1. Планируемые результаты освоения учебной программы по технологии
1 класс:
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь отв зрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей,
для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные
последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие
для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром:
предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные
особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции
предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их
образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-
художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже
известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую —в изделия, художественные
образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать
предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Знать (на уровне представлений:
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности
человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о
разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать
за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань,
клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений
(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону; 2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой
строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать
о детали как составной части изделия;
конструкциях —разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
К конце обучения в 1 классе обучающие должны
Знать:
Что такое деталь как составная часть изделия, что такое конструкция, что конструкции бывают однодетальными и многодетальными, что такое неподвижное соединение деталей;
Виды материалов – природные, искусственные (бумага, картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
Последовательность изготовления несложных изделий: размётка, резание, сборка, отделка;
Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты;
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений ( шаблон, булавки), правила работы с ними;
Уметь:
Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
Различать материалы и инструменты по их назначению;
Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и её вариантами;
Использовать для сушки плоских изделий пресс;
Безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
Общетрудовые умения:
Под контролем учителя:
С помощью учителя:
Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом по шаблону, образцу, рисунку.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Требования к подготовке учащихся по предмету «Технология» в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программы по технологии.
2 класс:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно- художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений:
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края,
характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Уметь
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять в ходе обсуждения – свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов(линейка, угольник, циркуль).
Уметь
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими)заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
К концу обучения второклассники должны
иметь представление:
об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, ремёслах, ремесленниках и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
причинах разделения труда;
истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
проектной деятельности в целом и её основных этапах;
понятиях «конструкция» (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), «композиция», «чертёж», «эскиз», «технология», «технологические операции», «агротехника», «макет», «модель», «развёртка»;
знать:
названия нескольких ремёсел своей местности, их особенности и историю;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направления нитей тканей;
неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы;
технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
названия, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
названия и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;
уметь:
с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты (от идеи до разработки замысла) и самостоятельно;
их реализовывать (индивидуально и коллективно);
читать простейший чертёж (эскиз);
выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертёж;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
изготавливать несложные макеты транспортных средств;
самостоятельно:
организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, угольника, циркуля;
справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;
при помощи учителя:
проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
выдвигать возможные способы их решения;
доказывать своё мнение.
Требования к подготовке учащихся по предмету «Технология» в полном объёме.
3 класс:
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Результаты изучения технологии в 3 классе
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско- технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
Коммуникативные УУД
формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты
3. Конструирование и моделирование
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление:
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя:
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
4 класс:
Личностные результаты
– Оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
– описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера; уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
– понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
– совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
– предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
– самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
– выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
– осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
– приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий, использовать информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД:
– формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
– слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе при совместном решении проблемы (задачи).
К концу обучения ученики 4 класса должны
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Знать на уровне представлений:
– о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
– об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
– о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
– организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
– использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой деятельности;
– бережно относиться к природе и материальному миру;
– безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником, компьютером);
– выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы графической грамоты.
Знать:
– названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумаги, металлов, тканей);
– последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-изме-рительных инструментов;
– основные линии чертежа (осевая и центровая);
– правила безопасной работы канцелярским ножом;
– технику выполнения петельной строчки, ее варианты, их назначение;
– названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление:
– о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
– об основных условиях дизайна – единстве пользы, удобства и красоты;
– о композиции изделий декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме;
– традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий;
– стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
– художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
– читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
– выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
– подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
– выполнять рицовку;
– оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
– находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование.
Знать:
– простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
– конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
– изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
– выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере).
Иметь представление:
– об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать:
– названия и основное назначение частей компьютера, с которыми работали на уроках.
Уметь с помощью учителя:
– создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
– оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
– работать с доступной информацией;
– работать в программах Word, PowerPoint.
.
Требования к подготовке учащихся по предмету «Технология» в полном объёме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программы по технологии.
2. Содержание учебного предмета.
1 класс:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание (6 ч.)
Мир профессий.
Профессии близких; профессии, знакомые детям;профессии мастеров.
Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного
искусства).
Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческаядеятельность
человека и природа как источник его вдохновения.
Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая
выразительность —цвет, форма, композиция); гармония предметов иокружающей среды
(сочетание цветов и основы композиции).
Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов,
природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение
материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем вовремя и после работы; уход и
хранение инструментов.
Гигиена труда.
Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов)
и сохранение порядка на нем во время и после работы.
Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.
Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради(приложении) —
рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.
Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного
и конечного результата (детали, изделия) с образцом.
Самоконтроль качества выполненной работы –соответствие результата(изделия)
предложенному образцу.
Выполнение коллективных работ.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч)
Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим
применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость,
твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для
бумаги и картона).
Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные
И конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.).
Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы.
Свойства этих материалов.
Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала.
Экономное расходование материалов.
Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы,
игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение
приемов рационального и безопасного пользования ими.
Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание).
Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.
Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с
технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их
выделение, формообразование, сборка.
Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием
ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое
соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой
строчкой. Сушка изделий под прессом.
Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения
изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.
Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и
технологических приемов их обработки.
Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в
технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).
3. Конструирование и моделирование (10 ч)
Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.
Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги
складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку.
Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные)
конструкции(аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов),
общее представление.
Неподвижное соединение деталей.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях(СD) по
изучаемым темам.
2 класс:
1. Как человек учился мастерству (22 ч)
Значение трудовой деятельности в жизни человека- труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии(жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи),одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремесла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремесел. Ремесленные профессии, распространенные в месте Проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения их работ во времена средневековья и сегодня. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира(прочность, удобство, эстетическая выразительность -симметрия, асимметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты). Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники). Природа -источник сырья. Природное сырье, природные материалы. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление). Развернутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы). Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности -изделия, оформление праздников. Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертежных инструментов). Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.
2.Как человек учился делать одежду ( 6 ч)
Материалы природного происхождения: природные материалы(встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), ее свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приемы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами. Технологические операции, их обобщенные названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа(контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертеж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертежных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертежных инструментов. Деление окружности и кургана части с помощью циркуля, складыванием. Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).
3 Как человек придумал себе помощников – машины и механизмы (5ч) Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объемных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначения изделия). Транспортные средства, используемые в трех стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.
4. Защита проекта. (1 ч)
3 класс:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (13 часов).
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды - соответствие предмета (изделия) обстановке. Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу). Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение. Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.
Конструирование и моделирование (5 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
4 класс:
1.Человек в мире техники (8 ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека.
Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.).
Знакомство с текстовым редактором.
Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, PowerPoint.
2.Современное производство (4 ч)
Изобретение и использование синтетических материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
3. Материалы для современного производства (5 ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ – начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компью-терных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. – использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду.
Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
4.Жилище человека (5 ч)
Современные требования к жилью (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). Изобретение и использование в строительстве материалов с определенными заданными свойствами.
Сферы использования электричества в быту. Экономное расходование электроэнергии. Правила безопасного использования электроприборов.
Современные требования к жилью (экологичность, безопасность, эргономичность и др.). Технология строительства высотных домов. Профессии людей, обслуживающих городские дома.
Требования к современному городу. Инфраструктура современного города. Города будущего
5.Дизайн (11 ч)
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву.
Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.
Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и ее вариантами (тамбур, петля вприкреп, «елочки» и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Поиск новых оптимальных и доступных решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника ХХ – начала ХХI в. Ее современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на Земле и в космосе и др.).
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
6. Промежуточная аттестация. Защита проекта. (1 ч)
3. Тематическое планирование «Технология» 1класс
№ п/п | Название темы урока | Кол. час. |
| Что нас окружает | 4 |
1 | Что ты видишь вокруг? | 1 |
2 | Мир природы. Как засушить листья. | 1 |
3 | Мир рукотворный. Любимые занятия. | 1 |
4 | Окружающий мир надо беречь. | 1 |
| Кто где живет | 4 |
5 | Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? | 1 |
6 | Если хочешь - сделаешь | 1 |
7 | Готовим праздник. | 1 |
8 | Подари сказку «Колобок» | 1 |
| Азбука мастерства | 7 |
9 | Из чего сделан рукотворный мир? | 1 |
10 | Подсказывает природа | 1 |
11 | Как устроены разные изделия? | 1 |
12 | Целое и части. Изделие и его детали. | 1 |
13 | Шаг за шагом | 1 |
14 | Что можно изготовить из бумаги, а что – из ткани? | 1 |
15 | Как соединить детали? | 1 |
| Работаем с бумагой | 2 |
16 | Что можно сделать из бумаги? | 1 |
17 | Учимся наклеивать детали | 1 |
| Помощники мастера | 4 |
18 | Зачем человеку нужны помощники? | 1 |
19 | Познакомимся с ножницами | 1 |
20 | Фантазии из бумаги | 1 |
21 | Почему ножницы разные? Семья режущих инструментов. | 1 |
| Сначала рисуем | 3 |
22 | С кем линии дружат? | 1 |
23 | Какие бывают линии? | 1 |
24 | Путь-дорожка | 1 |
| Много и ровно | 4 |
25 | Размечаем круги | 1 |
26 | Размечаем прямоугольники | 1 |
27 | Размечаем треугольники | 1 |
28 | Без инструментов | 1 |
| Работаем с тканью | 5 |
29 | Иглы и булавки | 1 |
30 | Прямая строчка и ее дочки | 1 |
31 | Учимся красиво вышивать | 1 |
32 | Хитрые узелки | 1 |
33 | Учимся беречь книги | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
2 класс – 33ч
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Материалы и их свойства. Экскурсия. | 1 |
2. | Изделия из природного материала. Аппликация «Давай дружить» | 1 |
3. | Разные материалы - разные свойства. «Чайная посуда» | 1 |
4. | Инструменты - помощники. «Пирожные к чаю» | 1 |
5. | Каждому делу - свои инструменты. «Образы природы» | 1 |
6. | Симметрично - несимметрично. | 1 |
7. | Определение симметрии в предметах. «Композиция из симметричных деталей» | 1 |
8. | Размечаем быстро и экономно. Изготовление квадратных деталей. Панно из круглых деталей «Слон», Лягушка» | 1 |
9. | Способы соединения деталей. «Открытка с сюрпризом» | 1 |
10. | Собираем изделие. «Игрушки - подвески» | 1 |
11. | Украшаем изделие. «Подносы». | 1 |
12. | Линейка - труженица. Практическая работа. Линии, виды линий. | 1 |
13. | Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек). Складывание бумаги по чертежу. | 1 |
14. | Работа с линейкой (построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур). «Домино» | 1 |
15. | Чертежи и эскизы. Определение чертежей и эскизов. «Поздравительная открытка» Защита творческой работы | 1 |
16. | Выставка изделий (в том числе, демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изученным темам). | 1 |
17. | Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён). «Помпон». | 1 |
18. | Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шелк). «Игрушка из помпона». | 1 |
19. | Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка деталей футляра. | 1 |
20. | Изготовление футляра. | 1 |
21 | Что любят и что не любят растения. | 1 |
22. | Практическая работа (наблюдение за влиянием освещенности, температуры, влаги). | 1 |
23. | Как вырастить растение. | 1 |
24. | Как размножаются растения. | 1 |
25. | Уход за комнатными растениями. | 1 |
26. | Делаем макеты. Автомобиль. | 1 |
27. | Делаем макеты. Самолет. | 1 |
28. | Делаем макеты. Лодочка. | 1 |
29. | Мини-проект «Улицы моего города». | 1 |
30. | Мини-проект «Праздник авиации». | 1 |
31. | Мини-проект «Наш флот». Защита творческой работы | 1 |
32. | История приспособления первобытного человека к окружающей среде. Макет «Как жили древние люди». | 1 |
33. | Жилище первобытного человека. Изготовление одежды первобытного человека. | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
3 класс – 33ч
№ | Тема | Кол-во часов |
| Зеркало времени. Одежда и стиль эпохи. Отражение эпохи в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего. | 1 |
| Постройки Древней Руси. | 1 |
| Постройки Древней Руси. | 1 |
| Плоские и объёмные фигуры. | 1 |
| Делаем объёмные фигуры. Изготовление русской избы. | 1 |
| Изготовляем объёмные фигуры. Изобретение русской избы. | 1 |
| Доброе мастерство.Урок-экскурсия | 1 |
| Разные времена - разная одежда. | 1 |
| Разные времена - разная одежда. Какие бывают ткани. | 1 |
| Разные времена - разная одежда. Застежка и отделка одежды. | 1 |
| Разные времена - разная одежда. Знакомство с косой строчкой на примере закладок. | 1 |
| От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение). | 1 |
| От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение). | 1 |
| От замысла - к результату: семь технологических задач (обобщение). | 1 |
| От замысла - к результату: семь технологических задач Защита творческой работы | 1 |
| Новогодняя мастерская. | 1 |
| Новогодняя мастерская | 1 |
| Живая красота. Выращивание комнатных цветов из черенка. | 1 |
| Размножение растений делением куста и отпрысками. | 1 |
| Когда растение просит о помощи. | 1 |
| Цветочное убранство интерьера. | 1 |
| Человек и стихии природы. Огонь работает на человека. | 1 |
| Главный металл | 1 |
| Ветер работает на человека. Устройство передаточного механизма. | 1 |
| Вода работает на человека. Водяные двигатели. | 1 |
| Паровые двигатели | 1 |
| Получение и использование электричества. Электрическая цепь. | 1 |
| Какая бывает информация? | 1 |
| Практикум овладения компьютером. | 1 |
| Практикум овладения компьютером. | 1 |
| Практикум овладения компьютером. | 1 |
| Книга – источник информации. Изобретение бумаги. Защита творческой работы | 1 |
| Конструкции современных книг. | 1 |
Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4класс-34ч
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
| Что такое научно-технический прогресс? | 1 |
| Мой помощник компьютер. | 1 |
| Компьютеры в быту. Как создать документ. | 1 |
| Компьютеры в медицине. Форматирование текста. | 1 |
| Компьютеры в медицине. Форматирование текста. | 1 |
| Компьютеры и прогнозирование погоды. Как вставить рисунок в документ. | 1 |
| Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Создание таблиц. | 1 |
| Компьютеры в учреждениях, на предприятиях. Создание таблиц. | 1 |
| Компьютерная презентация. | 1 |
| Компьютерная презентация. | 1 |
| Штучное и массовое производство. | 1 |
| Быстрее, больше. | 1 |
| Как делают автомобили. Коллективный проект. | 1 |
| Как делают автомобили. Коллективный проект. | 1 |
| Защита творческой работы | 1 |
| Работа над ошибками. Черное золото. | |
| Что изготовляют из нефти. | 1 |
| ЧТО ТАКОЕ ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ. | 1 |
| ЧТО ТАКОЕ ВТОРИЧНОЕ СЫРЬЕ. | 1 |
| Природа в опасности. | 1 |
| О чем рассказывает дом. Дом для семьи. | 1 |
| О чем рассказывает дом. Дом для семьи. | 1 |
| В доме. | 1 |
| Как дом стал небоскребом. | 1 |
| Какие бывают города. | 1 |
| Что такое дизайн. | 1 |
| Дизайн техники. | 1 |
| Дизайн рекламной продукции. | 1 |
| Дизайн интерьера. Коллективный проект «дизайн гостиной». | 1 |
| Дизайн одежды. Пять задач дизайнера-модельера. | 1 |
| Защита творческой работы | 1 |
| Отделка изделия. Проект «Дизайн одежды». | 1 |
| Отделка изделия. Проект «Дизайн одежды». | 1 |
| Аксессуары в одежде. | 1 |