ПРИЛОЖЕНИЕ
к ООП ООО
МКОУ Помельцевской ООШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
для обучающихся 6 - 9 классов
Программу разработала
Морозова Н.Я.
Программа одобрена педагогическим советом
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Обществознание»
класс
Личностные
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
3.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4.Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
5.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
Метапредметные
Познавательные УУД
Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство.
Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.
Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности).
Регулятивные УУД
Умение определять цели обучения, формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
Анализировать существующие образовательные результаты.
Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.
Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели.
Составлять план, работать по своему плану.
Находить достаточные средства для выполнения учебных действий.
Коммуникативные УУД
Определять возможные роли в совместной деятельности.
Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.).
Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником.
Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные Обучающийся научится:
1.Использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы.
2.Характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста.
3.В модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека.
4.Характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека.
5.Приводить примеры основных видов деятельности человека.
6.Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
7.Характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе.
8.Раскрывать основные роли членов семьи.
9.Характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни.
10.Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
11.Различать уровни общего образования в России.
12.Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
13.Раскрывать достижения российского народа.
14.Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство».
15.Называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ.
16.Осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства.
17.Характеризовать конституционные обязанности гражданина.
раскрывать роль нравственности, добра и зла.
18. Характеризовать основные нормы морали; осмысливать информацию морально-нравственного характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека.
2.Оценивать роль деятельности в жизни человека и общества.
3.Оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью.
4.Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов.
5.Моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
6.Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
7.Находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
8.Оценивать роль образования в современном обществе.
9.Раскрывать факторы, влияющие на производительность труда.
10.Характеризовать функции денег.
11.Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
12.Характеризовать государственное устройство Российской Федерации.
7 класс
Личностные
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, Осознание этнической принадлежности, знание истории, своего народа;
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Формирование морального осознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные Познавательные УУД
Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; заполнять и дополнять схемы, диаграммы, приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию
учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Предметные Обучающийся научится:
7.Описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
8.Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
9.Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
10.Характеризовать функции денег и их роль в экономике;
11.Раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
12.Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
13.Раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
14.Характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
15.Использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
16.Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
17.Раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
2.Оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
3.Анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; 4.Грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
5.Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
класс
Личностные
1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2.Сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.
Метапредметные
Познавательные УУД
Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; заполнять и дополнять схемы, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
Коммуникативные УУД
Умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; использовать
компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: рефератов, создание презентаций; строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные Обучающийся научится:
1.Описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; выделять параметры, определяющие социальный статус личности; приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; описывать основные социальные роли подростка; конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; характеризовать межнациональные отношения в современном мире; объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
2.Демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
3.Распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
4.Характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
5.Различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
6.Выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
7.Характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
8.На основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
9.Конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
10.Критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
11.Описывать явления духовной культуры;
12.Объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
13.Оценивать роль образования в современном обществе;
14.Различать уровни общего образования в России;
15.Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
16.Описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
17.Объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
18.Учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
19.Раскрывать роль религии в современном обществе;
20.Характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
21.Описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
22.Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
23.Характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
24.Выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
25.Приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
26.Описывать основные социальные роли подростка;
27.Конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
28.Характеризовать межнациональные отношения в современном
мире;
29.Объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
30.Различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
31.Характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; называть и конкретизировать примерами виды налогов; характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции
предпринимательства; анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
32.Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности; обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.Наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; осознанно содействовать защите природы.
2.Описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
3.Раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
4.Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
5.Анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой
на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
6.Сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
класс
Личностные результаты:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
Составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
Находить достаточные средства для выполнения учебных действий
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
Познавательные УУД
Обучающийся сможет самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
Выражать свое отношение к природе через рисунки, фотографии, проектные работы;
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
10. Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные: Выпускник научится:
1.Объяснять роль политики в жизни общества; различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; давать характеристику формам государственно-территориального устройства; различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
2.Характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
3.Характеризовать систему российского законодательства; раскрывать
особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; характеризовать гражданские правоотношения;
4.Раскрывать смысл права на труд; объяснять роль трудового договора; разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
5.Характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
6.Характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
7.Раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
8.Анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
9.Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
10.Находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
11.Характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; раскрывать достижения российского народа; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
12.Осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
1.Осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
2.На основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
3.Аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Содержание учебного курса «Обществознание» 6 класс
Загадка человека.
Принадлежность к двум мирам. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Чкловек – личность. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями.
Человек. Деятельность человека
Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра. Труд – основа жизни. Учимся трудиться и уважать труд. Учение – деятельность школьника. Учимся учиться. Познание человеком мира и самого себя.
Человек среди людей.
Отношения с окружающими. Межличностные отношения. Учимся взаимодействовать с окружающими. Общение. Учимся понимать людей и устанавливать контакты. Человек в группе. Учимся группой делать полезные дела. Отношения со сверстниками. Конфликты в межличностных отношениях и способы их разрешения. Учимся вести себя в ситуации конфликта. Семья и семейные отношения. Учимся строить отношения с родителями.
класс
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда.
Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
класс
Общество
Биологическое и социальное в человеке. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Наука в жизни современного общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в России. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского государства. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Экономика
Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Типы экономических систем. Собственность. Товары и услуги. Производство - основа экономики. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный
механизм. Виды рынков. Рынок капиталов. Факторы производства. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Налогообложение граждан. Заработная плата и стимулирование труда. Рынок труда. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инфляция, ее последствия. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Защита от финансовых махинаций.
класс Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Местное самоуправление.
Основы российского законодательства. Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и
дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Россия – федеративное государство. Президент
Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Механизмы реализации и защиты прав
свобод человека и гражданина в РФ. Права ребенка и их защита. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Особенности
административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Правовое регулирование в сфере образования.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс
№ | Тема | Количество |
| | часов |
| 1раздел «Загадка человека» | |
1. | Загадка человека. Принадлежность к двум мирам | 1 |
2. | Человек - личность | 1 |
3. | Отрочество – особая пора жизни | 1 |
4-5 | Потребности и способности человека | 2 |
6. | Когда возможности ограничены | 1 |
7. | Учимся взаимодействовать с людьми с различными | 1 |
| возможностями. | |
8. | Мир увлечений | 1 |
9 - 10 | Учимся строить и понимать диаграммы | 2 |
11. | Информационный проект «Что человеку нужно», «Я | 1 |
| такой же, как ты». | |
12. | Урок повторения и обобщения «Загадка человека». | 1 |
| Контрольная работа. | |
| 2 раздел «Человек. Деятельность человека» | |
13. | Деятельность человека. | 1 |
14 | Учимся правильно организовывать свою | 1 |
| деятельность | |
15 | Труд – основа жизни. Учимся трудиться и уважать | 1 |
| труд. | |
16 - 17 | Учение – деятельность школьника. Учимся учиться. | 2 |
18. | Познание человеком мира и себя | 1 |
19. | Коллективный информационно – творческий проект | 1 |
| «Человек и его деятельность» | |
20. | Урок повторения и обобщения «Человек и его | 1 |
| деятельность». Контрольная работа. | |
| 3 раздел «Человек среди людей» | |
21- 22 | Отношения с окружающими. Межличностные | 2 |
| отношения. Учимся взаимодействовать с | |
| окружающими. | |
23. | Общение. | 1 |
24. | Учимся понимать людей и устанавливать контакты. | 1 |
25. | Человек в группе. Учимся группой делать полезные | 1 |
| дела. | |
26. | Исследовательский проект «Малые группы в школе» | 1 |
27. | Отношения со сверстниками. | 1 |
28 - 29 | Конфликты в межличностных отношениях и способы | 1 |
29. | их разрешения. Учимся вести себя в ситуации | 1 |
| конфликта. | |
30-31 | Семья и семейные отношения. Учимся строить | 2 |
| отношения с родителями | |
32. | Урок повторения и обобщения «Человек среди | 1 |
| людей». | |
33. | Обобщающий урок за курс обществознания в 6 классе | 1 |
34. | Контрольная работа по обществознанию за курс | 1 |
| обществознания за 6 класс | |
| 7 класс | |
| | |
№ | Тема | Количество |
| | часов |
| 1раздел «Социальные нормы» | |
1. | Что значит жить по правилам | 1 |
2. | Учимся общаться в Интернете | 1 |
3. | Права и обязанности граждан | 1 |
4. | Почему важно соблюдать законы | 1 |
5. | Учимся читать и уважать закон | 1 |
6. | Защита Отечества | 1 |
7. | Учимся быть мужественными | 1 |
8. | Для чего нужна дисциплина | 1 |
9. | Виновен - отвечай | 1 |
10. | Кто стоит на страже закона | 1 |
11. | Кто стоит на страже закона | 1 |
12. | Обобщающий урок «Социальные нормы» | 1 |
| 2 Раздел «Экономика» | |
13. | Экономика и ее основные участники | 1 |
14. | Экономика и ее основные участники | 1 |
15. | Мастерство работника | 1 |
16. | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
17. | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
18. | Виды и формы бизнеса | 1 |
19. | Обмен, торговля, реклама | 1 |
20. | Деньги, их функции | 1 |
21. | Экономика семьи | 1 |
22. | Экономика семьи | 1 |
23. | Что такое СМИ? | 1 |
24. | Влияние СМИ на общество и личность | 1 |
25. | Проектная работа «Мы журналисты» | 1 |
26. | Проектная работа «Мы журналисты» | 1 |
27. | Обобщающий урок «Экономика» | 1 |
| 3 раздел «Человек и природа» | |
28. | Воздействие человека на природу | 1 |
29. | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 |
30. | Закон на страже природы | 1 |
31. | Проектная работа «Учимся беречь природу» | 1 |
32. | Проектная работа «Берегите природу!» | 1 |
33. | Обобщающий урок за курс 7 класса | 1 |
34. | Контрольная работа по обществознанию за курс 7 класса | 1 |
8 класс
| 1раздел «Общество» | |
1. | Что делает человека человеком | 1 |
2. | Человек, общество, природа | 1 |
3. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
4. | Развитие общества | 1 |
5. | Как стать личностью | 1 |
6. | Обобщающий урок «Общество» | 1 |
| 2 раздел «Сфера духовной культуры» | |
7. | Сфера духовной жизни | 1 |
8. | Мораль. Долг и совесть | 1 |
9. | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
10. | Образование | 1 |
11. | Наука в современном обществе | 1 |
12. | Религия как одна из форм культуры | 1 |
13. | Искусство | 1 |
14. | Обобщающий урок «Сфера духовной культуры» | 1 |
| 3 раздел «Социальная сфера» | |
15. | Социальная структура общества | 1 |
16. | Социальные статусы и роли | 1 |
17. | Нации и межнациональные отношения | 1 |
18. | Отклоняющее поведение | 1 |
19. | Социальная политика Российского государства. | 1 |
20. | Обобщающий урок «Социальная сфера» | 1 |
| 4 раздел «Экономика» | |
21. | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
22. | Главные вопросы экономики | 1 |
23. | Собственность | 1 |
24. | Рыночная экономика | 1 |
25. | Производство – основа экономики | 1 |
26. | Предпринимательская деятельность | 1 |
27. | Роль государства в экономике | 1 |
28. | Распределение доходов | 1 |
29. | Потребление | 1 |
30. | Инфляция и семейная экономика | 1 |
31. | Безработица и ее причины. Пенсия | 1 |
32. | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
33. | Обобщающий урок за курс 8 класса | 1 |
34. | Контрольная работа за курс 8 | 1 |
| класса | |
9 класс
№ | Тема | Количество |
| | часов |
| 1раздел «Политическая сфера жизни общества» | |
1. | Политика и власть | 1 |
2. | Государство. Признаки государства | 1 |
3. | Государство по форме правления. Государство по | 1 |
| государственно-территориальному устройству | |
4. | Политические режимы | 1 |
5. | Демократия, ее основные признаки и ценности | 1 |
6. | Правовое государство | 1 |
7. | Гражданское общество и государство | 1 |
8. | Участие граждан в политической жизни | 1 |
9. | Политические партии и движения | 1 |
10. | Местное самоуправление. | 1 |
11. | Обобщающий урок «Политическая сфера жизни | 1 |
| общества» | |
| 2 раздел «Основы российского законодательства» | |
12. | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 |
13. | Правоотношения и субъекты права | 1 |
14. | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 |
15. | Правоохранительные органы | 1 |
16. | Правоохранительные органы | 1 |
17. | Конституция Российской Федерации. Основы | 1 |
| конституционного строя | |
18. | Конституция Российской Федерации. Основы | 1 |
| конституционного строя | |
19. | Президент Российской Федерации, его основные | 1 |
| функции. Федеральное Собрание Российской | |
| Федерации. Правительство Российской Федерации | |
20. | Права и свободы человека и гражданина | 1 |
21. | Гражданские правоотношения | 1 |
22. | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 |
23. | Семейные правоотношения | 1 |
24. | Семья под защитой государства. Права и | 1 |
| обязанности детей и родителей. | |
25. | Административные правоотношения | 1 |
26. | Уголовно-правовые отношения | 1 |
27. | Уголовно-правовые отношения | 1 |
28. | Социальные права | 1 |
29. | Международное гуманитарное право. | 1 |
30. | Международная – правовая защита жертв | 1 |
| вооруженных конфликтов | |
31. | Правовое регулирование отношений в сфере | 1 |
| образования | |
32. | Обобщающий урок «Основы российского | 1 |
| законодательства» | |
33. | Обобщающий урок за курс 9 класса | 1 |
34. | Итоговая контрольная работа за курс | 1 |
| обществознания. | |