение резьбовых соединений Ремённые передачи. Цепные передачи. Кинематический, силовой и геометрический расчет привода Зубчатые передачи. Составление кинематических схем механизмов Определение геометрических параметров зубчатого зацепления методом замеров Червячные передачи. Изучение конструкции червячного редуктора. Валы и оси. Опоры валов и осей. Механические муфты Подбор фрикционных муфт. | 16 | |
Раздел 2. Стандартизация | | 16\18 | 2 |
Тема 2.1 Допуски и посадки. | Содержание учебного материала | 6 | |
Основные понятия о взаимозаменяемости. Унификация. Точность изготовления деталей при взаимозаменяемости. Допуски. Действительный, предельный и номинальные размеры. Обозначение полей допуска. Нанесение предельных отклонений на чертежах и деталей. Отклонение действительное, предельное, верхнее и нижнее. Нулевая линия. Допуск. Поле допуска. Основные сведения о системе допусков. Квалитет. Единица допуска. Вал. Основной вал. Отверстие. Основное отверстие. Предел проходной и непроходной. Номинальный размер посадки. Допуск посадки. Зазор. Натяг. Посадки с зазором, натягом м переходные. Посадки в системе отверстия и в системе вала. Условные обозначения верхних и нижних отклонений основных отверстий и основных валов и посадок. | 2 | 2 |
| Лабораторная работа №7 Расчет допусков и посадок подшипников качения | 2 | |
Лабораторная работа №8 Допуски формы и расположения поверхностей деталей | 2 |
Тема 2.2. Технические измерения и погрешность измерения. | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
Основные определения. Средства измерения, их классификация. Измерительные приборы. Штангенинструменты. Микрометрические инструменты, измерительные головки с механической передачей. Индикаторные нутромеры. Средства измерения погрешностей плоских поверхностей, углов и конусов. Общие сведения о средствах контроля и измерения поверхностей. Калибры, их основные типы, требования к ним. |
Лабораторная работа №9 Измерение размеров деталей штангенциркулем | 2 | |
Лабораторная работа №10 Расчет погрешностей непосредственных измерений | 2 |
| Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по разделу 2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Средства, методы и погрешность измерения Измерение размеров деталей штангенциркулем | 2 | |
Контрольная работа | 2 |
Дифференцированный зачет | 2 |
| Всего | 60 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета "Техническая механика" и лаборатории "Технических измерений"
Оборудование учебного кабинета "Техническая механика":
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»
- объемные модели механизмов;
Оборудование учебной лаборатории "Технических измерений":
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»
- объемные модели механизмов;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов.
-Комплекты для проведения ЛПЗ
Технические средства обучения:
- компьютер с мультимедиопроектором, ноутбук, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Л.И.Вереина, М.М.Краснов Техническая механика: учебник для студентов СПО/ Л.И.Вереина, М.М.Краснов -5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2021 – 352 с.
2.А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди Техническая механика: учебник для студентов СПО/ А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди -7-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2021 – 528 с.
3.С.А.Зайцев, А.Н. Толстов, Д.Д.Грибанов Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: учебник для СПО/-4-е изд., испр.-М:Издательский центр «Академия», 2020.-288с.
Дополнительные источники:
Л.В. Маргвелашвили; «Метрология, стандартизация и подтверждение качества на транспорте»\лабораторно-практические работы/ учеб. пособие/Изд. центр «Академия»: М- 2012 г.
Интернет-ресурсы:
электронная библиотека profspo.ru
образовательная платформа «Юрайт».
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, внеаудиторной самостоятельной работы, контрольной работы, тестовых заданий, дифференцированного зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
читать кинематические схемы; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
производить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
производить расчет прочности несложных деталей и узлов; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
подсчитывать передаточное отношение; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
пользоваться контрольно-измерительными приборами и инструментом. | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
Знания: | |
виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
типы кинематических пар; | Лабораторные работы, я самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
типы соединений деталей и машин; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
основные сборочные единицы и детали; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
характер соединения деталей и сборочных единиц; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
принцип взаимозаменяемости; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
виды движений и преобразующие движения механизмы; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схема | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
передаточное отношение и число; | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
требования к допускам и посадкам | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
принципы технических измерений | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
общие сведения о средствах измерения и их классификацию | Лабораторные работы, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, дифференцированный зачет |
4