ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3 – б класса по технологии составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г.Чехов-2, утверждённой приказом № 95 от 01.09. 2016г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2016 - 2017 учебный год, утверждённым приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
на основе предметной программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» УМК «Перспектива», «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. - М.: Просвещение, 2013.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
духовно-нравственное развитие обучающихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
– первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 34 до 31 обусловлено учебным графиком школы на 2016 – 2017 учебный год.
№ п /п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе | Проекты |
1 | Знакомство с учебником | 1 | 1 | 5 |
2 | Человек и земля | 21 | 20 |
3 | Человек и вода | 4 | 4 |
4 | Человек и воздух | 3 | 3 |
5 | Человек и информация | 5 | 5 |
| Итого | 34 | 33 | 5 |
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЩАЮЩИХСЯ
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда
Обучающийся научится:
- называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность – и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
- уважительно относиться к труду людей;
- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (игла, шило);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в том числе в интерактивных средах на компьютере);
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).
Обучающийся получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
- соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображениями их разверток;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художествен- но-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.
Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.
Личностные результаты:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
– осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметные результаты:
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
год | трим | по прог-рамме | факти чески |
I триместр (10 ч) |
Знакомство с учебником (1 ч) |
| 1 | Как работать с учебником. Путешествуем по городу (урок общеметод. направленности) | 1 | 02.09 | | |
Человек и земля (19 ч) |
| 2 | Архитектура. Изделие «Дом» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.09 | | |
| 3 | Парк. Изделие «Городской парк» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.09 | | |
| 4 | Проект «Детская площадка». Изделие «Песочница», «Качалка», «Качели» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.09 | | |
| 5 | Проект «Детская площадка». Изделия «Песочница», «Качалка», «Качели» (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 30.09 | | |
| 6 | Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.10 | | |
| 7 | Изготовление тканей. Изделие «Гобелен» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.10 | | |
| 8 | Вязание. Изделие «Воздушные петли» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.10 | | |
| 9 | Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.11 | | |
| 10 | Бисероплетение. Изделие «Браслетик», «Цветочки», «Подковки». Практическая работа «Ателье мод» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 18.11 | | |
II триместр (11 ч) |
| 1 | Кафе. Изделие «Весы». Практическая работа «Кухонные принадлежности» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.12 | | |
| 2 | Фруктовый завтрак. Изделие «Фруктовый завтрак». «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Стоимость завтрака» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.12 | | |
| 3 | Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыплёнок» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.12 | | |
| 4 | Бутерброды. Изделия « Бутерброды», «Радуга на шпажке» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.12 | | |
| 5 | Сервировка стола. Изделие «Салфетница». Практическая работа «Способы складывания салфеток» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.12 | | |
| 6 | Магазин подарков. Изделия «Солёное тесто», «Брелок для ключей» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.01 | | |
| 7 | Соломка. Изделие «Золотая соломка» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.01 | | |
| 8 | Упаковка подарков. Изделие «Подарочная упаковка» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.01 | | |
| 9 | Автомастерская. Изделие «Фургон Мороженое» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.02 | | |
| 10 | Грузовик. Изделие «Автомобиль». Практ. раб. «Человек и земля» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.02 | | |
| 11 | Изд. «Грузовик» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.02 | | |
III триместр (12 ч) |
Человек и вода (4 ч) |
| 1 | Мосты. Изделие «Мост» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.03 | | |
| 2 | Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделие «Яхта» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.03 | | |
| 3 | Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и рыбки» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.03 | | |
| 4 | Фонтаны. Изделие «Фонтан» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.03 | | |
Человек и воздух (3 ч) |
| 5 | Зоопарк. Изделие «Птицы». Практическая работа «Условные обозначения техники оригами» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.03 | | |
| 6 | Взлётная площадка. Изделие «Вертолёт Муха» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.04 | | |
| 7 | Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Практическая работа «Человек и воздух» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.04 | | |
Человек и информация (5 ч) |
| 8 | Переплётная мастерская. Изделие «Переплётные работы» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.04 | | |
| 9 | Почта (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.05 | | |
| 10 | Кукольный театр. Изделие «Кукольный театр» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.05 | | |
| 11 | Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.05 | | |
| 12 | Афиша. Изделие «Афиша» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.05 | | |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п /п | | |
| Практическая работа «Ателье мод» | 18.10 |
| Практическая работа «Кухонные принадлежности» | 02.12 |
| Практическая работа «Стоимость завтрака» | 09.12 |
| Практическая работа «Способы складывания салфеток» | 30.12 |
| Практическая работа «Человек и земля» | 10.02 |
| Практическая работа «Условные обозначения техники оригами» | 31.03 |
| Практическая работа «Человек и воздух» | 21.04 |
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
№ п /п | | |
| Проект «Детская площадка» | 23.09 30.09 |
| Проект «Водный транспорт». | 10.03 |
| Проект «Океанариум». | 17.03 |
| Проект «Готовим спектакль». | 19.05 |
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1.Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. - М.: Просвещение, 2013.
3.Роговцева Н.И., Богданова Н.В.. Шипилова Н.В. Технология. 3 класс (рабочая тетрадь). М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература:
1.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии. 3 класс. М.: ВАКО, 2013.
2.Технология [Электронный ресурс]. – М.: Мин-во образования РФ: ГУ РЦ ЭМТО: ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН», 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Библиотека электронных наглядных пособий).
Интернет- ресурсы:
1. Электронная версия газеты «Начальная школа». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
2. Я иду на урок начальной школы: основы художественной обработки различных материалов (сайт для учителей газеты «Начальная школа»). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=150010
3. Уроки творчества: искусство и технология в школе. – Режим доступа: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&lib_no=30015&tmpl=lib
4. Уроки технологии: человек, природа, техника. 1 класс. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Rogovceva_Uroki-tehnologii_1kl/index.html
5. ИЗО и технический труд. Медиатека. Педсовет: образование, учитель, школа. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1275
6. Технология. Начальная школа. – Режим доступа: http://vinforika.ru/3_tehnology_es/index.htm
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО №_____ от «_____»_____________2016 г.
Председатель ШМО __________________________ В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ________________________ С.Ю. Совина
«_____»_____________2016 г.