Рабочая программа учебного курса
«Урок в музее»
4 класс
Целями курса являются:
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;
– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств
– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.
Общая характеристика курса
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;
– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира
Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса
Личностные результаты :
– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора
– развитие воображения.
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты :
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;
– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.
–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты :
– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.
– Формирование основ худ.культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.
– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
– Усвоение особенностей языка живописи и художественных средств выразительности;
—различение изученных жанров живописи
- использование полученных знаний в практической деятельности
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | История искусства. Античное искусство | 1 |
2 | Средневековье: памятники романского стиля | 1 |
3 | Готический стиль – переход к искусству Возрождения | 2 |
4 | Искусство Возрождения | 7 |
5 | Романтизм в русской живописи: творчество К. Брюллова | 1 |
6 | Символизм в русском искусстве: «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля | 2 |
7 | Заочная экскурсия в Пушкинский музей: | 1 |
8 | Пушкинский музей. Зарубежное искусство к.XIX-начала XX в. | 1 |
9 | Импрессионизм в творчестве французских художников | 4 |
10 | Абстракционизм в испанской живописи. Пабло Пикассо «Девочка на шаре» | 1 |
11 | Постимпрессионизм в картине голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» | 1 |
12 | Натюрморт. | 2 |
13 | Великая Отечественная война в живописи | 2 |
14 | Итоговое занятие-игра | 1 |
| ИТОГО | 27 часов |
Тема урока | часы | Программное содержание | Опорные УУД |
Личностные | Познавательные (предметные) | коммуникативные | регулятивные |
История искусства. Античное искусство | 1 час | Деятельность актуализация информации, Понятия Искусство, живопись, скульптура, архитектура в историческом развитии; Этапы развития искусства: Античность, Возрождение, классицизм, романтизм, реализм, модернизм Античность как основа европейского и русского искусства | Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Сопоставлять разные виды искусства; Сравнивать факты и явления овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений | Высказывать свое мнение, аргументировать его | понимать, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны Планировать решение незнакомой задачи, решать ее |
Средневековье: памятники романского стиля | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями романской архитектуры, рассматривание иллюстраций, обнаружение внешних признаков романского стиля Понятия: романский стиль (Roma - Рим), оборонительное назначение, полукруглые арки и мощные колонны, ориентир строения на горизонталь, узкие окна, мощные стены, простота внешнего оформления, центр –башня «донжон» | формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям | Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества, Группировать (классифицировать): факты и явления, в т.ч. относить объекты искусства к известным понятиям | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану |
Готический стиль – переход к искусству Возрождения | 2 часа | Деятельность: ознакомление с особенностями готической архитектуры, рассматривание иллюстраций, обнаружение внешних признаков готического стиля Понятия: готический стиль: ориентир на вертикаль («устремленность к небу»), стрельчатый свод, шпили, богатство оформления: статуи, витражи, барельефы, фрески, «каменные кружева» | формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; | Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества, Группировать (классифицировать): факты и явления, в т.ч. относить объекты искусства к известным понятиям | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану |
Искусство Возрождения: эпоха титанов | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями эпохи: религиозность, развитие науки, открытие человека, технические изобретения; с основными моментами биографии художников Понятия: гуманисты, эпоха Возрождения, христианство, религиозная живопись, (евангельский) сюжет | Развивать кругозор (Христианство, Евангелие, эпидемия чумы в 14 веке, появление университетов, универсальность образования (Леонардо Да Винчи - медик, инженер, художник, изобретатель, математик) | Представлять место и роль искусства Возрождения в развитии мировой культуры | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану |
Искусство Возрождения. Творчество Сандро Ботичелли: «Благовещение», «Пьета» | 2 часа | Деятельность: рассматривание картин, сравнение по цветовому решению, по построению; определение эмоциональной доминанты, особенностей в изображении персонажей Понятия: религиозная живопись, евангельский сюжет, прямоугольная композиция («Благовещение»), коническая композиция («Пьета»), цветовая палитра для передачи эмоций | Развивать кругозор (Евангелие, Благовещение пьета как жанр иконографии, интерьер) Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Решать задачи поискового характера | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
Искусство Возрождения. Интимный портрет в творчестве Леонардо да Винчи | 1 час | Деятельность: рассматривание картины Понятия: портрет, интимный портрет, авторский замысел, загадки картины, техника сфумато, асимметрия фона и фигуры | Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие, Развивать кругозор (Лувр, сфумато, асимметрия ) | Сравнивать разные точки зрения исследователей картины. | Высказывать свое суждение о героях | Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы |
Искусство Возрождения. Мадонны Рафаэля Санти | 2 часа | Деятельность: рассматривание и сопоставление картин, определение авторского отношения к изображаемому и героям Понятия: религиозная живопись, тондо – картина круглой формы («Мадонна Коннестабиле»), лиризм, алтарный образ («Сикстинская мадонна»), значение детали (книга, занавес) | Развивать кругозор (Эрмитаж, Тондо, алтарный образ, история названий картин, «эффект присутствия» зрителя) Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и ценностей | Решать задачи поискового характера, анализировать средств выразительности живописи, Сопоставлять разные виды искусства (литературу и живопись): А. С. Пушкин «Мадонна», Жуковский В.А. «Рафаэлева мадонна» (отрывок от слов «Гений чистой красоты был с нею…») | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках | По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Искусство Возрождения. Фреска «Афинская школа» Рафаэля Санти | 1 час | Деятельность: рассматривание картины по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении ученых, Понятия: фреска, композиция, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел, более 50 фигур, Гиппатия – единственная женщина-ученый античной эпохи | Развивать кругозор (в XV в изображение далекого прошлого: обучения в античной академии под открытым небом; понятие о философии, о разных представлениях о мире, понятие о философах) Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать идею картины (единство всех точек зрения, изображение мощи человеческого разума) на основе общечеловеческих и ценностей | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации | Высказывать свое суждение о героях, Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия и их последовательность | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Романтизм в русской живописи: творчество К. Брюллова. | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями эпохи: Романтизма, с основными моментами биографии художника, рассматривание картины. Понятия: романтизм, историческая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел | Развивать кругозор (Помпеи и Геркуланум, Везувий) , Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие | Анализировать средств выразительности романтической живописи: обращение к истории, изображение героических ситуаций, игра света и тени, сильные эмоции художника, изображение стихии. | Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках | Планировать с помощью учителя учебную деятельность, решение знакомых задач |
Символизм в русском искусстве: «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля | 2 часа | Деятельность: Рассматривание картины, интерпретация эмоциональной составляющей образа Понятия: символизм (многозначность и противоречивость образа царевны-волшебницы, образ в переживании, единство всех видов искусства) | Развивать кругозор (постановка оперы Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»: эскизы костюмов, декорации) Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации, Анализировать средств выразительности символической живописи: - сказочность (необычные черты лица), - сочетание противоположностей: воздушного и водного, светлого и темного, - мозаичность Сопоставлять разные виды искусства (литературу и живопись, музыку и живопись): Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане» Римский –Корсаков Н.А. Ария Царевны-лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане» | Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине | Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения Осуществлять проекты (на выбор) – костюм эпохи, обычаи и нравы эпохи |
Заочная экскурсия в Пушкинский музей | 1 час | Деятельность: ознакомление с историей Пушкинского музея, его история, значение для русской культуры Понятия: музей зарубежного искусства, выставка | Осознавать себя гражданином России, Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану |
Пушкинский музей. Зарубежное искусство к.XIX-начала XX в. | 1 час | Деятельность: Ознакомление с особенностями эпохи, с великими открытиями эпохи, основными историческими событиями, повлиявшими на искусство. Понятия: эпоха рубежа веков, научно-технический прогресс, модернизм, индивидуальность, новаторство | Развивать кругозор (первая мировая война, эпоха модернизма, социальные потрясения) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Представлять место и роль искусства модернизма в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Работать по плану, В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Импрессионизм в творчестве французских художников. Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари» | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями импрессионизма как направления в искусстве, с основными моментами биографии художника, рассматривание картины. Ответ на вопрос: как выразилось в портрете «солнечное восприятие мира» Ренуара? характеристика деталей портрета (подбор эпитетов) Понятия: импрессионизм – фр. «впечатление», импрессионистическая техника (размытость контуров, техника мазка), особый подход к рассматриванию: немного издалека | Развивать кругозор (художники-импрессионисты, выставка, новаторство), Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи: - отсутствие контуров, размытость линий - техника мазка - особая цветовая гамма -описание впечатления от «естественной жизни» | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, выражать свои интерпретации в форме эссе | Планировать решение незнакомой задачи, решать ее В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Импрессионизм в творчестве французских художников. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» | 1 час. | Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, предположение о дальнейшем развитии событий Понятия: размытость контуров, техника сухая пастель и масляная пастель, необычный ракурс (точка зрения на изображаемое), необычная композиция, сиюминутность | Развивать кругозор (пастель сухая и масляная, художники-импрессионисты), Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации, Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи: - отсутствие контуров, размытость линий - техника мазка - необычный ракурс (взгляд художника и зрителя –«сверху» и «сзади») - особая цветовая гамма -описание впечатления «естественной жизни» | Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и произведения | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Импрессионизм в творчестве французских художников Оскар Клод Моне «Белые кувшинки» | 1час | Деятельность: рассматривание картины, сопоставление с поэтическими произведениями. Ответ на вопрос: какое настроение передают художник и поэты? Какими средствами создает настроение картины художник? Понятия: пейзаж, настроение картины | Развивать кругозор (история создания картины, 48 работ о кувшинках), Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями, Формировать/ вырабатывать бережное отношения к природе, осознавать се6я частью многоликого изменяющегося мира | Сравнивать образы природы в живописи и поэзии, выявлять аналогии Елена Тихомирова «Скромный мостик-невеличка» Александр Блок «Свирель запела на мосту» | Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и литературного произведений Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера | Работать по плану, В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Импрессионизм в творчестве французских художников Оскар Клод Моне «Бульвар капуцинок» | 1 час | Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, характеристика деталей картины (подбор эпитетов) Понятия: импрессионистическая техника (размытость контуров, техника мазка), перспектива, диагональная композиция, силуэт, необычный ракурс | Развивать кругозор (Парижский карнавал, бульвар, капуцинки), Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи: - отсутствие контуров, размытость линий - техника мазка - необычный ракурс (взгляд художника и зрителя – «сверху» и «сзади») - особая цветовая гамма -описание впечатления «естественной жизни» | Воспринимать информацию данную в явном виде: | Планировать с помощью учителя учебную деятельность |
Абстракционизм в испанской живописи. Пабло Пикассо «Девочка на шаре» | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями абстракционизма как направления в искусстве рассматривание картины, описание ситуации Понятия: абстракционизм , контраст геометрических фигур и цвета, который подчеркивает неустойчивость, Стаффаж – фигуры для оживления пейзажа, четырехплановая композиция: атлет, девочка, женщина, лошадь | Развивать кругозор (бродячий цирк, атлет) Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа. | Сравнивать традиции прошлого и современности, Анализировать причины изменений, Анализировать средства выразительности живописи абстракционизма: - искажение образов, - нарушение сочетаемости цветов - «привязка» образов к геометрическим фигурам | Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя | Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей: неоднозначные ситуации |
Постимпрессионизм в картине голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле» | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями постимпрессионизма как направления в искусстве рассматривание картины, описание ситуации Понятия: постимпрессионизм, техника наложения мазков, контрастные цвета, декоративность | Развивать кругозор (постимпрессионизм, судьба художника), Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями | Анализировать средства выразительности живописи постимпрессионизма: - избыток силы, - страстность выражения в ярком цвете (красный, оранжевый, желтый) -свободная композиция -отказ от реалистического изображения в пользу декоративности -изображение повседневности | Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и литературного произведений | Работать по плану, В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки |
Натюрморт. Анри Эмиль Бенуа Матисс «Красные рыбки» | 1 час | Деятельность: ознакомление с особенностями фовизма как ответвления постимпрессионизма рассматривание картины, описание ситуации Понятия: фовизм («дикость») интерьер, натюрморт | Развивать кругозор (фовизм как направление в искусстве), Формировать умение видеть и понимать прекрасное | Анализировать средства выразительности живописи фовизма: - возвращение к чистым цветам: к красному, синему, желтому, отказ от смешения цветов, оттенков и цветовых переходов - подчеркивание черным цветом - яркость и контраст, праздничность –создание гармонии и радостного настроения -детски-непосредственное видение мира | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить жанр картины, ее настроение | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Натюрморт. Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» | 1 час | Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, характеристика деталей картины (подбор эпитетов) Понятия: натюрморт, передний план, задний фон | Формировать бережное отношение к родной природе, умение видеть прекрасное | Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и второстепенных) Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, выражать свои интерпретации в форме эссе. Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине | Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения |
Великая Отечественная война в живописи П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости», «Победа» | 2 часа | Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев) Понятия: эмоциональный настрой героизм повседневности, подвиг | Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, героическая защита Брестской крепости, город-герой Брест, фронт) | Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации, Сравнивать образы в живописи и песенном искусстве, в живописи и поэзии выявлять аналогии (песня «День Победы», стихотворение Р. Рождественского «Если б камни могли говорить…») | Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях | Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
Игра «Путешествие по галерее» | 1 час | Игровая деятельность | | Различать жанры живописи, характеризовать цветовое решение и композицию | Демонстрировать умение работать в группе | Самостоятельно оценивать достигнутые результаты |
Итого | 27 часов | | | | | |