«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»
Михайловского района Алтайского края
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ /Блохина Н.Ф. / Протокол №___от «___»________201_г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______/Карпенко Е.В./ 201_ г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ______/Кузнецов А.Ю./ Приказ №____________ от «___» ______________201_г. |
Рабочая программа
по русскому языку
(9 класс, базовый уровень )
на 2018-2019 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы
(базовый уровень) 9класс, подготовленной М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой и др. к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова , Русский язык. 9 класс.
(М.М. Разумовская , В.И. Капинос, В.В. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений.
5-9, 10-11 классы, Москва, «Просвещение, 2006г.)
Составитель: Богданова Е.В..,
учитель русского языка и литературы
2018 г
Аннотация
Данная рабочая программа по учебному предмету "Русский язык" для 9 класса содержит перечень основных умений, формирующихся у учащихся 9 класса при изучении речи и освоении систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации; впоследствии рабочая программа включает содержание учебного предмета и тематический поурочный план, составленные на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень) 9 класс, подготовленной М.М.Разумовской, В.И. Капинос, С.И. Львовой и др. к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др. , Русский язык. 9 класс (М.М. Разумовская , В.И. Капинос, В.В. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов. Русский язык. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-9, 10-11 классы, - М.: «Просвещение, 2006г.)
В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем (Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык". 9 кл. ". - М.: Дрофа, 2009)
В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса ""Русский язык" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 9 классе в объеме 68 часов (планирование рассчитано на 2 часа русского языка в неделю)
Планируемые образовательные результаты основных умений по предмету
Речь
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный язык, диалект, просторечие, жаргон: замечать в собственной речи, в речи собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от норм литературного языка; фиксировать замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые недочеты), исправлять ошибки в собственной речи и ,если позволяет ситуация общения, тактично реагировать на речевые погрешности высказываний собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые средства связи предложений в тексте; характерные для изучения стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей на свободные темы, как правило морально-эстетического характера, предложенные учителем или самостоятельно выбранные: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания. планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учетом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и сопутствующий стиль речи)
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе, путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи)
Создавать высказывания научного стиля: готовить развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачетов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершенности текста (отсутствие в нем начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочеты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотом, сложных предложений с придаточным определительным, изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.
По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
По лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарем иностранных слов, антонимов;
По словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов иноязычны
ми элементами типа лог-, поли -, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
По морфологии: распознавать изученные в V-VII класса части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
По орфографии: правильно писать слова со всеми изученным в V-VIIклассах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела, | Коли чест во часов (68) | Основное содержание учебного раздела | Контрольно - оценочная деятельность (виды и формы) | Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности |
1 | О языке | 5 | Русский язык среди языков мира | | |
2 | Речь | 17 | Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представлений о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Углубление знаний о стилях речи: художественный стиль речи и язык художественного произведения. Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно- композиционные особенности жанр, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально- деловая лексика и фразеология. | | |
3 | Обобщение изученного в 5-8 классах | 6 | Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания | Контрольная работа №1 Диктант по теме "Обобщение изученного в 5-8 классах" (К.р.№1) | ? Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - М: Дрофа,2009 (Стр. ? |
4 | Язык. Правописание. Культура речи. | 40 | Сложное предложение (2 ч). Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчинённые бессоюзные. Сложносочиненное предложение (5 ч). Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения. Культура речи. Интонация сложносочиненного предложения. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочинённого предложения и ряда простых предложений. Сложноподчиненное предложение (15) . Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные, (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложносочиненных предложений разного вида в разных типах речи. Бессоюзное сложное предложение (7 ч). Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Сложное предложение с разными видами связи (5 ч). Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем. Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций. | Контрольная работа №2 и её анализ. Диктант по теме " Сложносочиненное предложение" Контрольная работа №3 и её анализ № 2. Сочинение по картине (упр.66) Контрольная работа № 4 и её анализ. Изложение с элементами сочинения Контрольная работа №5 и её анализ. Сочинение по картине Контрольная работа №6 и её анализ. Сочинение в жанре эссе на тему "О времени и о себе" Контрольная работа № 7 и её анализ. Диктант по теме "Сложноподчиненное предложение" Контрольная работа № 8 и её анализ. Сочинение в жанре путевых заметок Контрольная работа №9 и её анализ. Диктант по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" Контрольное работа №10 и её анализ. Рецензия по произведению Контрольная работа №11 и её анализ. Диктант по теме "Бессоюзное предложение" Контрольное работа №12 и её анализ . Сочинение по картине Контрольных работа № 13 и её анализ. Диктант по теме " Сложное предложение с разными видами связи" | Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - М: Дрофа,2009 (Стр. ? Русский язык: Учеб. (упр.66) Русский язык: Учеб.9 класс (Стр.88 упр. 278) Русский язык: Учеб.9 класс (Стр.78 упр. 111) Русский язык: Учеб.9 класс (Стр.198 упр. 288) Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - М: Дрофа,2009 (Стр. ? Русский язык: Учеб.9класс/ под ред. М.М. Разумовской идр. (Стр.205 упр. 293) Методическое пособие к учебнику (Стр. ? Русский язык: Учеб.9класс/ под ред. М.М. Разумовской идр. (Стр.216 упр. 300) Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская и др.. - М: Дрофа,2009 (Стр. ? Русский язык: Учеб.9класс/ под ред. М.М. Разумовской идр. (Стр.142 упр. 230) Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 9 класс" / М.М. Разумовская и др. - М: Дрофа,2009 (Стр. ? |
5 | Резервные часы | 6 | Повторение в конце года. Культура речи | | |
Тематический поурочный план
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Примечание |
О языке. (5ч) - 1+ 4ч(р/р) |
1 | Русский язык - национальный язык русского народа (п.1) | 1 | |
2 | Р/Р Стили речи (п.28) | 1 | |
3 | Р/Р Типы речи (п.29) | 1 | |
4-5 | Р/Р Строение текста (п.30) | 2 | |
Обобщение изученного в 5-8 классах (6 ч) |
6 | Фонетика. Орфоэпия. Графика (п.2) | 1 | |
7 | Лексика. Морфемика. Словообразование (п.3) | 1 | |
8-9 | Морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация (п.4) | 2 | |
10 | Систематизация сведений по орфографии и пунктуаци | 1 | |
11 | Контрольная работа №1 и её анализ. Диктант по теме "Обобщение изученного в 5-8 классах" | 1 | К.р.№1 |
Язык. Правописание. Культура речи. Синтаксис сложного предложения. |
Сложное предложение (2 ч) |
12 | Понятие сложного предложения (п.5) | 1 | |
13 | Типы сложного предложения и средства связи между его частями (п.6) | 1 | |
Сложносочиненное предложение (5 ч ) + 1 ч (р/р) |
14-15 | Понятие сложносочинённого предложения (п.7) | 2 | |
16-17 | Виды сложносочиненного предложения(п.8) | 2 | |
18 | Контрольная работа №2 и её анализ. Диктант по теме " Сложносочиненное предложение" | 1 | К.р. №2 |
19 | Р/Р Контрольная работа №3 и её анализ № 2. Сочинение по картине (упр.66) | 1 | К.р. №3 |
Сложноподчинённое предложение (15 ч)+9 ч (р/р) Сложноподчинённое предложение с одной придаточной частью |
20 | Понятие сложноподчинённого предложения (п.9) | 1 | |
21-22 | Виды сложноподчинённого предложения (п.10) | 2 | |
23 | Р/Р Использование различных стилей речи в художественных произведении (п.31) | 1 | |
24 | Р/Р Контрольная работа № 4 и её анализ. Изложение с элементами сочинения(упр.278) | | К.р. №4 |
25 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным (п.11) | 1 | |
26 | Р/Р Контрольная работа №5 и её анализ. Сочинение по картине (упр. 111) | 1 | К.р. №5 |
27 | Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным (п.12) | 1 | |
28 | Р/Р Эссе | 1 | |
29 | Р/Р Контрольная работа №6 и её анализ. Сочинение в жанре эссе на тему "О времени и о себе"(упр.288) | 1 | К.р. №6 |
30 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными (п.13) | 1 | |
31 | Сложноподчинённое предложение с придаточным места (п.14) | 1 | |
32 | Сложноподчинённое предложение с придаточным времени (п.15) | 1 | |
33 | Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения (п.16) | 1 | |
34 | Сложноподчинённое предложение с придаточными образа действия и степени (п.17) | 1 | |
35 | Сложноподчинённое предложение с придаточными цели (п.18) | 1 | |
36 | Сложноподчинённое предложение с придаточными условия (п.19) | 1 | |
37 | Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия (п.20) | 1 | |
38 | Сложноподчинённое предложение придаточными уступительным (п.21) | 1 | |
39 | Контрольная работа № 7 и её анализ. Диктант по теме "Сложноподчиненное предложение с одной придаточной частью" | 1 | К.р. №7 |
40 | Р/Р Путевые заметки (П.33) | 1 | |
41 | Р/Р Контрольная работа № 8 и её анализ. Сочинение в жанре путевых заметок (упр.293) | | К.р. №8 |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными |
42 | Понятие сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (п.22) | 1 | |
43 | Последовательное подчинение (п.22) | 1 | |
44 | Сочетание соподчинения и последовательного подчинения в одном предложении (п.22) | 1 | |
45 | Контрольная работа №9 и её анализ. Диктант по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" | 1 | К.р. №9 |
46 | Р/Р Рецензия (п.34) | 1 | |
47 | Р/Р Контрольное работа №10 и её анализ. Рецензия по произведению ( упр.300) | 1 | К.р. №10 |
Бессоюзное сложное предложение (7 ч) +1 ч (р/р) |
48 | Бессоюзное сложное предложение (п.23) | 1 | |
49 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления (п.24) | 1 | |
50-51 | Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения(п.25) | 2 | |
52-53 | Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени или условия и следствия (п.26) | 2 | |
54 | Контрольная работа №11 и её анализ. Диктант по теме "Бессоюзное предложение" | 1 | К.р. № 11 |
55 | Р/Р Контрольное работа №12 и её анализ . Сочинение по картине (упр.230) | 1 | К.р. № 12 |
Сложное предложение с разными видами связи (5 ч) +2 ч (р/р) |
56 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (сочинение + подчинение) | 1 | |
57 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (сочинение +бессоюзная связь) | 1 | |
58 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи (подчинение + бессоюзная связь; сочинение +подчинение + бессоюзная связь;) | 1 | |
59 | Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период | 1 | |
60 | Контрольных работа № 13 и её анализ. Диктант по теме " Сложное предложение с разными видами связи" | 1 | К.р. №13 |
61 | Р/Р Деловая речь. Урок изучения нового материала (п.35) | 1 | |
62 | Р/Р Деловая речь (п.35) Урок-практикум | | |
| Резервные часы. Повторение в конце года (6 ч) | | |
63 | Синтаксис и пунктуация: сложносочиненное предложение. | 1 | |
64 | Синтаксис и пунктуация: сложноподчиненное предложение. | 1 | |
65 | Синтаксис и пунктуация: бессоюзное предложение | 1 | |
66 | Синтаксис и пунктуация: Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. | 1 | |
67 | Изложение | 1 | |
68 | Анализ изложений. Работа над ошибками | 1 | |
Лист внесения изменений
Предмет "Русский язык" / Класс 9 / 2018 - 2019 уч. г.
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Количество часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
9