Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Касторенского района Курской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей и.о. зам. директора поУВР директор школы
начальных классов _________ Е.В. Башкирёва ________ В.Н. Провольнева
Протокол №1 «25» августа 2018 года Приказ № 70
от «24» августа 2018года от «31» августа 2018 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Технология»
на 2018-2019 учебный год
4 класс
Составитель: Зуева Елена Владимировна -
учитель начальных классов
п. Белогорье
2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» (УМК «Перспектива») и предназначена для 4 класса четырёхлетней начальной школы.
Согласно учебному плану МКОУ «Благодатенская СОШ» на изучение курса «Технология» в 4 классе отводится 34 часа.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова, С.В. Анащенкова. Технология. Учебник. 4класс (М., Просвещение, 2013)
Н. И.Роговцева, С.В. Анащенкова. Рабочая тетрадь. 4 класс (М., Просвещение, 2013)
Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. Рабочая программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. М., «Просвещение» 2011
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символи ческих средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
-Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты» выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование» выпускник научится:
анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Система оценки планируемых результатов
Формы контроля: индивидуальный контроль, практическая работа, проект.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, технологической картой
2. Наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
Содержание учебного предмета
Раздел рабочей программы | Количество часов |
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание Творчество и творческие профессии. Мировые достижения в технике (машины, бытовая техника) и искусстве (архитектура, мода). Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта. Коллективные проекты. Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми приборами. | 4 |
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Общее представление об искусственных материалах. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон, эластик, капрон). Их происхождение. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий. Общее представление о дизайне и работе различных дизайнеров. Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Элементы конструирования моделей, отделка петельной сточкой и её вариантами (тамбур, петля в прикреп и др.). | 8 |
Конструирование Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданных декоративно-художественным условиям. Создание изделия на основе обобщения средств художественной выразительности в пластических формах. | 4 |
Художественно-творческая деятельность Эстетические понятия. I. Эстетическое в жизни и искусстве. (Обобщенные знания о соотношении реального и ирреального, утилитарного и эстетического в жизни и искусстве.) II. Основы композиции (Средства художественной выразительности. Обобщённые знания о единстве формы и содержания как средства существования искусства.) III. Из истории развития искусства. (От искусства Нового времени к искусству современности. Представление об общих закономерностях развития различных видов искусства.) Эстетический контекст. Настроение в декоративно-прикладном искусстве, изо, литературе, музыке, театре. Законы построения произведения искусства. Соотнесение всех частей в изделии. Логика построения изделия - от замысла через образ к изделию. Ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция. Ритм в декоративно-прикладном искусстве, изо, музыке, литературе, театре. Роль фактуры материала в изделии. Образ как часть и целое. Образ-название. Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного образа (цвет, форма, фактура, композиция). Ассоциации словесные, визуальные, музыкальные, литературные. Театр (основа сценария, образ персонажа, образ обрамления, образ-восприятие). | 18 |
Итого | 34 |
Вводный урок (1ч)
Как работать с учебником.
Раздел 1. Человек и земля (21 ч)
Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть вагона (тележка)», «Цистерна. Сборка вагона», «Пассажирский вагон».
Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка».
Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка».
Автомобильный завод. Изделие: «Кузов грузовика. Сборка самосвала».
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ».
Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие: «Стороны медали».
Монетный двор. Проект «Медаль». Изделие: «Медаль».
Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза».
Швейная фабрика. Изделие: «Прихватка».
Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка».
Обувная фабрика. Изделие: «Модель детской летней обуви».
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки — опоры для растений».
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Лесенка *- опора для растений».
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное “Картошка”».
Кондитерская фабрика. Изделие: «Шоколадное печенье». Практическая работа «Тест “Кондитерские изделия”».
Бытовая техника. Изделия: «Настольная лампа».
Бытовая техника. Изделие: «Абажур. Сборка настольной лампы». Практическая работа «Тест
“Правила эксплуатации электронагревательных приборов”».
Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы».
Раздел 2. Человек и вода (3 ч)
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды».
Порт. Изделие: «Канатная лестница». Практическая работа «Технический рисунок канатной лестницы».
Узелковое плетение. Изделие: «Браслет».
Раздел 3. Человек и воздух (3 ч)
Самолетостроение и ракетостроение. Изделие: «Самолет».
Самолетостроение и ракетостроение. Изделие: «Ракета-носитель».
Самолетостроение и ракетостроение. Изделие: «Воздушный змей».
Раздел 4. Человек и информация (5 ч)
Издательское дело. Изделие: «Титульный лист».
Издательское дело. Изделие: «Работа с таблицами».
Издательское дело. Практическая работа «Создание содержания книги».
Издательское дело. Переплетные работы. Изделие: «Книга “Дневник путешественника”».
Итоговый урок.
Календарно – тематическое планирование (34ч.)
№ урока | Наименование разделов и тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения: | Домашнее задание |
План | Факт |
1. | Инструктаж по технике безопасности. Как работать с учебником. | 1 | | | |
2 | Раздел: Человек и земля. Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон». | 21 1 | | | Рабочая тетрадь с.13. Нарисовать, как может выглядеть изнутри современный двухэтажный вагон. |
3 | Вагоностроительный завод. Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон» | 1 | | | Найти загадки о железнодорожном транспорте. |
4 | Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка». | 1 | | | Ответить на вопросы на с.17 рабочей тетради. Найти загадки о полезных ископаемых. |
5 | Полезные ископаемые. Изделие: «Малахитовая шкатулка» | 1 | | | Узнать, какие особенности поделочных камней необходимо учитывать при отделке различных предметов. |
6 | Автомобильный завод Изделие «Камаз», «Кузов грузовика» | 1 | | | Рабочая тетрадь с.19. |
7 | Автомобильный завод Изделие «Камаз», «Кузов грузовика» | 1 | | | Рабочая тетрадь с.21спроектировать модель кузова, выполнить его эскиз. |
8 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», проект «Медаль». | 1 | | | Узнать об истории монетного двора. |
9 | Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», проект «Медаль». | 1 | | | Сфотографировать изделие для папки мои достижения. |
10 | Фаянсовый завод Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 1 | | | Выполнить в цвете эскиз вазы. |
11 | Фаянсовый завод Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». | 1 | | | Ответить на вопрос на с.28 рабочей тетради. |
12 | Швейная фабрика Изделие: «Прихватка». | 1 | | | Доделать изделие. |
13 | Швейная фабрика. Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка». | 1 | | | Узнать историю появления новогодней игрушки. Сделать одну из игрушек. |
14 | Обувная фабрика. Изделия «Модель детской летней обуви» | 1 | | | Подготовить выражения, пословицы и поговорки, связанные с обувью. |
15 | Обувная фабрика. Изделия «Модель детской летней обуви» | 1 | | | Найти материалы, относящиеся к данному виду профессиональной деятельности. |
16 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Лесенка-опора для растений» | 1 | | | Придумать загадки про инструменты. Узнать, как свойства древесины влияют на изделия. |
17 | Деревообрабатывающее производство. Изделия: «Лесенка-опора для растений» | 1 | | | Сфотографировать выполненное изделие, поместить фото в папку «Мои достижения». |
18 | Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». | 1 | | | Рабочая тетрадь №2на с.47. |
19 | Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». | 1 | | | Принести инструкцию по эксплуатации любого бытового прибора. |
20 | Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа». | 1 | | | Рабочая тетрадь с.48-49 «Правила эксплуатации электронагревательных приборов». |
21 | Бытовая техника. Изделие: «Абажур». Сборка настольной лампы. | 1 | | | Украсить бутылочку из-под йогурта самостоятельно. |
22 | Тепличное хозяйство. Изделие: «Цветы для школьной клумбы» | 1 | | | Выполнить тестовые задания на с.55 рабочей тетради. |
23 | Раздел: Человек и вода Водоканал. Изделия: «Фильтр для очистки воды», «Струемер» | 3 1 | | | Сочинить историю о том, какое путешествие совершает капля воды, чтобы попасть в дом человека. |
24 | Порт. Изделие: «Канатная лестница» | 1 | | | Выполнить коллаж «Корабль». |
25 | Узелковое плетение. Изделие: «Браслет» | 1 | | | Выполнить задания на с.65 рабочей тетради. |
26 | Раздел: Человек и воздух Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт» | 3 1 | | | Выполнить тестовые задания «Самолёты» на с.66-67 рабочей тетради. |
27 | Ракета-носитель. Изделие: «Ракета-носитель» | 1 | | | Тестовые задания «Исследование космоса» на с.69-71. |
28 | Летательный аппарат. Изделие: «воздушный змей» | 1 | | | Проверить, как летает змей на улице. |
29 | Раздел: «Человек и информация» Издательское дело. Изделия: «Титульный лист», «Таблица» | 5 1 | | | Провести исследование: какой вид печатной продукции пользуется в вашей семье наибольшей популярностью? |
30 | Издательское дело. Изделия: «Титульный лист», «Таблица» | 1 | | | Вместе со взрослыми ответить на вопрос: какие сведения удобно располагать в таблицах. |
31 | Создание содержания книги. Практическая работа: «Содержание» | 1 | | | Рассказать дома, что такое информационные технологии. |
32 | Переплётные работы Изделие: «Дневник путешественника» | 1 | | | Перелистать учебник, тетрадь, рассказать родителям, чему научились за год, что запомнилось больше всего. |
33 | Переплётные работы Изделие: «Дневник путешественника» | 1 | | | |
34 | Итоговый урок | | | | |
Лист корректировки
№ урока | Тема | Корректирующие мероприятия | Причина, основание (№ и дата приказа) |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |