СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу "Урок в музее"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу "Урок в музее"»


Рабочая программа учебного курса

«Урок в музее»

4 класс

Целями курса являются:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

– приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

– реализация нравственного потенциала изобразительного искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности;

– развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеств

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора.


Общая характеристика курса

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

– единство воспитания обучения и творческой деятельности учащихся;

– направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На занятиях учащиеся знакомятся особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин. Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира


Личностные, метапредметные и предметные результата освоения курса

Личностные результаты :

– формирование гражданственности, воспитание чувства гордости за свою родину, уважения к традициям и культуре других народов.

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора

– развитие воображения.

– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Метапредметные результаты :

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

– освоение начальных форм познавательной и личной рефлексии;

– использование ИКТ для решения художественных и познавательных задач.

–формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты :

– Формирование первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека.

– Формирование основ худ.культуры, потребности в худ. творчестве и в общении с искусством.

– Овладение практическими и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

– Усвоение особенностей языка живописи  и художественных средств выразительности;

—различение изученных жанров живописи

- использование полученных знаний в практической деятельности


п/п

 

Содержание программного материала

 

 

Количество часов

1

История искусства. Античное искусство

1

2

Средневековье: памятники романского стиля

1

3

Готический стиль – переход к искусству Возрождения

2

4

Искусство Возрождения

7

5

Романтизм в русской живописи: творчество К. Брюллова

1

6

Символизм в русском искусстве: «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля

2

7

Заочная экскурсия в Пушкинский музей:

1

8

Пушкинский музей. Зарубежное искусство к.XIX-начала XX в.

1

9

Импрессионизм в творчестве французских художников

4

10

Абстракционизм в испанской живописи. Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

1

11

Постимпрессионизм в картине голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

1

12

Натюрморт.

2

13

Великая Отечественная война в живописи

2

14

Итоговое занятие-игра

1

 

ИТОГО

27 часов



Тема

урока

часы

Программное содержание

Опорные УУД

Личностные

Познавательные (предметные)

коммуникативные

регулятивные

История искусства. Античное искусство

1 час

Деятельность актуализация информации,

Понятия

Искусство, живопись, скульптура, архитектура в историческом развитии;

Этапы развития искусства: Античность, Возрождение, классицизм, романтизм, реализм, модернизм

Античность как основа европейского и русского искусства

Формировать бережного отношения к материальным и духовным ценностям,

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий


3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Сопоставлять разные виды искусства; Сравнивать факты и явления

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и культурных явлений

Высказывать свое мнение, аргументировать его

понимать, что связывает с историей, культурой, судьбой народа и всей страны

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее

Средневековье: памятники романского стиля

1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями романской архитектуры, рассматривание иллюстраций, обнаружение внешних признаков романского стиля

Понятия: романский стиль (Roma - Рим), оборонительное назначение, полукруглые арки и мощные колонны, ориентир строения на горизонталь, узкие окна, мощные стены, простота внешнего оформления, центр –башня «донжон»

формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества,

Группировать (классифицировать):

факты и явления, в т.ч. относить объекты искусства к известным понятиям

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану

Готический стиль – переход к искусству Возрождения

2 часа

Деятельность: ознакомление с особенностями готической архитектуры, рассматривание иллюстраций, обнаружение внешних признаков готического стиля


Понятия: готический стиль: ориентир на вертикаль («устремленность к небу»), стрельчатый свод, шпили, богатство оформления: статуи, витражи, барельефы, фрески, «каменные кружева»

формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям,

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;


Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества,

Группировать (классифицировать):

факты и явления, в т.ч. относить объекты искусства к известным понятиям

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану

Искусство Возрождения: эпоха титанов

1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями эпохи: религиозность, развитие науки, открытие человека, технические изобретения; с основными моментами биографии художников

Понятия: гуманисты, эпоха Возрождения, христианство, религиозная живопись, (евангельский) сюжет

Развивать кругозор (Христианство, Евангелие, эпидемия чумы в 14 веке, появление университетов, универсальность образования (Леонардо Да Винчи - медик, инженер, художник, изобретатель, математик)

Представлять место и роль искусства Возрождения в развитии мировой культуры

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану

Искусство Возрождения. Творчество Сандро Ботичелли: «Благовещение», «Пьета»

2 часа

Деятельность: рассматривание картин, сравнение по цветовому решению, по построению; определение эмоциональной доминанты, особенностей в изображении персонажей

Понятия: религиозная живопись, евангельский сюжет, прямоугольная композиция («Благовещение»), коническая композиция («Пьета»), цветовая палитра для передачи эмоций

Развивать кругозор (Евангелие, Благовещение пьета как жанр иконографии, интерьер) Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие,

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Решать задачи поискового характера

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

Искусство Возрождения. Интимный портрет в творчестве Леонардо да Винчи


1 час

Деятельность: рассматривание картины

Понятия: портрет, интимный портрет, авторский замысел, загадки картины, техника сфумато, асимметрия фона и фигуры


Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие,

Развивать кругозор (Лувр, сфумато, асимметрия )

Сравнивать разные точки зрения исследователей картины.


Высказывать свое суждение о героях

Выдвигать версии, прогнозировать результат и определять средства решения проблемы

Искусство Возрождения. Мадонны Рафаэля Санти

2 часа

Деятельность:

рассматривание и сопоставление картин, определение авторского отношения к изображаемому и героям

Понятия: религиозная живопись, тондо – картина круглой формы («Мадонна Коннестабиле»), лиризм, алтарный образ («Сикстинская мадонна»), значение детали (книга, занавес)

Развивать кругозор (Эрмитаж, Тондо, алтарный образ, история названий картин, «эффект присутствия» зрителя)


Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать образы на основе общечеловеческих и ценностей

Решать задачи поискового характера, анализировать средств выразительности живописи,

Сопоставлять разные виды искусства (литературу и живопись):

А. С. Пушкин «Мадонна», Жуковский В.А. «Рафаэлева мадонна» (отрывок от слов «Гений чистой красоты был с нею…»)

Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках

По ходу работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


Искусство Возрождения. Фреска «Афинская школа»

Рафаэля Санти

1 час

Деятельность: рассматривание картины по цветовому решению, по построению; определение особенностей в изображении ученых,

Понятия: фреска, композиция, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел, более 50 фигур, Гиппатия – единственная женщина-ученый античной эпохи


Развивать кругозор (в XV в изображение далекого прошлого: обучения в античной академии под открытым небом; понятие о философии, о разных представлениях о мире, понятие о философах)


Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства, оценивать идею картины (единство всех точек зрения, изображение мощи человеческого разума)

на основе общечеловеческих и ценностей

Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации

Высказывать свое суждение о героях,

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия и их последовательность

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Романтизм в русской живописи: творчество К. Брюллова.

1 час







Деятельность: ознакомление с особенностями эпохи: Романтизма, с основными моментами биографии художника, рассматривание картины.

Понятия: романтизм, историческая живопись, сюжетно-композиционный центр картины, авторский замысел

Развивать кругозор (Помпеи и Геркуланум, Везувий) ,

Развивать эмоциональную отзывчивость, сочувствие

Анализировать средств выразительности романтической живописи:

обращение к истории, изображение героических ситуаций, игра света и тени, сильные эмоции художника, изображение стихии.


Высказывать свое мнение, аргументировать его, отвечать на вопросы о героях, изображенных на иллюстрации, об их поступках

Планировать с помощью учителя учебную деятельность,

решение знакомых задач

Символизм в русском искусстве: «Царевна-лебедь» М.А. Врубеля



2 часа

Деятельность:

Рассматривание картины, интерпретация эмоциональной составляющей образа

Понятия: символизм (многозначность и противоречивость образа царевны-волшебницы, образ в переживании, единство всех видов искусства)


Развивать кругозор (постановка оперы Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»: эскизы костюмов, декорации) Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации,

Анализировать средств выразительности символической живописи:

- сказочность (необычные черты лица),

- сочетание противоположностей: воздушного и водного, светлого и темного,

- мозаичность


Сопоставлять разные виды искусства (литературу и живопись, музыку и живопись):

Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане»

Римский –Корсаков Н.А. Ария Царевны-лебеди из оперы «Сказка о царе Салтане»

Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине

Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения 


Осуществлять проекты (на выбор) – костюм эпохи, обычаи и нравы эпохи


Заочная экскурсия в Пушкинский музей

1 час

Деятельность: ознакомление с историей Пушкинского музея, его история, значение для русской культуры

Понятия: музей зарубежного искусства, выставка

Осознавать себя гражданином России,

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий


Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану

Пушкинский музей. Зарубежное искусство к.XIX-начала XX в.

1 час

Деятельность:

Ознакомление с особенностями эпохи, с великими открытиями эпохи, основными историческими событиями, повлиявшими на искусство.

Понятия: эпоха рубежа веков, научно-технический прогресс, модернизм, индивидуальность, новаторство

Развивать кругозор (первая мировая война, эпоха модернизма, социальные потрясения)

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий


Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Представлять место и роль искусства модернизма в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Работать по плану,

В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки



Импрессионизм в творчестве французских художников. Пьер Огюст Ренуар «Портрет актрисы Жанны Самари»

1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями импрессионизма как направления в искусстве, с основными моментами биографии художника, рассматривание картины. Ответ на вопрос: как выразилось в портрете «солнечное восприятие мира» Ренуара?

характеристика деталей портрета (подбор эпитетов)


Понятия: импрессионизм – фр. «впечатление», импрессионистическая техника (размытость контуров, техника мазка), особый подход к рассматриванию: немного издалека

Развивать кругозор (художники-импрессионисты, выставка, новаторство),

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи:

- отсутствие контуров, размытость линий

- техника мазка

- особая цветовая гамма

-описание впечатления от «естественной жизни»

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, выражать свои интерпретации в форме эссе

Планировать решение незнакомой задачи, решать ее

В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


Импрессионизм в творчестве французских художников. Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

1 час.














Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, предположение о дальнейшем развитии событий

Понятия: размытость контуров, техника сухая пастель и масляная пастель, необычный ракурс (точка зрения на изображаемое), необычная композиция, сиюминутность


Развивать кругозор (пастель сухая и масляная, художники-импрессионисты),

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации,

Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи:

- отсутствие контуров, размытость линий

- техника мазка

- необычный ракурс (взгляд художника и зрителя –«сверху» и «сзади»)

- особая цветовая гамма

-описание впечатления «естественной жизни»

Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и произведения

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Импрессионизм в творчестве французских художников Оскар Клод Моне «Белые кувшинки»

1час

Деятельность: рассматривание картины, сопоставление с поэтическими произведениями. Ответ на вопрос: какое настроение передают художник и поэты? Какими средствами создает настроение картины художник?

Понятия: пейзаж, настроение картины

Развивать кругозор (история создания картины, 48 работ о кувшинках),

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями,

Формировать/ вырабатывать бережное отношения к природе,

осознавать се6я частью многоликого изменяющегося мира

Сравнивать образы природы в живописи и поэзии, выявлять аналогии

Елена Тихомирова «Скромный мостик-невеличка»

Александр Блок «Свирель запела на мосту»

Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и литературного произведений 

Решать знакомые задачи, проблемы творческого и поискового характера

Работать по плану,

В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


Импрессионизм в творчестве французских художников Оскар Клод Моне «Бульвар капуцинок»

1 час

Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, характеристика деталей картины (подбор эпитетов)

Понятия: импрессионистическая техника (размытость контуров, техника мазка), перспектива, диагональная композиция, силуэт, необычный ракурс

Развивать кругозор (Парижский карнавал, бульвар, капуцинки),

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.



Анализировать средства выразительности импрессионистической живописи:

- отсутствие контуров, размытость линий

- техника мазка

- необычный ракурс (взгляд художника и зрителя – «сверху» и «сзади»)

- особая цветовая гамма

-описание впечатления «естественной жизни»

Воспринимать информацию данную в явном виде:


Планировать с помощью учителя учебную деятельность

Абстракционизм в испанской живописи. Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями абстракционизма как направления в искусстве рассматривание картины, описание ситуации

Понятия: абстракционизм , контраст геометрических фигур и цвета, который подчеркивает неустойчивость,

Стаффаж – фигуры для оживления пейзажа,

четырехплановая композиция: атлет, девочка, женщина, лошадь

Развивать кругозор (бродячий цирк, атлет)

Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа.


Сравнивать традиции прошлого и современности, Анализировать причины изменений,

Анализировать средства выразительности живописи абстракционизма:

- искажение образов,

- нарушение сочетаемости цветов

- «привязка» образов к геометрическим фигурам


Считывать информацию с иллюстрации, данную вНЕявном виде с помощью учителя

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей:

неоднозначные ситуации


Постимпрессионизм в картине голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле»

1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями постимпрессионизма как направления в искусстве рассматривание картины, описание ситуации

Понятия: постимпрессионизм, техника наложения мазков, контрастные цвета, декоративность

Развивать кругозор (постимпрессионизм, судьба художника),

Проявлять интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями

Анализировать средства выразительности живописи постимпрессионизма:

- избыток силы,

- страстность выражения в ярком цвете (красный, оранжевый, желтый)

-свободная композиция

-отказ от реалистического изображения в пользу декоративности

-изображение повседневности

Интерпретирование (понимание и оценивание) живописного и литературного произведений 


Работать по плану,

В ходе работы сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки


Натюрморт. Анри Эмиль Бенуа Матисс «Красные рыбки»


1 час

Деятельность: ознакомление с особенностями фовизма как ответвления постимпрессионизма рассматривание картины, описание ситуации

Понятия: фовизм («дикость») интерьер, натюрморт

Развивать кругозор (фовизм как направление в искусстве),

Формировать умение видеть и понимать прекрасное

Анализировать средства выразительности живописи фовизма:

- возвращение к чистым цветам: к красному, синему, желтому, отказ от смешения цветов, оттенков и цветовых переходов

- подчеркивание черным цветом

- яркость и контраст, праздничность –создание гармонии и радостного настроения

-детски-непосредственное видение мира

Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных) – определить жанр картины, ее настроение

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Натюрморт. Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»


1 час

Деятельность: рассматривание картины, описание ситуации, характеристика деталей картины (подбор эпитетов)


Понятия: натюрморт, передний план, задний фон

Формировать бережное отношение к родной природе, умение видеть прекрасное

Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и второстепенных)


Развивать, совершенствовать эмоциональное восприятие образа

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, выражать свои интерпретации в форме эссе.

Создавать небольшие устные рассказы или истории по картине

Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Осуществлять самоконтроль при написании мини-сочинения 

Великая Отечественная война в живописи

П.А.Кривоногов «Защитники Брестской крепости», «Победа»


2 часа

Деятельность: рассматривание картин, определение общего эмоционального фона и способов их создания (цвет, композиция, выражение лиц героев)


Понятия: эмоциональный настрой героизм повседневности, подвиг

Развивать кругозор, определить зону ближайшего развития (Великая Отечественная война, героическая защита Брестской крепости, город-герой Брест, фронт)

Восполнять недостающие факты, моделировать ситуации,

Сравнивать образы в живописи и песенном искусстве, в живописи и поэзии выявлять аналогии (песня «День Победы», стихотворение Р. Рождественского «Если б камни могли говорить…»)

Интерпретировать (понимать и оценивать) живописное произведение посредством творческого пересказа, Высказывать свое суждение о героях

Планирует, контролирует и оценивает учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Игра «Путешествие по галерее»


1 час

Игровая деятельность


Различать жанры живописи, характеризовать цветовое решение и композицию

Демонстрировать умение работать в группе

Самостоятельно оценивать достигнутые результаты

Итого

27 часов