СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «обществознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «обществознание»»

ПРИЛОЖЕНИЕ


к ООП ООО


МКОУ Помельцевской ООШ
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для обучающихся 6 - 9 классов





















Программу разработала


Морозова Н.Я.




Программа одобрена педагогическим советом

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета


«Обществознание»


  1. класс


Личностные


1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


2.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.


3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


4.Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.


5.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.


Метапредметные


Познавательные УУД


  1. Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.


  1. Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.


  1. Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.


  1. Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


  1. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).


Регулятивные УУД


  1. Умение определять цели обучения, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей

познавательной деятельности.


  1. Анализировать существующие образовательные результаты.


  1. Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.


  1. Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.


  1. Составлять план, работать по своему плану.


  1. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий.


Коммуникативные УУД


  1. Определять возможные роли в совместной деятельности.


  1. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).


  1. Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.


  1. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.


  1. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).


Предметные Обучающийся научится:


1.Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы.


2.Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста.


3.В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека.


4.Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека.


5.Приводить примеры основных видов деятельности человека.


6.Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

7.Характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе.


8.Раскрывать основные роли членов семьи.


9.Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.


10.Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.


11.Различать уровни общего образования в России.


12.Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.


13.Раскрывать достижения российского народа.


14.Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».


15.Называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ.


16.Осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.


17.Характеризовать конституционные обязанности гражданина.


  • раскрывать роль нравственности, добра и зла.


18. Характеризовать основные нормы морали; осмысливать информацию морально-нравственного характера.


Обучающийся получит возможность научиться:


1.Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека.


2.Оценивать роль деятельности в жизни человека и общества.


3.Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью.


4.Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов.


5.Моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.


6.Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.


7.Находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

8.Оценивать роль образования в современном обществе.


9.Раскрывать факторы, влияющие на производительность труда.


10.Характеризовать функции денег.


11.Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


12.Характеризовать государственное устройство Российской Федерации.


7 класс


Личностные


  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, Осознание этнической принадлежности, знание истории, своего народа;


  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


  1. Формирование морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


  1. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


  1. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие


опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.


Метапредметные Познавательные УУД

Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; заполнять и дополнять схемы, диаграммы, приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;


Коммуникативные УУД


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию


  • учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


Предметные Обучающийся научится:


    1. Раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;


    1. Различать отдельные виды социальных норм;


    1. Характеризовать основные нормы морали;


    1. Раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;


    1. Характеризовать специфику норм права;


    1. Сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;


    1. Объяснять причины отклоняющегося поведения;


7.Описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.


8.Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

9.Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;


10.Характеризовать функции денег и их роль в экономике;


11.Раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;


12.Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;


13.Раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;


14.Характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;


15.Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;


16.Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


17.Раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;


Обучающийся получит возможность научиться:


1.Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;


2.Оценивать социальную значимость здорового образа жизни.


3.Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; 4.Грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных


ситуациях;


5.Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


  1. класс


Личностные


1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2.Сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.


Метапредметные


Познавательные УУД


Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; заполнять и дополнять схемы, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;


Коммуникативные УУД


Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение


  • разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; использовать


компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: рефератов, создание презентаций; строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.


Регулятивные УУД


Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.


Предметные Обучающийся научится:

1.Описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;


2.Демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;


3.Распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;


4.Характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;


5.Различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;


6.Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;


7.Характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;


8.На основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;


9.Конкретизировать примерами опасность международного терроризма.


10.Критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;


11.Описывать явления духовной культуры;


12.Объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;


13.Оценивать роль образования в современном обществе;


14.Различать уровни общего образования в России;

15.Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;


16.Описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;


17.Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;


18.Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;


19.Раскрывать роль религии в современном обществе;


20.Характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.


21.Описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;


22.Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;


23.Характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;


24.Выделять параметры, определяющие социальный статус личности;


25.Приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;


26.Описывать основные социальные роли подростка;


27.Конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;


28.Характеризовать межнациональные отношения в современном


мире;


29.Объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;


30.Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;


раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;


31.Характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции

предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;


32.Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения


участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.


Обучающийся получит возможность научиться:


1.Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы.


2.Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.


3.Раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;


4.Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение


  • соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;


5.Анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой

на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;


6.Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.


  1. класс


Личностные результаты:


    1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;


    1. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;


    1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и


способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.


    1. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.


Метапредметные результаты: Регулятивные УУД


  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


  1. Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;


  1. Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;


  1. Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;


  1. Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;


  1. Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;


  1. Составлять план решения проблемы (выполнения проекта,

проведения исследования);


    1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.


Обучающийся сможет:


    1. Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;


    1. Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;


    1. Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;


    1. Находить достаточные средства для выполнения учебных действий

  • изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;


    1. Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;


    1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:


    1. Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.


Познавательные УУД


  1. Обучающийся сможет самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;


  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


  1. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);


  1. Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;


  1. Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;


  1. Выражать свое отношение к природе через рисунки, фотографии, проектные работы;


  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:


  1. Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;


  1. Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

10. Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД


    1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:


    1. Определять возможные роли в совместной деятельности;


    1. Играть определенную роль в совместной деятельности;


    1. Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;


    1. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;


    1. Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;


    1. Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;


    1. Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;


    1. Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;


    1. Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.


    1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии


  • задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


    1. Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;


    1. Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);


    1. Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;


    1. Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  1. Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;


  1. Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.


  1. Формирование и развитие компетентности в области использования


информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:


  1. Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;


  1. Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;


  1. Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


  1. Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;


  1. Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные: Выпускник научится:


1.Объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;


2.Характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.


3.Характеризовать систему российского законодательства; раскрывать


особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения;


4.Раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

5.Характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;


6.Характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;


7.Раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;


8.Анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;


9.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;


10.Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.


11.Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;


12.Осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина.


Выпускник получит возможность научиться:


1.Осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.


2.На основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

3.Аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

  1. Содержание учебного курса «Обществознание» 6 класс


Загадка человека.


Принадлежность к двум мирам. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Чкловек – личность. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.


Человек. Деятельность человека


Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра. Труд – основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд. Учение – деятельность школьника. Учимся учиться. Познание человеком мира и самого себя.


Человек среди людей.


Отношения с окружающими. Межличностные отношения. Учимся взаимодействовать с окружающими. Общение. Учимся понимать людей и устанавливать контакты. Человек в группе. Учимся группой делать полезные дела. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях и способы их разрешения. Учимся вести себя в ситуации конфликта. Семья и семейные отношения. Учимся строить отношения с родителями.


  1. класс


Социальные нормы


Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.


Экономика


Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.


  1. класс


Общество


Биологическое и социальное в человеке. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальная значимость здорового образа жизни.


Сфера духовной культуры


Культура, ее многообразие и основные формы. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.


Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.


Социальная сфера жизни общества


Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли


  • подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.


Экономика


Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Собственность. Товары и услуги. Производство - основа экономики. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный

механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Факторы производства. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Заработная плата и стимулирование труда. Рынок труда. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инфляция, ее последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.


  1. класс Политическая сфера жизни общества


Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной


жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Местное самоуправление.


Основы российского законодательства. Основы российского законодательства


Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и


дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Президент

Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав


  • свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Особенности


административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование в сфере образования.


  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


6 класс


Тема

Количество



часов


1раздел «Загадка человека»


1.

Загадка человека. Принадлежность к двум мирам

1

2.

Человек - личность

1

3.

Отрочество – особая пора жизни

1

4-5

Потребности и способности человека

2

6.

Когда возможности ограничены

1

7.

Учимся взаимодействовать с людьми с различными

1


возможностями.


8.

Мир увлечений

1

9 - 10

Учимся строить и понимать диаграммы

2

11.

Информационный проект «Что человеку нужно», «Я

1


такой же, как ты».


12.

Урок повторения и обобщения «Загадка человека».

1


Контрольная работа.



2 раздел «Человек. Деятельность человека»


13.

Деятельность человека.

1

14

Учимся правильно организовывать свою

1


деятельность


15

Труд – основа жизни. Учимся трудиться и уважать

1


труд.


16 - 17

Учение – деятельность школьника. Учимся учиться.

2

18.

Познание человеком мира и себя

1

19.

Коллективный информационно – творческий проект

1


«Человек и его деятельность»


20.

Урок повторения и обобщения «Человек и его

1


деятельность». Контрольная работа.



3 раздел «Человек среди людей»


21- 22

Отношения с окружающими. Межличностные

2


отношения. Учимся взаимодействовать с



окружающими.


23.

Общение.

1

24.

Учимся понимать людей и устанавливать контакты.

1

25.

Человек в группе. Учимся группой делать полезные

1


дела.


26.

Исследовательский проект «Малые группы в школе»

1

27.

Отношения со сверстниками.

1

28 - 29

Конфликты в межличностных отношениях и способы

1

29.

их разрешения.

Учимся вести себя в ситуации

1


конфликта.


30-31

Семья и семейные отношения. Учимся строить

2


отношения с родителями


32.

Урок повторения и обобщения «Человек среди

1


людей».


33.

Обобщающий урок за курс обществознания в 6

классе

1

34.

Контрольная работа по обществознанию за курс

1


обществознания за 6 класс



7 класс





Тема

Количество



часов


1раздел «Социальные нормы»


1.

Что значит жить по правилам

1

2.

Учимся общаться в Интернете

1

3.

Права и обязанности граждан

1

4.

Почему важно соблюдать законы

1

5.

Учимся читать и уважать закон

1

6.

Защита Отечества

1

7.

Учимся быть мужественными

1

8.

Для чего нужна дисциплина

1

9.

Виновен - отвечай

1

10.

Кто стоит на страже закона

1

11.

Кто стоит на страже закона

1

12.

Обобщающий урок «Социальные нормы»

1


2 Раздел «Экономика»


13.

Экономика и ее основные участники

1

14.

Экономика и ее основные участники

1

15.

Мастерство работника

1

16.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

17.

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

18.

Виды и формы бизнеса

1

19.

Обмен, торговля, реклама

1

20.

Деньги, их функции

1

21.

Экономика семьи

1

22.

Экономика семьи

1

23.

Что такое СМИ?

1

24.

Влияние СМИ на общество и личность

1

25.

Проектная работа «Мы журналисты»

1

26.

Проектная работа «Мы журналисты»

1

27.

Обобщающий урок «Экономика»

1


3 раздел «Человек и природа»


28.

Воздействие человека на природу

1

29.

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

30.

Закон на страже природы

1

31.

Проектная работа «Учимся беречь природу»

1

32.

Проектная работа «Берегите природу!»

1

33.

Обобщающий урок за курс 7 класса

1

34.

Контрольная работа по обществознанию за курс 7

класса

1



8 класс


Тема

Количество



часов


1раздел «Общество»


1.

Что делает человека человеком

1

2.

Человек, общество, природа

1

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

4.

Развитие общества

1

5.

Как стать личностью

1

6.

Обобщающий урок «Общество»

1



2 раздел «Сфера духовной культуры»


7.

Сфера духовной жизни

1

8.

Мораль. Долг и совесть

1

9.

Моральный выбор – это ответственность

1

10.

Образование

1

11.

Наука в современном обществе

1

12.

Религия как одна из форм культуры

1

13.

Искусство

1

14.

Обобщающий урок «Сфера духовной культуры»

1



3 раздел «Социальная сфера»


15.

Социальная структура общества

1

16.

Социальные статусы и роли

1

17.

Нации и межнациональные отношения

1

18.

Отклоняющее поведение

1

19.

Социальная политика Российского государства.

1

20.

Обобщающий урок «Социальная сфера»

1



4 раздел «Экономика»


21.

Экономика и ее роль в жизни общества

1

22.

Главные вопросы экономики

1

23.

Собственность

1

24.

Рыночная экономика

1

25.

Производство – основа экономики

1

26.

Предпринимательская деятельность

1

27.

Роль государства в экономике

1

28.

Распределение доходов

1

29.

Потребление

1

30.

Инфляция и семейная экономика

1

31.

Безработица и ее причины. Пенсия

1

32.

Мировое хозяйство и международная торговля

1

33.

Обобщающий урок за курс 8 класса

1

34.

Контрольная работа за курс 8

1


класса



9 класс



Тема

Количество



часов


1раздел «Политическая сфера жизни общества»


1.

Политика и власть

1

2.

Государство. Признаки государства

1

3.

Государство по форме правления. Государство по

1


государственно-территориальному устройству


4.

Политические режимы

1

5.

Демократия, ее основные признаки и ценности

1

6.

Правовое государство

1

7.

Гражданское общество и государство

1

8.

Участие граждан в политической жизни

1

9.

Политические партии и движения

1

10.

Местное самоуправление.

1

11.

Обобщающий урок «Политическая сфера жизни

1


общества»




2 раздел «Основы российского законодательства»


12.

Право, его роль в жизни общества и государства

1

13.

Правоотношения и субъекты права

1

14.

Правонарушения и юридическая ответственность

1

15.

Правоохранительные органы

1

16.

Правоохранительные органы

1

17.

Конституция Российской Федерации. Основы

1


конституционного строя


18.

Конституция Российской Федерации. Основы

1


конституционного строя


19.

Президент Российской Федерации, его основные

1


функции. Федеральное Собрание Российской



Федерации. Правительство Российской Федерации


20.

Права и свободы человека и гражданина

1

21.

Гражданские правоотношения

1

22.

Право на труд. Трудовые правоотношения

1

23.

Семейные правоотношения

1

24.

Семья под защитой государства. Права и

1


обязанности детей и родителей.


25.

Административные правоотношения

1

26.

Уголовно-правовые отношения

1

27.

Уголовно-правовые отношения

1

28.

Социальные права

1

29.

Международное гуманитарное право.

1

30.

Международная – правовая защита жертв

1


вооруженных конфликтов



31.

Правовое регулирование отношений в сфере

1


образования


32.

Обобщающий урок «Основы российского

1


законодательства»


33.

Обобщающий урок за курс 9 класса

1

34.

Итоговая контрольная работа за курс

1


обществознания.