Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа №1»
Михайловского района Алтайского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол № ________ «____»_____2019 г. Руководитель ШМО _______ | «Принято» на заседании Педагогического совета Протокол №___ от «___»_____2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Михайловская СОШ №1» _______/Иванов И.И./ Приказ №___ от «___»____2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» для 6-д класса
основного общего образования составлена на основе авторской программы
М.М.Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова
(Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / состав. Е.А. Харитонова.
- М.: Дрофа, 2012.Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. Авторы программы:
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов.)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Богданова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
с. Михайловское — 2019 г
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому язык для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (федерального компонента государственного образовательного стандарта для 5-11классов), примерной (авторской) программы основного общего образования, подготовленной М.М.Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львовым (Рабочие программы. Предметная линия учебников М.М. Разумовской, С.И. Львовой и других. "Русский язык. 6 класс. - М.: Дрофа, 2012).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта) под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Русский язык. 6 класс.-М.: Дрофа, 2016.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной программы обеспечивает выполнение требований, представленных в ФГОС.
Основная цель курса обучения русскому языку в 6 классе состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во все сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Задачи курса :
1) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
2) развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
3)освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
4)формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладении важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умениями формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текстов и др.).
Новизна данной программы заключается в переходе от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, в усилении аналитического компонента учебной деятельности, в формировании коммуникативной культуры учащихся и развитии умений работать с различными типами информации и её источниками. Решить указанные задачи помогают как традиционные средства обучения, так и современные информационно-коммуникативные средства обучения, которые обеспечивают познавательную деятельность современного школьника.
Назначение программы:
- для обучающихся 6 класса образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа определяет приоритеты в содержании русского языка для обучающихся 6 класса и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МКОУ «Михайловская СОШ №1» программа является основанием для определения качества реализации учебного курса русского языка для обучающихся 6 класса.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. При разработке курса учитывалась особая роль родного языка в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали родной язык как средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, как основной канал социализации и самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Важнейшая цель обучения русскому языку в 5—9 классах состоит в том, чтобы воспитать любовь к родному языку, отношение к нему как основному средству человеческого общения во всех сферах человеческой деятельности; обеспечить овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть разнообразными видами речевой
деятельности, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить школьников свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, использовать язык в разных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета.
Таким образом, содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, а также формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
В связи с этим программа нацеливает не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, на формирование таких жизненно важных
умений, как использование различных видов чтения, информационной переработки текстов, различных форм поиска информации и разных способов передачи её в соответствии с коммуникативной задачей, речевой ситуацией, нормами литературного языка и этическими нормами общения.
В соответствии с целью обучения усиливается и речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Теоретическую основу обучения связной речи составляют
речеведческие понятия:
1) текст: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы, строение абзаца;
2) стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — типовые фрагменты текста: описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий.
Умения связной речи отобраны и сгруппированы с учётом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются коммуникативные умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.
Содержание обучения связной речи (объём знаний и основных умений) в данной программе изложено в отдельном блоке, однако предполагается, что изучаться материалы этого раздела будут на протяжении всего учебного года определёнными порциями, перемежающимися с языковыми темами курса.
Каждый речевой блок, представленный в учебниках, включает в себя знаниевый компонент, помогающий учащимся осмыслить через понятия свой практический речевой опыт; коммуникативно-деятельностный компонент, формирующий речевые и коммуникативные умения и навыки; контрольный компонент, направленный на развитие навыков самопроверки, формирование ценностных ориентаций, развивающий навыки учебной рефлексии учащихся. Все три блока представлены в соответствующих данной программе учебниках. В них предусмотрена также специальная работа, направленная на формирование и развитие навыков многоаспектного анализа текстов разных функциональных типов и стилей речи. Основу этой работы составляют упражнения, предполагающие проведение разных видов анализа текста
(смыслового, речеведческого, языкового) и создание собственных устных и письменных высказываний разных стилей и жанров.
Особенность данной программы проявляется и в усилении внимания к развитию устной речи: реализуется системная работа, связанная с усвоением норм орфоэпии и формированием навыков выразительной устной речи (логическое ударение, интонация, темп и тембр речи). Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями,
однородными членами, обособлениями и т. д.). Программа нацеливает и на усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только развивает грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей, позволяет сформировать грамматические, лексические, орфографические умения и навыки в их единстве.
Важный аспект в обучении — формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Структура курса разработана с учётом основных закономерностей усвоения русского языка и отечественных традиций в изучении данного школьного предмета: 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации Некоторое изменение традиционной структуры курса внутри каждого этапа объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются не в 7, а в 6 классе, чтобы увеличить время на рассмотрение трудных вопросов этой темы и закрепление соответствующих умений и навыков в последующих классах. Такое расположение материала, как показали научные исследования и практика преподавания в школе, повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.
Особым этапом в обучении рассматривается 5 класс. Его можно оценить как стартовый по отношению к систематическому курсу русского языка. На этом этапе должны быть достигнуты указанные в программе результаты обучения, что гарантирует дальнейшее успешное продвижение учащихся по предмету: на базе изученного в начальных классах отрабатываются ведущие навыки распознавания частей речи, типов и стилей речи, простых и сложных
предложений; совершенствуются навыки языкового анализа различных единиц языка; закрепляются важнейшие орфографические и пунктуационные навыки. Новый материал вводится на фоне уже известного, как его развитие и обогащение, что обеспечивает системное восприятие знаний. Учтены внутрипредметные связи (например, материал по лексике и словообразованию даётся во взаимосвязи), что облегчает процесс усвоения изучаемого, способствует прочности знаний и умений.
Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.
На всех этапах обучения в соответствующих данной программе учебниках реализована идея поэтапного овладения теоретическим материалом: введение понятия - осмысление лингвистической сути понятия - овладение теоретическим (научным) способом действия, гарантирующим правильное проведение анализа языкового материала - формулирование теоретических выводов -углубление знаний.
Данная программа отражает не только обязательное содержание обучения русскому языку, но и дополнительное, углубляющее и расширяющее (дополнительный материал выделен в программе курсивом).
Раздел 3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане, 6 класс (210ч)
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Русский язык» в 6 классе отводится 210 часов (из них 210 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).
Рабочая программа предусматривает обучение русскому языку в объёме 6 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
1) контрольных работ: 21
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
- проблемное обучение;
-технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;
-обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационная технология;
- здоровьесберегающие технологии.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является контрольный диктант, изложение и сочинение.
Раздел 4. Планируемые образовательные результаты
Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование УУД.
1)владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим);
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным)
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, с хранении и передаче информации, полученной в результате чтения и аудирования;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация)
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения)
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.) адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный ,диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др..; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических ,стилистических ном современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые недочеты , исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
- выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений :
1)представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа: роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в цело;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) усвоение базовых понятий лингвистики: лингвистка и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными),нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы,
Раздел 5. Содержание учебного предмета «Русский язык», 6 класс (210 ч)
№ п/п | Название раздела, | Коли чест во часов (210) | Основное содержание учебного раздела | Контрольно - оценочная деятельность (виды и формы) | Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности |
1 | О языке | 1 | Слово как единица языка | | |
2 | Речь. Язык, Правописание. Культура речи (на основе изученного в5 классе) | 16+ 5р/р | Повторение изученного о тексте, стилях, и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изучения стилей речи (разговорного и художественного). Текст. Развитие мысли в тексте: параллельный и последовательный (цепной) способы связи предложений средства связи - местоимение, деепричастие. Текстовая роль повтора: нормативный повтор как средство связи предложений, как стилистический приём, повышающий выразительность речи, и повтор-недочет. Стили речи: научный и официально-деловой стиль (сфера употребления, задача общения, характерные языковые средства. Характерные для научного стиля речи фрагменты текста (определение научного понятия, классификация научных понятий), структура и языковые средства выражения дефиниций. Характерные для делового стиля композиционные формы (жанры) - инструкция, объявление. Типы речи. Типовые фрагменты текста: описание места, описание состояния окружающей среды, информативное и изобразительно построения, способы выражения "данного" и "нового" в повествование, рассуждение-объяснение; типовое значение, схема построения, способы выражения "данного" и "нового" в предложениях фрагмента; способы соединения фрагментов в целом тексте) Правописание Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными. Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед словами автора и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. | 1. Контрольная работа №1 Диктант и его анализ 2. Контрольная работа №2 Сочинение | 1.Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 (стр.201) 2. Стр.203 |
3 | Части речи, их грамматические признаки, словообразование, правописа ние, произноше ние и употребление в речи. Имя существитель ное. Имя прилагательное. Глагол. Речь | 59+ 12р/р | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Глагол, имя существительное, имя прилагательное; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главное и зависимое слова в словосочетании; главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью. Словообразование имён существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение (в том числе и сложение с одновременным присоединением суффикса). Сложносокращённые слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имён существительных и прилагательных; употребление н— нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок. Выдающиеся лингвисты: Л. В. Щерба. Культура речи. Правильное употребление сложносокращённых слов. Правильное употребление в речи имён существительных, прилагательных и глаголов. Наблюдение за употреблением имён существительных, прилагательных и глаголов в художественной речи. | 1.Контрольная работа №3 по грамматике (имя существительное) 2.Речь. Контрольная работа № 4. Изложение учебно-научного текста "Связанные корни" 3. Контрольная работа по грамматике № 5 (имя существительное, имя прилагательное) 4. Контрольный работа № 6. Изложение текста с экспрессивным повтором "Тоска по Москве"; его анализ 5. Контрольная работа №7 по словообразованию 5.1..Контрольная работа №8 по орфоэпии 5.2..Контрольная работа №9. Диктант и работа над ошибками 5.3.Контрольная работа №10 по лексике. Анализ работы над ошибками | 1.Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М:Дрофа,2015 (стр. 203) 2. (стр.204) 3. Стр. 205 4. Русский язык. 6 кл. : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016 (Упр.287) 5. Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 (стр.207) 5.1.Стр.208 5.2. Стр.209 5.3.Стр. 210-211 |
4 | Морфология. Речь Причастие и деепричастие. | 50+ 11р/р | Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ. Культура речи. Орфоэпические особенности употребительных причастий и деепричастий. Грамматически правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами. Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов. | 1. Контрольная работа № 11 по морфологии 2. Контрольная работа № 12. Изложение по рассказу Б. Васильева "Как спасали крысу" 3.Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под названием "Однажды... " или "Наши проделки". Анализ сочинения 4. Контрольная работа №14. Диктант 5.Контрольная работа №15 по орфоэпии 6. Контрольная работа №16 по морфологии. Анализ работы. 7. Контрольная работа №17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) "Кабинет Пушкина (или Лермонтова)" | 1.Упр.462,463 (учебник), рекомендованные по метод. пособию к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 2.Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 ( стр. 211-212) 3.Стр.213 4. Стр.214 5.Стр215. 6. Стр.216 7. Упр. 732,733 (учебник) |
5 | Морфология. Речь Имя числительное | 13+ 2р/р | Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с учётом грамматических норм) текстов с именами числительными. Культура речи. Правильное употребление в речи имён числительных (в частности, составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными. Правильное произношение имён числительных. | 1. Контрольная работа №18 по морфологии и орфографии 2. Контрольная работа №19. Соединение в тексте описания места и писания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И.И. Левитана "Лесистый берег" | 1.Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 (стр.217) 2. Упр. 737 (учебник) |
6 | Морфология. Речь. Местоимение | 22+ 2р/р | Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, роль в предложении. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений; раздельное написание предлогов с местоимениями. Выдающиеся лингвисты: А. А. Шахматов. Культура речи Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение употребительных местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ём») и др. Употребление местоимений для связи предложений в тексте. | 1. Контрольная работа №20. Диктант и анализ ошибок 2. Контрольная работа №21. Изложение "Речкино имя" Анализ изложения | 1.Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015 (стр. 218) 2. Стр. .219 |
7 | Резервные часы | 14 | Повторение в конце года. Культура речи | | |
Раздел 6. Тематический поурочный план , 6 класс ( 210 ч)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Примечание |
О языке |
1 | Слово - основная единица языка | 1 | |
Речь. Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5 классе) - 16+5(р/р)-21ч |
2 | Речь. Повторение изученного в 5 классе | 2 | |
3 | Речь. Типы речи (повторение) | 1 | |
4-6 | Правописание. Орфография и пунктуация. | 3 | |
7 | Употребление прописных букв | 1 | |
8 | Буквы ь и ъ | 1 | |
9-11 | Орфограммы корня | 3 | |
12-13 | Правописание окончаний | 2 | |
14-17 | Слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными и прилагательными | 4 | |
18-19 | Контрольная работа №1. Диктант и его анализ | 2 | К.р. №1 |
20 | Речь. Текст (повторение) | 1 | |
21-22 | Р/Р Контрольная работа №2 Сочинение | 2 | К.р. №2 |
Морфология. Речь (на основе изученного в 5 классе)- 71ч |
23-25 | Части речи и члены предложения | 3 | |
Имя существительное 15+7 р/р |
26 | Имя существительное. Роль имени существительного в предложении | 1 | |
27-30 | Словообразование имён существительных | 4 | |
31-32 | Правописание сложных имен существительных | 2 | |
33-37 | Употребление имён существительных в речи | 5 | |
38-39 | Произношение имён существительных | 2 | |
40 | Контрольная работа №3 по грамматике (имя существительное) | 1 | К.р. 3 |
41 | Р/Р Речь. Стили речи. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика научного стиля. | 1 | |
42 | Р/Р Речь. Научные рассуждения | 1 | |
42 | Р/Р Речь. Контрольная работа № 4. Изложение учебно-научного текста "Связанные корни" | 1 | К.р. №4 |
44 | Р/Р Речь. Определение научного понятия | 1 | |
45 | Р/Р Речь. Рассуждение-объяснение | 1 | |
46-47 | Р/Р Речь. Официально-деловой стиль речи | 2 | |
Имя прилагательное 17 +5 р/р |
48 | Имя прилагательное. Роль имени прилагательного в предложении | 1 | |
49-52 | Словообразование имён прилагательных | 4 | |
53-54 | Правописание сложных прилагательных | 2 | |
55 | Контрольная работа по грамматике № 5 (имя существительное, имя прилагательное) | 1 | К.р. №5 |
56-59 | Правописание н и нн в прилагательных, образованных от существительных | 4 | |
60-62 | Употребление имён прилагательных в речи | 3 | |
63-64 | Произношение имён прилагательных | 2 | |
65 | Р/Р Речь. Текст. Повторение : "данное" | 1 | |
66 | Р/Р Речь. Средства связи предложений в тексте | 1 | |
67 | Р/Р Употребление параллельной связи предложений в тексте с повтором | 1 | |
68 | Р/Р Всё о повторе | 1 | |
69 | Р/Р Контрольный работа № 6. Изложение текста с экспрессивным повтором "Тоска по Москве"; его анализ | 1 | К.р. №6 |
Глагол 24 |
70-71 | Глагол. Роль глагола в предложении | 2 | |
72-74 | Словообразование глаголов | 3 | |
75-78 | Правописание приставок пре- и при | 4 | |
79 | Буквы ы и и в корне после приставок | 1 | |
80 | Контрольная работа №7 по словообразованию | 1 | К.р. №7 |
81-83 | Употребление глаголов в речи | 3 | |
84-85 | Произношение глаголов | 2 | |
86 | Контрольная работа №8 по орфоэпии | 1 | К.р. №8 |
87-89 | "Проверьте свою подготовку по орфографии | 3 | |
90-91 | Контрольная работа №9. Диктант и работа над ошибками | 2 | К.р. №9 |
92-93 | Контрольная работа №10 по лексике. Анализ работы | 2 | К.р. №10 |
| Морфология. Речь - 117ч | | |
| Причастие 27+7р/р | | |
94-98 | Причастие. Что такое причастие | 5 | |
99-101 | Причастный оборот | 3 | |
102-107 | Образование причастий. Действительные и страдательные причастия | 6 | |
108-111 | Полные краткие причастия | 4 | |
112 | Морфологический разбор причастий (закрепление) | 1 | |
113 | Контрольная работа № 11 по морфологии | 1 | К.р. №11 |
114-117 | Буквы н и нн в причастиях | 4 | |
118-120 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 3 | |
121-122 | Р/Р Речь. Типы речи. Повествование. Повествование художественного и разговорного стилей | 2 | |
123 | Р/Р Речь. Рассказ как один из жанров художественного повествования. | 1 | |
124-125 | Р/Р Контрольная работа № 12. Изложение по рассказу Б. Васильева "Как спасали крысу" | 2 | К.р. №12 |
126-127 | Р/Р Речь. Повествование делового и научного стилей | 2 | |
128 | Контрольная работа № 13. Сочинение в жанре рассказа. Страничка в коллективный сборник под Р/Р названием "Однажды... " или "Наши проделки". Анализ сочинения | 1 | К.р. №13 |
Деепричастие 23 +4 р/р |
129-130 | Деепричастие. Что такое деепричастие | 2 | |
131-133 | Деепричастный оборот | 3 | |
134-135 | Правописание не с деепричастиями | 2 | |
136-139 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида | 4 | |
140- | Контрольная работа №14. Диктант | 1 | К.Р. №14 |
141-144 | Употребление причастий и деепричастий в речи | 4 | |
145-146 | Произношение глаголов, причастий, деепричастий | 2 | |
147 | Контрольная работа №15 по орфоэпии | 1 | К.Р. №15 |
148-149 | "Проверьте свою подготовку по орфоэпии и пунктуации" | 2 | |
150-151 | Контрольная работа №16 по морфологии. Анализ работы. | 2 | К.Р. №16 |
152-153 | Р/Р Речь. Типы речи. Описание. Описание места | 2 | |
154-155 | Р/Р Контрольная работа №17. Соединение в тексте описания предмета и описания места. Сочинение по картине (фотографии) "Кабинет Пушки на (или Лермонтова)" | 2 | К.Р. №17 |
Имя числительное 13+ 2 р/р |
156 | Числительное. Что обозначает имя числительное | 1 | |
157-159 | Простые, сложные числительные, их правописание. | 3 | |
160-162 | Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание | 3 | |
163-164 | Изменение порядковых числительных | 2 | |
165-167 | Употребление числительных в речи. Произношение числительных | 3 | |
168 | Контрольная работа №18 по морфологии и орфографии | 1 | К.Р №18 |
169 | Р/Р Речь. Типы речи. Описание (продолжение). Описание состояния окружающей среды | 1 | |
170 | Р/Р Контрольная работа №19. Соединение в тексте описания места и писания состояния окружающей среды. Сочинение по картине И.И. Левитана "Лесистый берег" | 1 | К.Р . №19 |
Местоимение 22+2 р/р |
171-172 | Какие слова называются местоимениями | 2 | |
173-174 | Разряды местоимений по значению | 2 | |
175 | Личные местоимения | 1 | |
176 | Возвратное местоимение себя | 1 | |
177 | Притяжательные местоимения | 1 | |
178 | Указательные местоимения | 1 | |
179 | Определительные местоимения | 1 | |
180 | Вопросительно-относительные местоимения | 1 | |
181 | Отрицательные местоимения | 1 | |
182-184 | Неопределённые местоимения | 3 | |
185-187 | Употребление местоимений в речи. | 3 | |
188-190 | "Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации". | 3 | |
191-192 | Контрольная работа №20. Диктант и анализ ошибок | 2 | К.Р. №20 |
193-194 | Р/Р Речь. Соединение разных типов фрагментов в текстах | 2 | |
195-196 | Р/Р Контрольная работа №21. Изложение "Речкино имя" Анализ изложения | 2 | К.Р. №21 |
197-210 | Повторение и резервные уроки | 14 | |
Раздел7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.УМК по предмету:
1)Русский язык. 6 кл. : учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2016
2)Методическое пособие к учебнику "Русский язык. 6 класс" / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос идр.; под ред. М.М. Разумовской. - 2-е изд., стереотип. - М: Дрофа,2015
2. Дополнительная литература
1) Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. _М., 2008 и др.
2) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. _М,, 1994
3) С.И. Ожегов. Современный толковый словарь русского языка. ООО «Издательство Мир и Образование», 2012
4). Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка
5). Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка
6). Г.Г. Граник."Секреты орфографии": Кн. для учащихся 5-7 кл. / -М.: Просвещение)
7). Жуков В.П. Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка
8). Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.
9) Лекант П.А., Леденёва В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка
4. Интернет-ресурсы
1) http://www.rosuchebnik.ru -сайт корпорации «Российский учебник»
2) http://www.gramota.ru – справочно-иформацонный портал «Грамота. Русский язык для всех»
3) http://www.slovari.ru – электронные словари онлайн
4) http://www.gramma.ru – сайт «Культура письменной речи»
5) http://www.rusolimpiada.ru – официальный сайт «Международные олимпиады по русскому языку»
6) http://www.svetozar.ru – сайт «Светозар -открытая международная олимпиада школьников по русскому языку»
7) http://www.rosolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников.
Раздел 8.Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу учебного предмета "Русский язык"
класс 6-д / 2019 - 2020 уч. г.
Реквизиты приказа директора школы | Заменяемая тема | Уплотняемая тема | Новая тема | Количество часов | Период корректировки (неделя, месяц, четверть) |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
11