Приложение к ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа № 19
| УТВЕРЖДЕНО Приказом от _______________№ ______ Директор МОУ СОШ № 19 __________________________________ И.В. Буданцева |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
Класс | 7 |
Уровень | Основное общее образование |
Составитель | Фокина Ольга Сергеевна |
2020 год
Оглавление
| Разделы | Страницы |
Пояснительная записка | 3-4 |
I. | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 5-8 |
II. | Содержание учебного предмета, курса | 9- |
III. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 14-16 |
V. | Лист экспертизы | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
Программа общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание. – М.: Просвещение, 2015 год.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
Цели изучения учебного предмета
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Задачи изучения учебного предмета
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год | 68 часов |
Количество часов в неделю | 2 часа |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
Личностные:
Ученик научится:
- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Ученик получит возможность научиться:
- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.
- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- Умению контроля.
- Принятию решений в проблемных ситуациях.
- Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
- Основам саморегуляции.
- Осуществлению познавательной рефлексии.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- Организовывать деловое сотрудничество.
- Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.
- Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- Вступать в диалог.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ученик научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX—XX ВВ. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Ученик научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
Ученик получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Распределение учебных часов по разделам Рабочей программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе |
Контрольных работ (тесты) | Практических работ (сочинения) | Лабораторных работ |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Устное народное творчество | 7 | | | |
3 | Древнерусская литература | 3 | | | |
4 | Литература ХVIII века | 2 | | | |
5 | Русская литература ХIХ века | 26 | 1 | 1 | |
6 | Русская литература XX века | 21 | | 2 | |
7 | Зарубежная литература | 4 | | | |
8 | Повторение, контроль знаний | 2 | 1 | | |
| Резервные уроки | 2 | | | |
Всего | 68 | 2 | 3 | |
Специфика учебного предмета «Литература»
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Введение1
На основании Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования № 08-761 от 25.05. 2015 г. Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Рабочую программу по литературе включены темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литера туры. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Древнерусская литература
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Литература ХVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Русская литература ХIХ века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня», «Тоска». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Русская литература XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Стихотворения о родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Зарубежная литература
Роберт Бернс. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименования разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Введение (1 ч.) |
| Введение | 1 |
Устное народное творчество (7ч.) |
| Понятие о преданиях. Предания об Иване Грозном и Петре 1 | 1 |
| Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» | 1 |
| Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 1 |
| Былина «Садко» | 1 |
| Карело-финский эпос «Калевала» | 1 |
| «Песнь о Роланде» | 1 |
| Пословицы и поговорки | 1 |
Древнерусская литература (3 ч.) |
| Древнерусская литература. «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха | 1 |
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы | 1 |
| Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 1 |
Литература ХVIII века (2 ч.) |
| Стихотворения М.В. Ломоносова | 1 |
| Стихотворения Г.Р. Державина | 1 |
Русская литература ХIХ века (26 ч.) |
| А.С. Пушкин. История в произведениях А.С. Пушкина | 1 |
| Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» | 1 |
| А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 1 |
| А.С. Пушкин «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре | 1 |
| А.С. Пушкин «Станционный смотритель» | 1 |
| М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 |
| Стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива» | 1 |
| Подготовка к сочинению № 1 на тему «История России в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» | 1 |
| Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои | 1 |
| Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
| Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 |
| Тарас Бульба и сыновья. Трагедия Тараса Бульбы | 1 |
| И.С. Тургенев «Бирюк» | 1 |
| И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе | 1 |
| Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | 1 |
| Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» | 1 |
| Стихотворения Н.А. Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда» | 1 |
| А.К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | 1 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 |
| Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 |
| Л.Н. Толстой. «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | 1 |
| Нравственный смысл поступков в повести Л.Н. Толстого «Детство» | 1 |
| А.П. Чехов «Хамелеон». Художественные особенности рассказа. Картина нравов в рассказе | 1 |
| Вн.чт. Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 1 |
| Контрольная работа № 1 «Литература XIX в.» | 1 |
| «Край ты мой, родимый край…». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе | 1 |
Русская литература XX века (21 ч.) |
| И.А. Бунин «Цифры» | 1 |
| М. Горький «Детство» | 1 |
| Подготовка к сочинению № 2 на тему «Золотая пора детства» (по произведениям Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, М. Горького) | 1 |
| М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко | 1 |
| Л.Н. Андреев «Кусака» | 1 |
| В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 1 |
| В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 |
| А.П. Платонов «Юшка». Сострадание и уважение к человеку в рассказе | 1 |
| Вн. чт. А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 1 |
| Подготовка к сочинению № 3 на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 |
| Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль» | 1 |
| А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…» | 1 |
| Вн.чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне | 1 |
| Ф.А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | 1 |
| Е.И. Носов «Кукла» | 1 |
| Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека | 1 |
| Ю.П. Казаков «Тихое утро» | 1 |
| Д.С. Лихачев «Земля родная» | 1 |
| М.М. Зощенко «Беда» | 1 |
| Вн. чт. Стихотворения о родной природе | 1 |
| Песни на стихи русских поэтов XX века | 1 |
Зарубежная литература (4 ч.) |
| Р. Бернс. Стихотворения. «Честная бедность» | 1 |
| Д.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 1 |
| Японские трехстишия (хокку) | 1 |
| Р. Брэдбери «Каникулы». О. Генри «Дары волхвов» | 1 |
Повторение, контроль знаний (2 ч.) |
| Итоговая контрольная работа № 2 | 1 |
| Итоговый урок | 1 |
Итоговый / диагностический контроль. Резервные уроки (2 ч.) |
| Резервный урок | 1 |
| Резервный урок | 1 |
Лист согласования изменений
в календарно-тематическом планировании
№ п/п | Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) | Отметка о согласовании с администрацией |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
VI. ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей русского языка и литературы
От №
Руководитель ШМО
______________ (Шишонина Н.В.)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ (Е.А. Подковкина)
Дата:
1 Темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания (основание – Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования № 08-761 от 25.05. 2015г. Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), отмечены как ОДНКНР.